Автор: Верхозина Анна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Оёкская СОШ"
Населённый пункт: С. Оёк Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития речевой среды в детском коллективе.
Раздел: начальное образование
Тема:" Создание условий для развития речевой среды в детских коллективах".
Сегодня современная школа призвана подготовить человека мыслящего
и чувствующего реальность нынешнего времени, который не только должен
иметь знания, но и уметь использовать эти знания в жизни, человека, который
должен уметь общаться и обладать внутренней и внешней культурой.
Цель современного образования заключается в необходимости
ориентации не только на усвоение, обучающимися, определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся. В соответствии с
этим, одним из приоритетных направлений образования в начальной школе
является развитие речи в целом, и коммуникативных умений и навыков, в
частности, поскольку, только через формирование речевой деятельности
возможно становление и совершенствование познавательных процессов,
развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
2 слайд
Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей
цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового
слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили,
что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового
поколения, страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким
уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью,
агрессией и депрессией. Цифровые технологии это очень хорошо для
современного человека, но не для детей младшего школьного возраста.
Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения
наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-
мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое
обычно развивается в старческом возрасте.
Многие говорят, что сейчас другое поколение детей, которые любопытны,
хорошо разбираются в электронной технике и т.д., да, дети другие, но мозг у
них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов
нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.
3 слайд
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения
сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.
1
«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного,
свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир
и сталкиваются с чем-то новым», — это утверждают учёные и психологи
всего мира.
4 слайд
Так же психологи всего мира приводят статистику: с 2000 года радиус
активности детей (пространство, в котором дети свободно реально исследуют
окружающий мир ) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.
5 слайд
Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под
дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с
другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им
необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для
них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. И сегодня,
педагогам и родителям определенно есть о чём волноваться.
Мозг ребёнка формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их
будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали
мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу
лет назад. Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но
современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от
компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к
нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит
голова, а школьные задания никак не укладываются в голову?!
6 слайд
Некоторые родители спрашивают, как же современные цифровые технологии
могут изменить мозг ребенка?
Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за
однообразного времяпровождения в Интернете.
Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно
важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль,
принятие решений, за развитие познавательных процессов и конечно же за
развитие речи.
2
Сидя в интернете, ребёнок ,в основном, молчит, поэтому если невозможно
отучить ребёнка «сидеть в интернете» надо хотя бы ограничить время
пребывания его в виртуальном мире.
Потому что в медицине есть такое выражение: что не работает, то отмирает.
(Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги
? ТОЖЕ САМОЕ
ПРОИСХОДИТ И С ГОЛОВНЫМ МОЗГОМ).
Дети не привыкли запоминать
информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и
проблемы с памятью, они ее совершенно не тренируют и
РОДИТЕЛЯМ НАДО
опасаться, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его
в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и
яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим
моментом. Они превращаются в детей, которые не умеют общаться, не могут
выразить свои мысли, даже иногда не могут проговорить свою просьбу,
порой этот инфантилизм сопровождает ребёнка и после окончания школы.
7 слайд
А ведь, речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании, в образовании. С помощью речи обучающиеся изучают учебный
материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе
самовнушения. Чем активнее дети совершенствуют устную, письменную и
другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их
познавательных возможностей и культуры.
А для ребёнка хорошая, грамотная речь - залог успешного обучения и
развития.
Поэтому учитель может и должен формировать у учащихся потребность и
постоянное стремление усвоить язык как средство общения, потребность
совершенствовать свою речь, сознательно развивать её, обогащать, делать
более выразительной.
Но настораживает то, что в последнее время учителя начальных классов
довольно часто жалуются на то, что дети на уроке не хотят говорить, они не
знают, как это сделать правильно, потому и молчат.
Моя вторая профессия- педагог – психолог и по роду своей деятельности я
веду мониторинг развития когнетивных процессов у будущих
первоклассников. В данной таблице вашему вниманию предоставлена
информация, как же развита речь у дошкольников.
3
Из данной таблицы мы видим, что уровень развития речи с каждым годом
всё ниже и ниже.
Мониторинг развития речи у детей, поступающих в 1 класс.
