Автор: Доброскокина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 119" города Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное
Создание условий для сенсомоторного развития детей с
ограниченными возможностями здоровья
Доброскокина Татьяна Николаевна
муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119 города Кирова
учитель-дефектолог
Сенсорное развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования
предполагает
формирование
первичных
представлений
об
объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании,
темпе,
части
и
целом,
пространстве
и
времени
и
др.).
Чтобы
сенсорное
развитие
проходило
полноценно,
необходимо
целенаправленное
сенсорное
воспитание.
Сенсомоторика
(от
лат. sensus-чувство,
ощущение, motor-двигатель)
–
взаимокоординация
сенсорных
и
моторных
компонентов
деятельности,
а
получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений,
которые,
в
свою
очередь,
служат
для
регуляции,
контроля
или
коррекции
сенсорной информации.
Актуальность
проблемы
сенсомоторного
развития
дошкольников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
заключается
в
том,
что
познание
человеком начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в
целом
предметов
и
явлений
окружающего
мира.
Известно,
что
развитие
ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения
всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, мышления),
что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как
сложится для ребёнка школьная жизнь, зависит его социализация и интеграция
в общество.
Исследования
учёных
(Л.А.
Венгер,
А.В.
Запорожца,
О . П .
Гаврилушкиной, А.А. Катаевой, Е.А Стребелевой) показывают, что сенсорное
развитие
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
имеет
свои
особенности. Оно значительно отстаёт по срокам формирования и проходит
чрезвычайно
неравномерно.
Дети
с
интеллектуальной
недостаточностью
затрудняются
в
обследовании
предметов,
в
выделении
нужных
свойств,
а
главное в обозначении этих свойств – словом.
Используя методики А.А. Катаевой, Стребелевой Е.А., было проведено
обследование сенсорного восприятия и мелкой моторики детей в группе 4-5 лет.
Анализ результатов показал низкий уровень у 59% детей, средний уровень у
41% детей. Поэтому проблема повышение уровня сенсомоторного развития
детей
дошкольного
возраста
с
интеллектуальной
недостаточностью
легла
в
основу работы.
Исходя из вышесказанного мною, была сформулирована цель – выявление
эффективных условий, обеспечивающих развитие сенсомоторной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди
многочисленных
задач
сенсорного
воспитания
дошкольников
с
интеллектуальной недостаточностью важнейшими являются:
развитие
всех
видов
восприятия
через
систему
сенсорного
воспитания;
формирование обобщенных способов обследования предметов, их
свойств и отношений;
усвоение необходимой сенсорной базы;
своевременное и правильное соединение опыта со словом;
2
коррекция зрительно-двигательной и моторной координации
ребенка.
Реализация поставленных задач невозможна без создания оптимальных
условий
для
воспитания
и
обучения
детей
с
интеллектуа льной
недостаточностью. Это, прежде всего, предполагает наличие адаптированной
образовательной
программы
воспитания
и
обучения,
учёт
возрастных
и
психологических особенностей детей при подборе пособий и игрушек. Очень
важно создание благоприятной для ребенка предметно-развивающей среды,
способствующей сенсорному развитию.
Сенсомоторное
развитие
происходит
в
ходе
разнообразных
видов
деятельности:
игровой
(сюжетно-ролевая
игра,
игра
с
правилами
и
др.),
коммуникативной,
изобразительной,
познавательно-исследовательской,
музыкальной, двигательной, свободной и др. По всем направлениям работа
ведётся
одновременно.
Особенно
важно
систематическое,
целенаправленное
взаимодействие
учителя-дефектолога,
воспитателей,
педагога-психолога,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физической
культуре,
врача
психиатра, родителей.
Для
повышения
эффективности
работы
по
сенсорному
развитию
и
развитию
моторики
большое
значение
имеет
использование
адекватных
методов и приёмов работы: дидактических игр, игр с песком, водой, кубиками,
конструктором, мозаиками
.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному
восприятию направлены на развитие:
- тактильного восприятия,
-
зрительного
восприятия
(восприятие
цвета,
формы,
величины,
пространства),
- слухового восприятия (развитие неречевого слуха, развитие речевого
слуха).
