Напоминание

"Развитие и формирование навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"


Автор: Резаева Светлана Алексеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано,ансамбля
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие и формирование навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств»

Тема:

«Развитие и формирование навыков

ансамблевого музицирования в классе

фортепиано»

Автор:

преподаватель по классу фортепиано

и фортепианного ансамбля

Светлана Алексеевна Резаева.

2017г.

Великий Новгород

Содержание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………..4

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАВЫКИ ИГРЫ В АНСАМБЛЕ……5

ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ…………………. 7

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОЙ ТЕХНИКИ...................................... 11

РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ АНСАМБЛЯ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ.

………………………........................................................ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………19-20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………… 20

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Все, решительно все сводится к одному-

внимательно себя слушать.»

К.Игумнов.

Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на

личности ребёнка, его воспитании, обучении и развитии в процессе общения

с музыкой. В классе фортепиано есть различные формы работы. Но особыми

развивающими возможностями обладает музицирование в ансамбле, как одна

из самых доступных форм ознакомления учащимися с миром музыки.

Актуальность методической разработки обусловлена важностью задачи,

которая является одной из ведущих для преподавателя в фортепианном

классе – это развитие и формирование навыков ансамблевого музицирования

учащихся. Выявляется динамика развития музыкальных способностей

ребёнка в процессе художественной деятельности (развитие музыкального

слуха, чувство ритма, памяти), двигательно-моторных, технических навыков;

определяются пути и методы развития музыкальных способностей на уроках

и связь с другими видами искусства.

В воспитании музыканта большую роль играет приобщение к

ансамблевой музыке, располагающей огромными художественными

ценностями. Игра в ансамбле очень интересна и доставляет

творческое и эстетическое наслаждение, помогает ребёнку лучше

адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, учит

слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные

качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В

процессе ансамблевой игры наиболее интенсивно осуществляется развитие

музыкальных способностей учащихся .

3

Занятия в ансамбле развивают музыкальные способности детей

(музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), активизируют

творческую самостоятельность, а это важно, так как многие обладают

недостаточно развитыми музыкальными способностями. Особыми

развивающими возможностями обладает музицирование в ансамбле, как одна

из самых доступных форм ознакомления учащимися с миром музыки.

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано - это не только одна из

наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и лучшая

форма взаимодействия между двумя учениками, которая приносит ни с чем

не сравненную радость совместного творчества. Такая форма деятельности

способствует реализации принципов развивающего обучения.

Ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в

процессах становления и развития музыкального сознания, мышления,

интеллекта, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей

ребенка. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды

деятельности учащегося в фортепианном классе: импровизацию, чтение с

листа, подбор по слуху. Это еще больше повышает её развивающий

потенциал.

4

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАВЫКИ ИГРЫ В АНСАМБЛЕ.

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение

новых жанров;

Развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения

с действиями партнера;

Повышение требований в отношении музыкально-исполнительских

навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради

построения общего художественного целого, выражения общей

художественной идеи.

воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения

собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе,

ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания,

что способствует созданию единства и целостности музыкально-

художественного образа исполняемого произведения.

«чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в

воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и

самооценки собственных и коллективных игровых действий.

5

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ

Фортепианный дуэт как жанр сформировался в XIX столетии, к началу XIX

столетия он располагал обширным репертуаром и утвердился как

самостоятельная форма музицирования, который был доступен многим

любителям музыки. Открылось новое свойство фортепианного дуэта,

сделавшего его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась

способной к воспроизведению оркестровых эффектов. На протяжении

долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей,

опер, балетов были нередко единственным источником ознакомления с ними.

Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы XIX

столетия, однако особое место в истории четырехручного ансамбля

принадлежит Ф.Шуберту, наследство которого в этом жанре не имеет

аналогов в истории музыки. В первой половине XIX века в Европе

возникает увлечение мультиклавирными ансамблями. Энтузиастом такого

вида исполнительства был Карл Черни. Увлеченность ансамблями перенял

от своего учителя и Ференц Лист. Не было, пожалуй, ни одного крупного

пианиста-современника, с кем бы Лист не играл собственные и чужие

сочинения и транскрипции. Деятельность К.Черни и Ф.Листа положила

начало новой важнейшей функции фортепианного дуэта – музыкально-

просветительской. Никакое, пусть даже очень внимательное и многократное

прослушивание произведения не дает такого ознакомления с ним, какое

можно получить, проиграв его и попытавшись найти собственную

интерпретацию. Это не только познавательный процесс, но и участие в

творческом процессе. Вошло в обычай издавать симфонические, камерные,

оперные произведения в переложении для любого количества участников

ансамбля. Оркестровые тенденции, заложенные в природе фортепианного

дуэта, часто побуждали композиторов инструментовать свои, а иногда и

6

чужие четырехручные произведения, и в дальнейшем эти переложения

иногда становились более известными, чем оригиналы. Так случилось с

«Венгерским танцами» И.Брамса, «Славянскими танцами» А.Дворжака,

«Детскими играми» Ж. Бизе, пьесами из «Матушки Гусыни» М. Равеля.

В России фортепианный дуэт распространялся прежде всего, как вид

домашнего музицирования, как один из способов приятного

времяпровождения в частных салонах, без которых невозможно представить

себе культурную жизнь Москвы и Петербурга XIX столетия.

После первой мировой войны мощная волна увлечения четырехручным

дуэтом схлынула, интерес к нему стал падать и вскоре этот жанр оказался

почти забытым. К сожалению, ведущих композиторов XX века почти не

привлекало сочинение произведений для фортепианного дуэта. Средства

массовой информации вытеснили традиции домашнего музицирования. В

этот период только педагогическая функция ансамбля сохраняла свое

значение, поэтому дуэтная литература развивалась прежде всего в

направлении детского репертуара.

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОЙ ТЕХНИКИ

Само слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает

"единство". Существуют разные виды фортепианного ансамбля: для

одного фортепиано в 4,6,8,рук и ансамбли для двух фортепиано. Они

имеют свои специфические особенности и возможности, расширяют

представление детей об ансамблевом искусстве. Игра в 4 руки остаётся

максимально доступной и в школе, и дома. Переоценить роль этого вида

ансамбля трудно, она даёт наибольшее ощущение «чувства локтя».

Заниматься ансамблевым музицированием необходимо систематически.

Использовать все возможные виды учебной деятельности - концерты,

конкурсы, просветительские концерты в школах, детских садах и т.д.

Использование аудио и видеозаписей, интернета являются залогом

7

успешного обучения. Навыки совместной игры особенно значимы для

учеников, которые обучаются по предпрофессиональным программам,

тем, кто в дальнейшем станет участником камерных ансамблей или

концертмейстером. Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта.

Конечно, партнёры не должны быть случайными. Их развитие,

профессиональный рост, эмоциональное развитие - это итог многолетней

работы. Поэтому каждый ансамбль комплектуется по возможности из

учащихся, равных по природным и музыкальным данным, по характеру,

вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения

инструментом. Если в ансамбле объединяются дети разные по

темпераменту, то один другого может уравновешивать. Или там, где

уровень подготовки разный, менее умелый будет подтягиваться до

партнёра. Часто эффект от таких «союзов» имеет положительные

результаты: вялый, малоинициативный преображается, у него появляется

интерес к работе. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться

индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы

друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские

способности будущего ансамбля. При подборе членов ансамбля педагог

должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково

недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В

первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто

плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле

ожидаемого творческого удовлетворения. Для безупречного совместного

музицирования партнёры по ансамблю должны овладеть навыками

ансамблевой техники, при отсутствии которых будут наблюдаться

различные погрешности. Многое будет звучать не вместе, исполнители

будут то опережать друг друга, то отставать, аккорды сопровождения

будут сливаться в причудливых сочетаниях, педаль – грязной, баланс

партий нарушен, во фразировке и динамике будут слышны разночтения.

Оба будут чувствовать себя скованно и неуверенно. Хорошая игра в

8

ансамбле опирается на ансамблевую технику. Технически грамотное

ансамблевое исполнение подразумевает:

-синхронное звучание всех партий;

- единство темпо - ритма;

- равновесие в силе звучания партий;

- единство динамики;

- согласованность штрихов;

- единство приёмов звукоизвлечения и фразировки;

- согласованность эмоционально - образного содержания.

Особое значение имеет умение органично общаться с партнёром во

время игры, что невозможно без постоянного слухового контроля.

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые

ощущения характера и темпа произведения, одновременное взятие и

снятие звука, общее дыхание, цезуры, соответствие приемов

звукоизвлечения.

