Автор: Меркулова Татьяна Валентиновна
Должность: преподаватель отдела народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.о.Королёв Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальный фестиваль в ДМШ и ДШИ как фактор культурно-творческого развития детей и подростков в учреждениях дополнительного образовании детей".
Раздел: дополнительное образование
«Музыкальный фестиваль в ДМШ и ДШИ как фактор культурно-
творческого
развития
детей
и
подростков
в
учрежд ен и я х
дополнительного образовании детей».
Формирование творческой личности достаточно сложный и не всегда
предсказуемый процесс. Он требует внимательного, бережного отношения к
творческой индивидуальности каждого субъекта, занимающегося творческой
деятельностью. Особенно, если творческая индивидуальность - ребёнок !
Творчество открывает перед ребёнком путь полный волнующих и
радостных эстетических переживаний в рамках, доступных его возрасту.
Чтобы ребёнок успешно мог пройти этот путь необходимо развивать у него
творческие способности, позволяющие качественно проявлять себя в сфере
культурно- творческой деятельности.
Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать у ребёнка
эмоциональную отзывчивость, потребность в культурном досуге, любовь к
творчеству. Вне
развития этих качеств невозможно приобщить ребёнка к
миру прекрасного, к творческому созиданию, без которого невозможно и
целостное развитие личности.
Наш достаточно большой педагогический опыт убедил нас в том, что
формированию творческой личности следует уделять внимание с детства.
Преподавателям учреждений дополнительного художественного образовании
детей необходимо помнить о том, что творчество молодёжи, воспитание
молодых талантов – основная педагогическая задача.
Общеизвестно, что любой вид творчества теснейшим образом связан с
тремя важнейшими для творческого успеха условиями:
- наличием таланта,
-интенсивностью обучения в сензитивный период,
-наличием творческой среды.
Талант (уметь раньше, чем знать) даётся свыше. Приобрести талант
невозможно!
А
вот,
повлиять
на
интенсивность
обучения
ребёнка,
создать
благоприятную среду для развития культурно-творческой личности, конечно,
не только возможно, но и необходимо.
Именно созданием среды, способствующей успешному развитию
творческого
потенциала
ребёнка,
серьёзно
занимается
педагогический
коллектив.
Если проследить историю человеческой цивилизации, то нельзя не
заметить тот факт, что творчески успешные люди очень часто, с какой-то
удивительной закономерностью появлялись то тут, то там
-
группами.
Так,
в
золотой
век
Древних
Афин,
буквально
за
одним
столом
одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире
гении, как Фидий, Софокл, Сократ, Платон и Протагор. Почти все они были
коренными жителями Афин
-
города, который едва насчитывал шестьдесят
тысяч
свободных
граждан.
И
почти
все
выше
названные
гении
сформировались
на
одном
небольшом
пространстве.
Но
никакие
данные
генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили
окружающие их народы.
Многие
учёные,
анализирующие
этот
удивительный
факт
истории,
пришли к выводу, что причина заключается в среде, стимулирующий тот или
иной вид дарования, творчества, деятельности.
Ведь
все
эти
люди
принадлежали
к
одному
классу
со
стойкими
традициями,
подкреплёнными
социальной
преемственностью.
В
общении
друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому,
что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и
широким массам свободного городского люда,
-
все они смогли реализовать
присущий им талант.
Италия
-
тринадцатый
век.
Торговцы
и
ремесленники
Флоренции,
добившись в тринадцатом веке отмены крепостного права, создали тем
самым мощную
прослойку
городского люда, который уже был способен
понимать
живопись,
архитектуру,
музыку.
Люди
еженедельно
проводили
много
часов
в
храмах,
где
постоянно
общались
с
музыкальными,
скульптурными и художественными произведениями.
В
четырнадцатом
веке во Флоренции
от восьми до десяти тысяч
людей ходили в начальную школу, не менее тысячи в среднюю и от пятисот
до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как
при этом не наступить Эпохе Возрождения – эпохе массового устремления к
культуре, знаниям, искусству.
