Автор: Панина Наталия Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2093 им. А.Н.Савельева
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иллюстрирование стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..."
Раздел: начальное образование
Открытый урок в 3 «А»классе по теме «Иллюстрирование
стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Учитель: Панина Наталия Николаевна.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности.
Вид урока: тематическое рисование.
Цели урока:
1)
обучающая
-
закрепление
знаний
о
тёплых
и
холодных
цветах;
освоение
учащимися
правил
смешивания
красок
на
палитре
для
получения холодных оттенков; закрепление навыков работы кистью.
2)
развивающая - развитие наблюдательности, логического мышления,
пространственного воображения, художественного вкуса учащихся.
3)
воспитывающая
–
воспитание
интереса
к
предмету,
отзывчивости,
эстетического
отношения
к
работе,
способности
почувствовать
настроение.
Оборудование и материалы:
Для
учителя:
методические
пособия,
таблицы
(силуэты
деревьев
различных пород), гуашь, кисти, банка с водой, палитра.
Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, банка с водой, палитра, клеёнка,
карточки, шкала оттенков, изображающих палитру осеннего неба.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».
Литературный ряд: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Зрительный ряд:
1)
методические пособия;
2)
рисунки детей в жанре пейзажа;
3)
репродукции: И.Левитан «Золотая осень», А.Рылов «Осень на реке
Тосне», И.Левитан «Сумерки. Стога», М.Нестеров «Осенний пейзаж»,
Ф.Васильев
«Болото
в
лесу»,
«Перед
дождём»,
В.Серов
«Октябрь.
Домотканово».
План урока
1.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2.
Беседа по теме урока. Рассказ сопровождается показом репродукций,
слайдов и методических пособий.
3.
Показ учителем хода работы.
4.
Самостоятельная работа учащихся.
5.
Итоги урока. Анализ работ.
Ход урока
Звучат стихи под музыку: «Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Мы
с
вами
прослушали
музыкальное
произведение
П.И.Чайковского
«Октябрь.
Осенняя
песня».
Прозвучали
стихи
А.С.Пушкина
«Уж
небо
осенью дышало…». Вы почувствовали, какое настроение передают поэт и
композитор?
(Настроение
лёгкой
грусти,
тоска
по
ушедшему
лету,
предчувствие зимы, умиротворение).
Красота природы во все времена года была источником вдохновения для
поэтов, художников, музыкантов. И художники очень любили осеннюю пору
и много её рисовали. Давайте посмотрим, как художники в своих картинах
передают разное состояние природы. Обратите внимание, как они пишут
осеннее небо.
Просмотр слайдов.
И.Левитан
«Золотая
осень».
Вглядитесь
внимательно
в
картину,
и
вы
услышите шелест листвы, уловите ласковое прикосновение солнечных лучей.
Художник даёт возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в
золотом
сиянии
тихого
солнечного
дня.
Обратите
внимание
на
небо:
розоватые
лёгкие
облака
плывут
по
нежно-голубому
небу,
усиливая
впечатление воздушности пейзажа.
А.Рылов «Осень на реке Тосне». Настроение праздника, яркая живопись,
щедрость красок выражают восхищение художником русской природой.
Сюжеты
этих
двух
картин
похожи.
Течёт
издалека
меж
лесов
и
полей
равнинная река. Цветовое сочетание в картинах передаёт настроение золотой
осени.
И.Левитан
«Сумерки.Стога».
Картины
И.Левитана
часто
называют
пейзажами
настроения.
И.Левитан
написал
свыше
тысячи
картин,
хотя
прожил 39 лет. Невозможно перечислить все осенние дни, запечатлённые
И.Левитаном. картин, посвящённых осени, около ста, не считая этюдов.
М.Нестеров «Осенний пейзаж».
Ф.Васильев «Болото в лесу».
Ф.Васильев «Перед дождём».
В.Серов
«Октябрь.Домотканово».
Художник
изобразил
пасмурный
день,
передал настроение грусти и тоски по ушедшему лету, задумчивости.
Мы
с
вами
посмотрели,
как
по-разному
рисуют
художники.
