Автор: Громова Елена Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Антоновская ООШ
Населённый пункт: х.Антонов, Цимлянский район, Ростовская область
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: урок обучения грамоте " Звуки[ р ]и[ р’],обозначение их буквой "Р, р"".
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Программа: «Начальная школа XXI век»
Предмет: литературное чтение
Учитель: Громова Елена Леонидовна МБОУ Антоновская ООШ
Тема:Звуки[ р ]и[ р’],обозначение их буквой «Р, р».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:ознакомление обучающихся с буквой Рр, звуками [ р ]и[ р’],научить выполнять
звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», научиться читать слоги и слова с этой
буквой; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные:знать букву Р,р; развивать умения читать прямые слоги, слова, предложения;
выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные
-
ознакомление
с
буквой
Рр,
использование
схем
и
моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; овладение
техникой чтения
-осознанность восприятия отрывка из рассказа С.Баруздина «Как Алёше учиться
надоело»
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить
в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку
учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных
позиций других людей, отличных от собственной.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к
новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности
Оборудование: учебник Л.Е.Журова «Букварь», тетрадь, интерактивная доска,
наглядность, компьютер, проектор, песня «Если нравится тебе»
Ход урока
I.Организационный момент и мотивация учебной
деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись соседу слева, справа.
УУД
Цель: актуализировать
требования к обучающимся со
стороны учебной деятельности.
Создать условия для
возникновения у обучающихся
внутренней потребности
включения в учебную
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Будьте внимательны и тогда урок принесётвам пользу.
II.Актуализация опорных знаний.
Ребята, поможем Незнайке вспомнить изученные буквы.Давайте
сначала назовём хором все буквы. (а,о,ё,у,ю,э,е,ы,и,м,н)
На какие две группы можно их разделить? (гласные и согласные)
Как отличить гласный звук от согласного? (гласные тянутся
впесенке звонкой,могут заплакать и закричать, но не желают
шипеть и свистеть,не встречают преграду, тянутся, произносятся
голосом).
Отдадим Незнайке гласные буквы.
Какие буквы остались на доске? (согласные).
Назовите признаки согласных звуков. (Согласные встречают
преграду, не поются, шипят, свистят, жужжат). Отдадим Буратино
согласные буквы.
–Что вы знаете о согласных звуках? (могутобозначать твёрдый
звук, если дружат с твёрдыми гласными звуками,произносятся
мягкокогда дружат с мягкими гласными звуками).
Молодцы. С заданием справились.
III. Постановка учебно-практической задачи.
Слушайте внимательно загадку.
Разноцветное коромысло
Над лесом повисло. (радуга)
Назовите 1- ый звук. ( [р]?)
Охарактеризуйте его. Как он произносится? Почему?
Яберёзку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (ветер)
Где стоит звук [ р ]?
Фонетическая зарядка.
Как рычит собака? (р- р –р…)
Как вороны кричат?(кар-кар-кар…)
С каким звуком мы будем сегодня работать? (звук
[ р])
IV. Работа над новой темой.
1.Работа по учебнику.(букварь с.66 )
Звуковой анализ слов «рысь», «речка».
Кто изображён на картинке слева? (рысь)
Это хищник. Он живёт в лесу и питается другими животными.
деятельность.
Личностные УУД:
Готовность к обучению,
отношение к учению.
Цель: организовать
выполнение учащимися
учебного действия.
Познавательные(логичес
кие) УУД: анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,аналогия,
классификация;
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью; аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации; использование
критериев для обоснования
своего суждения.
Цель: организовать
постановку цели урока.
Цель:
актуализировать личностный
смысл обучающихся к
изучению темы
Очень опасен.
Рассмотрите схему под ним. Коллективно составим
звукобуквенную модель слова «рысь», используя разноцветные
квадраты.
Сколько звуков в слове? (три)
Характеризуем каждый звук? (гласный или согласный;
если согласный, твёрдый, то обозначаем синим
еслимягкий, обозначаем зелёным,
если гласный, то красным)
Приступаем к работе.(один ученик работает у доски,остальные на
местах)
Выделяем первый звук.(рррысь).(Согласный, твёрдый -обозначаем
синим)
Второй звук.(рыыысь, гласный-красным)
Третий звук. (Рысссь, согласный, мягкий –зелёным)
Молодцы.
