Напоминание

"Школа туризма"


Автор: Голиков Иван Иванович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Таймылырская СОШ"
Населённый пункт: Таймылыр Булунского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект
Тема: "Школа туризма"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАЙМЫЛЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА

«Школа туризма»

Автор: Голиков Иван Иванович,

учитель физической культуры I категории

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Назначение программы «Школа туризма».

Основные ее характеристики.

Наиболее серьезные проблемы здравоохранения, распространенные в

настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени

особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в школьном

возрасте.

Среди актуальных проблем реформирования школьного образования

наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления

здоровья школьников.

Но

какие

бы

методы

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей

не

использовались в

образовательном учреждении, ожидаемого эффекта не

будет, если у самих учащихся не сформированы потребности и привычки в

осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны

умения и навыки в совершенствовании своего физического тела.

Процесс

обновления

требует

реконструкции

и

совершенствования

содержания

физкультурно-оздоровительного

процесса,

ориентирование

на

сохранение и укрепление здоровья детей и их физического развития.

Программа «Школа туризма» разработана в соответствии с Законом

Российской

Федерации

«Об

образовании»,

Типовым

положением

об

образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Таймылырская

СОШ»,

всестороннего анализа проводимой физкультурно-оздоровительной работы в

образовательном учреждении за 2013-2014 г.г.

Программа

«Школа

туризма»

определяет

качественное

повышение

физического

развития

и

оздоровления

детей

посредством

организации

туристических походов.

Назначение

программы «Школа туризма» заключается в том, что у

школьников

посредством

овладения

простейшими

туристическими

навыками,

улучшится

здоровье,

сформируется

осознанное

отношение

к

своему

здоровью,

повысится

двигательная

активность,

а

в

дальнейшем

разовьется

потребность

в

здоровом

образе

жизни:

отказ

от

вредных

привычек,

наносящих

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих,

сознательного участия в охране окружающей среды.

Программой

«Школа

туризма»

предусмотрены

изменения

в

физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения

в целом: в содержании физкультурных занятиях в спортивном зале и на

воздухе, в технологии обучения, в организации активного отдыха детей.

Реализация

основных

направлений

программы

«Школа

туризма»

осуществляется

посредством

тесного

взаимодействия

с

педагогами

и

с

семьей.

Данная

программа «Школа туризма» написана с учетом творческих,

инициативных находок, предложений педагогов, пожеланий родителей.

1.2. Анализ и проблемы физкультурно-оздоровительной

и профилактической работы МБОУ «Таймылырская СОШ».

В

последнее

время

приоритетным

направлением

деятельности

образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительное и

профилактическое.

Это вызвано целым рядом объективных причин:

данные о состоянии здоровья детей

образовательного учреждения,

свидетельствовали о снижении числа абсолютно здоровых детей;

мониторинг

состояния

физкультурно-оздоровительной

работы

и

результаты

профилактических

медицинских

осмотров

за

2014-2015

учебный

год

выявили,

что

88%

детей

школы,

имеют

различные

заболевания, в том числе хронические;

опрос,

анкетирование

и

беседы

с

родителями

учащихся

позволили

определить, что уровень знаний и умений большинства из них в области

здоровья, совершенствования физического развития и здоровом образе

жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда

их ребенку потребуется медицинская и психологическая помощь.

Причинами, породившими проблемы по показателю «Здоровье», стали:

слабое здоровье детей;

недостаточная

организация

профилактики

заболеваний,

путем

выработки здоровых навыков поведения в семье, в школе;

отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа

жизни для детей со стороны родителей.

Поэтому педагогический коллектив школы свою деятельность направил

на

создание

здоровьесберегающей

модели,

направленной

на

становление

здоровой,

творческой,

интеллектуальной,

духовной,

физически

развитой

личности воспитанников.

По системе В.Г. Фроловой, организуются с учащимися пешие прогулки,

катание на лыжах, игры-забавы с санками и снегом, спортивные игры с

элементами

хоккея,

футбола,

что

позволяет

повысить

физическую

подготовленность детей и их работоспособность.

Успешно внедряется разработанная система упражнений, направленная

на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, включая

их в разные виды деятельности.

За

круглым

столом

мы

обсуждаем

вопросы

воспитания

здорового

ребенка. Ежегодно принимаем участие в осеннем спортивном марафоне.

