Автор: Гененова Лариса Валерьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом творчества "Форус"Советского района г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание через дидактические игры в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Экологическое воспитание через дидактические игры
в учреждении дополнительного образования.
Гененова Лариса Валерьевна
Методист МАУ ДО «Дом творчества «Форус»
Советского района г.Улан-Удэ»
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит,
никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. Надо
чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу
ребенка надо растить осторожно,внимательно и с любовью.Чаще всего
экологическое воспитание носит запретительный характер и проводится на
уровне
призывов:
«Не
рвите!»,
«Не
топчите!»
и
т.п.
Обрушивать
эти
запреты на ребенка «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная,кропотливая
работа,сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были
осознаны, прочувствованы,а многие и открыты детьми, чтобы стали их
собственными убеждениями, а основные из правил перешли бы в простую
и естественную привычку.
Вопросы формирования экологической культуры детей в условиях
учреждений дополнительного образования стали предметом специальных
исследований лишь недавно, хотя проблемы экологического образования и
воспитания исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых на
протяжении довольно длительного времени.
Возрастание роли дополнительного образования в современных
условиях актуализирует поиск путей повышения привлекательности его в
глазах
обучающихся
в
соответствии
с
их
потребностями
и
учетом
возрастных
особенностей.
Несомненный
интерес
предоставляет
опыт
работы с детьми в рамках дополнительного образования по подготовке их к
школе. В МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г. Улан -
Удэ» успешно реализуются образовательные программы по адаптации и
подготовке детей к школе «Умка» и «Знайка». Наши педагоги, как правило,
наиболее
полно
представляют
разные
направления
в
работе
с
детьми
(художественно – эстетическое, трудовое, нравственное ,в том числе, и
экологическое).
Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игрой пронизано всё
обучение ребёнка в Центре «Умка» и клубе раннего развития «Знайка».
Через игру осуществляется психотерапевтическая коррекция ребёнка. В
игре ребенок реализуется как личность, осознающая свою сопричастность
к окружающему миру, его проблемам.
Я
считаю,
что
одним
из
эффективных
средств
решения
экологической проблемы является использование эколого-дидактических
игр.
Экологические игры естественно и незаметно корректируют взгляды
и сознание обучающихся с отклоняющимся поведением в природе. В ходе
экологической игры создается атмосфера радости от общения с природой и
ее познания,удовлетворенность от оказанной ей помощи.
Умственному развитию ребенка в ходе экологических игр
способствует
использование
разнообразных
приемов
логического
мышления.
Прием
сравнения
дает
возможность
выявлять
характерные
признаки природных объектов путем их сопоставления как, например, в
игре
«Фрукты
и
овощи».
Игровым
материалом
служат
предметные
картинки у каждого ребенка. Сравнивая и описывая предмет или группу
предметов, они рассказывают о значении их в жизни людей,осваивая при
этом понятия об экологических связях человека со средой обитания.
Обобщение предлагает выявление существенных признаков
предмета и отвлечение от признаков второстепенных, незначительных. В
дидактической игре « Птицы нашего края» обучающиеся выделяют такие
значимые признаки,которые способствуют приспособлению птиц к полету:
обтекаемая
форма
тела
и
клюва,легкость
перьев,
особое
строение
крыльев,таким
образом
раскрывая
экологические
связи
организма
с
окружающей средой.
Эколого-дидактические игры можно разделить на два типа:
Дидактические игры для обогащения экологических знаний о
разнообразии
природных
объектов,о
растениях
и
животных
как
живых
организмах, о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, о человеке
как части природы.
К этому типу можно отнести лото о съедобных и несъедобных грибах
и правила их сбора,о перелетных и зимующих птицах и необходимости
помощи
им
со
стороны
людей,экологическое
домино,
экологические
викторины и прочее.
Приведу описание игры « Паутина жизни», целью которой является
убеждение обучающимся в существовании экологических связей в природе.
Играющие становятся в круг. У каждого ребенка табличка с названием
т о г о
и л и
и н о г о
о б ъ е к т а
п р и р о д ы :
д у б , ж у к -
короед,воробей,лиса,воздух,вода,Солнце…
Один
из
ребят
берет
в
руки
клубок толстых ниток и называет растение или животное,например, «Дуб».
Ведущий задает всем вопрос: « Кто питается древесиной дуба?» Дети
отвечают: « Жук-короед». Ребенок с табличкой «Дуб» передает клубок
ниток тому,кто сказал «Жук-короед», оставив в руках его конец. Ведущий
задает следующий вопрос:
« Что необходимо жуку для жизни?» Возможный ответ: « Солнечный
свет
и
тепло».
Клубок
перемещается
к
игроку
с
табличкой
«Солнце».
Веревка
оказывается
натянутой
уже
между
тремя
играющими,
представляющими
дуб,
жука,
Солнце.
Следующий
вопрос:
«
Кто
еще
нуждается в солнечном тепле и свете?». Клубок передается играющему
первым поднявшему руку. К концу игры благодаря « путешествию» клубка
из
рук
в
руки
в
центре
круга
окажется
«паутина»,
символизирующая
разнообразные и многочисленные связи между компонентами природы.
Игры, формирующие отношение к природе, исключающие
равнодушие и безраличие; способствующие приобретению игроками
нравственно- оценочного опыта поведения в природе.
Чувство
уважения
к
растениям
и
ж и вот н ы м , о с о з н а н и е
ответственности к проявлениям любой формы жизни закладывается в ходе
такой игры,как
«Здравствуй, одуванчик!». Во время экскурсии или прогулки педагог
предлагает
детям
найти
этот
цветок
и
«поговорить»
с
ним:
задать
вопросы,ответить
за
одуванчик,
сделать
ему
комплимент,
описать
свое
отношение к нему. Вместо одуванчика может быть любое растение или
животное.
Целью другой экологической игры
«Поможем
природе» является
формирование
у
обучающихся
сознание того,что каждый человек на своем месте может и должен охранять
природу.
Играющие встают в хоровод. Каждый ребенок при помощи той или
иной атрибутики представляет какую-то конкретную профессию. Педагог-
ведущий
обращается
к
ним
со
словами:
«Итак,вы
стали
взрослыми
и
работаете водителем, врачом,библиотекарем, продавцом ( перечисляются
все задействованные профессии). Каждый из вас должен сказать,какую
помощь как представитель своей профессии он может оказать природе».
Ребята
обдумывают
и
сообщают
свой
вариант
помощи
природе,но
не
повторять
то,что
сказал
предыдущий
игрок,
представлявший
эту
профессию. « Водитель», например,сообщает что не будет мыть машину на
берегу реки; «библиотекарь» сделает выставку книг об охране природы,
«врач» расскажет детям о вреде курения( человек ведь тоже часть природы)
и т.д.
Обобщая
изложенное
выше,
отмечу,
что
использование
дидактических
игр
экологического
содержания
будет
в
доступной
и
привлекательной
форме
способствовать
расширению
у
младших
обучающихся
представлений
о
взаимосвязях
в
природе,
природы
и
человека,воспитанию
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающей среде,
выработке навыков культуры поведения. В целом,
названные факторы делают эколого-дидактические игры незаменимыми в
плане
становления
экологической
культуры
обучающихся
в
системе
дополнительного образования.
Литература
1.Ясвин В.А. Формирование экологической культуры.-М.: Смысл,
2004. 195с.
2. Дополнительное образование. Журнал.2015г.№7