Автор: Рябчук Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НУНДОО "ЦРР "Якутскэнерго" Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: пос. Чернышевский Мирнинский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Любовь к Родине в сердце каждого ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Любовь к Родине в сердце каждого ребенка.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
(Т. Бокова)
Воспитание нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства
любви к своей Родине у подрастающего поколения было актуальным во все
времена. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы. Но патриотические чувства не входят в
обязательный комплект знаний и умений дошкольника, зачем же тогда они
ребенку? Всё очень просто: Родина нужна человеку так же сильно, как и
семья. Знать своё происхождение – важно для каждого. Познавая природу,
историю своей страны, ребенок будет гордиться ею, как гордится своими
родителями, от которых ощущает опору и поддержку. Любовь к Родине
может стать основой для становления уверенной в себе, сильной личности.
Взращивать
чувство
патриотизма
необходимо
с
раннего
детства.
Ребёнок понимает слово «Родина», как место, где он живёт. Задача педагога
состоит в том, чтобы расширить это понимание для ребёнка на доступном
для него уровне, помочь открыть Родину в самом дорогом и родном для него.
Для этого ребенку необходимо познакомиться с историей, традициями и
праздниками его родного края.
Наша
малая
родина
–
Республика
Саха
(Якутия).
Здесь
северные
народы живут в экстремальных условиях крайнего севера. Древние Саха
имели свои понятия и представления о тайнах мироздания Земли, о жизни и
смерти,
о
добре
и
зле,
о
сущности
и
предназначении
человека,
о
растительном и животном мире. Они смогли выжить в суровых условиях,
сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. Вот почему, продолжая
традиции предков, необходимо научить ребенка с любовью и уважением
относиться
к
национальным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых
народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Педагоги в нашем детском саду проводят большую работу с детьми по
ознакомлению
с
традициями
и
бытом
якутского
народа.
Разработана
программа
«Мы
в
Якутии
живем».
Сделана
подборка
литературы,
отражающей
национальный
фольклор.
В
каждой
группе
оформлены
фотоальбомы соответствующей тематики. Большое место в работе уделяем
дидактическим
играм
и
широко
их
применяем
как
в
образовательной
деятельности,
так
и
в
режимных
моментах.
Много
воспитательных
и
познавательных
задач
нам
помогают
решить
подвижные
игры,
они
ярко
отражают
труд
и
традиции
коренного
народа
Якутии.
Через
такие
игры
развивается
ловкость,
гибкость,
сила,
реакция,
выносливость.
Они
объединяют
детей,
воспитывают
в
них
чувство
взаимовыручки,
товарищества, развивают силу воли.
Гордостью
нашего
сада
является
мини-музей
«Якутский
балаган».
Стены музея украшены картинами с якутскими народными мотивами. Все
картины ручной работы, - их делали и сотрудники детского сада, и родители.
Весь наглядный и художественный материал распределен по темам: «Мой
родной край Якутия», «Животные и птицы Якутии», «Растительный мир,
«Традиции и обычаи Якутии». Украшением нашего музея являются ростовые
куклы Буотур и Сардаана в красивых национальных костюмах. Так же, в
музее есть
коллекция камней, различные украшения, головные уборы и
многое другое. Экспонаты можно не только рассматривать, но и потрогать,
поиграть
с
ними,
что
ребятам
доставляет
огромное
удовольствие.
В
«Якутском балагане» воспитатели читают детям якутские сказки, проводят
занятия познавательного характера.
В нашем саду стало традицией отмечать праздник Ысыах. Это якутский
национальный праздник лета. По якутскому календарю с 22 июня начинался
самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к
началу организационного ритуального праздника Ысыах – встреча Нового
года. Ысыах – это традиционный праздник народа Саха, олицетворяющий
встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и
возможностей
народа
для
созидания,
благополучия
и
обилия.
Во
время
Ысыаха
наиболее
полно
раскрывается
внутренний
мир
народа,
который
посредством
древних,
священных
ритуалов
и
обрядов
отображает
образ
жизни,
нравственные
принципы,
обычаи
и
мировоззрение
народа,
выражающее
торжество
гармонии
между
человеком
и
миром,
между
результатами
человеческого
труда
и
природой,
объединенных
единым
ритмом.
На
Ысыахе
люди
придерживаются
праздничного
этикета.
К
празднику готовятся очень ответственно, выбирают специальное место для
его
проведения,
обязательно
соблюдают
все
обряды,
готовят
угощения.
Наряжаются
в
национальные
костюмы.
В
этот
день
небесные
божества
посылают
свое
благословение
Срединного
мира
и,
побывав
на
этом
празднике единения с природой, заряжаются жизненной энергией на весь год.
Развлечение для детей дошкольного возраста
«Ысыах»
Задачи:
Образовательные:
приобщать
детей
к
культуре,
традициям
коренных
народов Якутии, к материальной и духовной культуре, расширять кругозор
детей о том, что у людей могут быть разные традиции и обычаи.
Развивающие: сохранять и развивать в ребенке целостное восприятие мира
через
национальные
традиции.
