Автор: Ветюгова Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №80 им.В.П.Кузнецова
Населённый пункт: город Купино Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста. 11 класс
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 11 классе.
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста.
Цель:
закрепить
- навыки анализа текста, умение определять средства связи в словосочетании и
предложении, объяснять пунктуацию в сложных предложениях и предложениях с
осложнением;
- умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;
- развивать умения создавать на основе проанализированного текста собственное вы-
сказывание, формулировать основную проблему и позицию автора;
- воспитывать у школьников способность к защите своей чести, преодолению физи-
ческой и духовной слабости.
Оформление урока.
Схема сочинения-рассуждения
Разбираемся в терминах.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради
чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изобража-
емого
.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Основная проблематика – над каким вопросом автор рассуждает больше всего.
1
Основная мысль (тезис).
О чем говорится + что говорится.
Вывод автора
1-й аргумент
2-й аргумент
3-й аргумент
Иллюстрация
(примеры)
Иллюстрация
(пример)
Иллюстрация
(примеры)
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Ком-
ментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку
тезиса (факты, примеры,
утверждения, объяснения). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос поче-
му?, а аргументы отвечают: потому что…
Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею и требующее доказа-
тельств.
Примерный план сочинения-рассуждения.
1.
Основная проблема
2.
Авторская позиция
a)
что сказал автор взять предложения из текста
b)
как сам ответил
3.
Собственная позиция (Я согласен … или нет…) два аргумента (доказатель-
ства)
4.
Вывод.
Три «НЕ», которые следует помнить, работая над частью «С»:
не пересказывайте авторские аргументы;
не пересказывайте фрагменты текста;
не пытайтесь развить авторскую мысль.
Ход урока.
I.
Слово учителя. Объявление темы, целей урока.
II.
Работа с текстом.
Чтение текста.
Беседа.
Расскажите об авторе текста В. Аксёнове.
К какому стилю речи вы отнесете данный текст? Почему?
Какова тема текста?
Работа в группах.
I группа.
1.Найдите в тексте СПП с придаточным определительным.
2.Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.
3.Назовите способ образования слов авторучкой, отобрал, третъегодник.
II группа
1.Найдите
в тексте сложное предложение с сочинительной и подчинительной свя-
зью.
2. Объясните постановку знаков препинания в предложении 11.
3. Назовите способ образования слов выдавали, протягивал.
2
III группа
1. Найдите в предложениях 22-29 такое, которое является простым односоставным
безличным.
2. Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельства-
ми.
3. Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточ-
ным уступительным.
IV группа
1. Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помо-
щи союза и лексических повторов.
3. Беседа.
Что такое проблема?
Какие проблемы поднимает автор?
1. Проблема чести (Что лучше: избежать физических страданий и потерять честь
или пройти через побои и отстоять своё право честно смотреть в глаза родным?).
2. Проблема формирования характера (Как, из чего рождается желание преодолеть
себя, свою физическую и душевную слабость?).
3. Проблема трусости и смелости (Кто оказывается сильнее: Он с товарищами или
герой - рассказчик?).
4. Проблема физической и моральной победы (Кто одерживает победу: герой -
рассказчик или Он с товарищами?).
Сформулируйте позицию автора.
Авторская позиция
1.
Надо отстаивать своё право честно смотреть в глаза своим родным.
2.
Желание защитить свою честь, преодолеть себя, свою физическую и ду-
шевную слабость, рождается из сострадания к близким, к своей малой родине.
3.
Настоящую победу одерживает герой-рассказчик, т.к. истинная победа -
это победа моральная, победа над самим собой.
4.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных авто-
ром текса. Запишите.
5.
Можно использовать логические схемы первичных текстов. Важно по-
мнить, что главная мысль может развиваться разными способами.
Аргументы.
3
Тезис
Причина
Следствие
Причина
Следствие
Причина
Следствие
Причина
4. Задания классу:
Сформулируйте позицию автора, запишите, используя речевые клише.
Согласны ли вы с позицией автора? Почему? Какие аргументы в пользу своей пози-
ции вы можете привести?
(Ели вы приводите аргументы из художественных, публицистических произведений,
то факторы должны передаваться без искажений, кратко. Излагайте свою точку зре-
ния этически корректно.)
Вспомните схему сочинения-рассуждения.
Особое внимание следует обратить на вступление. Оно должно быть энергичным,
экспрессивным и небольшим по объему (2-4 предложения). Возможные варианты
вступления.
1.
Анализ разных точек зрения на проблему.
2.
Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуаль-
ности.
3.
Перечисление проблем исходного текста.
4.
Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного».
5.
Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отраже-
ние в его произведениях.
6.
Лирическое вступление.
Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступле-
нию.
Возможные варианты заключения.
1.
Общий вывод.
2.
Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
3.
Изложение собственной позиции.
4.
Рассуждения о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора
сочинения.
5.
Расширение проблемы. Новый вопрос.
5. Тренировочные упражнения.
1) определение позиции автора
Определите и сформулируйте проблему текста и позицию автора.
Надо помнить, однако, что правило соответствия речи пониманию тех, для
кого она предназначена, исполняется и вообще довольно плохо. Иногда от недо-
мыслия. Человек, например, искренно убежден, что чем больше насажает в речь
иностранных слов, тем это красивее, эффектнее, «благороднее» или больше вы-
казывает его образование и ум.
