Напоминание

"Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) на уроках родного языка и литературы"


Автор: Омарова Патимат Исмаиловна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) на уроках родного языка и литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) на уроках родного языка и литературы. Конечная цель специального образования лиц с ограниченными возможностям здоровья - их социальная интеграция. Одной из главных задач обучения в коррекционной школе является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной социальной адаптации обучающихся. Поэтому первостепенной задачей уроков родного языка и литературы в старших классах школы–интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения. Учебный курс «Родной язык и литература» направлен на развитие коммуникативных навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на о снове совершенствования их речевой практики. Навыки владения письменной речью входят в число необходимых жизненно важных умений, так как деловое и творческое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие задачи экономико- правовой деятельности человека. Большое значение имеет речевая направленность курса. В процессе обучения предусматривается не только пополнение активного словаря новыми словами, но и качественное его наполнение: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью, синонимическим рядом. Современная концепция обучения родному языку предусматривает:  развитие устной и письменной коммуникации необходимой для использования в актуальных для обучающихся жизненных ситуациях;  овладение обучающимися основными речевыми формами и правилами их применения на основе закрепления знаний по русскому языку, организации практических работ (заполнение бланков, квитанций, написание заявления, расписки, объяснительной и т. п.), формирования умения работать с различными источниками информации в процессе написания ими различных видов деловых бумаг и творческих работ. Речевое высказывание, характеризующееся определенным типом (повествование, описание и рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым и художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно- целесообразных средств языка. Осознание обучающимися необходимости использования строго определенных языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний, как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем. Принцип коммуникативной направленности обучения языку может быть успешно реализован в случае, если познание законов языка подчинено развитию речи обучающихся. Для решения данной задачи мною был разработан и опробован комплекс упражнений, часть из которых изложена ниже. Данные упражнения призваны помочь установлению более тесной взаимосвязи изучения обучающимися теории языка и их речевого развития. В качестве центральной дидактической единицы такой взаимосвязи выступают предложение и текст, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Систематизированная работа над предложением и текстом создает условия, когда грамматические категории языка
утрачивают доминантность и становятся средством овладения обучающимися коммуникативными умениями.
Упражнения по формированию текстовой деятельности обучающихся.
Предложение. Простое и сложное предложения. Их использование в различных стилях речи
.
 Прочитайте текст.
Зима.
Зима – пора снегов, метелей и вьюг. В этом году поздно зима вошла в природу, все вокруг побелело и заискрилось. Белым ковром покрыл снег замерзшую землю и не растаял. Серебристый иней сверкает на ветвях деревьев. Стоят трескучие морозы, и часто идет снег. Он падает крупными хлопьями и укрывает все вокруг: городские парки, крыши домов, бегущих прохожих. На дорожках, на ветках деревьев и кустарников - всюду белый мягкий ковер. Идешь по улице и чувствуешь, как скрипит под ногами снег. Ребятишки любят зиму. Целыми днями не смолкает детский смех во дворе, потому что ребята играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на лыжах, санках, коньках. Замечательное время года зима!  Докажите, что это текст. (Наличие темы, смысловое единство.)  Как построен текст? (Три части: вступление, главная мысль, заключение.)  Это описание или рассказ-повествование? (Описание)  Научная речь или художественная? Докажите.  Прочитайте текст. Сравните его с предыдущим.
Зима́
— одно из четырёх времён года, между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.  Это описание или повествование?  К какому стилю относится этот текст? Докажите свое мнение.  Прочитайте текст. Закончите рассуждение.
"Что такое дружба и мой взгляд на дружбу".
Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость - потому что ….. (рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем). Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что …….. (потерять его легко, а вот найти безумно трудно). Каким должен быть друг? ……… (Верным, терпеливым, добрым!) Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче. Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни ‒ это просто приятели, товарищи, знакомые. И у меня есть друг! А значит я счастливый человек. Вместе мы решим …… (любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды). Ведь мы же друзья!
О предмете можно рассказать, можно его описать, можно о нем рассуждать. В зависимости от цели высказывания мы пользуемся разными стилями речи: разговорным (беседуем, делимся впечатлениями); научным (точно сообщаем); деловым (официально сообщаем); художественным (образно рассказываем).  Прочитайте официальное сообщение. Директору специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Перовой Е.К. ученицы 10 класса Ивановой С. объяснительная записка. В связи с выездом на областные спортивные соревнования мною были пропущены учебные занятия с 5 по 7 октября. Дата. Подпись.  Напишите объяснительную записку по поводу пропуска одного дня практики. Используйте предыдущий текст как образец.  Найдите в толковом словаре и запишите значение слова профессия.
Профессия
— род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.  В каком стиле написан текст? Докажите. Достижению положительных результатов в формировании текстовой деятельности обучающихся, воспитанников способствует применение разнообразных методов и приемов на уроке делового и творческого письма, а так же использование следующих коррекционно-развивающих упражнений для речевого развития:  постановка проблемных вопросов, ответ на которые потребовал бы от обучающихся развернутого высказывания и подбора дока зате льс тв, подтверждающих правильность суждения;  включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;  использование специальных речевых опорных схем в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;  совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
 подготовка обучающимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалогов типа: ученик – ученик, ученик – учитель;  самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным выяснением их значения у одноклассников, библиотекаря, учителя;  работа в парах, созданных для совместного выбора и обсуждения второй части пословицы из двух вариантов, предложенных учителем, и соотнесения составленной пословицы с определенным отрывком текста;  организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные (по внешней видимости) участники. При работе над текстом на уроках делового и творческого письма использую методические рекомендации по речевому развитию обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья А.К. Аксёновой, Н.К. Галунчиковой, С.Ю. Ильиной, Э.В. Якубовской. В своей работе опираюсь на серию учебных пособий этих авторов. Данный в них практический материал, методические рекомендации, примерные конспекты уроков помогают мне при подготовке уроков строить их разнообразно, увлекательно и эффективно. Библиографический список 1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 2. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием: Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2006.


В раздел образования