"Применение ИКТ на уроках окружающего мира и русского языка в начальной школе"
Автор: Чистякова Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольского края Наименование материала: статья Тема: "Применение ИКТ на уроках окружающего мира и русского языка в начальной школе" Раздел: начальное образование
Ужасно интересно все то,
что неизвестно,
что не лежит на
поверхности,
а надо открывать, разгадывать,
исследовать.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня, в век
огромного
потока
информации,
быстрого
ритма
жизни,
переоценки
жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны.
Начальная
школа
–
фундамент,
от
качества
которого
зависит
дальнейшее
обучение
ребенка.
И
это
налагает
особую
ответственность
на
учителя
начальных
классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы
духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной
деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся
мир,
мир
переполненный
информацией.
Научить
ребенка
работать
с
и н ф о р м а ц и е й ,
н а у ч и т ь
у ч и т ь с я .
Ведь именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой
деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в
учебном процессе создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях,
способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Почему же ИКТ считается самой эффективной методикой и наиболее
действенной технологией?
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную
мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне;
обеспечивает
наглядность,
привлечение
большого
количества
дидактического
мат е р и а л а .
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2
раза;
обеспечивается
высокая
степень
дифференциации
обучения.
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности;
формируются
навыки
подлинно
исследовательской
деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень
интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас,
необходимо
сделать
урок
занимательным,
творческим.
Здесь
на
помощь
приходят информационно-коммуникационные
технологии. Использование
ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у
учащихся
такие
ключевые
компетенции,
как
учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только
изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с
помощью
цифровых
измерительных
приборов,
цифрового
микроскопа,
цифрового фотоаппарата и видеокамеры. В современных условиях главной
задачей образования является не только получение учениками определенной
суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного
приобретения
знаний.
В
начальной
школе
учащимся
важно
научиться
ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать,
д е л а т ь
в ы в о д ы .
Опыт
показывает,
что
усвоение
информации
именно
на
уроках
окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины
этого я вижу в следующем:
большой
объем
информации;
неумение
работать
с
информацией;
недостаточное
количество
наглядных
пособий;
некоторые
темы
являются
достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому,
увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и
др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы,
тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь
животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных» и
др.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
(анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы,
схемы, анимация)
Этап
закрепления
новых
знаний
(тесты,
вопросы,
упражнения,
задания
различного характера).
Благодаря использованию ИКТ у ребят повысилась мотивация к учению,
они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят
дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются
показать свои знания на уроках.
Для многих учащихся моего класса русский язык является одним из самых
сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у
детей заинтересованное отношение к процессу овладения
орфографическими навыками и умениями, развивать у них
познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии
необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на
разных этапах работы над понятием, включение большого количества
различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я
использую ИКТ.
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и
расторможенных
детей
будет
меньше.
Использование
ИКТ
преобразит
преподавание
традиционных
учебных
предметов,
оптимизирует
процессы
понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на
неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Таким
образом,
труд,
затраченный
на
управление
познавательной
деятельностью
с
помощью
средств
ИКТ,
оправдывает
себя
во
всех
отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя
и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Заключение
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых
важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом
школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно
одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным. Использование информационных
технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок
современным. Использование компьютерных технологий в процессе
обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это
способствует значительному повышению качества образования.
Закончить своё выступление я хочу высказыванием академика А. П.
Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая
задача современной школы». Оно должно стать определяющим в работе
каждого учителя.