Автор: Игнатова Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский краевой колледжд искусств"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы и особенности информационного сопровождения федерального государственного образовательного стандарта творческих специальностей"
Раздел: среднее профессиональное
Л. Г. Игнатова
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТВОРЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
«Секрет любого трудного деяния прост:
нужно относиться к трудностям
не как к злу, а как к благу»
Б. Акунин
Эмпирический путь преобразований, запущенный в нашей стране с
1992 года, коснулся и сферы образования – важнейшего стратегического
направления,
формирующего
интеллектуальные
и
культурные
ресурсы
общества, устремлённого к развитию цивилизации. Поиск форм и методов
образования и воспитания новых поколений обусловлен высокими темпами
изменения картины мира. Необходимость мобильно встраиваться в мировое
культурно - образовательное сетевое взаимодействие предполагает личную
ответственность человека за свою конкурентоспособность на рынке труда.
Ответственность
государства
состоит
в
создании
условий
для
реализации прав человека на образование и обеспечивается федеральными
государственными
образовательными
стандартами
(ФГОС).
Социализация
этого процесса претерпевает определенные дуалистические трудности, во-
первых,
связанные
с
несовершенством
громоздких
конструкций
образовательных
стандартов
«первых
поколений»,
во - вто р ы х ,
необходимостью
осваивать
большой
объем
новой
информации
и
репродуцировать
средства,
обеспечивающие
образовательный
процесс
в
учебных заведениях, без отрыва от основной педагогической деятельности.
Сложный процесс формирования образовательных стандартов претерпевает
перманентное обновление и ставит перед педагогами задачи освоения новых
знаний
и
периодической
перестройки
в
соответствии
с
корректировками
ФГОС.
Особое отношение к изменениям в образовательной системе возникло
в
музыкальной
педагогике,
не
предполагающей
обучение
и
развитие
личности на основе стандартных алгоритмизированных действий. Тем не
менее общие требования к организации образовательного процесса на основе
ФГОС предлагают формировать новые подходы к организации обучения по
всем
направлениям
профессионального
образования
и
связанные
с
формированием новой педагогической культуры, приложением значительных
психологических, методических усилий и особенно перестройки сознания
преподавательского
состава.
Проблемы,
возникающие
в
перестраивании
учебного
процесса,
обусловлены
особенностями
и
характером
труда
преподавателей, обучающих студентов творческих специальностей. Критика
нового
подхода
к
образовательной
системе
представителями
творческих
специальностей
может
быть
рассмотрена
как
частный
случай
в
общем
процессе
адаптации
преподавателей
к
инновациям
в
образовательной
системе.
Психотип
личности
творческого
человека
основан
на
синтезе
интуиции
и
творческого
озарения.
Преподаватель
исполнительских
специальностей более склонен решать сложные проблемы творчества, чем их
теоретически
переосмысливать.
Обладая
уникальными
индивидуальными
особенностями, развитым мышлением, педагог оперирует специфическими
понятиями
и
категориями
творчества,
абстрагирует
восприятие
мира,
помогает студенту перевести информационную составляющую на высший
духовный
уровень
бытия.
В
связи
с
этим
образовательный
процесс
в
условиях
творческих
специальностей
имеет
свои
специфические
особенности, где передача знаний происходит в непосредственном контакте
педагога и ученика как двух уникальных взаимообогащающих систем.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению исполнителя в
области искусств является основополагающим принципом, определяющим
эргономичность
педагогического
процесса
в
каждом
конкретном
случае.
Педагог
выступает
носителем
культурной
доминанты,
сформированной
в
процессе собственного обучения, накопленных знаний, личного опыта. В
таких условиях процесс мыслительной деятельности педагога идёт в потоке
синтеза
тех
видов
мышления,
которые
способствуют
творческой
деятельности,
с
включением
эмоционального
поиска
многообразных
решений,
философского
осмысления
и
визуализации
художественных
образов.
Стремление
к
синтезу
как
основной
форме
существования
ментальности
исполнителя,
поддерживаемое
эргическим
напряжением
преподавателя,
не
допускает
разложение
процесса
на
составляющие
компоненты
и
воспринимается
как
попытка
разрушения
целостности.
Органичность этого процесса для преподавателя связана с рефлексией живой
системы, её внутреннего тонкого духовного восприятия мира, отрицающего
какое-либо вмешательство «чистого разума» в поток творческой интуиции.
В
связи
с
вышесказанным
складывается
впечатление,
что
существование в поле стандартных клише (модуль, блочная система и т. д.)
