Автор: Бабичева Эвелина Станиславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №347
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИЯХ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"
Раздел: дошкольное образование
Э. С. Бабичева
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИЯХ В
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация: В
статье
представлено
представление
дошкольников
о
профессиях, деятельность музыкального руководителя.
Современная
система
воспитания
направлена
на
развитие
творческой
личности, способной быстро и оригинально решать задачи в нестандартных
условиях,
гибко
и
самостоятельно
использовать
приобретенные
знания
в
разнообразных жизненных ситуациях. Именно поэтому новые Федеральные
Государственные
Образовательный
Стандарты
предлагают
развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через
решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие музыкальности детей;
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Эти
актуальные
требования
времени
в
полной
мере
реализуются
в
детской
образовательной
деятельности,
где
наглядно-образное
мышление
определяет предстоящую творческую активность будущего взрослого человека.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают
ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно
рассматривать
как
импровизированные
мини
театральные
постановки,
в
которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и
т.д.
Ребенку
предоставляется
возможность
побывать
в
роли
повара,
няни,
мастера, парикмахера, модельера, прачки. Каждый ребенок играет по-своему, но
все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети
можно представить наше будущее общество.
Чтобы сформировать правильную модель поведения в современном мире
и
повысить
общую
культуру
ребенка
4-5
лет,
я
решила
целенаправленно
использовать
интегративный
подход
при
организации
образовательного
процесса
и
попыталась
с
интегрировать
две
области
«Музыку»
и
«Труд».
Основной задачей поставила формирование интереса к профессии родителей и
подчёркивание значимости их труда («От рождения до школы» под ред. Н. Е.
Вераксы).
В
среднем
дошкольном
возрасте
у
детей
в
игровой
деятельности
появляются ролевые взаимодействия; совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности; возрастает объём памяти; начинает развиваться
образное мышление; речь становится предметом активности детей; изменяется
содержание
общения
ребёнка
и
взрослого;
появляется
конкурентность
и
соревновательность.
В
настоящее
время
назрела
необходимость
использования
гендерного
подхода
в
дошкольном
образовании,
предполагающем
преодоление
стереотипов,
мешающих
успешному
развитию
личности
ребенка
и
формирование
социально
приемлемых
моделей
поведения,
основанных
на
личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.
Согласно современным научным взглядам, гендерная идентичность не
дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате
сложного
взаимодействия
его
природных
задатков
и
соответствующей
гендерной социализации.
По данным Р. Е. Христовой, эталоны, выступающие в качестве образцов
для подражания, меняются на протяжении дошкольного возраста. Девочки и
большая
часть
мальчиков
четвертого
года
жизни
идентифицируют
себя
с
образом матери, дети 4–5 лет – преимущественно с родителем своего пола,
после
5
лет
в
качестве
эталонов
для
подражания,
помимо
родителей
собственного
пола,
могут
выступать
старшие
братья,
сестры,
бабушки,
дедушки,
а
также
известные
личности.
У
мальчиков
возраст
наиболее
выраженной идентификации с родителем того же пола – 5–7 лет, у девочек – 3–
8 лет. В процессе половой идентификации девочки более ориентированы на
мать, чем мальчики на отца (А. И. Захаров). В этом возрасте дети начинают
обращать внимание на традиционные виды деятельности мужчин и женщин в
профессиональной сфере и семье. После четырех лет у детей завершается
становление
полового
самосознания
и
осваивается
стереотип
полоролевого
поведения,
что
проявляется
в
гендерных
представлениях,
ценностных
ориентациях
мальчиков
и
девочек,
их
интересах.
Выделяют
четыре
типа
полоролевого
поведения
в
зависимости
от
преобладания
маскулинных
и
фемининных
качеств:
маскулинный,
фемининный,
андрогинный,
недифференцированный.
Тип
полоролевого
поведения
формируется
уже
в
дошкольном возрасте.
Многие исследователи считают, что процесс полоролевой социализации
более противоречив и протекает более сложно у мальчиков, чем у девочек.
Трудности полоролевой социализации мальчиков обусловлены воздействием
как биологических, так и социальных факторов. По мнению представителей
психоанализа, мальчики первоначально идентифицируют себя с матерью, а
позже им необходимо изменить первоначальную женскую идентификацию на
мужскую.
