Напоминание

"Применение ИКТ на уроках окружающего мира и русского языка в начальной школе"


Автор: Чистякова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ на уроках окружающего мира и русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





Опыт работы

учителя начальных классов МБОУ СОШ №7

Чистяковой Н.В.

«Применение ИКТ на уроках окружающего мира и

русского языка в начальной школе»



Ужасно интересно все то, что неизвестно, что не лежит на поверхности, а надо открывать, разгадывать, исследовать. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня, в век огромного потока информации, быстрого ритма жизни, переоценки жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с и н ф о р м а ц и е й , н а у ч и т ь у ч и т ь с я . Ведь именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Почему же ИКТ считается самой эффективной методикой и наиболее действенной технологией?
Во-первых,
применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых,
использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического мат е р и а л а .
В-третьих,
повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
В-четвёртых,
расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых,
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, д е л а т ь в ы в о д ы . Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных» и др. Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук) Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация) Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера). Благодаря использованию ИКТ у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках. Для многих учащихся моего класса русский язык является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:  повышает качество знаний  продвигает ребенка в общем развитии  помогает преодолеть трудности  вносит радость в жизнь ребенка  позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития  создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Заключение
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Закончить своё выступление я хочу высказыванием академика А. П. Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». Оно должно стать определяющим в работе каждого учителя.


В раздел образования