кажется невозможным в обучении творческому процессу. Поэтому одна из
наиболее важных задач – преодоление интуитивных особенностей мышления
преподавателя, стремящегося к восприятию цельности формы и единству
осязания
исполнителя
и
исполняемого
как
существующей
реальности
в
музыкальной
педагогике.
Рассматривая
сложившуюся
ситуацию
с
обеспечением
информационного
сопровождения
образовательных
стандартов,
необходимо
определить
причины
и
характер
сложностей,
с
которыми
приходится
сталкиваться
преподавателю,
вовлеченному
в
творческий процесс, как основу своего труда.
Прежде
всего
–
это
чувство
утраченной
свободы,
отвлечение
внутренних
резервов
преподавателя
на
освоение
другой
реальности,
освоение иной операционной системы, отличной от той, которая изначально
выбрана
человеком
как
проявление
его
свободной
воли.
Трудности
в
принятии и усвоении непрерывно обновляющейся информационной среды,
требующей
дополнительного
сверхэргического
напряжения.
Перезапуск
творческого узконаправленного мыслительного процесса на прагматический
с включением синтеза, анализа собственной деятельности и как результат –
проектирование своей деятельности, создание методического обеспечения
образовательного стандарта. Такого рода задачи могут показаться весьма
трудоёмкими.
Однако
при
аналитическом
подходе
можно
распределить
приоритеты в наполнении содержательной части образовательного стандарта.
Несомненно, этот процесс должен быть поэтапно спланирован и управляем
методической
службой
образовательного
учреждения.
Что
касается
отношения к внедрению инноваций со стороны преподавателей, то следует
определить, какие стороны их педагогической деятельности остаются на
традиционных подходах, а какие – требуют пересмотра и развития. В связи с
этим
хотелось
бы
рассмотреть
такие
взаимодополняющие
понятия,
как
обучение
и
образование,
являющиеся
движущей
силой
в
активизации
процесса создания информационного обеспечения. Если понятие обучения
рассматривать
как
вид
учебной
деятельно сти,
формирующий
профессиональные
навыки
на
основе
знаний
и
умений
студента,
а
образование,
в
широком
смысле
слова,
как
процесс
формирования
ума,
характера
и
физических
способностей
личности,
то
становится
понятна
необходимость
выделить
два
направления
в
создании
информационного
сопровождения
федерального
стандарта.
Одно
–
преимущественно
прикладного характера, выражающего степень подготовленности выпускника
к
своему
ремеслу,
а
другое
–
коммуникативно-персонифицированное,
выраженное
в
способности
личности
встраиваться
в
окружающий
мир,
принимать решения, нести ответственность за свой выбор, стремиться к
саморазвитию.
Отсюда
прямая
связь
с
компетентностной
парадигмой
в
образовании, так неоднозначно воспринятой педагогическим сообществом.
При планировании работы по внедрению образовательных стандартов
в учебно-воспитательный процесс следует придерживаться дидактических
принципов
педагогики:
от
простого
к
сложному;
постепенности
и
последовательности;
наглядности
и
т.
д.
Освоение
нового
знания
всегда
начинается с изучения понятийного аппарата системы. Внедрение новых слов
и
понятий
в
повседневную
рабочую
среду,
привыкание
к
новым
формулировкам и речевым формулам. Следующий этап – изучение структуры
и содержания. Переход с макроуровня профессиональных квалификационных
рамок определенных ФГОС на микроуровень методического обеспечения
содержательной
части
образовательного
процесса,
позволяющего
преподавателю сформировать свой
индивидуальный учебно-методический
комплекс
(УМК),
выбрав
формы
и
методы
работы
со
студентами.
Лейтмотивом УМК преподавателя становится компетентностный подход. Для
этого
необходимо
свободно
ориентироваться
в
перечне
общих
и
профессиональных
компетенций
ФГОС.
Разрабатывая
инновационное
дидактическое обеспечение учебного процесса, действовать в логической
последовательности:
изучение
образовательного
стандарта
специальности,
ознакомления
с
учебным
планом;
создание
программы
подготовки
специалиста среднего звена (ППССЗ), фонда образовательных технологий,
включающих:
контрольные
задания,
тестирования,
проблемные
задачи,
методические пособия, стимулирующие самостоятельную работу студента,
медийные
и
цифровые
технологии,
многообразные
формы
контрольных
мероприятий и методов оценки их качества – оценочные средства.
Для освоения компетентностного подхода необходимо проектировать
такие
ситуации,
в
которых
усвоение
учебного
материала
происходит
в
условиях, близких к условиям его применения в реальной жизни, например,
через
стажировку
и
практику,
что
позволит
студенту
проявить
самостоятельность,
инициировать
самообучение
и
выстраивание
своей
траектории
образования
после
окончания
профессионального
учебного
заведения.