Традицией

в

нашей

школе

стало

проведение

«Весёлых

стартов»,

соревнований «Мама, папа и я – спортивная семья», военно-патриотической

игры «Зарница», товарищеские встречи по различным видам спорта команд

учащихся, родителей и учителей. Ежегодно участвуем в улусных спортивных

соревнованиях

«Дети

Севера».

В

последние

4

года

подряд

занимаем

призовые места.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Концепция программы «Школа туризма»

Проблема

здоровья

подрастающего

поколения

вызывает

тревогу

государства

и

общественности,

медицинских

работников

и

педагогов,

родителей и самих детей.

Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство

болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского

сада

в

формировании

как

непосредственно

здоровья

ребёнка,

так

и

его

отношения

к

своему

здоровью,

реальным

действиям

и

поступкам,

создающим

предпосылки

для

формирования

навыков

здорового

образа

жизни.

Недостаточно понимают родители всей важности введения здорового

образа жизни и воспитания правильного отношения к своему здоровью.

В фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у

детей

двигательных

навыков.

Которая

выстроена

в

логике

научных

педагогических

представлений

первой

трети

ХХ

столетия.

Она

такова:

прямой

показ

взрослым

(обучающим)

образца

движения

и

многократное

воспроизведение

детьми

этого

образца

в

однородных

условиях

с

целью

образования

прочных

динамических

стереотипов.

Сложившаяся

система

физического

воспитания

не

обеспечивает

в

должной

мере

ни

развития

двигательной активности, ни формирования у учащихся навыка сохранения

своего здоровья.

Оба процесса протекают стихийно, вне и в специально организованном

процессе в образовательном учреждении. Это связано с тем, что дети не

выделяют

себя

и

свои

действия

из

неоформленного

потока

собственной

двигательной активности. Они не способны увидеть со стороны, глазами

другого

человека,

что

и

как

они

делают.

Дети

ориентируются

лишь

на

задаваемый

педагогом

внешний

предметный

образец,

из

которого

выхолащиваются все характеристики живого формирующего человеческого

движения,

не

следят

за

состоянием

своего

здоровья,

не

занимаются

его

укреплением,

и

часто

делают

то,

что

разрушает

здоровье.

Как

не

парадоксально,

проблема

подлинного

управления

движениями

является

фактически неразрушимой традиционной педагогики.

Всё

это

говорит

о

том,

что

развитию

двигательной

активности,

воспитанию потребности к здоровому образу жизни, не только не уделяется

достаточно времени, но также не придаётся должного значения возможности

через

организацию

детского

туризма

влиять

на

укрепление

физического

здоровья ребёнка.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы довести до сознания

детей,

родителей

то,

что

детский

туризм

является

одним

из

источников

крепкого здоровья.

Анализ

теоретических

источников

(А.В.

Запорожец,

М.В.Антропова,

Н.В.Дубровинская, ЛК. Семёнова, Д.А.Фарбер) позволил сделать следующие

выводы, что организация детского туризма с учащимися является одним из

условий для формирования двигательных навыков, привычки к здоровому

образу жизни, и здоровье человека в целом на 50 % определяется его образом

жизни, которые в свою очередь включает три категории:

качество

жизни,

характеризующиеся

степенью

комфорта

и

удовлетворения потребностей;

уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных и духовных

потребностей;

состояние здоровья зависит от стиля жизни индивидуума.

Считаем, что в современном обществе большое внимание должно уделяться

формированию

в

сознании

людей

приоритета

здоровья,

начиная

с

дошкольного возраста.

Однако

на

данный

момент

проблема

формирования

потребности

в

самосохранении своего здоровья в школьном возрасте не решается в полном

объёме. В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт и

разработаны

ряд

программ,

связанных

с

содержательной

стороной

гигиенического обучения и воспитания и формирование навыков здорового

образа жизни детей школьного возраста.

В

связи

с

этим

весьма актуально создание

и

использование

в

образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по

формированию

элементарных

навыков

и

умений

по

самосохранению,

укреплению их здоровья и образу жизни.

Новизна заключается в том, что через организацию с

учащимися

детского

туризма

формируются

первые

навыки

бережного

отношения

к

природе, самосохранения, потребность в здоровом образе жизни, повышается

двигательная активность.

Известно,

что

туристические

походы

представляют

собой

один

из

важнейших

организованных

видов

двигательной

деятельности,

в

ходе

которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются

двигательные навыки и физические навыки детей, формирование первых

навыков здорового образа жизни.

