Напоминание

"Организация здоровье сберегающего пространства"


Автор: Серова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.о.Краснознаменск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация здоровье сберегающего пространства"
Раздел: полное образование





Назад




«Организация здоровье сберегающего пространства»

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровье

сберегающего пространства в группах ДОУ

Детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в

наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с

окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде

всего, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для создания целостной системы здоровья сбережения детей очень

важным является организация предметно-развивающей среды в группе.

Предметно-развивающая среда моделируется с учетом основных

направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех

образовательных областей, которые прописаны в Федеральном

Государственном Образовательном Стандарте.

В структуру здоровье сберегающего пространства в группах детского

сада входят следующие компоненты:

- зона здоровья и двигательной активности;

- зона экологического образования;

- зона развития (математического, речевого);

- зона обучения детей правилам дорожного движения;

- зона художественно-эстетического развития (музыкального,

театрального, изобразительного искусства.)

Рациональное распределение пространства групповой комнаты в

детском саду

Предметно-развивающая среда имеет огромное значение для здоровья

ребенка, потому что ребенок находится в ней большую часть времени

бодрствования. При этом среду необходимо рассматривать не только как

социальную, но и как пространство, в котором формируется и укрепляется

психологическое и физическое здоровье.

Правильно созданная предметно-развивающая среда помогает ребенку

отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности,

утвердиться творчески способной личностью.

Основные принципы оформления помещения группы

При формировании у детей представлений о здоровом образе жизни

важным условием является организация здоровье сберегающего

пространства.

1.Группы должны быть хорошо освещены, в них не должно быть темных

углов.

2.Оборудование группы должно отвечать гигиеническим требованиям,

учитывать возрастные особенности роста и развития детей: обеспечивать

правильное положение тела, исключать излишнее напряжение организма,

способствовать профилактике искривлений позвоночника, развития

близорукости.

3. Основные требования к оборудованию: прежде всего безопасность,

исключение возможности травматизма детей (отсутствие острых и режущих

концов, выступов, неустойчивость), доступность дезинфекции, окраска в

светлые тона, легкость, компактность и красивый вид.

4. Групповые комнаты допустимо наполнять звуками (музыки, природы).

В комнатах нужно создавать динамику и движение, поместив туда часы,

различные мобили и другие игрушки.

5. В группах поместите книги, которые символизируют приобретение

знаний.

6. В групповых комнатах необходимо размещать безопасные для

здоровья детей игрушки, соответствующие возрасту: материал, из которого

делают игрушки, должен быть безвреден для здоровья детей, легко

поддаваться очистке и дезинфекции; по весу, размерам игрушка должна

соответствовать силе ребенка, развитию его мускулатуры, а форма и отделка

их исключать возможность травмы – не иметь острых концов, трещин,

щелей.

7. Чистота воздуха в помещениях в большой степени зависит от

правильной организации в них воздушного режима.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях проводят

регулярные односторонние проветривания. Сквозные проветривания

проводятся в часы наибольшего загрязнения воздуха: после длительного

нахождения детей в помещении, после занятий, к концу дня. Снижению

риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем,

способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».

Роль растений в создании здоровье сберегающего пространства

Достаточное количество зеленых растений в группе обогащает воздух

кислородом и создает свежую оживляющую атмосферу.

Растения с остроконечными листьями лучше располагать во внутренних

углах помещений. Растения с округлыми свисающими листьями ослабляют

энергию и служат прекрасным средством для коррекции выступающих углов.

Кустистые пышные растения больше уместны в длинных коридорах возле

дверей.

Растения, повышающие активность людей: герань, азалия, фикус,

розмарин, алоэ, различные лианы.

Растения, успокаивающие нервную систему: папоротник, орхидея, туя,

аспарагус, филодендрон, хлорофитум.

Нейтральные растения, которые не влияют на активность человека:

примула, фиалка, традесканция и др.

Роль закаливания в создании здоровье сберегающего пространства

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой.

Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна,

положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с

физическими упражнениями.

Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой,

контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой

водой и кубиками льда, ножные ванны, обтирание до пояса. Обтирание после

любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно

массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи, а, следовательно,

и ее питанию.

Водные процедуры – возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому

проводить их следует после дневного сна.

В группах с детьми проводятся: полоскание полости рта после каждого

приема пищи, хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим

полотенцам, точечный массаж стоп выполняется при хождении по

релаксационным коврикам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым

пуговицам разной величины, гальке.

По медицинским показаниям с детьми следует проводить занятия

лечебной физкультурой, сеансы лечебного и оздоровительного массажа,

также аромо – и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и здоровом образе

жизни способствует создание предметно-развивающей среды в группах.

Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками

и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы,

на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий,

культурно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна.

Составной частью здоровье сберегающего пространства являются

выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, детских

работ по изобразительной деятельности на тему «здоровый образ жизни»,

информационные стенды для родителей.

Зона здоровья и двигательной активности

Зона экологического образования

Зона развития (математическкого, речевого)

Зона художественно-эстетического развития

Предметно-развивающая среда групповой комнаты

Закаливающие процедуры

Гимнастика после сна. Реласакционные дорожки



В раздел образования