"Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) на уроках родного языка и литературы"
Автор: Омарова Патимат Исмаиловна Должность: учитель Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) на уроках родного языка и литературы" Раздел: среднее профессиональное
Развитие речи обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью)
на уроках родного языка и литературы.
Конечная цель специального образования лиц с ограниченными возможностям
здоровья - их социальная интеграция. Одной из главных задач обучения в коррекционной
школе является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе.
Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений
являются необходимым условием для успешной социальной адаптации обучающихся.
Поэтому первостепенной задачей уроков родного языка и литературы в старших классах
школы–интерната для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья является развитие устной и письменной речи учащихся как
средства общения.
Учебный курс «Родной язык и литература» направлен на развитие коммуникативных
навыков
обучающихся
с
интеллектуальной
недостаточностью
на
о снове
совершенствования их речевой практики. Навыки владения письменной речью входят в
число необходимых жизненно важных умений, так как деловое и творческое письмо
представляет
собой
письменный
диалог,
решающий
важнейшие
задачи
экономико-
правовой деятельности человека. Большое значение имеет речевая направленность курса.
В процессе обучения предусматривается не только пополнение активного словаря новыми
словами, но и качественное его наполнение: уточнение значения слова, знакомство с
многозначностью, синонимическим рядом.
Современная концепция обучения родному языку предусматривает:
развитие устной и письменной коммуникации необходимой для использования в
актуальных для обучающихся жизненных ситуациях;
овладение
обучающимися
основными
речевыми
формами
и
правилами
их
применения на основе закрепления знаний по русскому языку, организации
практических
работ
(заполнение
бланков,
квитанций,
написание
заявления,
расписки,
объяснительной
и
т.
п.),
формирования
умения
работать
с
различными источниками информации в процессе написания ими различных
видов деловых бумаг и творческих работ.
Речевое
высказывание,
характеризующееся
определенным
типом
(повествование,
описание и рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым и художественным),
требует
от
пишущего
(говорящего)
сознательного
использования
коммуникативно-
целесообразных средств языка. Осознание обучающимися необходимости использования
строго
определенных
языковых
средств
(слово,
его
грамматические
формы,
словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием
речевых высказываний, как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе
создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива
для повторения грамматико-орфографических тем.
Принцип
коммуникативной
направленности
обучения
языку
может
быть
успешно
реализован
в
случае,
если
познание
законов
языка
подчинено
развитию
речи
обучающихся.
Для решения данной задачи мною был разработан и опробован комплекс упражнений,
часть из которых изложена ниже. Данные упражнения призваны помочь установлению
более тесной взаимосвязи изучения обучающимися теории языка и их речевого развития.
В
качестве
центральной
дидактической
единицы
такой
взаимосвязи
выступают
предложение и текст, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого
высказывания
в
устной
и
письменной
форме.
Систематизированная
работа
над
предложением
и
текстом
создает
условия,
когда
грамматические
категории
языка
утрачивают
доминантность
и
становятся
средством
овладения
обучающимися
коммуникативными умениями.
Упражнения по формированию текстовой деятельности обучающихся.
Предложение. Простое и сложное предложения. Их использование в различных стилях
речи .
Прочитайте текст.
Зима.
Зима – пора снегов, метелей и вьюг. В этом году поздно зима вошла в природу, все
вокруг побелело и заискрилось. Белым ковром покрыл снег замерзшую землю и не
растаял. Серебристый иней сверкает на ветвях деревьев. Стоят трескучие морозы, и часто
идет снег. Он падает крупными хлопьями и укрывает все вокруг: городские парки, крыши
домов, бегущих прохожих. На дорожках, на ветках деревьев и кустарников - всюду белый
мягкий
ковер.
Идешь
по
улице
и
чувствуешь,
как
скрипит
под
ногами
снег.
Ребятишки любят зиму. Целыми днями не смолкает детский смех во дворе, потому что
ребята играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на лыжах, санках, коньках.
Замечательное время года зима!
Докажите, что это текст. (Наличие темы, смысловое единство.)