2.2. Цели и задачи авторской программы «Школа туризма»

Исходя из выше перечисленных проблем и теоретических положений

нами

обозначена основная

цель:

создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей

и

их

физического

развития,

формирование

навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма.

Исходя

из

цели

и

концептуальных

положений,

были

определены

следующие задачи, ориентированные

на

реализацию

основной

цели

образовательного учреждения:

Формировать у детей привычки думать и заботиться о своём здоровье.

Совершенствовать

движения

в

естественных

природных

условиях,

обогащать двигательный опыт детей.

Научить некоторым приёмам первой медицинской помощи.

Обучать детей первоначальным туристическим навыкам.

Воспитывать

в

детях

нравственные

качества:

взаимопомощь,

коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.

Обогатить представление детей о природе родного края.

Туристические мероприятия с детьми старшего дошкольного взрослого

проводятся 2 раза в четверть.

2.3. Этапы реализации

1 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (сентябрь-октябрь 2015 г.)

Основная

цель

этапа: Создание

условий

для

определения

уровня

деятельности.

Теоретическое и практическое изучение проблемы.

Поиск

путей

решения

объявленных

проблем

по

физкультурно-

оздоровительной работе с детьми.

Определение уровня физкультурно-оздоровительной работы с детьми в

образовательном учреждении:

анализ уровня физкультурно-оздоровительной работы по следующим

направлениям:

уровень развития детей;

профессиональная компетентность педагогов;

уровень реализации воспитательно-образовательных программ;

методическое, материально – техническое обеспечение.

Провести анкетирование родителей с целью выявления социального

заказа по изучаемой проблеме.

Работа над проектом

программы «Школа туризма» (методическое,

материально-техническое обеспечение).

2 ЭТАП – ВНЕДРЕНИЕ

Основная цель этапа: Систематизированное решение выявленных проблем.

Реализация

системы

мероприятий

авторской

программы

«Школа

туризма».

Промежуточный анализ заболеваемости детей с учетом проводимых

мероприятий.

3 ЭТАП – РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

Основная

цель

этапа: Подведение

итогов

эффективности

реализации

авторской

программы

«Школа

туризма»

и

определение

перспектив

дальнейшей работы.

Качественный

и

количественный

анализ

реализации

программы

«Школа туризма»

Обобщение

опыта

по

реализации

авторской

программы

«Школа

туризма».

Подготовка проекта программы на следующий период работы.

2.4. Принципы реализации программы «Школа туризма»

Принципом выработанной системы авторской программы «Школа туризма»

является:

Доступность:

o

учёт возрастных особенностей детей;

o

адаптированность материала к возрасту детей.

Системность

и

последовательность,

от

простого

к

сложному,

постепенность.

Наглядность.

Динамичность:

Интеграция адаптированной программы в разные виды деятельности.

Дифференциация:

Создание благоприятной среды для усвоения первых туристических

навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для

развития двигательной активности.

2.5. Условия реализации авторской программы «Школа туризма»

Реализация

программы

«Школа

туризма»

возможно

при

соблюдении

следующих условий:

Организационные:

о р г а н и з а ц и я

р а б о т ы

о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я

в

здоровьесберегающей режиме;

создание

системы

взаимодействия

всех

субъектов

физкультурно-

оздоровительной

и

профилактической

деятельности

(дети,

учителя,

родители и медицинские работники).

Физкультурно-оздоровительные:

наличие

комплексной

стратегии,

направленной

на

улучшение

состояния здоровья детей и их физического развития;

организация мониторинга состояния здоровья и физического развития

школьников,

т.е.

системы

динамического

наблюдения

за

состоянием

здоровья

и

уровнями

физического

развития

на

основе

комплексных

психологических, педагогических, медицинских обследований;

разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления

детей (организация туристических мероприятий);

пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей.

Психолого-педагогические:

пространственная

предметно-развивающая

оздоровительная

среда,

адекватная реализуемой адаптированной программе «Школа туризма»;

банк методической и психологической информации по проблеме;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

обе спечение

в

коллективе

образовательного

у ч р е жд е н и я

психологической

поддержки

развития

потребности

детей

в

самореализации,

сотрудничестве

и

сотворчестве

в

проце ссе

туристической деятельности.

