Автор: Зудина Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Приволжского района г.Казани
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА" по методике В.В. Емельянова.
Раздел: дошкольное образование
«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» по методике
В.В. Емельянова.
Эмоциональность, яркость выступления детского певческого коллектива
всегда очаровывает зрителей. За таким выступлением детей кроется
кропотливая работа. Чтобы удержать интерес воспитанников музыкальный
руководитель не только тщательно продумывает каждое хоровое занятие, но
находится в постоянном поиске.
Распевка очень важная часть вокального воспитания дошкольников, но
кропотливая и однообразная работа над распевками уменьшает интерес
младших школьников к пению. Как сделать распевку интересной? Над этим
вопросом задумывался хотя бы раз каждый музыкальный руководитель. У
каждого педагога свои пути решения этого вопроса. За годы работы с детьми
«накопилось» много приёмов.
Ответ на этот вопрос помог найти «Фонопедический метод развития голоса»
В.В.Емельянова. Метод называется фонопедическим благодаря его
восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были
достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем
вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание
как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ
Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от
детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет
совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю,
индивидуально к каждому ребёнку с учётом его природных особенностей.
Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать
проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с
различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не
возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или
неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое
может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен
на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он
способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и
гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у
детей способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за
прогрессом в собственном обучении. Маленький вокалист обретает
способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать
и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых
ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные
проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от
какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего
голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.
Работая с младшими школьниками, мы активно используем методом В.В.
Емельянова. К абстрактным голосовым играм мы подобрали детские стишки,
и дети 4-7 лет с удовольствием играют.
Когда с детьми говорим про регистры: НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий
(тонкий) читаем стишки. НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) регистр – толстым голосом:
Скороговорка
СЛОНЫ УМНЫ, СЛОНЫ СМИРНЫ,
СЛОНЫ СПОЙНЫ И СИЛЬНЫ.
СЛОН
ДАЛИ ТУФЕЛЬКИ СЛОНУ.
ВЗЯЛ ОН ТУФЕЛЬКУ ОДНУ
И СКАЗАЛ: - НУЖНЫ ПОШИРЕ,
И НЕ ДВЕ, А ВСЕ ЧЕТЫРЕ!
Самуил Маршак
а вот пример для высокого (тонкого)регистра:
Мошки
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
В. Лужин
Далее примеры, где регистры НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий (тонкий)
представлены в одном стихотворении
ЁЖИК И ЛИСИЦА
Бежит ёжик вдоль дорожек,
Да скользит по льдy.
ГОВОРИТ ЕМУ ЛИСИЦА:
"ДАЙ ПЕРЕВЕДУ"
Отвечает серый ёжик:
У меня две пары ножек
Сам я перейдy."
Самуил Маршак
Мышка или кошка?
ЖИЛ НА СВЕТЕ КОТ_КОТИШКА
ПО ПРОЗВАНЬЮ ХИТРЫЙ ТИШКА
И жила на свете мышка
по прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
А ЗА НЕЙ КРАДЕТСЯ ТИХОН
С. Иванов.
Сова и синица
У СОВЫ У СТАРОЙ
НЕ ГЛАЗА, А ФАРЫ -
КРУГЛЫЕ, БОЛЬШИЕ,
СТРАШНЫЕ ТАКИЕ.
А у птички у синички,
У синички-невелички,
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
В. Берестов
Тишка
С НАМИ В ДОМЕ КОТ ЖИВЕТ,
ПЕСНИ ВЕСЕЛО ПОЕТ:
«МУР-Р-Р...», «МЯУ!»
Рядом с ним котенок Тишка.
Он совсем еще малышка:
Образные, конкретные примеры помогают детям быстро и легко освоить
материал.
Упражнение В.В. Емельянова «Штро-бас» - хххх
Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения
фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся
параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают
хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.
Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-
регистр – вибранта голосовых складок.
А в реке, где много ила, "ххх",
Слышно песню крокодила "ххх".
Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -
Все боятся страшной пасти! "ххх"
Нет у бедного друзей, "ххх".
Ищет их он много дней, "ххх".
Крокодил лишь слезы льет, "ххх",
Хриплым голосом поет "ххх"!
Упражнение В.В. Емельянова «Страшная сказка»
Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и
вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться.
Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.
Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему
эмоциональную
окраску
испуга.
Гласные
включать
в
работу
по
очереди,
по степенно
приходя
к
оптима льной
по
фонетиче ской
бл и з о с т и
последовательности
«УОАЭЫ».
Перевод
гласного
в
гласный
происходит
без
атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.
В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения –
пальцы
продолжают
контролировать
расстояния
между
зубами
через
расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.
Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например:
педагог – «Ухал…», дети – «У» и наоборот.
Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани –
«толстого» голоса; специфическая форма рупора.
Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У Ухал. Охал.
УО Ахал филин:
УОА
Эхо слышалось в лесу:
УОАЭ Звери в страхе разбежались.
УОАЭЫ Песни Фили испугались.
Литература
1.
В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж» г. Санкт-
Петербург, 1996 год
2.
Кацер О.В. « Игровая методика обучения детей пению» СПб.:
"Музыкальная палитра", 2005. - 47 стр.
3.
Е.В. Калмыкова: «Игровые технологии обучения в детском саду»
Издательство: Генезис, 2007 г.