Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Касьянова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Настенька"
Населённый пункт: г. Абакан Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в соответствии с ФГОС

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

в

настоящий

момент

являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация

системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной

компетентности.

Это

особенно

актуально

в

условиях

введения

ФГОС

и

реализации

Стратегии

развития

информационного

общества.

Мы

видим,

какие

значительные

перемены

происходят

сейчас

в

системе

дошкольного

образования.

И

во

многом

это

связано

с обновлением

научной,

методической

и

материальной

базы

обучения

и

воспитания.

Одним

из

важных

условий

обновления

является

использование

новых

информационных

технологий.

На

сегодняшний

день

воспитателю

доступен

довольно

обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,

телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.

Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым

требованиям

ФГОС,

внедрение

инновационных

технологий

призвано,

прежде

всего,

улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются

компьютерные

и

мультимедийные

технологии.

Применение

информационно-

коммуникационных

технологий

в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

так

как позволяет средствами

мультимедиа,

в

наиболее

доступной

и

привлекательной,

игровой

форме развить

логическое

мышление

детей,

усилить

творческую составляющую учебного процесса.

Цель проекта:

Повышение

качества

образования

в

ДОУ

путем

внедрения

в

образовательный

процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Задачи проекта:

-

создание

единого

информационного

пространства

ДОУ,

в

котором

были

бы

задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги,

воспитанники и их родители.

- обобщение

знаний

требования

ФГОС,

регламентирующих

профессиональную

педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

-

создание

общей

сетевой

мультимедийной

базы,

банка

компьютерных

обучающих

программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в

своей практике воспитатели ДОУ.

Значимость проекта:

Материал

должен

раскрыть

педагогам

преимущества

использования

ИКТ

в

своей

образовательной

деятельности

для обеспечения

полноценного

перехода

ребенка

на

следующий

уровень

системы

непрерывного

образования.

А

именно,

воспитание

любознательного,

активного,

эмоционально

отзывчивого,

овладевшего

средствами

общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день

наиболее

актуален,

так

как

важным

критерием

оценки

деятельности

дошкольной

организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна

быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и

воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача

ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с

ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной

точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной

среды.

Значимым

аспектом

интерактивной

образовательной

среды

ДОУ

является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного

процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования

на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с

этим

воспитатель,

в

большей

степени,

становится

соучастником,

помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

-

реализовать

личностно-ориентированные,

дифференцированные

подходы

в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

-

оформление

групповой

документ ации

(списки

детей,

д и а г н о с т и к а

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

-

подбор

познавательного

и

иллюстративного

материала

к

занятиям,

к совместной

образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных

областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное

развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим

советам,

родительским

собраниям. Для

большей

эффективности

презентации

строю

с

учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю

занимательные

вопросы,

анимационные

картинки,

игры,

просмотр

познавательных

мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного

материала,

освобождая

от

большого

объема

бумажных

наглядных

пособий,

таблиц,

репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование

видеокамеры

и

программ

для

редактирования

видеофайлов.

Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала

с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение

голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы

увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают

оценивать

ситуацию,

не

погружаясь

полностью

в

виртуальный

мир

один

на

один

с

компьютером.

- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы. Выполняя

задания,

ребенок

учится

планировать,

выстраивать

логику

элемента

конкретных

событий,

представлений,

у

него

развивается

способность

к

прогнозированию

результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало

овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для

родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование

сети

интернет

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития

детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в

дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего

режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть

не

более

7-10

минут.

После

окончания

работы

за

компьютером

для

профилактики

нарушений

зрения

и

снятия

напряжения

с

глаз

необходимо

выполнить

несложную

гимнастику для глаз.

Заключение.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет

внедрять

инновационные

процессы

в

дошкольное

образование.

Информационные

технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере

обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и

приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с

родителями

воспитанников,

организации

деятельности

воспитателя,

значительно

способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие

преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя

наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а

также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,

выявить

достижения

в

процессе

работы,

зафиксировать

моменты,

на

которых

были

допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними

позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало

изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых

организационно-методических

мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало

и

стимулировало

познавательную

и

творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким

образом,

использование

ИКТ

в

работе

с

детьми

открывает

новые

дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением»,

возможностью

представить

наглядно

те

явления

и

процессы,

которые

невозможно

продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности,

и

ее

содержательное

наполнение.

В

частности,

прекрасные

возможности

создает

систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников,

представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в

зависимости от потребностей детей и особенностей программы.



В раздел образования