2.6. Основные направления деятельности

Учитывая

весь

спектр

внешних

и

внутренних

условий,

намечаем

направления в деятельности:

сохранение и укрепление здоровья детей и их физического развития:

o

недопущение учебной перегрузки школьников;

o

оптимальная

организация

двигательной

активности

при

проведении

туристических

мероприятий

с

учетом

санитарно-

гигиенических норм и возрастных особенностей школьников;

o

вовлечение детей в туристические мероприятия;

o

овладение простыми туристическими навыками;

o

воспитание у школьников привычки к здоровому образу жизни;

o

обучение правилам безопасности;

o

проведение

углубленных

медицинских

осмотров

детей

школьного возраста;

интеллектуальное развитие детей:

o

обогащение знаний по краеведению;

o

экологическое воспитание школьников;

психологическое сопровождение:

o

создание

психолого-социальных

условий

для

успешной

реализации адаптированной программы «Школа туризма»;

o

оказание

профилактической

и

развивающей

помощи

детям,

имеющим проблемы в физическом развитии;

o

оказание консультативной и практической помощи педагогам и

родителям через разные формы работы;

вовлечение семей в реализацию программы «Школа туризма»:

o

выявление запросов в физкультурно-оздоровительных услугах и

степени удовлетворенности родителей деятельностью школы;

o

организация педагогического просвещения родителей;

o

активное вовлечение родителей в туристические мероприятия.

2.7. Предполагаемые результаты.

Снижение уровня д заболеваемости учащихся.

Повышение заинтересованности воспитанников, родителей педагогов в

формировании

здорового

образа

жизни.

Приобщение

к

физической

культуре и туризму.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

жизни.

Полученные

детьми

знания

о

туризме,

и

природе

родного

края

позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Развивать искреннее чувство любви к родным местам.

БЛОК I. «ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЯ ПОЗНАЮ ПРИРОДУ»

Организация

познавательно-двигательной

деятельности

с

использованием средств туризма в работе сшкольниками.

Основу

блока

I

«Через

движения

познаю

природу»

составляет

рациональное

сочетание

двигательной

(прежде

всего),

игровой,

познавательной деятельности.

В

зависимости

от

возраста

и

уровня

развития

детей

сообщаются

элементарные сведения о природе родного края, о туризме, формирование

первоначальных

представлений

о

здоровом

образе

жизни,

уточнение,

дополнение, систематизирование, дифференцирование, обобщение знаний,

умений, навыков.

Особенности блока

Содержание блока «Через движения познаю природу» является вариативной

частью программы, направленно на формирование у детей навыков здорового

образа

жизни

средствами

организации

детского

туризма,

включает

теоретическую, практическую подготовку школьников.

Задачи:

1.

Совершенствование

у

школьников

движения

в

естественных

природных условиях, обогащение двигательного опыта:

выполнение

основных

видов

движений

(цикличе ские

упражнения

ходьба,

бег,

ходьба

на

лыжах,

прыжки,

метание,

подлезание,

преодоление

травяных

земляных

склонов,

снежных

склонов небольшой крутизны);

проявление

основных

физических

качеств

(быст рот а,

выносливость,

сила,

гибкость)

и

общие

координационные

способности.

подвижные игры.

2.

Обучение детей первоначальным туристическим навыкам:

правильно

и

быстро

одеваться

и

обуваться

на

физкультурное

занятие в зале, на туристическую прогулку;

правила безопасного поведения в туристических прогулках.

требования к снаряжению, уход за ним;

правила укладки рюкзака и уход за ним;

набор для пешей прогулки похода;

походный строй;

движение группы на маршруте – соблюдение дистанции, темпа ,

режима движения;

принадлежности для костра;

типы костров их назначение;

укладка макетов различных типов костров;

безопасность

в

обращении

с

костром

(им

занимаются

только

взрослые);

работа

с

простейшими

схемами,

планами,

отражающими

ре ально е

про ст ранство

(назначение

карты,

виды

к а р т :

общегеографическая, топографическая, простейшие топографические

знаки, нахождение на карте, условные запрещающие и разрешающие

знаки).

3.

Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье:

оказание

первой

помощи

при

порезе,

ушибе,

ожоге,

укусе

насекомых;

правила

личной

гигиены

и

предотвращение

возможностей

опасностей в лесу.

Обогащение представлений детей о природе родного края:

природа – источник первых конкретных знаний о родном крае

(объекты

живой

и

неживой

природы,

растительность

леса,

дикие

животные, птицы);

названия лекарственных растений родного края;

зависимость жизнедеятельности обитателей леса от изменений в

природе.

