Автор: Богданова Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Филиппок"
Населённый пункт: Город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Технология формирования и развития навыков контроля и самоконтроля у дошкольников с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование
Технология формирования и развития навыков контроля и само-
контроля у детей с нарушениями речи.
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. На-
рушения речи снижают успеваемость в школе и, зачастую, является причиной
школьной дезадаптации ребёнка.
Коррекция нарушений произношения у дошкольников, имеющих такие нару-
шения, как дизартрия, различные формы алалии - длительный и сложный про-
цесс. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в
активное участие в этом процессе, что важно для достижения максимального ре-
зультата. Добиться чёткого осознания ребёнком предъявляемых требований за-
частую проблематично – объяснения логопеда не всегда правильно воспринима-
ются и понимаются ребёнком, т.к. детям-логопатам свойственно первичное или
вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и па-
мяти. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за
собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных
навыков, распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным
дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов прояв-
ляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных
старых связей, в трудностях переключения на новые. В результате неправильное
произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно.
Дети стараются правильно говорить только при наличии внешнего контроля со
стороны логопеда и педагогов. В случае его ослабления или отсутствия произно-
шение становится небрежным, «смазанным» и возникает необходимость возвра-
щаться к коррекции одних и тех же дефектов.
Таким образом, при обучении детей с дизартрией одним из наиболее сложных
направлений работы является формирование произносительной стороны устной
речи. Изучив литературу, я пришла к выводу, что, систематическая работа по
формированию навыков самоконтроля у детей в структуре коррекционно-педа-
гогических занятий будет оптимизировать процесс звукопроизношения.
Самоконтроль - самостоятельная процедура, являющаяся составной ча-
стью любого вида деятельности человека. Под самоконтролем мы понимаем
компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образца
действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и кор-
ректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить
ошибки, оценить выполнение и результат. Иначе говоря, с помощью само-
контроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе
в игре, учебе и труде.
Формирование и развитие способности к самоконтролю у детей-логопатов
проходит на всех этапах работы над произношением в рамках традиционной ме-
тодики, применяемой в двух направлениях: воспитание правильного произноше-
ния и развития слухового восприятия. Условно можно выделить три стадии фор-
мирования самоконтроля за произношением в процессе коррекционной работы:
подготовительная, основная (состоит из трёх этапов: постановка звука, его авто-
матизация и дифференциация), завершающая. При формировании произноси-
тельных умений, в зависимости от этапа коррекционной работы, у детей проис-
ходит постепенное сужение контрольного аппарата («аппарата сличения»).
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение
ряда условий.
Усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного
восприятия элементов устной речи;
Внешнего контроля со стороны педагога, технических средств обучения в ка-
честве основы формирования и развития самоконтроля;
Понимание ребёнком характера допускаемых ошибок, их причин;
Знание детьми различных способов самоконтроля, умение применять их.
Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осу-
ществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.
Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронталь-
ных занятиях, так и в группе).
Для развития навыков самоконтроля использую самоконтроль по словес-
ной инструкции, самоконтроль по зрительному образцу, использую приёмы
«подражания взрослому», «глядя в зеркало», прием взаимоконтроля (одним из
эффективных приемов формирования самоконтроля) – «глядя друг на друга как
в зеркало», применяю графические профили артикуляции, систему условных
знаков-символов, характеризующих основные моменты артикуляции и обознача-
ющих физиологический образ звука. Хорошо использовать знак само-взаимо-
контроля, требующий проверки друг друга или сверки с образцом устных выска-
зываний, который предупреждает о сложном задании, требует особого внима-
ния. Кисть руки тоже играет роль зрительной опоры-подсказки.
Для развития самоконтроля при выполнении артикуляционной гимнастики
применяю систему зрительных схем, позволяющих конкретизировать требова-
ния к выполнению упражнений, произношению звука и т.д., поэтапно продви-
гать ребёнка к преодолению свойственных ему трудностей. Количество зритель-
ных опор определяется индивидуально.
Ребёнка-логопата
нужно
специально
обучать анализировать и контролировать артикуляцию и коартикуляцию (сов-
местные движения и взаимные приспособления языка и губ при произношении).
