Автор: Скворцова Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт. Приволжский
Наименование материала: статья
Тема: "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Раздел: дополнительное образование
Неразлучные друзья – взрослые и дети.
(из опыта работы по программе «РиД» («Родители и дети») Скворцовой
Елены
Ивановны,
педагога
дополнительного
образования
МБУДО
ДДТ
Волжского муниципального района Республики Марий Эл)
В связи с реформированием образовательной системы встала проблема
комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка.
По определению многих источников, развитие личности происходит не
только
в
учебно
–
познавательной
деятельности,
но
и
в
организации
разнообразия и интересной жизни любого детского коллектива, в работе
объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего
человека.
Сфера дополнительного образования – самая благоприятная в реализации
задач духовно – нравственного, интеллектуального, эстетического развития
школьников.
Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием и одно из определений
термина
«воспитание»
сводиться
к
обеспечению
наиболее
полноценного
развития личности.
Меру воспитательного воздействия каждый педагог должен соотносить с
конкретными условиями, но по мнению французкого педагога Семистена
Фроне,
эта
мера
всегда
должна
быть
максимальной,
главное
средство
воспитания – разумно организованное общество, под которым мы понимаем
коллектив единомышленников, содружество детей и взрослых, связанных
едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Это
наша большая «семья», послужившая стимулом создания данной программы.
Второе
определение
названия
программы
«Семь
Я»
-
это
семь
ориентиров (направлений) развития личности, которые в конечном итоге
нацеливают на становление личности ребёнка, как субъекта собственной
жизни:
- Я и мои интересы;
- Я и мой коллектив;
- Я и природа;
- Я и культура (поведения, культура быта, общения);
- Я и моё здоровье;
- Я и моё творчество;
- Я и моя семья.
Программа «Семь Я» организует сотрудничество и содружество детей
и
взрослых:
педагог
дополнительного
образования,
психолог,
классный
руководитель, ребёнок и родители и рассчитана на детей в возрасте 7-9 лет.
Обучающимся
предлагается
две
ступени
в
соответствии
с
уровнями
образовательной деятельности по годам обучения:
1-ая ступень – «почемучки»
Образовательный
уровень
–
поисково-зондирующий.
Основа
его
–
практическая
деятельность.
Уровень
коммуникации
на
данной
ступени
–
репродуктивный:
делай
как
я.
Накапливается
опыт
исполнительской
деятельности,
который
вместе
с
практикой
приводит
обучающегося
к
мастерству.
2-ая ступень- «умельцы».
Эта ступень соответствует второму году обучения и образовательный уровень
носит исследовательский характер. Уровень коммуникации – продуктивный –
делай сам. Обучающиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет
коррекция развития интересов и способностей. В конце года проводится
итоговый праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети».
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
Диагностика
Консультирование
Коррекционно-
развивающая работа
Первичная диагностика
вновь
по ступивших
обучающихся
Индивидуальное
консультирование
родителей
Индивидуальная
коррекция
эмоциональной
сферы
п о в е д е н и я
и
личностных
проблем
обучающихся
Диагностика
эмоционального
состояния
обучающихся
В ы с т у п л е н и е
н а
родительских
собраниях
Групповая
коррекция
эмоциональной сферы
Диагностика
внутригрупповых
отношений
Индивидуальное
консультирование
педагогов
Развивающие занятия
Диагностика
личностных
способностей
Коммуникативные
тренинги
Содержание работы по направлениям:
I направление «Я и мои интересы».
Проблема развития человека и проблема развития общества – это две
стороны
одного
процесса.
Жизнь,
благополучие
и
возможность
самореализации
каждого
из
нас
зависит
от
потенциала
развития
современного детства. А для того. Чтобы детство стало путеводной звездой в
безбрежном море различных влияний, необходимо своевременно выявить
потребности.
Интересы,
склонности
ребят,
которые
являются
важными
стимулами развития способностей. Для выявления интересов проводим такие
анкеты, как «Диагностика личности», «Занятость детей в свободное время»;
тесты «Лидер ли я?», «Кто я, какой я», а также конкурс рисунков «Моя
любимая игрушка», выставки детского творчества «Мир моих увлечений» и
детскую презентацию коллекций.
II направление «Я и мой коллектив»
Главная
задача
в
этом
направлении
–
создание
условий
для
формирования
объективной
оценки
самого
себя
в
сравнении
с
другими
людьми.
Принадлежность
к
коллективу
обязательно
для
развивающегося
человека,
поскольку
коллектив
помогает
приобрести
опыт
создания
групповых ценностей.
Мероприятия:
«Творческая
мастерская
«Подарок
другу»»,
КТД
«Подарок другу – инвалиду», подготовка к Новому Году, инсценировка сказок
«Репка», «Мороз Иванович»; занятия – «Хорошо иметь друзей», «Мир, в
котором мы живем»; игра «Поле чудес», «Домик окнами в детство», «Зов
джунглей»; Дни именинника «Осенины», «Зимородки», «Веснянки», беседа с
детьми «Как найти друга».
