Авторы: Рогозина Мария Александровна, Соколова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Цикл занятий "Музыкальная гостиная" как форма адптации детей с расстройствами аутистического спектра к группе
Раздел: среднее профессиональное
Цикл занятий «Музыкальная гостиная» как форма адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра к группе
Вначале работы с ребенком, имеющим диагноз ранний детский аутизм,
наиболее
эффективными
являются
индивидуальные
занятия,
так
как
специалист выявляет особенности установления контакта с ребенком, его
интересы
и
увлечения.
На
основании
полученной
информации
разрабатывается
индивидуально-ориентированная
коррекционно-
развивающая
программа
работы
с
семьей.
Только
достигнув
спокойного
поведения ребенка с аутизмом на индивидуальных занятиях, специалистом
принимается решение о включении ребенка в групповую деятельность, для
закрепления
развитых
навыков
и
достигнутых
результатов,
а
так
же
адаптации в социуме. С целью обеспечения возможности интеграции детей в
безопасную для них обстановку эффективным является включение в детский
социум родителей и сиблингов.
В основе построения групповой работы лежит эмоциональное вовлечение
ребенка в совместную деятельность. Основными целями групповой работы
является стимуляция взаимодействия и общения между детьми и взрослыми,
развитие произвольного восприятия, создание благоприятных условий для
развития личности ребенка. Групповая организованная деятельность также
способствуют сенсорному развитию, развитию ориентировки, движений.
При
распределении
детей
с
нарушениями
в
развитии
по
группам
специалисты ориентируются не на возраст, а на уровень развития детей и их
особенности: характер проблем, тип нарушения, области деятельности, в
которых ребенок успешен. Оптимальное количество детей в группе - 3-6
человек.
На базе СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения
детей и семей» специалистами отдела «Лекотека» реализуется программа
групповых
занятий
«Музыкальная
гостиная»,
целью
которой
является
сплочение
участников
группы
и
снятие
барьеров
для
продуктивного
взаимодействия с помощью средств музыкальной выразительности.
Основными задачами занятий являются:
- развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие слухового восприятия;
- снятие барьеров для творческого самовыражения;
- развитие навыков двигательного контроля;
- элиминация импульсивности,
- развитие творческой и созидательной активности.
Структура группового занятия «Музыкальная гостиная»
1. Общий сбор.
2. Организационный момент. Ритуал приветствия.
Цель: обозначение начала занятия и настрой на совместную деятельность.
3. Творческая работа. Дети и родители создают аппликацию из ранее
подготовленных заготовок.
Цель: развитие творческой активности и активного взаимодействия всех
членом группы.
4. Коммуникативные упражнения
Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
5. Рефлексия. Участникам мероприятия предлагается создать совместную
аппликацию
Цель:
развитие
мышечного
контроля,
элиминация
импульсивности
освоение и закрепление позы покоя.
6. Ритуал прощания.
Реализация
программы
предполагает
развитие
следующих
видов
активности: свободное общение, творческое самовыражение, двигательная
активность
и
релаксация.
Каждое
из
этих
направлений
подразумевает
совместную
деятельность
родителей
и
детей.
Говоря
о
совместной
деятельности, имеется в виду изготовление очень простых поделок из бумаги,
листьев, картона, ниток, материи, а также лепку из пластилина.
Занятие представляет собой последовательность сменяющих друг друга
различных упражнений и игр. Программа построена таким образом, что
песни, игры и упражнения в ней повторяются, что дает детям возможность
усвоить
предлагаемые
знания
и
навыки.
В
помещении,
где
проводятся
занятия,
есть
постоянные
зоны,
что
облегчает
детям
ориентировку
в
пространстве.
Предполагается, что результатом усвоения всего цикла занятий будет
являться формирование у участников группы следующих навыков:
- социализация, адаптация развитие взаимоотношения со сверстниками,
сплочение коллектива;
- формирование правильной постановки руки к письму;
- формирование навыков сотрудничества между родителем и ребенком;
- развитие мелкой моторики;
- формирование умений использования ресурсов собственного тела в
повседневной двигательной активности, развитие концентрации внимания и
двигательного контроля, формирование двигательной памяти;
- развитие произвольной регуляции.