Напоминание

"Проблемы и особенности информационного сопровождения федерального государственного образовательного стандарта творческих специальностей"


Автор: Игнатова Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский краевой колледжд искусств"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы и особенности информационного сопровождения федерального государственного образовательного стандарта творческих специальностей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л. Г. Игнатова

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТВОРЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

«Секрет любого трудного деяния прост:

нужно относиться к трудностям

не как к злу, а как к благу»

Б. Акунин

Эмпирический путь преобразований, запущенный в нашей стране с

1992 года, коснулся и сферы образования – важнейшего стратегического

направления,

формирующего

интеллектуальные

и

культурные

ресурсы

общества, устремлённого к развитию цивилизации. Поиск форм и методов

образования и воспитания новых поколений обусловлен высокими темпами

изменения картины мира. Необходимость мобильно встраиваться в мировое

культурно - образовательное сетевое взаимодействие предполагает личную

ответственность человека за свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ответственность

государства

состоит

в

создании

условий

для

реализации прав человека на образование и обеспечивается федеральными

государственными

образовательными

стандартами

(ФГОС).

Социализация

этого процесса претерпевает определенные дуалистические трудности, во-

первых,

связанные

с

несовершенством

громоздких

конструкций

образовательных

стандартов

«первых

поколений»,

во - вто р ы х ,

необходимостью

осваивать

большой

объем

новой

информации

и

репродуцировать

средства,

обеспечивающие

образовательный

процесс

в

учебных заведениях, без отрыва от основной педагогической деятельности.

Сложный процесс формирования образовательных стандартов претерпевает

перманентное обновление и ставит перед педагогами задачи освоения новых

знаний

и

периодической

перестройки

в

соответствии

с

корректировками

ФГОС.

Особое отношение к изменениям в образовательной системе возникло

в

музыкальной

педагогике,

не

предполагающей

обучение

и

развитие

личности на основе стандартных алгоритмизированных действий. Тем не

менее общие требования к организации образовательного процесса на основе

ФГОС предлагают формировать новые подходы к организации обучения по

всем

направлениям

профессионального

образования

и

связанные

с

формированием новой педагогической культуры, приложением значительных

психологических, методических усилий и особенно перестройки сознания

преподавательского

состава.

Проблемы,

возникающие

в

перестраивании

учебного

процесса,

обусловлены

особенностями

и

характером

труда

преподавателей, обучающих студентов творческих специальностей. Критика

нового

подхода

к

образовательной

системе

представителями

творческих

специальностей

может

быть

рассмотрена

как

частный

случай

в

общем

процессе

адаптации

преподавателей

к

инновациям

в

образовательной

системе.

Психотип

личности

творческого

человека

основан

на

синтезе

интуиции

и

творческого

озарения.

Преподаватель

исполнительских

специальностей более склонен решать сложные проблемы творчества, чем их

теоретически

переосмысливать.

Обладая

уникальными

индивидуальными

особенностями, развитым мышлением, педагог оперирует специфическими

понятиями

и

категориями

творчества,

абстрагирует

восприятие

мира,

помогает студенту перевести информационную составляющую на высший

духовный

уровень

бытия.

В

связи

с

этим

образовательный

процесс

в

условиях

творческих

специальностей

имеет

свои

специфические

особенности, где передача знаний происходит в непосредственном контакте

педагога и ученика как двух уникальных взаимообогащающих систем.

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению исполнителя в

области искусств является основополагающим принципом, определяющим

эргономичность

педагогического

процесса

в

каждом

конкретном

случае.

Педагог

выступает

носителем

культурной

доминанты,

сформированной

в

процессе собственного обучения, накопленных знаний, личного опыта. В

таких условиях процесс мыслительной деятельности педагога идёт в потоке

синтеза

тех

видов

мышления,

которые

способствуют

творческой

деятельности,

с

включением

эмоционального

поиска

многообразных

решений,

философского

осмысления

и

визуализации

художественных

образов.

Стремление

к

синтезу

как

основной

форме

существования

ментальности

исполнителя,

поддерживаемое

эргическим

напряжением

преподавателя,

не

допускает

разложение

процесса

на

составляющие

компоненты

и

воспринимается

как

попытка

разрушения

целостности.

Органичность этого процесса для преподавателя связана с рефлексией живой

системы, её внутреннего тонкого духовного восприятия мира, отрицающего

какое-либо вмешательство «чистого разума» в поток творческой интуиции.

В

связи

с

вышесказанным

складывается

впечатление,

что

существование в поле стандартных клише (модуль, блочная система и т. д.)

