Напоминание

"Неразлучные друзья - взрослые и дети"


Автор: Скворцова Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт. Приволжский
Наименование материала: статья
Тема: "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Неразлучные друзья – взрослые и дети.

(из опыта работы по программе «РиД» («Родители и дети») Скворцовой

Елены

Ивановны,

педагога

дополнительного

образования

МБУДО

ДДТ

Волжского муниципального района Республики Марий Эл)

В связи с реформированием образовательной системы встала проблема

комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка.

По определению многих источников, развитие личности происходит не

только

в

учебно

познавательной

деятельности,

но

и

в

организации

разнообразия и интересной жизни любого детского коллектива, в работе

объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего

человека.

Сфера дополнительного образования – самая благоприятная в реализации

задач духовно – нравственного, интеллектуального, эстетического развития

школьников.

Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием и одно из определений

термина

«воспитание»

сводиться

к

обеспечению

наиболее

полноценного

развития личности.

Меру воспитательного воздействия каждый педагог должен соотносить с

конкретными условиями, но по мнению французкого педагога Семистена

Фроне,

эта

мера

всегда

должна

быть

максимальной,

главное

средство

воспитания – разумно организованное общество, под которым мы понимаем

коллектив единомышленников, содружество детей и взрослых, связанных

едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Это

наша большая «семья», послужившая стимулом создания данной программы.

Второе

определение

названия

программы

«Семь

Я»

-

это

семь

ориентиров (направлений) развития личности, которые в конечном итоге

нацеливают на становление личности ребёнка, как субъекта собственной

жизни:

- Я и мои интересы;

- Я и мой коллектив;

- Я и природа;

- Я и культура (поведения, культура быта, общения);

- Я и моё здоровье;

- Я и моё творчество;

- Я и моя семья.

Программа «Семь Я» организует сотрудничество и содружество детей

и

взрослых:

педагог

дополнительного

образования,

психолог,

классный

руководитель, ребёнок и родители и рассчитана на детей в возрасте 7-9 лет.

Обучающимся

предлагается

две

ступени

в

соответствии

с

уровнями

образовательной деятельности по годам обучения:

1-ая ступень – «почемучки»

Образовательный

уровень

поисково-зондирующий.

Основа

его

практическая

деятельность.

Уровень

коммуникации

на

данной

ступени

репродуктивный:

делай

как

я.

Накапливается

опыт

исполнительской

деятельности,

который

вместе

с

практикой

приводит

обучающегося

к

мастерству.

2-ая ступень- «умельцы».

Эта ступень соответствует второму году обучения и образовательный уровень

носит исследовательский характер. Уровень коммуникации – продуктивный –

делай сам. Обучающиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет

коррекция развития интересов и способностей. В конце года проводится

итоговый праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети».

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.

Диагностика

Консультирование

Коррекционно-

развивающая работа

Первичная диагностика

вновь

по ступивших

обучающихся

Индивидуальное

консультирование

родителей

Индивидуальная

коррекция

эмоциональной

сферы

п о в е д е н и я

и

личностных

проблем

обучающихся

Диагностика

эмоционального

состояния

обучающихся

В ы с т у п л е н и е

н а

родительских

собраниях

Групповая

коррекция

эмоциональной сферы

Диагностика

внутригрупповых

отношений

Индивидуальное

консультирование

педагогов

Развивающие занятия

Диагностика

личностных

способностей

Коммуникативные

тренинги

Содержание работы по направлениям:

I направление «Я и мои интересы».

Проблема развития человека и проблема развития общества – это две

стороны

одного

процесса.

Жизнь,

благополучие

и

возможность

самореализации

каждого

из

нас

зависит

от

потенциала

развития

современного детства. А для того. Чтобы детство стало путеводной звездой в

безбрежном море различных влияний, необходимо своевременно выявить

потребности.

Интересы,

склонности

ребят,

которые

являются

важными

стимулами развития способностей. Для выявления интересов проводим такие

анкеты, как «Диагностика личности», «Занятость детей в свободное время»;

тесты «Лидер ли я?», «Кто я, какой я», а также конкурс рисунков «Моя

любимая игрушка», выставки детского творчества «Мир моих увлечений» и

детскую презентацию коллекций.

II направление «Я и мой коллектив»

Главная

задача

в

этом

направлении

создание

условий

для

формирования

объективной

оценки

самого

себя

в

сравнении

с

другими

людьми.

Принадлежность

к

коллективу

обязательно

для

развивающегося

человека,

поскольку

коллектив

помогает

приобрести

опыт

создания

групповых ценностей.

Мероприятия:

«Творческая

мастерская

«Подарок

другу»»,

КТД

«Подарок другу – инвалиду», подготовка к Новому Году, инсценировка сказок

«Репка», «Мороз Иванович»; занятия – «Хорошо иметь друзей», «Мир, в

котором мы живем»; игра «Поле чудес», «Домик окнами в детство», «Зов

джунглей»; Дни именинника «Осенины», «Зимородки», «Веснянки», беседа с

детьми «Как найти друга».