Умелая педализация в ансамблях обеспечивает не только "чистое"

звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое

целое. Игра в ансамбле требует от учащихся умение передавать

партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом

музыкальную ткань. Работа над ансамблевыми произведениями важна

на всех этапах музыкального развития ребёнка. Освоение

первоначальных навыков происходит с первых шагов обучения.

Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию.

Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы

научить его сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Процесс

9

работы ансамбля над произведением можно условно распределить на

три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны:

Знакомство ансамбля с произведением в целом.

Техническое освоение выразительных средств.

Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у участников ансамбля

общего интеллектуального и эмоционального впечатления от

произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся

с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло,

стилистическими особенностями и требуемой манерой исполнения,

характером произведения, его формой, основными темами. Эту

беседу следует построить очень живо, интересно, приводя в

качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном

исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с

которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их

преодолеть. Следующий этап - преодоление ансамблем

технических трудностей, что подразумевает в первую очередь:

синхронность при взятии и снятии звука; равновесие звучания в

удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами; передача

голоса от партнера к партнеру; согласование приемов

звукоизвлечения; соразмерность в сочетании нескольких голосов,

исполняемых разными партнерами; соблюдение общности

ритмического пульса; единство динамики, фразировки. Партнеры

должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы

не мешать друг другу, особенно при сближающемся или

пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии

Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония). Важно в

10

ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что

играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые

сливаются в единое целое. К этому приучать участников ансамбля с

первых совместных занятий. Полезно предложить ученику,

исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только

педализировать во время исполнения партии Primo.Тогда сразу

становится понятно, насколько это непривычно и требует особого

внимания и навыка. Можно поменять партнеров местами, дать

понять, что для этого нужен определенный навык. Синхронность

является результатом важнейших качеств ансамбля – единого

понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического

пульса. Синхронность является одним из технических требований

совместной игры. Здесь нужно познакомить учащихся с

техническим приемом - ауфтактом, и как он может быть применен

пианистами. При исполнении за одним или параллельными

инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт даётся

легким движением кисти, либо кивком головы, или с помощью

знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим

жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает

начало естественным, органичным, снимает сковывающее

напряжение. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает

технической задачи, партнерам необходимо добиваться и

равновесия их звучания. Правильного равновесия нужно достичь

не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах.

Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем

замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая

трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним

пианистом, становится технически сложным, если играется двумя

руками двух исполнителей. В работе над произведением важно

говорить с учащимися о характере, музыкальном содержании,

11

определить значение каждой партии. Проучить с каждым учащимся

его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой,

ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции.

Конечная цель - создание продуманной интерпретации

художественного образа произведения и яркое убедительное его

исполнение.

РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ АНСАМБЛЯ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ.

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими

возможностями . Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает

ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку

огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение. Ансамблевое

музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это

искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя

подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе

обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит

специфику игры на фортепиано. Основными направлениями в комплексном

обучении учащегося ДШИ являются:

- музыкальный слух;

- чувство ритма;

- двигательно-моторные способности;

- память

- музыкальное мышление;

12

Рассмотрим теперь, каким же образом ансамблевая игра способствует

ускоренному развитию всех этих направлений.

1.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов

музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического,

тембро-динамического). Донотный период тесно связан с ансамблевым

музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счёт насыщенного, богатого

мелодическими и гармоническими красками сопровождения, исполнение

становится более красочным и живым. Обучение игре на фортепиано

начинается с формирования звуковысотных представлений. Подбор

мелодий по слуху, поиск нужной интонации проходят интересно и

увлекательно, если оживляются красочным сопровождением педагога.

Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может

свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать

затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического

склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо

выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило,

длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением

преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу

исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая

форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое

сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это

позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении

многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти

параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью

вертикаль. На начальном этапе обучения ученик еще не имеет

достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не

владеет умением слышать несколько мелодических линий. Совместное

проигрывание на одном или двух инструментах по голосам, по парам

13

голосов - наиболее эффективный способ развития умения слышать

полифонию. Ансамблевая игра дает возможность вслушаться во все ее

составные элементы, ярче оттенить, высветлить отдельные звуковые

конструкции. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в

развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры,

имитирующей оркестровое звучание. Совместно с педагогом учащиеся

ведут иск различных тембровых красок, динамических нюансов,

штриховых эффектов. Наличие четырех рук дает возможность передать на

фортепиано и полнозвучное tutti, и разнообразие отдельных оркестровых

групп. Введение в музыкальную ткань программно-изобразительных

элементов, нередко наличие словесного текста - положительно

сказываются на воспитании образного мышления ученика. Таким

образом, мы видим, что ансамблевое музицирование с первых шагов

юного музыканта способствует интенсивному развитию всех видов

музыкального слуха.