кажется невозможным в обучении творческому процессу. Поэтому одна из

наиболее важных задач – преодоление интуитивных особенностей мышления

преподавателя, стремящегося к восприятию цельности формы и единству

осязания

исполнителя

и

исполняемого

как

существующей

реальности

в

музыкальной

педагогике.

Рассматривая

сложившуюся

ситуацию

с

обеспечением

информационного

сопровождения

образовательных

стандартов,

необходимо

определить

причины

и

характер

сложностей,

с

которыми

приходится

сталкиваться

преподавателю,

вовлеченному

в

творческий процесс, как основу своего труда.

Прежде

всего

это

чувство

утраченной

свободы,

отвлечение

внутренних

резервов

преподавателя

на

освоение

другой

реальности,

освоение иной операционной системы, отличной от той, которая изначально

выбрана

человеком

как

проявление

его

свободной

воли.

Трудности

в

принятии и усвоении непрерывно обновляющейся информационной среды,

требующей

дополнительного

сверхэргического

напряжения.

Перезапуск

творческого узконаправленного мыслительного процесса на прагматический

с включением синтеза, анализа собственной деятельности и как результат –

проектирование своей деятельности, создание методического обеспечения

образовательного стандарта. Такого рода задачи могут показаться весьма

трудоёмкими.

Однако

при

аналитическом

подходе

можно

распределить

приоритеты в наполнении содержательной части образовательного стандарта.

Несомненно, этот процесс должен быть поэтапно спланирован и управляем

методической

службой

образовательного

учреждения.

Что

касается

отношения к внедрению инноваций со стороны преподавателей, то следует

определить, какие стороны их педагогической деятельности остаются на

традиционных подходах, а какие – требуют пересмотра и развития. В связи с

этим

хотелось

бы

рассмотреть

такие

взаимодополняющие

понятия,

как

обучение

и

образование,

являющиеся

движущей

силой

в

активизации

процесса создания информационного обеспечения. Если понятие обучения

рассматривать

как

вид

учебной

деятельно сти,

формирующий

профессиональные

навыки

на

основе

знаний

и

умений

студента,

а

образование,

в

широком

смысле

слова,

как

процесс

формирования

ума,

характера

и

физических

способностей

личности,

то

становится

понятна

необходимость

выделить

два

направления

в

создании

информационного

сопровождения

федерального

стандарта.

Одно

преимущественно

прикладного характера, выражающего степень подготовленности выпускника

к

своему

ремеслу,

а

другое

коммуникативно-персонифицированное,

выраженное

в

способности

личности

встраиваться

в

окружающий

мир,

принимать решения, нести ответственность за свой выбор, стремиться к

саморазвитию.

Отсюда

прямая

связь

с

компетентностной

парадигмой

в

образовании, так неоднозначно воспринятой педагогическим сообществом.

При планировании работы по внедрению образовательных стандартов

в учебно-воспитательный процесс следует придерживаться дидактических

принципов

педагогики:

от

простого

к

сложному;

постепенности

и

последовательности;

наглядности

и

т.

д.

Освоение

нового

знания

всегда

начинается с изучения понятийного аппарата системы. Внедрение новых слов

и

понятий

в

повседневную

рабочую

среду,

привыкание

к

новым

формулировкам и речевым формулам. Следующий этап – изучение структуры

и содержания. Переход с макроуровня профессиональных квалификационных

рамок определенных ФГОС на микроуровень методического обеспечения

содержательной

части

образовательного

процесса,

позволяющего

преподавателю сформировать свой

индивидуальный учебно-методический

комплекс

(УМК),

выбрав

формы

и

методы

работы

со

студентами.

Лейтмотивом УМК преподавателя становится компетентностный подход. Для

этого

необходимо

свободно

ориентироваться

в

перечне

общих

и

профессиональных

компетенций

ФГОС.

Разрабатывая

инновационное

дидактическое обеспечение учебного процесса, действовать в логической

последовательности:

изучение

образовательного

стандарта

специальности,

ознакомления

с

учебным

планом;

создание

программы

подготовки

специалиста среднего звена (ППССЗ), фонда образовательных технологий,

включающих:

контрольные

задания,

тестирования,

проблемные

задачи,

методические пособия, стимулирующие самостоятельную работу студента,

медийные

и

цифровые

технологии,

многообразные

формы

контрольных

мероприятий и методов оценки их качества – оценочные средства.

Для освоения компетентностного подхода необходимо проектировать

такие

ситуации,

в

которых

усвоение

учебного

материала

происходит

в

условиях, близких к условиям его применения в реальной жизни, например,

через

стажировку

и

практику,

что

позволит

студенту

проявить

самостоятельность,

инициировать

самообучение

и

выстраивание

своей

траектории

образования

после

окончания

профессионального

учебного

заведения.



В раздел образования