Автор: Рассомакина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №26
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ художественного текста как средства повышения речевой активности у детей с ОВЗ при подготовке к театрализации"
Раздел: дошкольное образование
"Анализ художественного текста как средства повышения речевой
активности у детей с ОВЗ при подготовке к театрализации"
Рассомакина Марина Александровна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 26 компенсирующего вида" города Орла
Воспитатель
Задачи, решаемые с помощью театрализации важны для продуктивного
обучения
детей
с
ОВЗ,
накопления
их
познавательного,
эмоционального,
жизненного
опыта,
для
повышения
самооценки
детей,
снижения
уровня
тревожности, стимуляции речевой активности, развития их индивидуальных
способностей.
Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают
у
них
нарушение
всех
основных
частей
языковой
системы,
нарушение
внимания,
памяти,
недостаточного
сформированное
словесно-логическое
мышление.
Все
перечисленные
процессы
теснейшим
образом
связаны
с
речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих
речевую активность детей, я считаю одной из основных задач при подготовке
к театрализации и коррекции развития.
Одним
из
таких
методов
является
анализ
художественного
текста,
который обеспечивает усвоение содержания сюжетов разных произведений,
действий
персонажей,
понимание
характерных
особенностей
их
образов,
представление
детей
о
композиционном
построении
театрализованного
действия.
Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не
только
читать,
но
и
вчитываться,
то
есть
видеть
глубину
содержания,
следовать за мыслью автора и постигать ее.
Чему можно научить дошкольника, анализируя текст?
При работе с детьми такого возраста используется только один вид
анализа
–
"вслед
за
автором",
то
есть
тот
вид,
где
соблюдается
логика
развития действия.
Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов.
Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен
привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в
соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая
его
смысл.
Отвечая
на
вопрос,
он
вдумывается
в
текст,
запоминает
его
содержание,
улавливает
с
помощью
взрослого
особенности
формы,
использует
язык
писателя
в
своей
речевой
практике,
а
в
дальнейшем
в
театрализации.
Малышам
от
одного
года
до
трех
лет
преимущественно
задаются
репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его
логике:
кто?
где?
как?
Диалогическая
форма
народных
произведений
способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это
умение используется и совершенствуется в игре-драматизации.
На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным
образом
входят
вопросы
"почему?"
и
"зачем?",
то
есть
вопросов
аналитического
характера,
побуждающих
размышлять
над
прочитанным,
сопоставлять, сравнивать.
Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными
для детей, а все слова понятными, точными, оправданными, особенно для
детей
с
ОВЗ.
Доступность
вопроса
предполагает
ясность
смысла,
конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.
Поскольку литература – это один из видов художественного творчества,
то в процессе анализа детям следует показать, как "сделано" произведение, то
есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах,
которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение,
олицетворение и т.д.). Значит, в ходе анализа необходимо обращать внимание
на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их
помощью
этот
мир
раскрылся
перед
детьми,
чтобы
они
заметили
художественное мастерство автора.
Существуют
еще
так
называемые
наводящие
вопросы,
то
есть
те,
которые
дополняют
главный
вопрос,
помогают
ребенку
более
глубоко
и
целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие
вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них
фактически содержится ответ на вопрос. Они не стимулируют аналитическое
мышление, а значит, не являются продуктивными.
Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем
глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет
сформулировать
не
только
главные,
но
и
наводящие
вопро сы,
скорректировать их в процессе анализа.
Если воспитатель только учится анализировать произведение, то на
первых
порах
лучше
составить
"партитуру"
текста,
то
есть
параллельно
тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в
случае,
если
ответы
детей
не
будут
удовлетворять
взрослого.
Сделав
несколько подобных анализов, педагог будет глубже понимать произведение
и увереннее вести беседу с ребенком.
Для анализа художественного произведения у детей с ОВЗ следует
выбирать небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их
в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры
героев в них – яркими, неординарными. В них не должно быть вовсе или
должно
быть
мало
описаний.
Не
следует
брать
текст,
перегруженный
деталями,
незначащими
фактами.
Хорошо,
если
книга
иллюстрирована:
иллюстрация может помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл.
Проводя анализ произведения, взрослый должен научиться превращать
его
из
обязательного
учебного
упражнения
в
серьезный,
интересный
и
полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как
вида искусства, ее воздействии на человека. Разговор, который никогда не
надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные
для ребенка вопросы – от самых простых до глубоких, философских. Анализ
произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, пробуждать
любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его
непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом
виде работы.
Работа
над
анализом
художественного
текста
у
детей
с
ОВЗ
способствует
успешному
накоплению
лексики
и
усвоению
грамматики
родного языка, обеспечивает благоприятную звуковую реализацию речевого
высказывания,
позволяет
существенно
повысить
уровень
их
речевой
активности.
Таким
образом
речь
ребенка
улучшается,
он
становится
раскрепощенным, повышается его самооценка, и ребенку легче реализовать
себя в театрализованной деятельности.
Список используемой литературы
1. Ворошилова Е. Как учить стихи и добиваться успеха в жизни. Обруч, 1998,
№ 1, 127 с.
2. Васькова О.Ф., Политыкина Л.А. Сказкотерапия как средство развития
речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО "Издательство "Детство-
Пресс", 2012 г. – 112 с.
3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к
чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003 г. – 176 с.
4. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-
методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010 . – 128 с.