2. ЧУВСТВО РИТМА

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –

категория не только времяизмерительная, но и эмоциональновыразительная,

образно-поэтическая, художественно-смысловая. Если при неточности

исполнения других компонентов снижается только общий художественный

результат, то при нарушении метроритма рушится весь ансамбль. Отсутствие

ритмической устойчивости часто связано со свойственной начинающим

пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит либо при

нарастании силы звучности (эмоциональное возбуждение учащает

ритмический пульс), либо в стремительных пассажах (исполнителю кажется,

что он будто бы скользит по наклонной плоскости), либо, когда хочется

поскорее «проскочить» опасные такты. При объединении в дуэте двух

учеников, страдающих такими недостатками, accelerando развивается с

14

неумолимостью цепной реакции и влечет партнеров к неизбежной

катастрофе. Если же тенденция к ускорению присуща только одному из

участников ансамбля, то второй, более ритмически устойчивый, становится

верным союзником и помощником педагога, а в условиях совместных

занятий возникают благоприятные возможности для исправления не только

общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения. Педагог должен

умело пользоваться этими обстоятельствами. Воспитывать чувство ритма

можно и нужно уже с первых шагов начинающего пианиста. Играя вместе с

педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках.

Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных

ритмических фигур более ограниченным. Когда учащиеся исполняют пьесы

со значительными темповыми отклонениями, это может деформировать

верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только

даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у

ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный

ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение

темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы

(формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле

большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у

партнёров единого темпа. Очень важен в совместном музицировании

умелый подбор материала. Партия ученика должна быть предельно простой,

располагаться в удобной позиции, а партия педагога должна представлять

ровную пульсацию, заменять ученику счет. В этом случае ученик будет

находиться в определенных метрических рамках, а усвоение различных

ритмических фигур станет более органичным. Одной из серьезных проблем

музыкально-ритмического воспитания в ансамблевой игре является отсчет

длительных пауз. У пианистов нет навыка отсчета таких пауз, как у

оркестрантов, поэтому фиксировать каждый такт паузы приходится только

при первом ознакомлении с нотным текстом, а в дальнейшем это совсем не

обязательно. Нужно приучать участников ансамбля воспринимать

15

длительные остановки как естественный компонент музыкальной структуры,

ясно представлять себе общий ход развития того отрывка, где встретились

эти длительные паузы в одной из партий. Самый простой и эффективный

способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь

пропустить момент вступления – проиграть звучащую у партнера музыку,

тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и заполнится живым

музыкальным чувством.

3. ДВИГАТЕЛЬНО – МОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе

обучения более легко и безболезненно происходит организация игрового

аппарата ребенка. Всем известна склонность детей к подражанию. Эта

особенность может принести большую пользу в налаживании удобных

игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в

освоении основных приемов звукоизвлечения, в овладении различными

типами фактур. В ансамблевом музицировании юный пианист овладевает

различными типами фактур, разнообразными приемами артикуляции. В

партии сопровождения часто одна и та же формула повторяется долго в

разных тональностях, что способствует формированию прочного

пианистического навыка. По мере усложнения художественных задач

расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление

трудностей полиритмии, педализация, использование тембральных

возможностей фортепиано, динамика и многое другое. Особенности

дуэтного исполнительства начинаются уже с самой посадки за инструментом,

когда каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину

клавиатуры. Некоторые педагоги считают, что такое несколько стесненное

положение исполнителей может отрицательно повлиять на посадку

играющего. Однако эти недостатки столь незначительны по сравнению с

преимуществами, что избегать игры в ансамбле конечно не стоит.

Слаженность совместной игры и в отдельных приемах и в общем замысле –

16

основная задача любого ансамбля. Технические затруднения возникают не

только в материале каждой партии, но и при элементарной координации

исполнения участников дуэта. Казалось бы самая простая вещь – начать

играть вместе. Однако точно и одновременно взять два звука не так легко.

Это требует большой тренировки и взаимопонимания, отработки

специальных приемов (дирижерский взмах, легкое движение кисти, кивок

головы, совместный вдох, знак глазами). Нужно очень требовательно

относиться к малейшей неточности при неполном совпадении звуков. Очень

важно не только одновременное начало, но и одновременное снятие звука.

Аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, производят очень

неприятное впечатление. В дуэте необходимо добиваться равновесия

звучания. Для этого с первых же тактов между участниками ансамбля должно

быть взаимопонимание и договоренность о приемах извлечения звука.

Партнеры по ансамблю должны передавать друг другу «из рук в руки»

пассажи, мелодию, аккомпанемент. Необходимо учиться подхватывать

незаконченную фразу, не разрывая при этом музыкальной ткани. Еще одним

распространенным недостатком ученического исполнения является

динамическое однообразие. Работа над звуком – это область огромного труда.

Надо объяснять учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного

исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как

наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру.

Необходимо заранее определить общий динамический план произведения,

выявить кульминацию. Полезно проиллюстрировать нюансы, чтобы ученики

почувствовали градацию между f и p, поняли, скольких выразительных

средств они себя лишают.

4. ПАМЯТЬ

Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения

наизусть. В качестве приемов запоминания выступают процессы понимания.

Если в сольном музицировании часто преобладает механическое выучивание

17

наизусть, то игра в ансамбле этого не допускает. Ансамблевое исполнение

открывает пути для развития аналитической, логической, рациональной

памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры

должны понять музыкальную форму в целом, разобраться в ее частях, во

фразировке, в динамическом плане произведения. Эти знания особенно

необходимы исполнителю второй партии, который также должен заняться

гармоническим анализом. Опираясь на гармонию, нужно учиться слышать

всю музыкальную ткань произведения. Не имея представления о первой

партии, исполнителю второй партии очень трудно запоминать аккорды и

арпеджио из которых чаще всего эта партия состоит. Следовательно, мы

можем сделать вывод, что память ансамблиста формируется и развивается

более активно, чем память солиста.

5. МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством.

Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает

положительный эффект на формирование музыкального мышления.

Благодаря разнообразию ансамблевого репертуара учащиеся знакомятся с

различными жанрам и их особенностями. Они имеют возможность

исполнять четырехручные переложения масштабных оркестровых

произведений. Это расширяет их кругозор в области камерной,

оперносимфонической литературы, знакомит с шедеврами музыкальной

классики. Это, в свою очередь, предполагает усвоение знаний в области

формообразования. Анализируя строение произведения, учащиеся более

вдумичиво, осмысленно подходят к его исполнению. Ансамблевое

музицирование является активным помощником в овладении навыком чтения

нот с листа. Партнерами при игре в четыре руки выбираются, по

возможности, дети одного возраста и одинакового уровня подготовки.

Каждому из партнеров не хочется скомпрометировать себя перед товарищем.

Возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более

18

внимательной игре. Длительная концентрация внимания, непрерывность

мышления прекрасно тренируются при совместном чтении с листа. При этом

процесс разучивания нового произведения сокращается во времени, проходит

с интересом, наполняется смыслом, что очень важно для педагогического

процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом

всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,

памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно

способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и

формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.

Занятия ансамблем развивают у учащихся профессионально-

психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к

совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль,

рационализация профессиональных игровых движений.

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано – это не только одна

изформ сотрудничества между учеником и педагогом, приносящая радость

совместного творчества, но это также наилучшая форма деятельности,

способствующая реализации принципов развивающего обучения.

Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности

учащихся в фортепианном классе. Это импровизация, чтение с листа,

подбор по слуху. Это благоприятная возможность для широкого и

многостороннего ознакомления с музыкальной литературой, разными

стилями, клавирными аранжировками оперных, симфонических, камерно-

инструментальных и вокальных опусов.

19

Заинтересованность детей в этом виде деятельности возникает потому, что

это их совместная работа в достижении результата, а также реализация

потребности в общении.

Ансамблевое исполнительство заметно развивается. Ежегодно устраиваются

региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы

фортепианных ансамблей для детей. Концертные выступления детских

ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления

способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к

концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости учащихся

заниматься ансамблевым музицированием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев М. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка», 1982.

2. Баренбойм Л. Пути к музицированию. Ленинград. «Советский

композитор», 1979.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.

4. Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.

5. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск,

MPI, 2006.

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: «Музыка», 1982.

7. Тимакин Е. « Воспитание пианиста». М.: «советский композитор», 1989.

8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.

9. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: «Просвещение». 1984.

20

21



В раздел образования