Напоминание

"Формирование эмотивного словаря у старших дошкольников с ОНР"


Автор: Гук Полина Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ №61"
Населённый пункт: Медвежий Стан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование эмотивного словаря у старших дошкольников с ОНР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор: учитель-логопед Гук П. Д.

Тема: «Формирование эмотивного словаря у старших дошкольников с

общим недоразвитием речи»

Эмоции играют важную роль в жизнедеятельности индивида, в том числе и в

процессе осуществления им такого вида деятельности, как общение. Успешность

коммуникации во многом зависит от знаний ее участников об эмоциях, умений их

идентифицировать,

называть

и

выражать.

Одним

из

средств

выражения

и

обозначения эмоций является эмотивная лексика.

Анализ

научной

и

методической

литературы

показал,

что

развитие

речи

находится

в

тесной

взаимосвязи

с

развитием

эмоциональной

сферы

и

когнитивным развитием ребенка. По мере развития в речи детей формируется

эмотивный словарь, в состав которого входят различные грамматические классы

слов.

При

ОНР

отмечается

нарушения

в

формировании

эмотивного

словаря,

проявляющиеся в трудности актуализации слов, в ошибках смешения названий

различных эмоциональных состояний, в трудности установления антонимических

и синонимических отношений. Данные трудности могут быть обусловлены тем,

что

у

данной

категории

детей

оказываются

недостаточно

сформированными

представления

об

эмоциях,

причинах

их

возникновения

и

средствах

их

выражения.

При

этом

в

исследованиях

имеются

различные

данные

о

сформированности у дошкольников с ОНР дифференцированных представлений

об эмоциях.

В результате проведенных во время обучения в университете исследований, а

также наблюдений в процессе работы в группе комбинированной направленности

я

выявила,

что

уровень

сформированности

словаря

эмоций

у

старших

дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей.

Дошкольники

с

ОНР

демонстрируют

трудности

при

назывании

эмоциональных

состояний,

такие

как

использование

обобщенных

понятий,

смешение названий эмоциональных состояний.

Дети испытывают затруднения

при актуализации эмотивной лексики, относящейся к различным грамматическим

1

классам

слов.

Наименьшие

трудности

возникают

при

необходимости

актуализировать

эмотивные

глаголы, труднее всего актуализировать эмотивные

существительные.

У детей с ОНР чаще, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием,

возникают

трудности

при

необходимости

идентифицировать

некоторые

эмоциональные состояния, а также ошибки в виде смешения различных эмоций.

При необходимости изобразить эмоциональное состояние с помощью мимики и

пантомимики у детей также отмечаются трудности.

Дошкольники

с

речевым

недоразвитием

демонстрируют

низкий

уровень

развития дифференциальных представлений об эмоциях, они либо

приводят

примеры

неадекватных

эмоциональному

состоянию

ситуаций,

либо

вовсе

не

могут их подобрать.

Данные

затруднения

могут

быть

обусловлены

отвлеченным

характером

эмотивной

лексики,

недостаточно

сформированными

дифференцированными

представлениями об эмоциях, причинах их возникновения, средствах выражения.

Анализ

методической

литературы

и

опыт

работы

по

формированию

эмотивной

лексики

у

дошкольников

с

речевыми

нарушениями

показали,

что

использование

театрализованных

игр

может

повысить

эффективность

коррекционно-развивающей

работы

по

формированию

эмотивного

словаря

у

старших дошкольников с ОНР.

Эффективным

является

проведение

игр-драматизаций

по

сюжетам

литературных произведений. Литературный материал подбирается в соответствии

с

возрастом

и

программными

требованиями. Такие игры также предполагают

развитие умения выражать эмоции с помощью паралингвистических средств и

формирование

дифференцированных

представлений

об

эмоциональных

состояниях.

2



В раздел образования