III направление «Я и природа»

Природа

лучший

учитель

ребёнка.

Приобщение

к

окружающему

миру, включение детей в экологическую заботу о мире природы – одно из

задач данного направления. Немаловажной задачей является формирование у

обучающихся

представлений

о

ценностях

мира.

О

единстве

человека

и

природы, о человеке, как части природы.

Мероприятия: экскурсии в зимний, весенний, осенний лес,

ЭКСКУРСИЯ В

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗ

ей, катание на лыжах и санках; викторины: «Всё о кошках»,

«Всё

о

собаках»,

«Всё

о

погоде»;

праздники

«Шуточный

поход»,

«Все

зверюшки и птицы хотят веселиться», конкурс «Природа и фантазия».

IV направление «Я и культура»

Воспитание у детей гражданского отношения к этической стороне в

жизни общества. Своего народа как составной части культуры.

Мероприятия: классный час «Добрые мелочи», «Научи своё сердце

добру», поездка в кукольный театр, операция «Забота» - это те мероприятия.

Которые помогают ребёнку освоить многообразие культурных ценностей.

V направление «Я и моё здоровье»

В настоящее время перед человечеством стоит одна большая проблема

проблема

экологии,

а

также

не

менее

важная

проблема

курения

и

наркомании у детей младшего и среднего возраста. Поэтому я, как педагог

дополнительного

образования,

совместно

с

родителями,

классным

руководителем и психологом работаю в тесном контакте по устранению всех

причин, вызывающих данные проблемы.

Мероприятия: конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые

старты»; беседы о вреде курения и наркомании, «Правильный режим – успех

в учебе и здоровье», просмотр кинофильмов о вреде курения и наркомании.

VI направление «Я и моё творчество»

Я учу детей восхищаться результатом своей деятельности, стараюсь

пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить цели и

осуществлять их, а значит даю им стимул для саморазвития. Задачи данного

ориентира-

выявить.

Развить

и

поддержать

творческие

способности

обучающихся,

сформировать

устойчивые

интересы

и

склонности.

Чтобы

стать целостной личностью, подростку необходимо пройти через понимание

того.

Что

он

делает

лучше

других,

а

для

этого

необходимым

условием

является творческая деятельность.

Мероприятия:

творческая

мастерская

«Я

люблю»,

«Поздравляю»,

«Мастер», мастер-классы для детей и их родителей, конкурсы «Новогодняя

открытка», «Мастерство и фантазия», «Мир моих увлечений».

VII направление «Я и моя семья»

(самое большое направление программы)

Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие,

чувство долга и товарищества, забота о ближнем – смысл работы семьи и

учреждения дополнительного образования – два воспитательных феномена,

каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт, но только в

сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения

маленького человека в большой мир.

Вся моя деятельность по программе «Семь Я» построена на основе

трёх блоков:

работа с детьми;

работа с родителями;

совместные мероприятия.

Как

показывает

опыт

работы

с

родителями,

их

интересует,

в

большей

степени, совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность

увидеть своего ребёнка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть

на него другими глазами, просто провести время рядом с ними. Традиционно

в нашем объединении проходят такие праздники, как «Маленькая страна –

это моя семья» 9к дню семьи), конкурс «Мамы и дочки», «А ну-ка, бабушки»,

«Вечер развлечений пап и мальчиков», шашечные турниры, коллективные

поездки в Раифский монастырь, «Зимние забавы» (катание на санках и лыжах

в дни зимних каникул). Очень любят дети и родители участвовать в таких

творческих выставках, как «Краски осени», «Природа и фантазия», «Наши

семейные

традиции»,

«Новогодний

калейдоскоп».

С

удовольствием

принимают участие в защите проекта «Моё древо жизни».

Готовясь к встрече с семьёй воспитанника, необходимо помнить, что

любой родитель хочет услышать чаще хорошее, чем плохое.

Формы взаимодействия с семьёй.

Традиционные

Индивидуальные

Стендовый

материал

Папки-передвижки

Беседы, консультации,

посещение семьи

Тематические

консультации

Круглые столы

Выставка детских

работ

Родительское

собрание

Коллективные

Информационно-

наглядные

Фотовыставки

Нетрадиционные формы

Защита проектов

Тестирование

Семинар-практикум

Анкетирование

Педагогическая

гостиная

Праздники,вы

ставки,

экскурсии,

конкурсы

Наглядно-

информационные

Информационно-

аналитические

Досуговые

Познавательные

День открытых

дверей

Открытые

занятия

Наладить

сотрудничество

с

родителями

порой

очень

непросто.

Но,

благодаря

выстроенной

системе

совместных

мероприятий,

удается

достигнуть желаемых результатов.

Выпуск газеты



В раздел образования