У
одних
художников яркие краски («Золотая осень» И.Левитана), у других – светло-
серые, серо-голубые (В.Серов).
Давайте попробуем с вами стать художниками и создать палитру осеннего
пасмурного
неба.
Темой
нашего
урока
является
иллюстрирование
стихотворения
А.С.Пушкина
«Уж
небо
осенью
дышало…».
Эта
работа
рассчитана на два урока. Сегодня мы будем изображать осеннее небо.
«Уж небо осенью дышало…». Поговорим о красках осеннего неба, создадим
словесную картину пасмурного осеннего неба.
Преобладание
цветовых
сочетаний:
серо-голубого,
серо-розового,
светло-
серого, светло-синего, светло-фиолетового, бледно-розового.
Нам надо выяснить, какой цветовой интенсивности будет наше небо?
Давайте поговорим о том, какого цвета будет небо днём, вечером, ночью?
Ночью темно, небо – сине-фиолетового цвета. Вечернее небо отличается от
ночного. Оно светлее, серо-синего цвета. Рассмотрим день. Небо светлое или
тёмное? Насколько светлее у нас должно быть небо днём? Днём небо серо-
голубое или светло-голубое.
У
вас
на
партах
лежат
три
разные
карточки.
Выберите,
какая
карточка
подходит для ночного, вечернего и дневного неба. Покажите цвет дневного
неба.
Как будем писать дневное небо? Будем использовать белую краску. Какие
краски надо смешать, чтобы получить осеннее небо? (Синюю, фиолетовую и
голубую). Какие это краски? (Холодные). Почему они так называются, с чем
мы их сравниваем? (Они создают ощущение холода - снег, лёд, вода).
Переходим к практической работе.
Мы выяснили, что два состояния (ночь и вечер) выполнять не будем. Самым
большим помощником будет у нас белая краска. Не только помощником, но и
хозяйкой. Поэтому она будет приглашать к себе другие краски и поможет нам
получить светлые краски осеннего неба.
Сегодня
на
уроке
мы
будем
использовать
шесть
красок
–
синюю,
фиолетовую, голубую, белую, чёрную, красную. Открываем белую краску,
выкладываем в пять ячеек палитры. И белая краска приглашает сначала
синюю краску. Вот и давайте посмотрим, что получится, когда мы смешаем
белую и синюю краску. Чтобы было легче определить, насколько светлым
должен получиться светло-синий цвет, обратите внимание на образцы цветов.
Они представляют собой цветовые сочетания осеннего неба, которые мы
будем получать сразу на палитре.
Показ учителя. Выполнение образца № 1.
Посмотрите, как мало (буквально капельку) я беру синей краски и добавляю
её в белую. Получаем светло-синий цвет.
Выполнение образца №2. Получение светло-голубого цвета.
Выполнение образца №3. Получение светло-фиолетового цвета.
Выполнение образца №4. Получение светло-серого цвета. Пригласим самую
яркую краску – чёрную. Чтобы получить искомый цвет, нужно взять капельку
чёрной краски. Не более, иначе чёрная краска победит белую.
Итак, мы получили четыре холодных оттенка осеннего неба. Как вы думаете,
для
чего
приготовлена
красная
краска?
Какая
она?
(Тёплая).
Попробуем
смешать её с белой. Чуть-чуть красной добавим к белой и получим бледно-
розовый. Красный тёплый цвет превратился в холодный.
Таким
образом,
на
палитре
мы
смешивали
холодные
цвета
и
получили
оттенки
пасмурного
осеннего
неба.
Вот
так
работают
художники.
Они
сначала
составляют
палитру,
а
потом
начинают
работать
на
холсте
или
бумаге.
И
мы
с
вами
сейчас
начнём
рисовать
осеннее
небо,
используя
полученные цвета.
Если закрасим небо одной краской, то у нас получится плотная среда, как
стена.
Вспомните,
как
писал
небо
И.Левитан,
сколько
оттенков
он
использовал. Мы будем применять те цвета, которые получили на палитре.
Держим кисть правильно. Начнём со светло-синего цвета. Приступаем к
работе.
Самостоятельная работа учащихся.
Итоги урока. Анализ работ.