Автор: Попова Олеся Сергеевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие профессиональных педагогических компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие профессиональных педагогических
компетенций
Попова Олеся Сергеевна
Преподаватель ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и
дизайна
Ключевые слова:
Учебно-исследовательская деятельность,
образование, тенденции образования, методика преподавания.
Аннотация: Современные тенденции образования делают акцент на
личность обучающегося, на его интересы, запросы и потребности. С этим
нельзя не согласиться. Поскольку одной из многочисленных задач
преподавателя является заинтересованность обучающихся на занятии. Для
достижения положительных результатов необходимо понимать
потребности и интересы студента.
Роль преподавателя в учебном процессе неимоверно велика. Об этом
свидетельствуют множественные труды таких известных педагогов как
К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сластёнина, Я. А. Коменского и
многих других.
Современные тенденции образования делают акцент на личность
обучающегося, на его интересы, запросы и потребности. С этим нельзя не
согласиться.
Поскольку
одной
из
многочисленных
задач
преподавателя
является заинтересованность обучающихся на занятии. Для достижения
положительных результатов необходимо понимать потребности и интересы
студента.
В
рамках
субъектно-ориентированного
образования
преподавателю
необходимо
сделать
ставку
на
интерес
и
заинтересованность
аудитории.
Если рассмотреть вопрос мотивации и заинтересованности студентов на
занятии более подробно, то можно отметить, что во многом это зависит от
самого преподавателя, от его личности. Если обратиться к Л.Б. Ительсону,
то
можно
увидеть,
что
преподаватель
на
занятии
примеряет
на
себя
различные роли – это вдохновитель, друг, информатор, диктатор, советчик.
Исходя из этого можно сделать вывод, что, прежде всего преподаватель
должен быть разносторонней личностью.
Поэтому
одним
из
первых
требований
к
педагогу
является
самообразование,
так
как
именно
непрерывное
самообразование
способствует
динамичному
развитию
личности.
Под
саморазвитием
следует понимать непрерывное общее
и профессиональное развитие.
Сложно привести пример ещё какой-либо профессии, где настолько же
остро стоял бы вопрос о непрерывном развитии и образовании. Поскольку
преподаватель должен готовить своих студентов к жизни в завтрашнем дне.
Это означает, чтобы предоставить своим студентам актуальные знания,
которыми бы они смогли воспользоваться, выйдя за стены учебного своего
заведения,
преподавателю
нужно
всегда
быть
на
шаг
впереди
быстроменяющегося
и
быстроразвивающегося
современного
общества.
Следующее
требование к личности преподавателя можно определить, как умение найти
индивидуальный подход к любой аудитории и к каждому студенту. Это
требование подразумевает проявление интереса к своим обучающимся, к
их жизни, к их приоритетам, потребностям и желаниям.
Уме н и е
б ы с т р о
н а й т и
общий язык с аудиторией, умение общаться, слушать и понимать желания,
цели
и
приоритеты
обучающихся
являются
одними
из
ключевых
в
профессии
преподавателя.
Преподавателю
всегда
следует
помнить,
что
знания, которые приобретают студенты, должны быть для них личностно-
значимыми.
Вычислить
эту
личностную
значимость
педагогу
поможет
общение со студентами. Во многих педагогических трудах говорится, что
на занятии должно царить взаимопонимание и дружественная атмосфера.
Поэтому
любой
преподаватель
должен
стремиться
к
атмосфере
взаимопонимания
на
своём
занятии,
поскольку
в
дружественной
обстановке
обучающимся
легче
раскрыться,
преодолеть
свою
неуверенность и стеснение. Умение расположить аудиторию к себе говорит
о высоком профессионализме. Создание комфортных условий для каждого
обучающегося и взаимопонимание это практически половина успеха для
преподавателя. Так как, если ваши обучающиеся расположены к вам, если
они знают, что всегда смогут найти у вас поддержу и помощь, что вы
заинтересованы в них не только как в субъекте образовательного процесса,
которого следует наполнить знаниями чего бы вам это не стоило, но и
видите в них просто личность со своими преимуществами и недостатками,
то такие вопросы как посещаемость, дисциплина и активность на занятии
снимаются автоматически сами собой.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
личность
преподавателя базируется не только на образованности, глубоком знании
своей дисциплины, высоком интеллекте, знании педагогики, непрерывном
самообразовании,
но
и
на
знании
основ
психологии,
а
также
умении
общаться.
Как отмечает в своей статье О. А. Абрамова, каким бы хорошим
знанием предмета и методики его преподавания не обладал преподаватель,
но если он не умеет понятно и интересно преподнести материал, найти
общий язык с группой, то он не достигнет высоких результатов в своей
деятельности и его работа в качестве педагога не будет эффективной.
Также слова В. А. Сластёнина о том, что в профессии преподавателя
умение общаться становится профессионально необходимым качеством,
здесь будут очень уместны.
Литература
1.
Абрамова О.А. Специфика профессионального общения в
структуре профессиональной деятельности педагога Текст: статья
ассист. кафедры педагогики и психологии младшего школьника:
Ульяновск, 2012.
2.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: КДУ: МПСИ, 2005.
3.
Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. –
Калининград: КГУ, 2000.
4.
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика,
1990.
5.
Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002.