Напоминание

"Технология формирования и развития навыков контроля и самоконтроля у дошкольников с нарушениями речи."


Автор: Богданова Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Филиппок"
Населённый пункт: Город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Технология формирования и развития навыков контроля и самоконтроля у дошкольников с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология формирования и развития навыков контроля и само-

контроля у детей с нарушениями речи.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. На-

рушения речи снижают успеваемость в школе и, зачастую, является причиной

школьной дезадаптации ребёнка.

Коррекция нарушений произношения у дошкольников, имеющих такие нару-

шения, как дизартрия, различные формы алалии - длительный и сложный про-

цесс. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в

активное участие в этом процессе, что важно для достижения максимального ре-

зультата. Добиться чёткого осознания ребёнком предъявляемых требований за-

частую проблематично – объяснения логопеда не всегда правильно воспринима-

ются и понимаются ребёнком, т.к. детям-логопатам свойственно первичное или

вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и па-

мяти. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за

собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных

навыков, распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным

дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов прояв-

ляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных

старых связей, в трудностях переключения на новые. В результате неправильное

произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно.

Дети стараются правильно говорить только при наличии внешнего контроля со

стороны логопеда и педагогов. В случае его ослабления или отсутствия произно-

шение становится небрежным, «смазанным» и возникает необходимость возвра-

щаться к коррекции одних и тех же дефектов.

Таким образом, при обучении детей с дизартрией одним из наиболее сложных

направлений работы является формирование произносительной стороны устной

речи. Изучив литературу, я пришла к выводу, что, систематическая работа по

формированию навыков самоконтроля у детей в структуре коррекционно-педа-

гогических занятий будет оптимизировать процесс звукопроизношения.

Самоконтроль - самостоятельная процедура, являющаяся составной ча-

стью любого вида деятельности человека. Под самоконтролем мы понимаем

компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образца

действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и кор-

ректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить

ошибки, оценить выполнение и результат. Иначе говоря, с помощью само-

контроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе

в игре, учебе и труде.

Формирование и развитие способности к самоконтролю у детей-логопатов

проходит на всех этапах работы над произношением в рамках традиционной ме-

тодики, применяемой в двух направлениях: воспитание правильного произноше-

ния и развития слухового восприятия. Условно можно выделить три стадии фор-

мирования самоконтроля за произношением в процессе коррекционной работы:

подготовительная, основная (состоит из трёх этапов: постановка звука, его авто-

матизация и дифференциация), завершающая. При формировании произноси-

тельных умений, в зависимости от этапа коррекционной работы, у детей проис-

ходит постепенное сужение контрольного аппарата («аппарата сличения»).

Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение

ряда условий.

Усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного

восприятия элементов устной речи;

Внешнего контроля со стороны педагога, технических средств обучения в ка-

честве основы формирования и развития самоконтроля;

Понимание ребёнком характера допускаемых ошибок, их причин;

Знание детьми различных способов самоконтроля, умение применять их.

Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осу-

ществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.

Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронталь-

ных занятиях, так и в группе).

Для развития навыков самоконтроля использую самоконтроль по словес-

ной инструкции, самоконтроль по зрительному образцу, использую приёмы

«подражания взрослому», «глядя в зеркало», прием взаимоконтроля (одним из

эффективных приемов формирования самоконтроля) – «глядя друг на друга как

в зеркало», применяю графические профили артикуляции, систему условных

знаков-символов, характеризующих основные моменты артикуляции и обознача-

ющих физиологический образ звука. Хорошо использовать знак само-взаимо-

контроля, требующий проверки друг друга или сверки с образцом устных выска-

зываний, который предупреждает о сложном задании, требует особого внима-

ния. Кисть руки тоже играет роль зрительной опоры-подсказки.

Для развития самоконтроля при выполнении артикуляционной гимнастики

применяю систему зрительных схем, позволяющих конкретизировать требова-

ния к выполнению упражнений, произношению звука и т.д., поэтапно продви-

гать ребёнка к преодолению свойственных ему трудностей. Количество зритель-

ных опор определяется индивидуально.

Ребёнка-логопата

нужно

специально

обучать анализировать и контролировать артикуляцию и коартикуляцию (сов-

местные движения и взаимные приспособления языка и губ при произношении).

