Автор: Серова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.о.Краснознаменск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация здоровье сберегающего пространства"
Раздел: полное образование
«Организация здоровье сберегающего пространства»
Предметно-развивающая среда как средство построения здоровье
сберегающего пространства в группах ДОУ
Детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в
наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с
окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде
всего, сохранение и укрепление здоровья детей.
Для создания целостной системы здоровья сбережения детей очень
важным является организация предметно-развивающей среды в группе.
Предметно-развивающая среда моделируется с учетом основных
направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех
образовательных областей, которые прописаны в Федеральном
Государственном Образовательном Стандарте.
В структуру здоровье сберегающего пространства в группах детского
сада входят следующие компоненты:
- зона здоровья и двигательной активности;
- зона экологического образования;
- зона развития (математического, речевого);
- зона обучения детей правилам дорожного движения;
- зона художественно-эстетического развития (музыкального,
театрального, изобразительного искусства.)
Рациональное распределение пространства групповой комнаты в
детском саду
Предметно-развивающая среда имеет огромное значение для здоровья
ребенка, потому что ребенок находится в ней большую часть времени
бодрствования. При этом среду необходимо рассматривать не только как
социальную, но и как пространство, в котором формируется и укрепляется
психологическое и физическое здоровье.
Правильно созданная предметно-развивающая среда помогает ребенку
отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности,
утвердиться творчески способной личностью.
Основные принципы оформления помещения группы
При формировании у детей представлений о здоровом образе жизни
важным условием является организация здоровье сберегающего
пространства.
1.Группы должны быть хорошо освещены, в них не должно быть темных
углов.
2.Оборудование группы должно отвечать гигиеническим требованиям,
учитывать возрастные особенности роста и развития детей: обеспечивать
правильное положение тела, исключать излишнее напряжение организма,
способствовать профилактике искривлений позвоночника, развития
близорукости.
3. Основные требования к оборудованию: прежде всего безопасность,
исключение возможности травматизма детей (отсутствие острых и режущих
концов, выступов, неустойчивость), доступность дезинфекции, окраска в
светлые тона, легкость, компактность и красивый вид.
4. Групповые комнаты допустимо наполнять звуками (музыки, природы).
В комнатах нужно создавать динамику и движение, поместив туда часы,
различные мобили и другие игрушки.
5. В группах поместите книги, которые символизируют приобретение
знаний.
6. В групповых комнатах необходимо размещать безопасные для
здоровья детей игрушки, соответствующие возрасту: материал, из которого
делают игрушки, должен быть безвреден для здоровья детей, легко
поддаваться очистке и дезинфекции; по весу, размерам игрушка должна
соответствовать силе ребенка, развитию его мускулатуры, а форма и отделка
их исключать возможность травмы – не иметь острых концов, трещин,
щелей.
7. Чистота воздуха в помещениях в большой степени зависит от
правильной организации в них воздушного режима.
В целях оздоровления воздушной среды в помещениях проводят
регулярные односторонние проветривания. Сквозные проветривания
проводятся в часы наибольшего загрязнения воздуха: после длительного
нахождения детей в помещении, после занятий, к концу дня. Снижению
риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем,
способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».
Роль растений в создании здоровье сберегающего пространства
Достаточное количество зеленых растений в группе обогащает воздух
кислородом и создает свежую оживляющую атмосферу.
Растения с остроконечными листьями лучше располагать во внутренних
углах помещений. Растения с округлыми свисающими листьями ослабляют
энергию и служат прекрасным средством для коррекции выступающих углов.
Кустистые пышные растения больше уместны в длинных коридорах возле
дверей.
Растения, повышающие активность людей: герань, азалия, фикус,
розмарин, алоэ, различные лианы.
Растения, успокаивающие нервную систему: папоротник, орхидея, туя,
аспарагус, филодендрон, хлорофитум.
Нейтральные растения, которые не влияют на активность человека:
примула, фиалка, традесканция и др.
Роль закаливания в создании здоровье сберегающего пространства
Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой.
Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна,
положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с
физическими упражнениями.
Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой,
контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой
водой и кубиками льда, ножные ванны, обтирание до пояса. Обтирание после
любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно
массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи, а, следовательно,
и ее питанию.
Водные процедуры – возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому
проводить их следует после дневного сна.
В группах с детьми проводятся: полоскание полости рта после каждого
приема пищи, хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим
полотенцам, точечный массаж стоп выполняется при хождении по
релаксационным коврикам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым
пуговицам разной величины, гальке.
По медицинским показаниям с детьми следует проводить занятия
лечебной физкультурой, сеансы лечебного и оздоровительного массажа,
также аромо – и фитотерапию.
Формированию представлений детей о здоровье и здоровом образе
жизни способствует создание предметно-развивающей среды в группах.
Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками
и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы,
на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий,
культурно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна.
Составной частью здоровье сберегающего пространства являются
выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, детских
работ по изобразительной деятельности на тему «здоровый образ жизни»,
информационные стенды для родителей.
Зона здоровья и двигательной активности
Зона экологического образования
Зона развития (математическкого, речевого)
Зона художественно-эстетического развития
Предметно-развивающая среда групповой комнаты
Закаливающие процедуры
Гимнастика после сна. Реласакционные дорожки