4.

Воспитание в детях нравственные качества:

взаимопомощь;

коллективизм;

доброта;

бережное отношение к природе (через элементарные знания и

действия (я знаю, что Земля – наш общий дом в котором живут звери

птицы,

рыбы,

насекомые,

человек

часть

природы,

что

на

жизнь

человека и животных влияют чистота, водоёмов, почвы и воздушной

среды).

В данном блоке дана система взаимосвязных сюжетно-физкультурных

занятий с туристическими походами, объединённых одной сюжетной линией,

проводимых на протяжении всего учебного года.

Основу программы составляет рациональное сочетание двигательной

(прежде всего), игровой, познавательной деятельности.

Сюжетно-физкультурные

занятия

и

туристические

походы

предназначены для учащихся 5-11 классов.

Содержание туристических походов и сюжетно-физкультурных занятий

направлено

на

туристическую

подготовку

и

адаптировано

к

возрасту

школьника.

К

туристическим

проходам

допускаются

все

желающие

дети,

отнесённые к основной группе здоровья.

Ту р и с т и ч е с к и е

п оход ы

п р о в од я т с я

2

р а з а

в

ч е т в е р т ь

продолжительностью 1-2 сутки в зависимости от сезона.

Сюжетно-физкультурные занятия проводятся 1 раз в месяц.

БЛОК II. «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»

Основой блока II «Здоровая семья – здоровый школьник» является

построение

единой

системы

работы

учителя

по

физической

культуре

и

родителей

по

формированию

у

школьников

первоначальных

навыков

здорового

образа

жизни,

учитывая

при

этом

состояние

здоровья

детей,

условий семейного воспитания и образа жизни семьи.

Задача:

Создание

непрерывной

системы

физкультурно-оздоровительной

работы

в

образовательном

учреждении

и

семье

по

формированию

у

школьников представления о себе и о здоровом образе жизни посредством

организации туристических походов.

Совместная

работаучителя

по

физической

культуре

образовательного

учреждения

с

семьей

строится

по

следующим

основным

направлениям,

определяющие содержание, организацию и методику сотрудничества:

единство в достижении цели воспитания здорового ребенка;

взаимное доверие и взаимопомощь учителя по физической культуре,

медицинской сестры и родителей;

повышение

родительской

компетентности

в

организации

с

школьниками туристических походов.

Обучение

родителей

конкретными

методами

и

приемами,

направленными на формирование у школьников первых туристических

навыков;

Ознакомление

родителей

с

оздоровительными

мероприятиями,

проводимыми

в

образовательном

учреждении,

обучение

методом

оздоровления в природных условиях.

Структурной основой блока «Здоровая семья – здоровый школьник»

является

способность

учителя

по

физической

культуре

и

родителей

выстраивать единую физкультурно-оздоровительную деятельность на основе

состояния

здоровья

детей,

условия

воспитания

и

образа

жизни

семьи

образовательного учреждения.

Блок «Здоровая семья – здоровый школьник» имеет 2 направления:

оздоровительное, познавательное.

Работа с семьей в образовательном учреждении проводится в форме

туристических походов.

Два раза в год отслеживается результативность участия родителей и

детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребенка.

БЛОК III. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ «Школа туризма»

Насколько каждый ученик соответствует идеальной модели здорового и

физически развитого школьника, позволяет судить система педагогического

обследования,

разработанная

и

апробированная

в

образовательном

учреждении.

Педагогическое

обследование

в

образовательном

учреждении

проводится с целью отслеживания эффективности реализации программы

«Школа туризма».

Проводимый

мониторинг

это

выявление

знаний,

простейших

туристических

умений

и

навыков,

двигательных

способностей

детей

и

потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

Физическая подготовленность школьников.

Основы туристической подготовки школьников.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Заболеваемость детей.

Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового

ребёнка.

Методическое

обеспечение

педагогического

обследования

уровня

программных

требований

по

физической

культуре,

сформированности

туристических навыков осуществляет учитель по физической культуре.

Основными

методами

педагогического

обследования

является

наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Результаты обследования по проблеме: «Организация детского туризма»

представляется в виде трёхуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.

Низкий – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с

заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.

Средний – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Высокий – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.

Мониторинг

эффективности

реализации

программы

«Школа

туризма»

проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня

знаний

детей,

простейших

туристических

умений

и

навыков,

на

конец

учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.



В раздел образования