III направление «Я и природа»
Природа
–
лучший
учитель
ребёнка.
Приобщение
к
окружающему
миру, включение детей в экологическую заботу о мире природы – одно из
задач данного направления. Немаловажной задачей является формирование у
обучающихся
представлений
о
ценностях
мира.
О
единстве
человека
и
природы, о человеке, как части природы.
Мероприятия: экскурсии в зимний, весенний, осенний лес,
ЭКСКУРСИЯ В
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗ
ей, катание на лыжах и санках; викторины: «Всё о кошках»,
«Всё
о
собаках»,
«Всё
о
погоде»;
праздники
«Шуточный
поход»,
«Все
зверюшки и птицы хотят веселиться», конкурс «Природа и фантазия».
IV направление «Я и культура»
Воспитание у детей гражданского отношения к этической стороне в
жизни общества. Своего народа как составной части культуры.
Мероприятия: классный час «Добрые мелочи», «Научи своё сердце
добру», поездка в кукольный театр, операция «Забота» - это те мероприятия.
Которые помогают ребёнку освоить многообразие культурных ценностей.
V направление «Я и моё здоровье»
В настоящее время перед человечеством стоит одна большая проблема
–
проблема
экологии,
а
также
не
менее
важная
проблема
курения
и
наркомании у детей младшего и среднего возраста. Поэтому я, как педагог
дополнительного
образования,
совместно
с
родителями,
классным
руководителем и психологом работаю в тесном контакте по устранению всех
причин, вызывающих данные проблемы.
Мероприятия: конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые
старты»; беседы о вреде курения и наркомании, «Правильный режим – успех
в учебе и здоровье», просмотр кинофильмов о вреде курения и наркомании.
VI направление «Я и моё творчество»
Я учу детей восхищаться результатом своей деятельности, стараюсь
пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить цели и
осуществлять их, а значит даю им стимул для саморазвития. Задачи данного
ориентира-
выявить.
Развить
и
поддержать
творческие
способности
обучающихся,
сформировать
устойчивые
интересы
и
склонности.
Чтобы
стать целостной личностью, подростку необходимо пройти через понимание
того.
Что
он
делает
лучше
других,
а
для
этого
необходимым
условием
является творческая деятельность.
Мероприятия:
творческая
мастерская
«Я
люблю»,
«Поздравляю»,
«Мастер», мастер-классы для детей и их родителей, конкурсы «Новогодняя
открытка», «Мастерство и фантазия», «Мир моих увлечений».
VII направление «Я и моя семья»
(самое большое направление программы)
Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие,
чувство долга и товарищества, забота о ближнем – смысл работы семьи и
учреждения дополнительного образования – два воспитательных феномена,
каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт, но только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир.
Вся моя деятельность по программе «Семь Я» построена на основе
трёх блоков:
работа с детьми;
работа с родителями;
совместные мероприятия.
Как
показывает
опыт
работы
с
родителями,
их
интересует,
в
большей
степени, совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность
увидеть своего ребёнка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть
на него другими глазами, просто провести время рядом с ними. Традиционно
в нашем объединении проходят такие праздники, как «Маленькая страна –
это моя семья» 9к дню семьи), конкурс «Мамы и дочки», «А ну-ка, бабушки»,
«Вечер развлечений пап и мальчиков», шашечные турниры, коллективные
поездки в Раифский монастырь, «Зимние забавы» (катание на санках и лыжах
в дни зимних каникул). Очень любят дети и родители участвовать в таких
творческих выставках, как «Краски осени», «Природа и фантазия», «Наши
семейные
традиции»,
«Новогодний
калейдоскоп».
С
удовольствием
принимают участие в защите проекта «Моё древо жизни».
Готовясь к встрече с семьёй воспитанника, необходимо помнить, что
любой родитель хочет услышать чаще хорошее, чем плохое.
Формы взаимодействия с семьёй.
Традиционные
Индивидуальные
Стендовый
материал
Папки-передвижки
Беседы, консультации,
посещение семьи
Тематические
консультации
Круглые столы
Выставка детских
работ
Родительское
собрание
Коллективные
Информационно-
наглядные
Фотовыставки
Нетрадиционные формы
Защита проектов
Тестирование
Семинар-практикум
Анкетирование
Педагогическая
гостиная
Праздники,вы
ставки,
экскурсии,
конкурсы
Наглядно-
информационные
Информационно-
аналитические
Досуговые
Познавательные
День открытых
дверей
Открытые
занятия
Наладить
сотрудничество
с
родителями
порой
очень
непросто.
Но,
благодаря
выстроенной
системе
совместных
мероприятий,
удается
достигнуть желаемых результатов.
Выпуск газеты