Год
поступлени
я
в 1 класс
Всего детей
прошедших
диагностик
у
Уровень развития речи
Категория детей
низкий
средний
высокий
Посещали
д/с
Не
посещали
д/с
2013 – 2014
учебный год
65 чел.
24 чел.
37%
29 чел.
44%
12 чел.
19%
36 чел.
29 чел.
2014 – 2015
учебный год
81 чел
39 чел.
48%
27 чел.
33%
15 чел.
19%
46 чел.
35 чел.
2015 – 2016
учебный год
79 чел.
38 чел.
48%
26 чел.
32%
15 чел.
20%
38 чел.
41 чел.
2016 - 2017
учебный год
63 чел.
31 чел.
49%
22 чел.
35%
10 чел.
16%
39 чел.
24 чел.
На диагностике ребятишки меня очень удивляют. Очень часто встречаются
дети, которые не знают дату своего рождения, не знают отчества своих
родителей, путают времена года, дни недели. Не знают русских народных
сказок, детских авторских или знают 2 – 3. На вопросы отвечают очень
примитивно.
Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и
письменной связной речи, так как "основы речевого навыка закладываются
именно в начальной школе" и положительный результат будет только в том
случае, если ему предшествовала "долгая, кропотливая работа учащихся и
учителей".
Путь обучения языку должен быть коммуникативным, причём не только и
не столько репродуктивным (направленным на простое повторение готового
образца), сколько продуктивным (направленным на формирование умения
использовать усвоенный образец в изменившейся речевой ситуации), потому
что он требует речевой активности, проявления творческого начала,
свойственного ребёнку.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших
школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый
словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая
школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения
всех разделов науки о языке.
4
Сейчас в школы поступает много детей - иностранцев, которым, в
определённых условиях, тоже очень трудно высказать своё мнение и
ответить на вопрос учителя, поэтому при работе над развитием речи с этими
детьми учитель сталкивается с определенными трудностями. Мы в своей
работе используем разнообразные игры и упражнения, направленные на
развитие речи детей – иностранцев, а в игре такой ребёнок чувствует себя
увереннее и не стесняется говорить, и одновременно узнаёт много русских
слов, и их значение.
Поэтому мы с коллегами, в нашей школе максимально стараемся создать
условия для развития речевой активности младших школьников.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств.
Мы стремимся добиться, чтобы наши ребята не испытывали затруднений в
общении друг с другом, не боялись открыто высказывать свое мнение и
умело отстаивали его, чтобы научились при этом внимательно выслушивать и
другие взгляды. Пытаемся создавать такие условия, чтобы каждый ученик
мог максимально реализовать потенциал своих речевых возможностей. В
нашей школе сложилась определенная система работы в этом направлении.
Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи
младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения,
которые мы применяем в своей работе, связанные, прежде всего с развитием
детского речевого творчества.
Слайды
Такая целенаправленная, систематическая работа по совершенствованию
речи учащихся способствует общему умственному развитию, формирует
личностные качества школьников.
5
6
Речь возникает из потребности высказываться, а
высказывания порождаются определенными побуждениями.
Эту сторону речевой деятельности психологи называют
мотивацией речи.
В основе высказывания ребенка должен лежать речевой
мотив, желание сообщить другим об увиденном,
услышанном, пережитом. Это будет возможно лишь тогда,
когда ребенок будет увлечен.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и
средств.
Сейчас в школах встречаются дети - иностранцы, которым
тоже очень трудно высказать своё мнение и ответить на
вопрос учителя, поэтому при работе над развитием речи с
этими детьми учитель сталкивается с определенными
трудностями. Мы используем разнообразные игры и
упражнения, направленные на развитие речи, а в игре такой
ребёнок чувствует себя увереннее и не стесняется говорить
и одновременно узнаёт много русских слов, и их значение.
7
Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке.
Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь
между собой. М.Горький говорил: “Слово – одежда всех
фактов, всех мыслей”. Ведь человек, который не в
состоянии выразить свои мысли в устной и письменной
речи не может быть грамотным. На это овладение
правильной речью, точным выражением своих мыслей
направлено обучение. А сделать его интересным, желаемым
сможет учитель.
Работу по формированию речевой деятельности
следует начинать с момента поступления первоклассников в
школу и изучения их индивидуальных особенностей.