Как построен текст? (Три части: вступление, главная мысль, заключение.)
Это описание или рассказ-повествование? (Описание)
Научная речь или художественная? Докажите.
Прочитайте текст. Сравните его с предыдущим.
Зима́
— одно из четырёх времён года, между осенью и весной.
Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов
по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.
Это описание или повествование?
К какому стилю относится этот текст? Докажите свое мнение.
Прочитайте текст. Закончите рассуждение.
"Что такое дружба и мой взгляд на дружбу".
Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость - потому что …..
(рядом
есть
близкий
тебе
человек,
который
поможет
советом,
всегда
выслушает
и
непременно поддержит во всем). Только ему можно полностью довериться. Только от него
можно без обиды выслушать критику в свой адрес.
Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все
же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И
всегда надо помнить, что …….. (потерять его легко, а вот найти безумно трудно).
Каким должен быть друг? ……… (Верным, терпеливым, добрым!) Друг пройдет проверку
и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче.
Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные
десятки и сотни
‒
это просто приятели, товарищи, знакомые.
И у меня есть друг! А значит я счастливый человек. Вместе мы решим …… (любые
проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды). Ведь мы же друзья!
О предмете можно рассказать, можно его описать, можно о нем рассуждать.
В зависимости от цели высказывания мы пользуемся разными стилями речи: разговорным
(беседуем,
делимся
впечатлениями); научным
(точно
сообщаем); деловым (официально
сообщаем); художественным (образно рассказываем).
Прочитайте официальное сообщение.
Директору специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната
Перовой Е.К.
ученицы 10 класса
Ивановой С.
объяснительная записка.
В связи с выездом на областные спортивные соревнования мною были пропущены
учебные занятия с 5 по 7 октября.
Дата. Подпись.
Напишите
объяснительную
записку
по
поводу
пропуска
одного
дня
практики. Используйте предыдущий текст как образец.
Найдите в толковом словаре и запишите значение слова профессия.
Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а
также
свидетельство
наличия
у
него
знаний
и
умений,
опыта,
позволяющих
квалифицированно выполнять определенный вид работ.
В каком стиле написан текст? Докажите.
Достижению
положительных
результатов
в
формировании
текстовой
деятельности
обучающихся,
воспитанников
способствует
применение
разнообразных
методов
и
приемов на уроке делового и творческого письма, а так же использование следующих
коррекционно-развивающих упражнений для речевого развития:
постановка
проблемных
вопросов,
ответ
на
которые
потребовал
бы
от
обучающихся
развернутого
высказывания
и
подбора
дока зате льс тв,
подтверждающих правильность суждения;
включение
заданий,
которые
предполагают
получение
отклика
на
высказанное
учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
использование
специальных
речевых
опорных
схем
в
качестве
необходимой
помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;
совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
подготовка
обучающимися
собственных
вопросов
к
тексту
с
последующей
организацией диалогов типа: ученик – ученик, ученик – учитель;
самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным
выяснением их значения у одноклассников, библиотекаря, учителя;
работа в парах, созданных для совместного выбора и обсуждения второй части
пословицы
из
двух
вариантов,
предложенных
учителем,
и
соотнесения
составленной пословицы с определенным отрывком текста;
организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные (по внешней
видимости) участники.
При
работе
над
текстом
на
уроках
делового
и
творческого
письма
использую
методические
рекомендации
по
речевому
развитию обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
А.К.
Аксёновой,
Н.К.
Галунчиковой,
С.Ю.
Ильиной, Э.В. Якубовской. В своей работе опираюсь на серию учебных пособий этих
авторов. Данный в них практический материал, методические рекомендации, примерные
конспекты
уроков
помогают
мне
при
подготовке
уроков
строить
их
разнообразно,
увлекательно и эффективно.
Библиографический список
1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания
в
5-9
классах
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2.
Ильина
С.Ю.
Формирование
текстовой
деятельности
учащихся
5-9
классов
с
интеллектуальным недоразвитием: Методическое пособие для педагогов-дефектологов и
студентов педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2006.