Девочкам
освоение
женской
роли
дается
легче,
так
как
им
не
приходится менять свою первичную идентификацию с матерью.
Мужская социальная роль, в отличие от женской роли, более отдалена от
детей, менее доступна для подражания. Дети, особенно дошкольного возраста,
не
имеют
возможности
наблюдать
выполнение
отцами
профессиональных,
общественных функций, а в домашней жизни современной семьи функции
отцов представлены не так ярко, не всегда отражают традиционные мужские
качества, привлекательные для мальчиков (смелость, сила). Все это осложняет
процесс их гендерной социализации.
Неблагоприятная
для
мальчиков
ситуация
гендерной
социализации
усугубляется, по утверждению Ю. В. Алешиной, А. С. Волович, тем, что в
нашей
стране,
по
сравнению
с
другими
странами,
мальчики
существенно
ограничены
в
проявлении
собственно
маскулинных
качеств.
Взрослые
не
одобряют
проявления
мальчиками
традиционных
маскулинных
качеств
–
агрессии,
двигательной
активности,
видя
в
них,
прежде
всего
источник
беспокойства. В организации образовательного процесса не всегда учитываются
психологические
особенности
мальчиков.
Существующие
в
современном
образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны
в большей степени на девочек, ориентированы на женскую модель поведения,
так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания,
дисциплины,
усидчивости.
Мальчики
более
подвижны,
непоседливы,
непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше
дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают.
По мнению ряда ученых, достижение полоролевой идентичности дается
девочке
легче,
чем
мальчику,
в
то
же
время
формирование
полоролевых
предпочтений, более высокой оценки всего женского для девочки оказывается
существенно затрудненным из-за влияния гендерных стереотипов.
Таким образом, полоролевая социализация мальчиков и девочек имеет
свои особенности. У мальчиков этот процесс более сложен, так как мужская
роль
для
них
видится
менее
отчетливо,
чем
женская,
а
требования,
предъявляемые
к
мальчикам,
более
жестки.
Для
девочек
модель
женского
поведения более доступна для подражания, но у них менее сильная мотивация
подражать
женской
роли,
так
как
эта
роль
считается
малопрестижной
в
обществе.
У
девочек
эмоциональное
феминное
самовосприятие
достоверно
регистрируется уже на четвертом году жизни и достигает уровня высокой
достоверности
на
седьмом
году,
тогда
как
у
мальчиков
маскулинное
самовосприятие возникает на пятом году, затем на шестом году одновременно с
появлением эмоционально негативного восприятия мужского пола становится
более достоверным и возвращается к минимальному уровню достоверности на
седьмом году жизни.
Искусство
развития
у
детей
воображения,
фантазии,
творческих
способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные
методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.
Все эти размышления, а также собственный опыт работы побудили меня
описать в данной статье
те методы, механизмы организации совместного
творчества, которые помогают организовать творческое общение ребенка и
взрослого
применяя
разные
средства
образовательной
деятельности. Таким
образом,
Музыка
помогает
всесторонне развивать
ребенка.
Поэтому
не
случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ
выделен
специальный
раздел
«Музыка»,
в
критериях
которого
подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:
-
создавать условия для развития творческой активности детей
в
музыкальной
деятельности
(поощрять
исполнительское
творчество,
развивать способность свободно и раскрепощено держаться при
выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики,
выразительных движений и интонаций и т.д.;
-
приобщать детей к музыкальному искусству (знакомить с жанрами в
музыке, развивать умение инсценировать песни и т. д.);
-
обеспечить взаимосвязь музыкального искусства с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе;
-
создавать условия
для
совместной
музыкальной
деятельности
детей и взрослых.
-
чтобы сформировать опыт социальных навыков поведения мы с детьми
посмотрели мультипликационные фильмы о профессиях, поиграли с мышонком
Профи в разные дидактические игры, раскрашивали раскраски той или иной
профессии,
ходили
на
экскурсии
по
рабочим
местам,
прочитали
сказки
о
разных
профессиях,
в
которых
содержится
нравственная
направленность
(дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря всем этим действиям ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает
свое
собственное отношение
к
добру
и
злу.
Любимые
герои
становятся
образцами для подражания.