В
формировании
сенсорно-перцептивной
сферы
у
детей
дошкольного
возраста
с
интеллектуальной
недостаточностью
выделяется
три
этапа.
В
соответствии
с
программой
обучения
используются
игры
по
сенсорному
воспитанию умственно отсталых дошкольников, разработанные А.А. Катаевой
и Е.А. Стребелевой.
Эт
ап
Игры-
эксперименты
с природным
материалом
Игры с
бросовым
материалом,
бумагой,
тканью
Игры с
бытовыми
предметам
и орудиями
Игры,
направленные
на сенсорное
развитие
Конструктив
ные игры
1
«Ловля
рыб
(цвет,
величина)»,
«Пускаем
кораблики
в
«Бумажные
капельки»,
«Следы
н а
бумаге»,
«Разные
«Накроем
разные
по
величине
кастрюли
крышками»
«Посмотри
и
назови»,
«Одинаковые
игрушки»,
« К т о
ч т о
«Построй
б а ш н ю
и з
кубиков»,
«Построй
дорожку»,
3
гл у б о ко м
и
мелком
озере
(разные
тазы)»,
«Наполни
(водой,
песком,
ф а с о л ь ю
и
т.п.)
большой
и
маленький
кувшин»,
« И г р а
с
у т оч к а м и
в
тазу», «Печём
куличики»,
«Плавающие
л и с т ь я
и
цветы».
дорожки
(рваная
аппликация)
»,
«Шарики
из бумаги» и
др.
, «Донесём
угощение
для
ёжика»,
«Принесём
Мишке
о в о щ и
и
фрукты
в
корзинке»,
«Возьми
у
меня
пустой
(полный)
тазик»,
«Пустые
и
полные
корзинки
(стаканы) и
др.
делает?», «Что
катится,
что
не
катится»,
« Л о т о к
с
ш а р а м и
и
кубиками»,
«Закрой
коробочки
разной
величины
(формы)»,
«Достань
колечко»,
«Составь бусы
разной
величины
(цвета).
« З а б о р
и з
больших
и
маленьких
палочек»,
«Бочки-
вкладыши»,
«Матрёшки»
,
«Пирамидки
»,
«Составь
и з
к р у г а
(квадрата,
треугольника
и
т . п . )
и
прищепок
солнце,
бабочку,
ёлку»,
«Конструкто
р Lego» и др.
2
«Налей воду в
разные
кастрюли»,
«Налей
цветную
воду
в
р а з н ы е
кувшины»,
« С л е д ы
н а
песке
(величина)»,
« И г р а
с
корабликами в
тазу» и др.
«Цветной
салют»,
«Бумажные
снежинки»,
«Склеивание
листочков
бумаги»,
«Наши
ладошки
(следы)
на
бумаге»,
«Башня
и з
банок»,
«Картина
из
скорлупы» и
т.п.
«Разложи
посуду
на
подносы»,
«Салфетки
для кукол»,
«Наливаем
ч а й
в
ч а ш к и
–
заварка
и
вода»,
«Чашки
и
блюдца»
(величина)
и т.п.
«Цветные
шары
(кубики)»,
« Ц в е т
и
форма»,
«Катание
шаров
через
ворота»,
«Угадай, что в
чудесном
мешочке»,
« Б а б оч к и
и
цветы»,
«Подбери
куклам
одежду»,
« Ко гд а
э т о
бывает?»
(времена года,
части
суток),
«Волшебные
прищепки»
и
т.п.
«Розовая
башня»,
«Коричневая
лестница»,
«Конструкти
вные
треугольник
и»,
«Цветные
цилиндры»,
«Металличес
кие
(пластмассов
ые)
вкладыши»,
«Геометриче
ский
комод»
(форма).
4
3
«В каком
стакане воды
больше?»,
«Таяние льда
в воде»,
«Цветы
лотоса»,
«Подводная
лодка из
яйца», «Чудо-
снежинки» и
др.
«Весёлые
рукавички»,
«Платочек
для
куклы»,
«Шарфики
для
зайчиков».
