Автор: Чемекова Лариса Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования"
Населённый пункт: пгт. Новый Торъял, республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики по теме "Задачи в три действия"
Раздел: начальное образование
Тема – «Задачи в три действия».
Цель
– совершенствовать умения работать над составными задачами.
Задачи:
- закреплять умения решать задачи на нахождение сумм двух
произведений,
совершенствовать
вычислительные
навыки,
умения
решать
уравнения,
-развивать мышление посредством работы над задачей, проблемных ситуаций,
заданий на развитие логического мышления; памяти – посредством повторения
таблицы умножения и деления, внимания – посредством игровых моментов,
- воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи,
сотрудничество.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, цели
3. Устный счет
- работа на карточках
- закрепление таблицы умножения. Игра «В снежки»
- заполнение «родственных» рядов
4. Работа по теме урока: задачи в 3 действия
- на нахождение суммы произведений
- на нахождение разности произведений
5. Работа над уравнениями
6. Работа с геометрическим материалом
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
настрой детей
вбегает Печкин
внимание
1 Организация урока
2 Сообщение темы и цели
Печкин:
Тут
занимаются
учащиеся
3
класса?
Ребята,
вам
письмо
из
Простоквашино. А от кого догадайтесь сами.
Правильно, от дяди Федора, а точнее от Шарика и Матроскина. Ну, мне пора.
Учитель: Ребята, давайте быстрее откроем письмо. Вам интересно узнать, что
там написано? (чтение письма без заданий)
«Здравствуйте, ребята!
С приветом к вам Шарик и Матроскин. У нас к вам большая просьба. Нужна
ваша помощь дяде Федору. Он остался жить у нас в деревне и теперь ходит в
нашу
школу
в
3
класс.
Вчера
ему
задали
сложные
задания:
задачи
и
уравнения. А у него никак не получается. Ребятки, помогите ему, пожалуйста.
Учитель ( просматривает задания) :
Дети, какое совпадение! Эти же задания нам предстоит сегодня выполнить.
№3 есть в учебнике, остальные – на печатных листах, т. к. у нас сегодня это 2
урок по теме.
Задания:
1. 1. В ларёк привезли 4 ящика груш, по 10 кг в каждом, и столько же
ящиков яблок по 9 кг. Сколько всего фруктов привезли в ларёк?
2. Юннаты посадили 6 рядов роз по 8 кустиков в каждом, и 5 рядов по 4
кустика в каждом. Сколько всего кустиков роз посадили юннаты?
Какой ещё вопрос можно поставить к условию задачи?
3. В детский сад привезли 4 коробки конфет, по 9 кг в каждой, и 3 коробки
печенья, по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья
привезли в детский сад?
4. На сколько групп можно распределить уравнения:
12 + х = 64 – 19
75 + х = 90
80 – х = 42
х : 4 = 21 – 15
6 · х = 54
Учитель: Ребята, вы готовы помочь дяде Федору?
Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять умения решать задачи в 3
действия, повторять и закреплять табличные случаи умножения и деления
чисел, развивать умения решать уравнения, а также работать с заданиями,
требующими сообразительности, смекалки. И прежде всего на уроке нам
индивид. работа
з а д а н и е
д л я
слабого
для сильного
внимание
память
логическое
мышление
проблем. ситуац.
нужно внимание. Будем слушать себя и друг друга, работать дружно.
Только давайте сначала проведем гимнастику для ума – посчитаем устно,
для того, чтобы правильно выполнить задания.
3. Устный счет
1. Индивидуальные задания на карточках
1) Решить примеры:
1 . 16 = 4 . 8 = 9 . 2 = 3 . 7 . 0 =
7 : 7 = 20 : 5 = 0 . 10 = 15 : 3 :1 =
2) Решить задачу:
В одном ряду ребята поставили шесть солдатиков на расстоянии 5 см друг
от друга, а в другом 8 солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой
ряд длиннее?
Сделай рисунок и реши.
2. Закрепление таблицы умножения
Игра « в снежки»
- Будем выбивать снежный ком из рук снеговика. Приготовьте числовые
карточки.
Я
буду
показывать
выражения,
а
вы
находить
значения
и
показывать ответ.
3. Заполнение родственных рядов
2
5
.
10
12
10
12
4
16
.
7
10
13
15
.
5
6
.
8
4
- Как взаимосвязаны между собой числа первого и второго рядов?
Учитель: приступим к решению заданий дяди Федора. И работать будем не
только
в
тетрадях.
Нам
нужно
послать
ответное
письмо
с
решенными
заданиями. Поэтому я буду просить вас оформлять каждое задание на листах.
