Напоминание

Цикл занятий "Музыкальная гостиная" как форма адптации детей с расстройствами аутистического спектра к группе


Авторы: Рогозина Мария Александровна, Соколова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Цикл занятий "Музыкальная гостиная" как форма адптации детей с расстройствами аутистического спектра к группе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Цикл занятий «Музыкальная гостиная» как форма адаптации детей с

расстройствами аутистического спектра к группе

Вначале работы с ребенком, имеющим диагноз ранний детский аутизм,

наиболее

эффективными

являются

индивидуальные

занятия,

так

как

специалист выявляет особенности установления контакта с ребенком, его

интересы

и

увлечения.

На

основании

полученной

информации

разрабатывается

индивидуально-ориентированная

коррекционно-

развивающая

программа

работы

с

семьей.

Только

достигнув

спокойного

поведения ребенка с аутизмом на индивидуальных занятиях, специалистом

принимается решение о включении ребенка в групповую деятельность, для

закрепления

развитых

навыков

и

достигнутых

результатов,

а

так

же

адаптации в социуме. С целью обеспечения возможности интеграции детей в

безопасную для них обстановку эффективным является включение в детский

социум родителей и сиблингов.

В основе построения групповой работы лежит эмоциональное вовлечение

ребенка в совместную деятельность. Основными целями групповой работы

является стимуляция взаимодействия и общения между детьми и взрослыми,

развитие произвольного восприятия, создание благоприятных условий для

развития личности ребенка. Групповая организованная деятельность также

способствуют сенсорному развитию, развитию ориентировки, движений.

При

распределении

детей

с

нарушениями

в

развитии

по

группам

специалисты ориентируются не на возраст, а на уровень развития детей и их

особенности: характер проблем, тип нарушения, области деятельности, в

которых ребенок успешен. Оптимальное количество детей в группе - 3-6

человек.

На базе СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения

детей и семей» специалистами отдела «Лекотека» реализуется программа

групповых

занятий

«Музыкальная

гостиная»,

целью

которой

является

сплочение

участников

группы

и

снятие

барьеров

для

продуктивного

взаимодействия с помощью средств музыкальной выразительности.

Основными задачами занятий являются:

- развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование сенсорных эталонов;

- развитие слухового восприятия;

- снятие барьеров для творческого самовыражения;

- развитие навыков двигательного контроля;

- элиминация импульсивности,

- развитие творческой и созидательной активности.

Структура группового занятия «Музыкальная гостиная»

1. Общий сбор.

2. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Цель: обозначение начала занятия и настрой на совместную деятельность.

3. Творческая работа. Дети и родители создают аппликацию из ранее

подготовленных заготовок.

Цель: развитие творческой активности и активного взаимодействия всех

членом группы.

4. Коммуникативные упражнения

Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

5. Рефлексия. Участникам мероприятия предлагается создать совместную

аппликацию

Цель:

развитие

мышечного

контроля,

элиминация

импульсивности

освоение и закрепление позы покоя.

6. Ритуал прощания.

Реализация

программы

предполагает

развитие

следующих

видов

активности: свободное общение, творческое самовыражение, двигательная

активность

и

релаксация.

Каждое

из

этих

направлений

подразумевает

совместную

деятельность

родителей

и

детей.

Говоря

о

совместной

деятельности, имеется в виду изготовление очень простых поделок из бумаги,

листьев, картона, ниток, материи, а также лепку из пластилина.

Занятие представляет собой последовательность сменяющих друг друга

различных упражнений и игр. Программа построена таким образом, что

песни, игры и упражнения в ней повторяются, что дает детям возможность

усвоить

предлагаемые

знания

и

навыки.

В

помещении,

где

проводятся

занятия,

есть

постоянные

зоны,

что

облегчает

детям

ориентировку

в

пространстве.

Предполагается, что результатом усвоения всего цикла занятий будет

являться формирование у участников группы следующих навыков:

- социализация, адаптация развитие взаимоотношения со сверстниками,

сплочение коллектива;

- формирование правильной постановки руки к письму;

- формирование навыков сотрудничества между родителем и ребенком;

- развитие мелкой моторики;

- формирование умений использования ресурсов собственного тела в

повседневной двигательной активности, развитие концентрации внимания и

двигательного контроля, формирование двигательной памяти;

- развитие произвольной регуляции.



В раздел образования