Напоминание

"МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА"


Автор: Сиргинава Нана Нодариевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 870
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Сирнинава Нана Нодариевна

МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА

«Искусство

неисчерпаемо,

как

жизнь.

И

ничто

не

позволяет,

так

п о ч у в с т в о в а т ь

э т о

л у ч ш е ,

ч е м

неиссякаемая музыка, чем океан музыки,

наполняющий собой века» Г.ГОЛЛАН.

Музыка

окружает

человека

с

детства,

с

ранних

лет

он

привыкает

связывать

музыкальные

впечатления

с

определенными

явлениями

действительности. Так, колыбельный напев связывается с представлением о

ночной

тишине

и

покое;

марш

с

шествием,

парадом;

танец

с

весельем,

праздником. Таким образом, в нашем сознании закрепляются первые, самые

элементарные музыкальные образы.

Что

значит

слово

«понимать»

в

применение

к

музыке?

Можно

ли

средством, музыки рассказать о каком-нибудь событии, нарисовать его?

В русском искусстве

многократно отражены трагические картины

нашей

истории,

нашествие

завоевателей.

Отражены

такие

события,

и

в

русской опере: «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, в опере

Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Интересно,

что

в

опере

Римского-Корсакова

самый

драматический

момент – битвы, где гибнет

княжич Всеволод и его дружина,

передан

композитором не в сценическом действии, а в симфонической картине «Сечи

при Корженце».

В музыке «Сечи» композитор применил ряд изобразительных приемов:

мы

слышим

в

ней

топот

конницы,

звон

и

лязг

мечей,

и

доспехов.

Столкновение

двух

сражающихся

народов

-

русских

и

татар,

передано

противопоставлением

двух

музыкальных

тем.

Русское

войско

уже

охарактеризовано широкой песенной темой: она уже звучала в опере, в хоре

дружины

княжича

Всеволода,

уходившей

с

песней

на

последний

смертельный бой.

В

основу

характеристики

татарского

войска

Римский-Корсаков

положил тему русской народной песни «Про татарский полон». Это стало

одной из жемчужин народного творчества. Тем самым татарское нашествие

передано

в

музыке,

как

бы

через

восприятия

русского

народа.

Две

контрастные

темы

вначале

противопоставлены

четно

и

ясно,

потом

они

сталкиваются

и

переплетаются.

Затем

русская

тема

исчезает

и

только

отдельные

мотивы

ее

звучат

подобно

стокам,

а

завершается

вся

симфоническая картина зловещим и мрачным звучанием темы татарского

нашествия. Так, обращаясь лишь к языку музыки - звука и звуковому образу,

Римский-Корсаков нарисовал правдивую картину роковой битвы. И хоть вся

тема

«Сечи»

русского

происхождения,

все

же

в

одной

из

них

ярче

и

определеннее

выявлены

русские

национальные

черты.

Вот

почему

слушателю

даже

не

знающему

сюжета,

легко

представить

себе,

что

она

закончилась роковым для русских исходом: самое основное в содержание

музыки слушатель может воспринять и не зная оперы в целом, и даже не зная

сюжета.

Для

того

чтобы

нарисовать

или

рассказать,

что-либо

композитор

применяет

свои

особые

средства

музыкальной

выразительности.

Чтобы

понять, из чего слагается музыкальное произведение, можно попробовать

разложить его на основной элементы.

Вспомним «Марш Черномора» Глинки. Как ярко празднично звучит

свой оттенок звучания – свою музыкальную окраску то, что музыканты

называют тембрам. Но это марш можно сыграть и на одном инструменте.

Существует

приложение

«Марша

Черномора»

для

рояля,

сделано

современником

Глинки,

великим

венгерским

композитором

Ференцом

Листом. Рояль – инструмент многозвучный, «Марш Черномора» не так уж

много

утратил

при

переложении

его

-

только

усилились

тембровые

многообразия. Если попытаться спеть этот марш, то голосом не удастся

передать во всей полноте звучания эту музыку, но все-таки, что-то останется,

что-то основное можно уловить. Эта музыкальная мысль, которая может быть

передана одним голосом, есть мелодия, основа музыки, ее душа. Оставив

лишь то, без чего вовсе не может существовать музыка, мы теперь отбросили

очень

многое:

согласованные

сочетания

одновременно

взятых

звуков

(созвучие аккордов), то, что музыканты называют гармонией.

Музыка - это звуки, но музыка это также целая масса чувств, которые

открываются в этих звуках для чутких людей»

«Все искусство, так или иначе, связанны между собой – театр и живопись,

музыка и кино, скульптура и архитектура. И все-таки музыка есть искусство

высшего рода между ними. Музыка - широкое небо над всеми видами и

жанром

художественного

творчества.

Музыкальность

едва

ли

не

высшая

похвала любому произведению искусства.

«Музыка – это звучание времени, его дух» С.Т. Коненков.

СПИСОК ИСТОЧНИКО И ЛИТЕРАТУРЫ.

1.

Д е т с к а я

э н ц и к л о п е д и я

и з д . 2 , т 1 2

« И с к у с с т в о »

М. ,«ПРОСВЕЩЕНИЕ»1968Г.

2.

«Педагогика

школы»/чл.-кор.

АПН

СССР

Г.И.Щукиной.

М.,

«Просвещение»1967



В раздел образования