Развитие устной речи и развитие коммуникативных умений
и навыков очень тесно связаны, их развитие происходит на
основе коммуникативно-деятельной системы обучения,
которая дает возможность развивать все виды речевой
деятельности (умения слушать и говорить, читать и писать),
развивать интерес к языку, речи и художественной
литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное
отношение к окружающим. Коммуникативная ориентация в
образовательном процессе дает практическое представление
о языке, как о важнейшем средстве общения. Учиться
общению, общаясь, - вот основная характеристика
формирования речевой деятельности в практике
педагогической работы.
Важно помнить, что перспективность работы по
коммуникативному направлению заключается в его
практической значимости для развития речевых умений и
навыков в коммуникативно-деятельном обучении и
возможности самореализации внутреннего потенциала
8
учащихся в условиях модернизации школьного образования
и предстоящего перехода в среднее звено.
Остановимся подробнее на основных направлениях в
развитии речи младших школьников и рассмотрим
конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде
всего с развитием детского речевого творчества.
Современная школа призвана подготовить человека
мыслящего и чувствующего реальность нынешнего
времени, который не только должен иметь знания, но и
уметь использовать эти знания в жизни, человека, который
должен уметь общаться и обладать внутренней и внешней
культурой. Цель современного образования заключается в
необходимости ориентации не только на усвоение
обучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей. Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний,
умений и навыков, а так же самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся. В соответствии с
этим, одним из приоритетных направлений образования в
начальной школе является развитие речи в целом, и
коммуникативных умений и навыков, в частности,
поскольку, только через формирование речевой
деятельности возможно становление и совершенствование
познавательных процессов, мышления, развитие творческих
и интеллектуальных способностей учащихся. Кроме этого,
овладение языком, речью – необходимое условие
социализации личности, адаптации к жизни в современном
обществе.
9
Стремимся добиться, чтобы наши ребята не испытывали
затруднений в общении друг с другом, не боялись открыто
высказывать свое мнение и умело отстаивали его, чтобы
научились при этом внимательно выслушивать и другие
взгляды. Пытаемся создавать такие условия, чтобы каждый
ученик мог максимально реализовать потенциал своих
речевых возможностей. В нашей школе сложилась
определенная система работы в этом направлении.
Учителя начальной школы работают в тесном контакте с
психологом и логопедом школы, которые систематически
занимаются с детьми. Каждое занятие психолога включает в
себя не только задания на развитие речи, восприятия,
памяти, внимания, мышления, воображения, моторики, но и
упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы
дыхательной и координационной гимнастики. Один вид
деятельности сменяется другим, что позволяет сделать
работу более динамичной, насыщенной и менее
утомительной. Иногда используются соревновательные
моменты, но всегда создаётся ситуация успеха. Это
позволяет детям лучше адаптироваться к учебной
деятельности, обогатить речь, расширить кругозор, даёт
возможность детям быстрее и лучше раскрыть творческие
способности, способствует сплочению коллектива. Работа
проводится индивидуально, группами,
10
Такое обучение приводит к тому, что дети становятся
нашими помощниками, становятся друзьями, коллегами. В
процессе содружества и сотрудничества у учащихся
формируются первые навыки самоконтроля и
самоуправления. Как показала практика, начинать
систематическую работу над речью можно уже с первых
уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе
будет знакомство первоклассников с текстом, его
основными признаками и структурой. Тогда традиционная
работа с иллюстрациями "Азбуки" и рассказывание
знакомых сказок не только будут развивать те умения,
которые дети приобрели до школы, но и послужат
дальнейшему развитию речи. Этой теме посвящена одна из
моих работ, представленных в методической копилке.
Дети становятся активными участниками процесса, у них
появляется уверенность в собственных силах. Участие в
поиске требует от детей максимальной сосредоточенности,
напряжённой мыслительной деятельности, умения
правильно выражать свои мысли, активизирует
познавательный процесс, обеспечивает свободное владение
11
аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в
рассуждениях. Перечисленные виды упражнений
подготавливают детей к работе над сочинениями.
Такая целенаправленная, систематическая работа по
совершенствованию речи учащихся способствует общему
умственному развитию, формирует личностные качества
школьников.
12