На основном этапе работа строится с учетом широкого применения знаний,

умений и навыков, полученных на предшествующих занятиях. Это позволяет

сформировать и/или скорректировать произношение в основном с использовани-

ем словесных инструкций, системы условных знаков-символов основных мо-

ментов артикуляции на основе полимодального контроля.

Совершенствование самоконтроля ребёнка за звукопроизношением невозмож-

но без помощи взрослого. Осуществляя контроль, педагог может использовать

следующие приёмы:

- нацелить ребёнка перед ответом (следи за звуками!);

- предчувствуя, что сейчас ребёнок назовёт слово с закрепляемым звуком,

предупредить ошибку в произношении взглядом, жестом (палец вверх, погро-

зить пальцем);

- артикуляционной или жестовой подсказкой («С» - губы в улыбке или кисть

руки внизу, «Ш» - губы рупором или кисть руки поднята вверх);

в процессе ответа напомнить о контроле за звуком с помощью жестов, мими-

ки (показать пальцем на губы, сделать удивлённое или расстроенное лицо);

- отметить качество произношения во время общей оценки ответа.

Одновременно воспитатель осуществляет контроль за звукопроизношением и

в бытовой речи (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений и

т.д.). Чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности

общения, можно давать установки на контроль за звуками с отсрочкой. (Какую

интересную историю ты мне рассказал! Саша тоже хочет её послушать. Повтори

для него, но помни, что на этой неделе он – твой «логопед», или дежурный по

звукам, и ты должен вместе с ним последить за звуком «С»). Возможен перенос

контроля на неживой объект, как раздражитель нужного рефлекса:

- предложить ребёнку повторно поделиться своими впечатлениями с человеч-

ком-звуком, или куклой, постоянно играющей роль логопеда;

- отметить именины появившегося звука;

- вручить ребёнку памятку (медаль, значок, колокольчик), напоминающую о

правильном произношении;

- «волшебной палочкой» в группе заколдовать один из уголков, в котором все

звуки должны произносится правильно; подобные зоны постепенно могут зани-

мать всё большее пространство и выносится на улицу, в музыкальный или спор-

тивный зал. Лишь постоянное разноситуативное подкрепление вновь созданного

рефлекса со стороны педагогов, родителей, близких и сверстников (т.е. всего ре-

чевого окружения) будет способствовать успешной и быстрой автоматизации

звука.

Применение информационно-компьютерных коррекционных технологий

способствует развитию самоконтроля у детей, помогают мотивировать ребёнка к

трудной для него работе, делают занятие привлекательным, сокращая время

формирования произносительных навыков.

Поскольку главная деятельность дошкольника - это игра, то

развитие

способности к формированию самоконтроля и саморегуляции в речевом обще-

нии происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных

«игр с правилами». Например, игра «Сохрани слово в секрете». Дети повторяют

за взрослым слова при одном условии: названия животных - это наш секрет, их

повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием животного, ты дол-

жен молча хлопнуть один раз в ладоши. При этом безразлично, какое именно

правило выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. Нельзя повторять названия цветов;

4. Нельзя повторять имена девочек;

5. Нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходим к

игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или

зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Проводимая систематическая и целенаправленная работа по формирова-

нию самоконтроля оказывает положительное влияние на формирование навыков

произносительной стороны речи, на усвоение программного материала в целом,

т.е. положительно влияет не только на повышение качества коррекционной рабо-

ты, но и на формирование самой личности ребёнка, что подтверждает проведён-

ное обследование по «Изучению характера оценочно-контрольных действий в

ситуации непосредственного восприятия речи» В результате на конец года выяв-

лено, что из 20 детей (100%) 19 детей (95 %) замечают все допущенные в речи

ошибки, тут же их исправляют, адекватно оценивают результат деятельности,

объективно

мотивируют

свою

оценочно-контрольную

деятельность.

Один

ребёнок (5 %) допустил только одну ошибку, при этом объективно мотивировал

свою оценочно-контрольную деятельность. Таким образом, положительная ди-

намика говорит об эффективности применяемой технологии.

Важно, что работа

над звукопроизношением не является самоцелью, она органично включена в ра-

боту по формированию коммуникативных умений и навыков. Такая работа по-

могает социальной адаптации детей с проблемами в развитии и повышает эф-

фективность процесса школьного обучения.



В раздел образования