И он иногда не ошибается в эффекте, если имеет в виду слушателей и чи -
тателей, не привыкших мыслить, наслаждающихся трезвоном слов, как лакей
Гончарова трезвоном стихов. При этом иной раз, чем непонятнее и «зазвонистее»
слова, тем лучше. Доволен оратор, тупо сияют слушатели или читатели. Все до-
4
вольны. Но иногда трезвон иностранных слов пускается в ход в споре и с целью:
хотят отуманить, оглушить противника или слушателей (или читателей). У них
получается «туман в голове» от этой «премудрости». Одурманенные головы
перестают понимать и то, что могли бы понять, и тупая мысль тупого софиста
может легко сойти за бездну глубокомыслия.
Примеры несоответствия выражения мысли пониманию аудитории, для
которой они предназначены, можно ежедневно черпать из газет, журналов, речей
и т. д. пригоршнями.
...В общем, довольно правильна примета: чем более кто говорит без ну-
жды иностранных слов, тем вероятнее, что он не способен к самостоятельному
мышлению.
(С. Поварнин)
Используйте фразы:
- Рассуждения автора посвящены проблеме... . Автор придерживается следу-
ющего мнения... .
- Внимание С. Поварнина привлекает проблема... . Позиция его заключается
в том, что... .
- Рассматривая проблему..., автор весьма чётко формулирует собственное
мнение: он…
2) подбор аргументов (работа в группах)
№ 1. Подберите по три аргумента к следующим тезисам:
—
Труд кормит, а лень портит.
—
Корень учения горек, но плоды его сладки.
—
Не родись красивой, а родись счастливой.
№ 2. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подбери-
те и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.
—
Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся вместе с ним, и его удача
будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп)
—
Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)
—
Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы
признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Добролюбов)
№ 3. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подбери-
те и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.
—
Мир — добродетель цивилизации, война — её преступление. (В. Гюго)
—
Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть. (Ф. Достоевский)
— Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как незначи-
тельного не поднимет её привет. (В. Белинский)
6. Учебные материалы к уроку (фрагмент демонстрационного варианта те-
ста ЕГЭ)
Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1.
5
(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском горо-
де. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом классе в 43-ем году. (3) Я был
тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и темно-синих штанах, которые мне
выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже из-
носил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Все же я про -
должал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат, (б) Кроме того, я гор-
дился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра.
(7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня ее. (9)Он отбирал
все, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.
(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки - липкие булочки. (12)Староста
нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к
нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал бу-
лочку в тетрадный листок и клал в сумку.
(14)
Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.
(15)
- Давай, - говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались
вмятины от моих пальцев.
(16)
- Давай, - говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лека и Казак.
(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестренкою ждали тетю. (18)Тетя возвраща-
лась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не про-
сила.
(20) 0днажды она сказала мне:
- Нина приносит свои завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того
двора, а ты съедаешь сам.
(22) Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В
сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи.
(25)Насекомыми, червяками, воздухом. (26) Им хорошо. (27)А может быть, у них
есть кто-нибудь такой, кто все отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикиров-
щики. (29)Что будет со мной?
(30) Всю ночь тетя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала и булькала,
Гитлер захлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками.
(32)На следующий день, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил.
(33) Через несколько секунд я лежал на снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лека
совал мне в рот мой же завтрак.
(34)
- На, смелее, кусни!
(35)
На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и
оглянулся. (36) Казак, Лека и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на
меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой зав-
трак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
(По В.П. Аксенову)
А29. В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что в
преодолении бытовых трудностей военного времени мальчик увидел противостояние
врагу?
1)Предложение 12:" Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на
верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное
блюдо".
6
2)
Предложение 18: "Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и
картошку".
3)
Предложение 31:"Вода струилась за ширмой, плескала и булькала, Гитлер за-
хлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками".
4)
Предложение 4: "Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красо-
вались две круглые, как очки, заплаты".
А30. Какой (-ие) тип (-ы) речи поставлен (-ы) в предложениях 32-36?
II
1)рассуждение и повествование
III
2)повествование
IV
3)описание и рассуждение
V
4)описание
А31.В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антони-
мы?
1) 1
2) 11
3) 17
4) 21
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов
№1 справа от номера задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Каждую
букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенны-
ми в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запя-
тыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов
пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.
В 1. Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8).
В 2. Из предложений 22-29 выпишите относительное местоимение.
В 3. Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИ-
МЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 22-29 найдите такое, которое является простым односостав-
ным безличным. Напишите его номер.
В5. Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятель-
ствами. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточ-
ным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при по-
мощи союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.
Задание классу
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали,
выполняя
задания
А29
-
А31,
В1
-
В7.
В
этом
фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте в места
пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не зна-
ете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны в тексте ре-
7
цензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера за-
дания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Масштабы Его власти описываются В. П. Аксеновым уже в самом начале
текста. Прежде всего это выражается в том, что в тексте употребляется место-
имение, заменяющее собственное имя. А в предложении 14 эффект достигается
с помощью такого средства выразительности, как ... . Образ его неотделим от
фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всем. Даже манера говорить с
другими у них общая: их реплики включают … (предложения 15, 34). При этом
такое синтаксическое средство выразительности, как (предложения 15-16), под-
черкивает повторяемость, отлаженность их действий ... . Тем значительнее бес-
поворотное
решение
героя-рассказчика,
которое
выражает
...
(«будь
что
будет»)».
Список терминов:
1.
риторическое обращение
2.
книжная лексика
3.
синтаксический параллелизм
4.
глаголы в повелительном наклонении
5.
эпитет
6.
фразеологизм
7.
антонимы
8.
метонимия
9.
риторический вопрос
8
9