Авторы: Коновалова Оксана Владимировна, Караева Лариса Владимировна
Должность: тьютор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№1"
Населённый пункт: г.Ноябрьск Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Раздел: полное образование
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ
Каково
место
выпускника
школы
профильного
обучения
на
рынке
труда?
Какова
его
траектория
дальнейшего
обучения
по
окончании
школы?
Проблема
соотнесения
запросов
рынка
труда
с
образовательными
интересами
школьников
являются одной из существенных проблем в образовании и поэтому важнейшим
требованием к системе российского образования, является ориентация образования
не только на освоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, познавательных и созидательных способностей, а также способности к
успешной
социализации
в
обществе
и
активной
адаптации
на
рынке
труда.
Профильное
обучение
в
старших
классах
Гимназии,
ориентировано
на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом
реальных потребностей рынка труда, а именно региональной направленностью.
Основная цель проекта - интеграция образовательного процесса с практикой
профессионального
самоопределения
старшеклассников
и
повышения
эффективности взаимодействия образовательных учреждений в области профильного
обучения с градообразующими предприятиями нефтегазодобывающего комплекса на
территории муниципального образования город Ноябрьск.
В
значительной
мере
развитию
практико-ориентированной
составляющей
способствует включение в содержание обучения профориентационного компонента.
Этот компонент надо понимать не просто как знакомство с конкретной профессией
или как поход с экскурсией, например, на месторождение, а предоставить учащимся
возможность обучаться в режиме диалога со всеми участниками образовательного
процесса
(социальный
партнер-ученик-учитель)
посредством
использования
специализированной образовательной среды с использованием различных форм и
методов
(в
том
числе,
форумы,
электронная
почта,
интернет-конференции,
виртуальные экскурсии, on- line уроки, брифинги, творческие мастерские, практики
на рабочих местах, проектная деятельность и др).
В
профильном
обучении
принимают
участие
различные
структуры
производства
общества «Газпром
добыча
Ноябрьск»:
заместитель
начальника
производственного отдела автоматизации,
начальник производственного отдела по
добыче газа, ведущий геолог инженерно-технического центра,
начальник отдела
разработки месторождений,
начальник производственного отдела по эксплуатации
ДКС,
главный метролог - начальник производственного отдела метрологического
обеспечения , начальник отдела стандартизации и развития менеджмента качества,
начальник отдела по работе с фондом скважин службы разработки месторождений и
геологоразведочных работ инженерно-технического центра, начальник отдела кадров
и кадровых отношений, специалист службы по связям с общественностью и СМИ,
куратор научного и социального направлений Совета молодежи, куратор культурно-
массового направлений Совета молодежи, куратор спортивного направления Совета
молодежи и.др.
В
ходе
учебного
процесса
необходимо
не
только
обеспечить
школьников
различной информацией о нефтегазодобывающем комплексе, практики в различных
областях
профессионального
труда.
Не
менее
значимо
-
способствовать
приобретению
ими
практического
опыта
не
в
абстрактно-познавательной
деятельности,
а
максимально
приближенной
к
реалиям
рыночной
экономики,
культуре, социуму, профессиональному труду. Должна быть разработана специальная
система мер, позволяющая школьникам осознать и понять себя в плане не только
избираемого профиля, но и во взаимосвязи с ним свою будущую профессиональную
деятельность и карьеру.
Модель многоуровневой организации профильного обучения
Но функционирование данной модели невозможно без изучения рынка труда в
регионе и потребностей работодателей.
Успешную
личность
характеризует
способность
к
самоопределению,
как
в
профессиональном, так и в личностном плане. К тому же компонентный состав
содержания в рамках предлагаемого проекта продиктован профильной ориентацией
как целью подготовки школьников к сознательному, аргументированному выбору
профессии. Каждый старшеклассник, стремящийся стать успешным после окончания
гимназии и занять лидирующие позиции в окружающем его конкурентном мире, уже
в период своего обучения в гимназии осуществляет поиск интересных и нужных
образовательных программ для реализации собственных амбиций.
И поэтому взаимодействие школы с предприятиями, системное использование
их интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов необходимо для
повышения эффективности профильного обучения в общеобразовательной школе и
приобретения
учащимися
практико-ориентированного
социального
и
будущего
профессионального опыта.