На основном этапе работа строится с учетом широкого применения знаний,
умений и навыков, полученных на предшествующих занятиях. Это позволяет
сформировать и/или скорректировать произношение в основном с использовани-
ем словесных инструкций, системы условных знаков-символов основных мо-
ментов артикуляции на основе полимодального контроля.
Совершенствование самоконтроля ребёнка за звукопроизношением невозмож-
но без помощи взрослого. Осуществляя контроль, педагог может использовать
следующие приёмы:
- нацелить ребёнка перед ответом (следи за звуками!);
- предчувствуя, что сейчас ребёнок назовёт слово с закрепляемым звуком,
предупредить ошибку в произношении взглядом, жестом (палец вверх, погро-
зить пальцем);
- артикуляционной или жестовой подсказкой («С» - губы в улыбке или кисть
руки внизу, «Ш» - губы рупором или кисть руки поднята вверх);
в процессе ответа напомнить о контроле за звуком с помощью жестов, мими-
ки (показать пальцем на губы, сделать удивлённое или расстроенное лицо);
- отметить качество произношения во время общей оценки ответа.
Одновременно воспитатель осуществляет контроль за звукопроизношением и
в бытовой речи (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений и
т.д.). Чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности
общения, можно давать установки на контроль за звуками с отсрочкой. (Какую
интересную историю ты мне рассказал! Саша тоже хочет её послушать. Повтори
для него, но помни, что на этой неделе он – твой «логопед», или дежурный по
звукам, и ты должен вместе с ним последить за звуком «С»). Возможен перенос
контроля на неживой объект, как раздражитель нужного рефлекса:
- предложить ребёнку повторно поделиться своими впечатлениями с человеч-
ком-звуком, или куклой, постоянно играющей роль логопеда;
- отметить именины появившегося звука;
- вручить ребёнку памятку (медаль, значок, колокольчик), напоминающую о
правильном произношении;
- «волшебной палочкой» в группе заколдовать один из уголков, в котором все
звуки должны произносится правильно; подобные зоны постепенно могут зани-
мать всё большее пространство и выносится на улицу, в музыкальный или спор-
тивный зал. Лишь постоянное разноситуативное подкрепление вновь созданного
рефлекса со стороны педагогов, родителей, близких и сверстников (т.е. всего ре-
чевого окружения) будет способствовать успешной и быстрой автоматизации
звука.
Применение информационно-компьютерных коррекционных технологий
способствует развитию самоконтроля у детей, помогают мотивировать ребёнка к
трудной для него работе, делают занятие привлекательным, сокращая время
формирования произносительных навыков.
Поскольку главная деятельность дошкольника - это игра, то
развитие
способности к формированию самоконтроля и саморегуляции в речевом обще-
нии происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных
«игр с правилами». Например, игра «Сохрани слово в секрете». Дети повторяют
за взрослым слова при одном условии: названия животных - это наш секрет, их
повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием животного, ты дол-
жен молча хлопнуть один раз в ладоши. При этом безразлично, какое именно
правило выбрано - подойдет любое. Варианты:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. Нельзя повторять названия цветов;
4. Нельзя повторять имена девочек;
5. Нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходим к
игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или
зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Проводимая систематическая и целенаправленная работа по формирова-
нию самоконтроля оказывает положительное влияние на формирование навыков
произносительной стороны речи, на усвоение программного материала в целом,
т.е. положительно влияет не только на повышение качества коррекционной рабо-
ты, но и на формирование самой личности ребёнка, что подтверждает проведён-
ное обследование по «Изучению характера оценочно-контрольных действий в
ситуации непосредственного восприятия речи» В результате на конец года выяв-
лено, что из 20 детей (100%) 19 детей (95 %) замечают все допущенные в речи
ошибки, тут же их исправляют, адекватно оценивают результат деятельности,
объективно
мотивируют
свою
оценочно-контрольную
деятельность.
Один
ребёнок (5 %) допустил только одну ошибку, при этом объективно мотивировал
свою оценочно-контрольную деятельность. Таким образом, положительная ди-
намика говорит об эффективности применяемой технологии.
Важно, что работа
над звукопроизношением не является самоцелью, она органично включена в ра-
боту по формированию коммуникативных умений и навыков. Такая работа по-
могает социальной адаптации детей с проблемами в развитии и повышает эф-
фективность процесса школьного обучения.