Напоминание

Разработка урока русского языка в 6 классе "Обстоятельства"


Автор: Нытник Ирина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Урожайновская школа"
Населённый пункт: село Урожайное, Симферопольского района, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока русского языка в 6 классе "Обстоятельства"
Раздел: среднее образование





Назад





Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Обстоятельства».

Автор:

Нытник

Ирина

Вячеславовна,

учитель

русского

языка

и

литературы, МБОУ «Урожайновская школа», Симферопольский район,

село Урожайное Республика Крым

Тема урока. Обстоятельства.

Цели
: поупражнять учащихся в определении значений обстоятельств и способ выражения их; учить правильно пользоваться обстоятельствами для повышения выразительности своей речи; обеспечить правильность написания наиболее трудных орфограмм.
Ход урока

Учитель.
Тема сегодняшнего урока- обстоятельства. (Тема записывается на доске и в тетрадях).
Вопросы к классу:
1. Что называется обстоятельством? 2.К какому члену предложения чаще всего относятся обстоятельства? 3.Какими они бывают по значению? -Прочтите предложение, записанное на доске. Налим с похолоданием воды выходит из своих летних убежищ и начинает бродить в поисках добычи в более мелких местах. - Прочтите и перепишите этот текст в свои тетради. Обратите внимание на написание слов: налим, начинает, добычи. - Найдите в этом предложении обстоятельства с поясняющими их словами.
Ответ
: Здесь есть обстоятельства времени: с похолоданием воды (когда?), обстоятельство места: из своих летних убежищ (откуда?), обстоятельство цели: в поисках добычи (с какой целью?), обстоятельство места: в более мелких местах (где?).
Учитель.
Опустим все обстоятельства и прочтем, что останется? -Налим выходит и начинает бродить. Мы видим, что без обстоятельства непонятно когда, откуда выходит налим и с какой целью, и где начинает бродить. Для чего же нужны обстоятельства? Обстоятельства нужны для точного выражения мысли. Благодаря обстоятельствам мы точно определяем действие- когда, где, как, с какой целью и по какой причине оно совершается.
Но не всегда нам нужны все эти обстоятельства. В данном случае достаточно было указать, когда, откуда, с какой целью вышел налим и где он бродил. Точность речи нам нужна всегда: в разговоре, в научной речи, в художественной речи. Приведите примеры из научной речи, где требовались бы обстоятельства для точной передачи ее содержания. (Учащиеся приводят примеры из географии, биологии и т.д.). В примерах учащиеся выделяют обстоятельства, определяют их значение и указывают, чем они выражены.
Учитель.
Теперь рассмотрим, какую роль, кроме точности передачи мысли, играют обстоятельства в художественной речи. -Всему классу раздаются листочки с текстом. «Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и смотрел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати… Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно… Она еще не умела пить из чашки… Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг».
Учитель.
1.Из какого произведения этот текст?- Отрывок из «Муму» Тургенева. 2.Назовите слова, на правописание которых надо обратить внимание и укажите, как их проверить.- Слова: показалось, барахтается, несчастную, каморку, спасённого, пригнул, захлебываясь. 3. В первом предложении найдите обстоятельство, определите его значение, укажите, чем оно выражено.
Ответ.
В этом предложении есть обстоятельство времени: к вечеру (когда было дело?), обозначает, что день ещё не кончился. Выражено существительным с предлогом. Можно заменить наречием –вечером. Тогда
смысл предложения измениться- Дело было вечером, значит начало темнеть. А дело было к вечеру, значит было ещё светло. 4. Прочтите второе предложение и найдите в нем обстоятельство.
Ответ
. Есть обстоятельство образа действия: тихо (как шёл Герасим?)- Тихо. Определяет способ движения Герасима. Он шёл медленно, не спеша. Выражено наречием- тихо и относиться к сказуемому шёл. 5. Самостоятельно найдите в оставшихся предложениях обстоятельства и укажите, чем они выражены.(Работа в тетрадях).
Учитель
. Подведем итог. На какие вопросы отвечают обстоятельства и чем выражаются?
Ответ
. Обстоятельства выражаются: наречием, существительным с предлогом, творительным падежом существительного без предлога и деепричастием. Иногда имеют при себе пояснительные слова. -Работа у доски. Запишите предложение: Герасим из жалости к щенку принес молока напоить его. - Найдите сказуемое и слова, которые поясняют его, и поставьте к ним вопросы.
Ответ
. Сказуемое: принёс. Почему принёс?- из жалости. Зачем принес? напоить. На вопросы Почему? Отчего? - отвечают наречия причины, а на вопросы Зачем? Для чего?- отвечают наречия цели. Запомните: члены предложения, отвечающие на вопросы наречий цели – обстоятельства цели; наречия причины- обстоятельства причины. Обстоятельство напоить выражено неопределённой формой глагола.
Вывод.
Обстоятельства могут быть выражены разными словами, разными частями речи.
Учитель
. Прочтите ещё раз предпоследнее предложение. Сколько в нём обстоятельств?
Ответ.
Пять обстоятельств: вдруг, с жадностью, фыркая, трясясь, захлёбываясь. -Что с помощью этих обстоятельств помогает нам увидеть Тургенев?
Ответ
. Он помогает нам увидеть, что щенок был очень голоден, что он пил молоко жадно, с наслаждением.

Вывод.
У писателей мы можем научиться , как следует пользоваться обстоятельствами, чтобы не только точно передавать обстановку или способ и все обстоятельства действия, но и характеризовать героев рассказа. Учат, как пользоваться словами, чтобы делать свою речь яркой и картинной.
Домашнее задание
: опишите действие или состояние какого-нибудь хорошо известного вам живого существа, так чтобы обстоятельства в вашем тексте живо и точно отразили бы описываемое и сделали бы образ ярким, картинным.


В раздел образования