Развивать
физические
качества
детей
(гибкость, ловкость, силу, выносливость) через народные игры.
Воспитательные:
воспитывать
любовь
к
родному
краю,
создавать
предпосылки развития чувства патриотизма, дать доступные представления о
празднике, традициях, одежде, нравственных устоях этих народов (доброта,
терпение, верность).
Участок
детского
сада
украшен
разноцветными
флажками
и
ленточками. С правой стороны накрыт стол с угощениями. С левой – макет
пылающего костра. Все действие происходит в центральной части участка.
Дети и взрослые одеты в национальные якутские костюмы. Звучат песни и
музыка народов Саха, фонограмма звуков природы.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте ребята! Мы встречаем
праздник
лета!
Праздник
солнца!
Праздник
света!
Это
праздник
кумысопития. Как он называется?
Дети: Ысыах!
Ведущий: У народов Республики Саха с древних времен существует обычай
встречать лето. Праздновать Ысыах. Ысыах – это единственный праздник,
который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Ысыах
самый
настоящий
народный
праздник,
олицетворяющий
всю
красоту
и
гармонию мира, связь человека с природой. Ысыах всегда начинается с
окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к
Божествам
о
ниспослании
благодати.
На
празднование
надевается
национальная одежда, и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза
проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом
начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания.
Ребенок: Пусть другими не раз воспета
Твоя радость, сказать, я вольна.
Лучше нет тебя, праздник лета,
Праздник лета – Ысыах!
Ведущий: Поздравляю вас праздником! Праздник Ысыах открывает начало
лета!
Песня «О лете»
Ребенок: Лето у нас – изумруды лугов,
Зелень и солнце со всех сторон.
Лето у нас – пляска цветов,
В брызгах кумыса чудный чороон!
Танец с чорооном
(исполняют дети средней группы)
Ребенок: Раз на поляне на своей, поставил коновязь Эллэй,
Высокий столб резной, сказал, народ окрестный весь
Пусть веселится, славя здесь согласие и мир!
И вдруг, все поглядели вверх, журавль – красавец, белый стерх
Над пиром пролетел и сделал круг и снова круг,
Казалось, празднество как друг благословить, хотел.
Танец «Стерхов»
(в исполнении девочек подготовительной к школе группы)
Ведущий разводит импровизированный огонь.
Ведущий: Алгысчыт разводит огонь и обращается к духам огня и земли с
просьбой ниспослания благополучия, счастливого детства, добра, здоровья.
Название праздника произошло от слова «брызгать»
- кропить кумысом
богов. И мы угощаем дорогих гостей кумысом.
Преподносят гостям кумыс девочки Владыки и мальчики - сыновья Юрюн
Айыы Тойона.
Ребенок: Посмотрите – как красивы эти поля!
Как прекрасна наша земля!
Пусть и вас послушает луг
Спойте и расскажите про все вокруг!
Стихотворение «Люблю Якутию родную»
(читают дети старшей группы)
Ведущий: Замечательно поете и танцуете!
На любых праздниках проверяется сила и ловкость. Посмотрим, хорошие ли
вы охотники? Перед охотой нужно попросить духа тайги Байанайа, чтоб дал
удачу. Есть среди вас охотник?
Выходит охотник – ребенок.
Охотник достает из сумки лепешку и кладет в огонь и брызгает кумысом.
Охотник: Кушай, кушай, Байанай,
Зверя, птицу пригоняй!
Стихотворение «Охотник».
Выбегает Байанай.
Байанай: Я, таежный древний дух,
Возьми и зверя, возьми птицу
Хоть медведя, хоть лисицу
Но, сначала обгони,
Свою удаль покажи!
Кто из вас всех быстрее.
Игра вперегонки.
Байанай: Молодец! Как олень бегаешь. Вижу оленя. Хорошо скачут олени. А
вот вы умеете прыгать на одной ножке? Вызываю на соколиный бой.
Игра «Соколиный бой»
Байанай: Молодцы, ребята! Спасибо за песни, танцы. Таких друзей леса я
всегда рад видеть в моем лесу. Приходите, грибочками, вас порадую. А
сейчас я вам оставляю свои угощения. Теперь мне пора уходить.
Ведущий: У якутов есть красивый обычай во время праздника Ысыах они
украшают дерево саламой. Чтобы она их оберегала от всего плохого.
Салама – шнур из конского волоса с привязанными к нему пучками конской
гривы и с нанизанными дарами духам.
Танец с саламой
(исполняют дети подготовительной к школе группы)
Все дети развешивают ленточки на дереве.
Ведущий: А теперь, все мы встанем в хоровод «Осуохай». Он символизирует
круговорот Солнца и Жизни, объединение всех людей, космическую спираль
бесконечности
жизни.
Участники
хоровода,
двигаясь
по
ходу
Солнца,
подпевают
песнопениям
ведущего
«олонхосута»,
благодарят
небесное
светило за тепло и свет, дающие жизненную силу, включаются в круговорот
Времени, чтобы замкнуть круг прошлой жизни и начать новый.
Хоровод «Осуохай».
Ведущий приглашает всех к столу, попробовать традиционные угощения.