«Удивитель
ные
камни»
(цвет,
форма,
величина),
«Всем
поровну» и
др.
«Танграм»,
«Колумбово
яйцо»,
«Дома
разной
высоты»,
«Блоки
Дьенеша».
« Б л о к и
с
цилиндрами-
вкладышами
»,
«Цветные
цилиндры»,
«Геометриче
ские
тел а»
(форма),
«Тяжёлые
таблички»
(величина),
«Металличес
кие
(пластмассов
ые)
вкладыши»
(форма,
величина).
Дошкольники
с
интеллектуальной
недостаточностью
крайне
быстро
утомляются, не способны к длительному сосредоточению. Поэтому во время
занятий игрушки и пособия располагаются в различных частях помещения
(группы, кабинета; на столе, на ковре). Педагог и ребенок переходят от одной
группы пособий к другой. Это позволяет менять и вид деятельности, и место
проведения занятия, а в конечном счёте — увеличивать продолжительность
продуктивной работы, предотвращать переутомление ребенка.
Развитию
сенсомоторики
способствуют
графические
игровые
упражнения,
пальчиковые
игры
и
упражнения
со
стихотворным
сопровождением,
глазодвигательные
упражнения,
подвижные
игры,
физкультурные упражнения игрового характера. Важным условием является
использование
различных
видов
изобразительного
творчества.
Это
выкладывание
мозаики;
сортировка
мелких
геометрических
фигур
или
предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка;
ниткопись; оригами; рисование; конструирование и др. Данная практическая
деятельность вызывает у детей положительные эмоции.
Использование
ИКТ
способствует
развитию
восприятия
и
моторики
детей.
Коррекционно-развивающие
игры
с
использованием
планшета
позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, так как включают
упражнения
разной
степени
сложности.
Прекрасная
анимация,
объёмное
изображение, звуковое сопровождение действий, игровая интерактивная форма
подачи материала значительно улучшает восприятие информации ребёнком.
В
процессе
работы
по
развитию
сенсомоторной
деятельности
встают
особые
задачи
взаимодействия
с
родителями
воспитанников.
Обращается
особое внимание на содержание работы по данному направлению и формы
5
организации психолого-педагогической поддержки семье. При этом в работе
используются
коллективные
и
индивидуальные
формы
взаимодействия:
консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические
занятия; организация детских утренников, праздников, конкурсов, выставок,
дней открытых дверей; индивидуальные занятия с ребёнком и его родителями;
подгрупповые занятия. Также используются формы наглядно-информационного
обеспечения:
стенды,
ширмы-передвижки,
папки
«Советы
дефектолога»,
«Советы специалистов», «Это интересно», в которых размещается информация
по данной проблеме. Родители принимают активное участие в пополнении
предметно-развивающей среды различными материалами и оборудованием.
В
результате
проводимой
работы
высокого
уровня
сенсомоторного
развития достигли 20% детей, среднего – 50%, на низком уровне осталось 30%
обследуемых детей.
Таким образом, выявлены и созданы следующие условия, соблюдение
которых повлияло на успешность деятельности:
наличие
адаптированной
образовательной
программы
воспитания
и
обучения;
создание
благоприятной
для
ребёнка
развивающей
предметно-
пространственной среды;
использование эффективных методов и приёмов работы;
учёт возрастных и психологических особенностей детей;
целенаправленное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Список литературы:
1.
Венгер
Л.А.
Развитие
восприятия
и
сенсорное
воспитание
в
дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
2.
Войлокова
Е.Ф.,
Андрухович
Ю.В.,
Ковалева
Л.Ю.
Сенсорное
воспитание
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью:
Учебно-
методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
3.
Гаврилушкина
О.П.
Обучение
конструированию
в
дошкольных
учреждениях для умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1991.
4.
Екжанова
Е.А.,
Стребелева
Е.А.
Программа
дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта.
Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание.
–
М.:
Просвещение, 2003.
5. Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия
для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. – М.:
АРКТИ, 2004.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК –
МАСТЕР», 1993.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.
6
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. II 2.6. (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
7