Напоминание

Экологическое воспитание через дидактические игры в учреждении дополнительного образования"


Автор: Гененова Лариса Валерьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом творчества "Форус"Советского района г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание через дидактические игры в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экологическое воспитание через дидактические игры

в учреждении дополнительного образования.

Гененова Лариса Валерьевна

Методист МАУ ДО «Дом творчества «Форус»

Советского района г.Улан-Удэ»

Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит,

никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. Надо

чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу

ребенка надо растить осторожно,внимательно и с любовью.Чаще всего

экологическое воспитание носит запретительный характер и проводится на

уровне

призывов:

«Не

рвите!»,

«Не

топчите!»

и

т.п.

Обрушивать

эти

запреты на ребенка «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная,кропотливая

работа,сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были

осознаны, прочувствованы,а многие и открыты детьми, чтобы стали их

собственными убеждениями, а основные из правил перешли бы в простую

и естественную привычку.

Вопросы формирования экологической культуры детей в условиях

учреждений дополнительного образования стали предметом специальных

исследований лишь недавно, хотя проблемы экологического образования и

воспитания исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых на

протяжении довольно длительного времени.

Возрастание роли дополнительного образования в современных

условиях актуализирует поиск путей повышения привлекательности его в

глазах

обучающихся

в

соответствии

с

их

потребностями

и

учетом

возрастных

особенностей.

Несомненный

интерес

предоставляет

опыт

работы с детьми в рамках дополнительного образования по подготовке их к

школе. В МАУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г. Улан -

Удэ» успешно реализуются образовательные программы по адаптации и

подготовке детей к школе «Умка» и «Знайка». Наши педагоги, как правило,

наиболее

полно

представляют

разные

направления

в

работе

с

детьми

(художественно – эстетическое, трудовое, нравственное ,в том числе, и

экологическое).

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игрой пронизано всё

обучение ребёнка в Центре «Умка» и клубе раннего развития «Знайка».

Через игру осуществляется психотерапевтическая коррекция ребёнка. В

игре ребенок реализуется как личность, осознающая свою сопричастность

к окружающему миру, его проблемам.

Я

считаю,

что

одним

из

эффективных

средств

решения

экологической проблемы является использование эколого-дидактических

игр.

Экологические игры естественно и незаметно корректируют взгляды

и сознание обучающихся с отклоняющимся поведением в природе. В ходе

экологической игры создается атмосфера радости от общения с природой и

ее познания,удовлетворенность от оказанной ей помощи.

Умственному развитию ребенка в ходе экологических игр

способствует

использование

разнообразных

приемов

логического

мышления.

Прием

сравнения

дает

возможность

выявлять

характерные

признаки природных объектов путем их сопоставления как, например, в

игре

«Фрукты

и

овощи».

Игровым

материалом

служат

предметные

картинки у каждого ребенка. Сравнивая и описывая предмет или группу

предметов, они рассказывают о значении их в жизни людей,осваивая при

этом понятия об экологических связях человека со средой обитания.

Обобщение предлагает выявление существенных признаков

предмета и отвлечение от признаков второстепенных, незначительных. В

дидактической игре « Птицы нашего края» обучающиеся выделяют такие

значимые признаки,которые способствуют приспособлению птиц к полету:

обтекаемая

форма

тела

и

клюва,легкость

перьев,

особое

строение

крыльев,таким

образом

раскрывая

экологические

связи

организма

с

окружающей средой.

Эколого-дидактические игры можно разделить на два типа:

Дидактические игры для обогащения экологических знаний о

разнообразии

природных

объектов,о

растениях

и

животных

как

живых

организмах, о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, о человеке

как части природы.

К этому типу можно отнести лото о съедобных и несъедобных грибах

и правила их сбора,о перелетных и зимующих птицах и необходимости

помощи

им

со

стороны

людей,экологическое

домино,

экологические

викторины и прочее.

Приведу описание игры « Паутина жизни», целью которой является

убеждение обучающимся в существовании экологических связей в природе.

Играющие становятся в круг. У каждого ребенка табличка с названием

т о г о

и л и

и н о г о

о б ъ е к т а

п р и р о д ы :

д у б , ж у к -

короед,воробей,лиса,воздух,вода,Солнце…

Один

из

ребят

берет

в

руки

клубок толстых ниток и называет растение или животное,например, «Дуб».

Ведущий задает всем вопрос: « Кто питается древесиной дуба?» Дети

отвечают: « Жук-короед». Ребенок с табличкой «Дуб» передает клубок

ниток тому,кто сказал «Жук-короед», оставив в руках его конец. Ведущий

задает следующий вопрос:

« Что необходимо жуку для жизни?» Возможный ответ: « Солнечный

свет

и

тепло».

Клубок

перемещается

к

игроку

с

табличкой

«Солнце».

Веревка

оказывается

натянутой

уже

между

тремя

играющими,

представляющими

дуб,

жука,

Солнце.

Следующий

вопрос:

«

Кто

еще

нуждается в солнечном тепле и свете?». Клубок передается играющему

первым поднявшему руку. К концу игры благодаря « путешествию» клубка

из

рук

в

руки

в

центре

круга

окажется

«паутина»,

символизирующая

разнообразные и многочисленные связи между компонентами природы.

Игры, формирующие отношение к природе, исключающие

равнодушие и безраличие; способствующие приобретению игроками

нравственно- оценочного опыта поведения в природе.

Чувство

уважения

к

растениям

и

ж и вот н ы м , о с о з н а н и е

ответственности к проявлениям любой формы жизни закладывается в ходе

такой игры,как

«Здравствуй, одуванчик!». Во время экскурсии или прогулки педагог

предлагает

детям

найти

этот

цветок

и

«поговорить»

с

ним:

задать

вопросы,ответить

за

одуванчик,

сделать

ему

комплимент,

описать

свое

отношение к нему. Вместо одуванчика может быть любое растение или

животное.

Целью другой экологической игры

«Поможем

природе» является

формирование

у

обучающихся

сознание того,что каждый человек на своем месте может и должен охранять

природу.

Играющие встают в хоровод. Каждый ребенок при помощи той или

иной атрибутики представляет какую-то конкретную профессию. Педагог-

ведущий

обращается

к

ним

со

словами:

«Итак,вы

стали

взрослыми

и

работаете водителем, врачом,библиотекарем, продавцом ( перечисляются

все задействованные профессии). Каждый из вас должен сказать,какую

помощь как представитель своей профессии он может оказать природе».

Ребята

обдумывают

и

сообщают

свой

вариант

помощи

природе,но

не

повторять

то,что

сказал

предыдущий

игрок,

представлявший

эту

профессию. « Водитель», например,сообщает что не будет мыть машину на

берегу реки; «библиотекарь» сделает выставку книг об охране природы,

«врач» расскажет детям о вреде курения( человек ведь тоже часть природы)

и т.д.

Обобщая

изложенное

выше,

отмечу,

что

использование

дидактических

игр

экологического

содержания

будет

в

доступной

и

привлекательной

форме

способствовать

расширению

у

младших

обучающихся

представлений

о

взаимосвязях

в

природе,

природы

и

человека,воспитанию

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающей среде,

выработке навыков культуры поведения. В целом,

названные факторы делают эколого-дидактические игры незаменимыми в

плане

становления

экологической

культуры

обучающихся

в

системе

дополнительного образования.

Литература

1.Ясвин В.А. Формирование экологической культуры.-М.: Смысл,

2004. 195с.

2. Дополнительное образование. Журнал.2015г.№7



В раздел образования