Автор: Касьянова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Настенька"
Населённый пункт: г. Абакан Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация
системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности.
Это
особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС
и
реализации
Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом
это
связано
с обновлением
научной,
методической
и
материальной
базы
обучения
и
воспитания.
Одним
из
важных
условий
обновления
является
использование
новых
информационных
технологий.
На
сегодняшний
день
воспитателю
доступен
довольно
обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,
телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям
ФГОС,
внедрение
инновационных
технологий
призвано,
прежде
всего,
улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-
коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ДОУ
путем
внедрения
в
образовательный
процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
-
создание
единого
информационного
пространства
ДОУ,
в
котором
были
бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги,
воспитанники и их родители.
- обобщение
знаний
требования
ФГОС,
регламентирующих
профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.
-
создание
общей
сетевой
мультимедийной
базы,
банка
компьютерных
обучающих
программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в
своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал
должен
раскрыть
педагогам
преимущества
использования
ИКТ
в
своей
образовательной
деятельности
для обеспечения
полноценного
перехода
ребенка
на
следующий
уровень
системы
непрерывного
образования.
А
именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально
отзывчивого,
овладевшего
средствами
общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием
оценки
деятельности
дошкольной
организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна
быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и
воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача
ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с
ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной
точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной
среды.
Значимым
аспектом
интерактивной
образовательной
среды
ДОУ
является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного
процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования
на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с
этим
воспитатель,
в
большей
степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
-
реализовать
личностно-ориентированные,
дифференцированные
подходы
в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
-
оформление
групповой
документ ации
(списки
детей,
д и а г н о с т и к а
развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к совместной
образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных
областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное
развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим
советам,
родительским
собраниям. Для
большей
эффективности
презентации
строю
с
учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю
занимательные
вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного
материала,
освобождая
от
большого
объема
бумажных
наглядных
пособий,
таблиц,
репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование
видеокамеры
и
программ
для
редактирования
видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала
с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение
голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы
увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают
оценивать
ситуацию,
не
погружаясь
полностью
в
виртуальный
мир
один
на
один
с
компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы. Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность
к
прогнозированию
результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало
овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для
родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть
не
более
7-10
минут.
После
окончания
работы
за
компьютером
для
профилактики
нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо
выполнить
несложную
гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные
технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере
обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и
приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с
родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие
преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а
также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,
выявить
достижения
в
процессе
работы,
зафиксировать
моменты,
на
которых
были
допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними
позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых
организационно-методических
мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало
и
стимулировало
познавательную
и
творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким
образом,
использование
ИКТ
в
работе
с
детьми
открывает
новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением»,
возможностью
представить
наглядно
те
явления
и
процессы,
которые
невозможно
продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников,
представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в
зависимости от потребностей детей и особенностей программы.