В
итоге
напрашивается
вывод:
везде,
где
бы
не
появились
благоприятные
творческие
условия,
оптимальная
культурная
среда,
общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, обязательно
появлялось большое число
талантливых, творчески одарённых или даже
гениальных людей.
Одним из
факторов, который, по нашему убеждению, способствует
созданию
культурной
общественной
среды
в
наши
дни,
развивает
музыкальное воображение и музыкальные способности детей и подростков,
обогащает
духовный
уровень
молодёжи,
эффективно
влияет
на
формирование
и
реализацию
творческого
мышления
подрастающего
поколения является такая форма проведения музыкальных мероприятий,
как «Музыкальный фестиваль».
Фестивали различных видов искусств обладают большим социальным
потенциалом. Творческие ресурсы этих культурных событий, несомненно,
значительные.
Среди
множества
фестивалей,
пожалуй,
самыми
распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные.
В современном мире, музыкальные фестивали
завоевали большую
популярность и превратились в значимые культурные события. Проведение
музыкальных
фестивалей
–
это
одна
из
наиболее
распространённых,
популярных и эффективных творческих акций, массового характера. Ни в
одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в
области
исполнительских
искусств
нет
развернутого
определения
музыкального
фестиваля
как
организационно-художественной
формы
музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает
словарь русского языка С.И. Ожегова: «Фестиваль - широкая общественная,
праздничная
встреча,
сопровождаемая
смотром
достижений
каких-нибудь
видов искусств».
Отличие музыкального фестиваля от обычного концерта заключается в
том, что музыкальный
фестиваль представляет собой серию
культурных
событий, объединенных общей
творческой идеей или
единым стилем
музыки
(классической,
народной,
эстрадной,
джазовой).
В
отличие
от
концертов, которые, как правило, длятся несколько часов,
музыкальные
фестивали легко могут продолжаться на протяжении нескольких дней.
Большинство
популярных
музыкальных
фестивалей
появилось
в
1950-е годы. Их появление и развитие связано с обновлением различных
видов творческого общения в структуре современной городской культуры.
Музыкальный
фе стиваль
может
функционировать
и
к а к
единовременная и как систематически повторяемая культурная акция, как
правило,
посвященная
юбилеям
деятелей
искусств,
творческим,
историческим и памятным датам.
По
продолжительности
проведения
музыкальные
фестивали
можно
разделить
на
краткосрочные
(от
нескольких
дней
до
двух
недель),
среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного
месяца до года).
Место проведения музыкального фестиваля также играет важную роль
в формировании художественной концепции, привлекательного образа в
сознании
слушателей
и
зрителей
фестиваля.
Это
могут
быть
открытые
концертные площадки, парки, скверы. А так же концертные залы, «Дома
музыки».
филармонии,
учреждения
художественно-эстетического
образования и т.д.
Музыкальные фестивали — это публичное культурное действие, цель
которого:
- создание
праздничной, творческой атмосферы для исполнителей и
слушателей;
-возможность осуществления живого творческого общения музыкантов
всех возрастов ( детей, подростков, профессиональных музыкантов);
-выявление талантливой молодёжи;
-воспитание творческой личности средствами музыкального искусства;
-развитие
устойчивого
интереса
молодёжи
к
отечественным
культурным традициям;
- реализация патриотического воспитания подростков;
-формирование
культурного
имиджа
учреждения,
организующего
фестиваль;
-привлечение
внимание
общественности
к
важным
музыкальным,
историческим и памятным датам;
- удовлетворение культурных потребностей посетителей фестивалей.
Перечисленные
ресурсы
доказывают
большие
возможности
музыкальных фестивалей. Чрезвычайно важная составляющая фестиваля —
событийность.
Музыкальный
фестиваль
—
это
событие,
привлекающее
внимание различных слоёв общества. Взрослые и дети с разной степенью
подготовленности, культурной и музыкальной, с удовольствием посещают
фестивали. Их привлекают демократичность, непринуждённая, свободная
творческая среда, желание выйти за пределы повседневной деятельности,
возможность публично реализовать свой талант.
И, наконец, главное «Музыкальный фестиваль» — это яркий праздник
отечественной культуры, который дарит радость всем своим и участникам и
посетителям.