Разработка урока русского языка в 6 классе "Обстоятельства"
Автор: Нытник Ирина Вячеславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Урожайновская школа" Населённый пункт: село Урожайное, Симферопольского района, Республика Крым Наименование материала: методическая разработка Тема: Разработка урока русского языка в 6 классе "Обстоятельства" Раздел: среднее образование
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Обстоятельства».
Автор:
Нытник
Ирина
Вячеславовна,
учитель
русского
языка
и
литературы, МБОУ «Урожайновская школа», Симферопольский район,
село Урожайное Республика Крым
Тема урока. Обстоятельства.
Цели :
поупражнять
учащихся
в
определении
значений
обстоятельств
и
способ выражения их; учить правильно пользоваться обстоятельствами для
повышения
выразительности
своей
речи;
обеспечить
правильность
написания наиболее трудных орфограмм.
Ход урока
Учитель. Тема сегодняшнего урока- обстоятельства. (Тема записывается на
доске и в тетрадях).
Вопросы к классу:
1. Что называется обстоятельством?
2.К какому члену предложения чаще всего относятся обстоятельства?
3.Какими они бывают по значению?
-Прочтите предложение, записанное на доске.
Налим с похолоданием воды выходит из своих летних убежищ и начинает
бродить в поисках добычи в более мелких местах.
- Прочтите и перепишите этот текст в свои тетради. Обратите внимание на
написание слов: налим, начинает, добычи.
- Найдите в этом предложении обстоятельства с поясняющими их словами.
Ответ : Здесь есть обстоятельства времени: с похолоданием воды (когда?),
обстоятельство места: из своих летних убежищ (откуда?), обстоятельство
цели: в поисках добычи (с какой целью?), обстоятельство места: в более
мелких местах (где?).
Учитель. Опустим все обстоятельства и прочтем, что останется?
-Налим выходит и начинает бродить.
Мы видим, что без обстоятельства непонятно когда, откуда выходит налим и
с какой целью, и где начинает бродить. Для чего же нужны обстоятельства?
Обстоятельства
нужны
для
точного
выражения
мысли.
Благодаря
обстоятельствам мы точно определяем действие- когда, где, как, с какой
целью и по какой причине оно совершается.
Но не всегда нам нужны все эти обстоятельства. В данном случае достаточно
было указать, когда, откуда, с какой целью вышел налим и где он бродил.
Точность
речи
нам
нужна
всегда:
в
разговоре,
в
научной
речи,
в
художественной речи.
Приведите примеры из научной речи, где требовались бы обстоятельства для
точной передачи ее содержания. (Учащиеся приводят примеры из географии,
биологии и т.д.).
В примерах учащиеся выделяют обстоятельства, определяют их значение и
указывают, чем они выражены.
Учитель. Теперь рассмотрим, какую роль, кроме точности передачи мысли,
играют обстоятельства в художественной речи.
-Всему классу раздаются листочки с текстом.
«Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и смотрел на воду. Вдруг ему
показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега.
Он
нагнулся
и
увидел
небольшого
щенка,
белого
с
черными
пятнами.
Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул
ее себе за пазуху и пустился большими шагами домой.
Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати… Бедной
собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно…
Она еще не умела пить из чашки… Герасим взял ее легонько двумя пальцами
за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с
жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь.
Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг».
Учитель.
1.Из какого произведения этот текст?- Отрывок из «Муму»
Тургенева.
2.Назовите
слова,
на
правописание
которых
надо
обратить
внимание
и
укажите, как их проверить.- Слова: показалось, барахтается, несчастную,
каморку, спасённого, пригнул, захлебываясь.
3. В первом предложении найдите обстоятельство, определите его значение,
укажите, чем оно выражено.
Ответ. В этом предложении есть обстоятельство времени: к вечеру (когда
было
дело?),
обозначает,
что
день
ещё
не
кончился.
Выражено
существительным с предлогом. Можно заменить наречием –вечером. Тогда
смысл предложения измениться- Дело было вечером, значит начало темнеть.
А дело было к вечеру, значит было ещё светло.
4. Прочтите второе предложение и найдите в нем обстоятельство.
Ответ . Есть обстоятельство образа действия: тихо (как шёл Герасим?)- Тихо.
Определяет
способ
движения
Герасима.
Он
шёл
медленно,
не
спеша.
Выражено наречием- тихо и относиться к сказуемому шёл.
5. Самостоятельно найдите в оставшихся предложениях обстоятельства и
укажите, чем они выражены.(Работа в тетрадях).
Учитель . Подведем итог. На какие вопросы отвечают обстоятельства и чем
выражаются?
Ответ .
Обстоятельства
выражаются:
наречием,
существительным
с
предлогом,
творительным
падежом
существительного
без
предлога
и
деепричастием. Иногда имеют при себе пояснительные слова.
-Работа у доски.
Запишите предложение: Герасим из жалости к щенку принес молока напоить
его.
- Найдите
сказуемое и слова, которые поясняют его, и поставьте к ним
вопросы.
Ответ . Сказуемое: принёс.
Почему принёс?- из жалости. Зачем принес?
напоить. На вопросы Почему? Отчего? - отвечают наречия причины, а на
вопросы Зачем? Для чего?- отвечают наречия цели.
Запомните: члены предложения, отвечающие на вопросы наречий цели –
обстоятельства цели; наречия причины- обстоятельства причины.
Обстоятельство напоить выражено неопределённой формой глагола.
Вывод. Обстоятельства могут быть выражены разными словами, разными
частями речи.
Учитель . Прочтите ещё раз предпоследнее предложение. Сколько в нём
обстоятельств?
Ответ.
Пять
обстоятельств:
вдруг,
с
жадностью,
фыркая,
трясясь,
захлёбываясь.
-Что с помощью этих обстоятельств помогает нам увидеть Тургенев?
Ответ . Он помогает нам увидеть, что щенок был очень голоден, что он пил
молоко жадно, с наслаждением.
Вывод.
У
писателей
мы
можем
научиться
,
как
следует
пользоваться
обстоятельствами, чтобы не только точно передавать обстановку или способ
и все обстоятельства действия, но и характеризовать героев рассказа. Учат,
как пользоваться словами, чтобы делать свою речь яркой и картинной.
Домашнее задание : опишите действие или состояние какого-нибудь хорошо
известного вам живого существа, так чтобы обстоятельства в вашем тексте
живо
и
точно
отразили
бы
описываемое
и
сделали
бы
образ
ярким,
картинным.