Напоминание

"Анализ художественного текста как средства повышения речевой активности у детей с ОВЗ при подготовке к театрализации"


Автор: Рассомакина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №26
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ художественного текста как средства повышения речевой активности у детей с ОВЗ при подготовке к театрализации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Анализ художественного текста как средства повышения речевой

активности у детей с ОВЗ при подготовке к театрализации"

Рассомакина Марина Александровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26 компенсирующего вида" города Орла

Воспитатель

Задачи, решаемые с помощью театрализации важны для продуктивного

обучения

детей

с

ОВЗ,

накопления

их

познавательного,

эмоционального,

жизненного

опыта,

для

повышения

самооценки

детей,

снижения

уровня

тревожности, стимуляции речевой активности, развития их индивидуальных

способностей.

Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают

у

них

нарушение

всех

основных

частей

языковой

системы,

нарушение

внимания,

памяти,

недостаточного

сформированное

словесно-логическое

мышление.

Все

перечисленные

процессы

теснейшим

образом

связаны

с

речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих

речевую активность детей, я считаю одной из основных задач при подготовке

к театрализации и коррекции развития.

Одним

из

таких

методов

является

анализ

художественного

текста,

который обеспечивает усвоение содержания сюжетов разных произведений,

действий

персонажей,

понимание

характерных

особенностей

их

образов,

представление

детей

о

композиционном

построении

театрализованного

действия.

Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не

только

читать,

но

и

вчитываться,

то

есть

видеть

глубину

содержания,

следовать за мыслью автора и постигать ее.

Чему можно научить дошкольника, анализируя текст?

При работе с детьми такого возраста используется только один вид

анализа

"вслед

за

автором",

то

есть

тот

вид,

где

соблюдается

логика

развития действия.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов.

Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен

привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в

соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая

его

смысл.

Отвечая

на

вопрос,

он

вдумывается

в

текст,

запоминает

его

содержание,

улавливает

с

помощью

взрослого

особенности

формы,

использует

язык

писателя

в

своей

речевой

практике,

а

в

дальнейшем

в

театрализации.

Малышам

от

одного

года

до

трех

лет

преимущественно

задаются

репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его

логике:

кто?

где?

как?

Диалогическая

форма

народных

произведений

способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это

умение используется и совершенствуется в игре-драматизации.

На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным

образом

входят

вопросы

"почему?"

и

"зачем?",

то

есть

вопросов

аналитического

характера,

побуждающих

размышлять

над

прочитанным,

сопоставлять, сравнивать.

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными

для детей, а все слова понятными, точными, оправданными, особенно для

детей

с

ОВЗ.

Доступность

вопроса

предполагает

ясность

смысла,

конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Поскольку литература – это один из видов художественного творчества,

то в процессе анализа детям следует показать, как "сделано" произведение, то

есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах,

которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение,

олицетворение и т.д.). Значит, в ходе анализа необходимо обращать внимание

на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их

помощью

этот

мир

раскрылся

перед

детьми,

чтобы

они

заметили

художественное мастерство автора.

Существуют

еще

так

называемые

наводящие

вопросы,

то

есть

те,

которые

дополняют

главный

вопрос,

помогают

ребенку

более

глубоко

и

целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие

вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них

фактически содержится ответ на вопрос. Они не стимулируют аналитическое

мышление, а значит, не являются продуктивными.

Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем

глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет

сформулировать

не

только

главные,

но

и

наводящие

вопро сы,

скорректировать их в процессе анализа.

Если воспитатель только учится анализировать произведение, то на

первых

порах

лучше

составить

"партитуру"

текста,

то

есть

параллельно

тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в

случае,

если

ответы

детей

не

будут

удовлетворять

взрослого.

Сделав

несколько подобных анализов, педагог будет глубже понимать произведение

и увереннее вести беседу с ребенком.

Для анализа художественного произведения у детей с ОВЗ следует

выбирать небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их

в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры

героев в них – яркими, неординарными. В них не должно быть вовсе или

должно

быть

мало

описаний.

Не

следует

брать

текст,

перегруженный

деталями,

незначащими

фактами.

Хорошо,

если

книга

иллюстрирована:

иллюстрация может помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл.

Проводя анализ произведения, взрослый должен научиться превращать

его

из

обязательного

учебного

упражнения

в

серьезный,

интересный

и

полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как

вида искусства, ее воздействии на человека. Разговор, который никогда не

надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные

для ребенка вопросы – от самых простых до глубоких, философских. Анализ

произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, пробуждать

любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его

непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом

виде работы.

Работа

над

анализом

художественного

текста

у

детей

с

ОВЗ

способствует

успешному

накоплению

лексики

и

усвоению

грамматики

родного языка, обеспечивает благоприятную звуковую реализацию речевого

высказывания,

позволяет

существенно

повысить

уровень

их

речевой

активности.

Таким

образом

речь

ребенка

улучшается,

он

становится

раскрепощенным, повышается его самооценка, и ребенку легче реализовать

себя в театрализованной деятельности.

Список используемой литературы

1. Ворошилова Е. Как учить стихи и добиваться успеха в жизни. Обруч, 1998,

№ 1, 127 с.

2. Васькова О.Ф., Политыкина Л.А. Сказкотерапия как средство развития

речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО "Издательство "Детство-

Пресс", 2012 г. – 112 с.

3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к

чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003 г. – 176 с.

4. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-

методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010 . – 128 с.



В раздел образования