Что мы видим на картинке справа? (Речка)
Первый звук. (ррре) (Согласный, мягкий)
Второй звук (реее) (Гласный, мягкий)
Третий (реччч) согласный, мягкий)
[ к] – согл., тв.
[ а] – гласн.,тв.
С заданием справились успешно. Молодцы.
V. Физкультминутка«Если нравится тебе»
«Если нравится тебе, то делай так:
(2 щелчка пальцами над головой)
«Если нравится тебе, то делай так:
(2 хлопка в ладоши)
«Если нравится тебе, то делай так:
( 2 хлопка за коленками)
«Если нравится тебе, то делай так:
(2 притопа ногами)
«Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
«Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
«Если нравится тебе, то делай всё.
2.Сравниваем и печатаем букву Р,р.
3.Коллективная работа.
Хоровое чтение слогов, слов с буквой Р.(на интерактивной
доске) (Приложение)
а)ра,ро,ру,рэ,ры
ря, ре, рё, рю, ри
б) мир ра-на мо-ре ня-ня
ура ра-ма ме-ра ум-на
Юра Ро-ма но-ра ум-ная
Ира Рим-ма Ню-ра Ма-ри-на
Познавательные УУД:
использование знаково-
символических средств (схемыз
вуков);
Цель:организовать
составление совместного
плана действий.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний; отличать новое
от уже известного с помощью
учителя.
Познавательные УУД:
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при
решении проблем
творческого и поискового
характера.
Личностные УУД:
формирование установки на
здоровый и безопасный образ
жизни.
Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?( Имена)
Составить из слогов имена и прочитать. (с.67)
4.Чтение текста уч-ся в букваре.(с.67)
Что делала мама?
Какой Рома?
VI.Игра Доскажи словечко»
Ра-ра-ра – начинается …(игра)
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары)
Ро-ро-ро- у нас новое… (ведро)
Ру-ру-ру–продолжаем мы …(игру)
Ре-ре-ре –стоит домик на…(горе)
Ри-ри-ри – на ветках …(снегири)
Ар-ар-ар у нас новый… (самовар)
Ор-ор-ор – созрел новый …(помидор)
Ир-ир-ир – мой папа …(командир)
Арь-арь-арь – на стене висит…( фонарь)
Ра-ра-ра – у мышки есть …(нора)
Ре-ре-ре – носим воду мы в…(ведре)
VI.Работа по учебнику. Чтение рассказа С.Баруздина «Как
Алёшеучиться надоело».
Прочитайте название рассказа. Кто автор?
(Чтение хорошо читающим учащимся с.67)
Кто герой рассказа? Что вы о нём узнали?
Как вы относитесь к поступку Алёши? Почему?
Как вы думаете, чем закончилась эта история?
Чтение учителем продолжения рассказа.
Почему Алёша решил опять пойти в школу?
Кто помог ему принять это решение?
Почему вы ходите в школу?
Коммуникативные УУД:
сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Познавательные
УУД:осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания;
извлечение необходимой
информации из текстов;
смысловое чтение как
осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в
зависимости от цели.
Познавательные УУД:
находить в тексте учебную
необходимую информацию.
Коммуникативные УУД:
уметь высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
Цель: организовать рефлексию
и оценку учениками
собственной учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Оценивать правильность
выполнения действий на
уровне адекватной
ретроспективной оценки.
VI.Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо поработали.
- С какой буквой мы сегодня подружились?
Нужно ли учиться в школе? Почему?
У вас на столе лежат смайлики. Выбери тот, который
соответствует вашему настроению.
- Спасибо за работу! Урок закончен.
Приложение
а)ра, ро, ру, рэ, ры
ря, ре, рё, рю, ри
б) мир ра-на мо-ре ня-ня
ура ра-ма ме-ра ум-на
Юра Ро-ма но-ра ум-ная
Ира Рим-ма Ню-ра Ма-ри-на
У ма-мы Ро-ма.
Ро-ма мал.
Ма-ма мы-ла Ро-му.
Ро-ма мил.