-
Музыкально-образовательная деятельность позволяет ребенку преодолеть
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится
развивающей. Что подразумевается под этим? Результаты воспитательной и
образовательной деятельности сводятся к развитию личности каждого ребенка,
его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане большую
роль может сыграть интеграция всех образовательных областей. Дети, которые
принимают
активное
участие
в
музыкальной
деятельности,
знакомятся
с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Умело
поставленные вопросы
заставляют
их
думать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
С
умственным
развитием
тесно
связано
и
совершенствование
речи.
В
процессе
работы
над
выразительностью реплик
персонажей
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи,
ее
интонационный
строй.
У
ребенка
улучшается
диалогическая речь.
Музыкальная деятельность
является
источником
развития
чувств,
глубоких переживаний
и
открытий
ребенка,
приобщает
его
к
духовным
ценностям.
Музыка
развивает
эмоциональную
сферу
ребенка,
учит
сочувствовать,
сопереживать.
Таким
образом,
музыкально-образовательная
деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности
распознавать эмоциональное состояние человека, умение ставить себя на его
место
в
различных
ситуациях.
«Чтобы
веселиться
чужим
весельем
и
сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись
в
положение
другого человека, мысленно встать на его место» - утверждал
Б.М.Теплов.
Для
решения
поставленных
мною
задач
необходимо
создание
определенных условий.
А
это,
в
первую
очередь,
соответствующая
организация работы.
Особое
содержание
приобретает
вся
игровая
деятельность
детей
в
свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной
деятельности. Дети играют, выступают в роли поваров, водителей, мастеров и
т.д.
В музыкальном зале средствами музыки,
игр,
упражнений,
этюдов
создаются
условия
для индивидуального подхода и раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
Процесс
музыкальных
занятий
строится
на
основе развивающих
методик, они представляют собой систему творческих игр. Игры рассчитаны
на
активное
участие
детей,
как
равноправных участников
педагогического
процесса.
Новые
знания
преподносятся
в
виде проблемных
ситуаций,
требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий
характеризуется эмоциональной
насыщенностью
и
стремлением
достичь
продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в
занимательной,
интересной
детям
форме,
по
возможности
основываясь
на
сюжетном построении.
Через
эти
виды
образовательной
деятельности
ребенок
не
только
попадает в мир прекрасного, но и происходит раскрепощение его творческих
возможностей и музыкальных способностей.
Анализируя
свой
опыт
работы
по
организации
музыкальных
представлений,
можно
сделать
вывод,
что
правильно
организованная
музыкальная
деятельность
и
интеграция
всех
образовательных
областей
в
детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы,
связанные с развитием личности каждого ребенка, его творческого потенциала,
способностей и интересов.
Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в
подготовке
музыкальных
представлений,
стали
отличаться
большей
коммуникативностью,
творческим
отношением
и
подходу
к
любому
делу,
умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой,
передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более
ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная. Свободно и непринужденно
чувствуют себя, выступая на сцене.
Сформированность
познавательных
и
психических
процессов,
коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет детям
быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело
задавать вопросы взрослому.
Проект «Бюро услуг»
Проблема:
-
недостаточность
знаний
и
представлений
дошкольников
о
профессиях
взрослых
Обоснование проблемы:
- недостаточность знаний у детей об особенностях профессий
- низкий словарный запас у детей по данной теме
- незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии
Цель проекта:
-
формирование
представления
о
профессиях
взрослых
в
ближайшем
окружении. Воспитывание бережного отношения к труду других людей.
Задачи проекта:
- расширить представления о профессиях няни, прачки, повара
- познакомить с профессиями «мастеров» (маляр, плотник, каменщик, шофер)
- прививать навыки элементарного труда (постирать, починить, убрать за собой
и т.д.)
- учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-
ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе
- заинтересовывать родителей в совместной игре с детьми в профессии
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых
-
формировать
представления
о
мужских
и
женских
занятиях
(гендерный
аспект)
-
интеграция
образовательных
областей: «Социализация»,
«Познание»,
«Коммуникация», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность»,
«Чтение художественной литературы»
Вид проекта:
- средний по продолжительности (в течение месяца)
Тип проекта:
- смешанный
информационно-ориентированный
исследовательский
экскурсионный
Участники проекта:
воспитанники (средний возраст)
воспитатели групп
родители
специалисты
учебно-вспомогательный
персонал
(медицинские
работники,
младшие
воспитатели)
обслуживающий персонал
администрация
Продукт проекта:
материалы бесед с детьми среднего возраста о профессиях взрослых
сценарий музыкального праздника «Бюро услуг»
презентация «Все работы хороши»
экскурсии с детьми на кухню, на склад, в прачечную, в медицинский
кабинет, в мастерскую к плотнику, в бухгалтерию к программисту
творческие работы детей (рисунки и поделки)
создание мультимедийной картотеки с мультфильмами о разных видах
профессий
теоретические материалы проекта
дидактические игры
чтение и обыгрывание стихов про профессии
«час загадок»
раскраски
сюжетно-ролевые игры
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА
ЭТАП
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
воспитанники
специалисты
администрация
родители
воспитатели
учебно-
вспомогательный
персонал
обслуживающий
персонал
I
подготови
тельный
С о с т а в л е н и е
п л а н а
осуществления
проекта,
выдвижение
целей
и
задач
+
Обсуждение
плана
с
участниками проекта
+
+
+
Подбор
теоретического,
иллюстрационного
и
видео
материалов
по
тематике проекта
+
+
+
Подготовка
музыкального материала
и оборудования
+
+
+
Консультирование
участников проекта
+
II
практичес
кий
Беседы с детьми
+
+
+
+
+
+
Просмотр
мультипликационных
фильмов
по
тематике
проекта
+
+
+
+
Информационная работа
с
р о д и т е л я м и
и
участниками проекта
+
+
+
Экскурсии
по
рабочим
местам
+
+
+
+
+
Создание
творче ских
работ и поделок
+
+
+
+
Чтение
художественной
литературы по тематике
проекта
+
+
+
III
итоговый
О ф о р м л е н и е
и
представление
п р е з е н т а ц и и
« В с е
работы хороши»
+
Презентация
детских
творческих работ
+
+
+
Оформление материалов
проекта
+
Праздничная
программа
«Бюро услуг для мам»
+
+
+
+
+
+
+
Содержание проекта
В процессе работы с детьми мы обратили внимание на недостаточность
знаний детей о профессиях взрослых. Особые затруднения вызвали описания
таких профессий как прачка, плотник, модельер, портной и маляр. Поэтому мы
посчитали
целесообразным,
данную
тему
осветить
с
применением
метода
про ектов,
о сновной
целью
которого
ст а ло: расширение
знаний
воспитанников
о
профессиях
взрослых. Главным побудительным мотивом
рассказа о сложных, на первый взгляд, профессиях стал огромный интерес
детей к данной теме.
Проект «Бюро услуг» осуществлялся в три этапа (подготовительный,
практический и итоговый). В проекте были задействованы не только педагоги
дошкольного
учреждения,
но
и
весь
обслуживающий
и
административный
персонал.
С педагогами на первом этапе был обсужден план реализации проекта,
его
цели
и
задачи.
Педагоги
активно
высказывали
свою
позицию
и
предложения.
Родители
оказывали
помощь
в
реализации
проекта,
предоставляя
информационные и видео материалы по тематике, изготавливая оборудование,
читая литературные произведения, беседуя дома с детьми. Некоторые родители
знакомили своих детей с профессиями повара и прачки практически, показывая
приемы их работы.
Решение задач проекта не ограничивалось только расширением знаний о
профессиях, активно решалась такая задача, как пополнение словарного запаса
детей, закрепление и автоматизация звукопроизношения, развитие памяти.
Помимо этого, такие области как «Социализация» и «Коммуникация»
успешно интегрировались
с другими областями образовательного процесса
(«Труд»,
«Чтение
художественной
литературы»
и
«Музыка»).
Основным
результатом
такой
деятельности
стало
сотрудничество
в
совместной
деятельности,
т.е.
общение
на
равных,
где
взрослому
не
принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Формирование у ребенка потребности в получении знаний, (например, о
профессиях)
помогает
воспитаннику
строить
свой
жизненный
мир
и
формировать представления о мужских и женских занятиях.
Результатом проведенной работы стало костюмированное представление,
куда были приглашены все его участники. Дети с гордостью подарили продукт
своего труда взрослым, а взрослые наградили улыбками, овациями и теплыми
словами и сладкими сюрпризами.
В проекте приняло участие 87% семей. Дети с большим интересом
слушали
рассказы
взрослых
о
профессиях.
Принимали
участие
в
играх,
организуемых, как для детей, так и для их родителей. Активизировалась речь
детей, обогатилось содержание сюжетно-ролевых игр.