Ну, а чтобы дяде Федору было приятно читать ваше послание, скажите мне,
пожалуйста, как вы должны работать? И первую задачу я попрошу оформить
Настю Зубкову.
4. Работа по теме урока
1. Коллективная работа над задачей.
10 кг
9 кг
9 кг
9 кг
9 кг
10 кг
кг
10 кг к
ккг
10 кг
память
аналитический
разбор
физкультминутка
дифференциация
В ларек привезли 4 ящика груш, по 10 кг в каждом, и столько же ящиков
яблок по 9 кг. Сколько всего фруктов привезли в ларек?
1) чтение самостоятельное
2) проверка восприятия с составлением краткой записи
- что обозначает число 4? 10? 9?
- какой вопрос задачи?
Яблок – 5 ящ. по 10 кг
Груш – 4ящ. по 9 кг } ?
3) разбор ( анализом )
4) выбор решения, доказательство правильного решения
1) 10 . 4 = 40 (кг)
2) 9 . 4 = 36 (кг)
3) 40 + 36 = 76 (кг)
1) 10 + 9 = 19 (кг)
2) 19 . 4 = 76 (кг)
1) 10 . 4 = 40 (кг)
2) 9 . 4 = 36 (кг)
3) 40 – 36 = 4 (кг)
5) объяснение 2 способа решения с помощью рисунка
- что сначала узнали?
6) 19 .4 ?
- кто сможет объяснить?
7) запись правильного 1 решения (Настя – на листочке)
Учитель:
1
задача
готова.
Приступим
к
следующим
двум,
которые
будем
разбор синтезом
индивидуальная
работа
взаимопроверка
решать самостоятельно по группам. Для дяди Федора будут решать Алеша и
Оля. 1 группа решает самостоятельно задачу №2 и желающие из 2 группы.
Кто справится быстро с заданием, предлагаю вам задания на карточках (они у
вас лежат на партах). С остальными разберем задачу №3, а решите тоже
самостоятельно.
2. Самостоятельная работа над задачами.
1) Юннаты посадили 6 рядов роз, по 8 кустиков в каждом, и 5 рядов по 4
кустика в каждом. Сколько всего кустиков роз посадили юннаты?
На сколько больше роз получилось в 6 рядах?
2) В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой, и 3 коробки
печенья, по 8 кг в каждой. Сколько всего кг конфет и печенья привезли в
детский сад?
1)Чтение задачи (самостоятельно)
2) Повторение по краткой записи
конфет – 4 кор. по 9 кг
печенья – 3 кор. по 8 кг
3) разбор ( синтезом)
4) самостоятельное решение, 1 решает на доске (индивидуально – с
Сергеем С.)
Проверка фронтальная у 1 группы.
1) 8 . 6 = 48
2) 4 .5 = 20
3) 48 + 20 = 68
48 – 20 = 28
5) взаимопроверка с доски
1) 9 . 4 = 36
2) 8 . 3 = 24
3) 36 + 24 = 60
Учитель: Остались решить уравнения дяди Федора. Я попрошу это сделать
Настю Соловьеву и Илью.
проблем. ситуация
лог. мышление
(классификация)
дифференциация
самоконтроль
работа в группах
(дифферецирован)
обобщение
классификация
анализ, синтез
самооценка
дифференциация
5. Работа над уравнениями.
1) На сколько групп можно распределить уравнения:
12 + х = 64 – 19
75 + х = 90
80 – х = 42
х : 4 = 21 – 15
6 . х = 54
2) Решение по выбору ( 2 решают у доски)
3) Самопроверка
Учитель:
Задания
выполнены.
Что
теперь
нам
надо
сделать?
Конечно,
отправить. А как? Да, купить конверт, написать адрес и опустить в почтовый
ящик. Этим вы займетесь после уроков.
Ну, а мы еще должны с вами поработать в группах. Сейчас получите задания,
обсудите их и найдите правильный ответ. А потом проверим. Старшие будут
выходить и отвечать.
6. Логические упражнения (работа в группах)
1. Как назвать одним словом эти фигуры?
2. Какая пара фигур лишняя?
3. Распределить фигуры на 3 группы.
4. Провести в треугольнике 3 отрезка так, чтобы внутри
него получились 3 треугольника и 1 четырехугольник.
7. Рефлексия.
- Как оцените свою работу?
- Чему научились на уроке?
Оценивание учителем
8. Домашнее задание:
1) Отправить письмо
2) №5-6 – по выбору
3) задания на карточках (доделать)