Напоминание

"Комплекс упражнений для программы Paint Net"


Автор: Зибцева Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка по предмету компьютерная графика
Тема: "Комплекс упражнений для программы Paint Net"
Раздел: дополнительное образование





Назад




2015 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Данный комплекс упражнений разработан для изучения программы Paint NET и является

дополнением к методическому пособию по программе. Комплекс разработан в

соответствии с Федеральными государственными требования к программе «Дизайн» с

учетом возрастных особенностей детей и возможностей графического пакета. Данные

упражнения дают знания основных возможностей графической программы Paint NET,

особенностей их применения в графическом дизайне, позволяют получить знания

основных изобразительных техник и инструментов и умение выполнять графическую

часть проекта, макета, оригиналы художественно-графических элементов проекта.

Работа №1

Заполнение пространства

Цель работы: освоение методики гармоничного заполнения пространства с помощью

абстрактной

формы

пятна, технология

последовательности

в

работе,

изучение

инструментов: прямая линия, кривая, работа с цветом и фактурой.

Задание

Выполнить рисунок абстрактного расположения пятен на плоскости. Размер 400*300 pх.

Инструменты: прямая, кривая линии, заливка.

Методические указания

1.

Необходимо

на

глаз

провести

несколько

горизонтальных

линий,

добиваясь

их

пропорциональности, для того чтобы линия шла строго горизонтально или вертикально

удерживаем клавишу Shift.

2.

Усложняем композицию, проведя такие же линии вертикально, следите за тем, чтобы

ширина линии была не меньше 3pх., если она меньше заливка будет проливаться за

контур.

3.

Без

разметки

рисуем

несколько

пластически

увязанных,

ритмично

расположенных,

произвольных

по

конфигурации

и

размеру

пятен.

Мы

видим,

что

композиция

усложнилась, приобрела новое звучание.

4.

Необходимо ввести в композицию чёрные пятна, вписав их в существующий узор рисунка.

Выразительность изображения при этом усиливается.

2

5.

Некоторые фрагменты заполняем штрихами, точками, линиями Важно красиво вписать их

в контекст композиции.

6.

Вводим пятна, выполненные серым цветом.

7.

Завершаем работу, применяя ещё одно выразительное средство - дополнительный цвет.

Следим за колоритом. Ставим задачу выразить в композиции «минор» или «мажор».

Главный итог этого урока заключается в том, что дети должны осознать, как надо вести

работу на усложнение, какие выразительные средства у них для этого имеются, что

именно делает композицию творческой, глубокой и выразительной.

Примеры работ

Работа №2

Композиция на сетке

3

Цель работы: освоение методики изображения стилизованного изображения дерева на

базовой сетке

Задание

Выполнить рисунок стилизованного изображения дерева на плоскости в сетке 10*10

Инструменты: прямая и кривая линии, геометрические фигуры и заливка.

Методические указания

1.

Необходимо

создать

базовую

сетку

10*10

квадратов.

Для

этого

используем

инструмент «Прямая линия» (3рх.)

2.

Намечаем композиционное расположение дерева на сетке, основные детали рисуем

с помощью линий и геометрических фигур. Здесь надо напомнить детям, что

стилизация- это упрощение изображений.

3.

Вводим

в

композицию

цвет,

для

удобства

восприятия

фон

лучше

сделать

в

холодных оттенках, а основное изображение в теплых.

Для обогащения колорита, используем расширенную палитру цветов в программе Paint

NET. Окно палитры имеет два режима интерфейса: «Меньше» и «Больше». Если

вы щелкните кнопку «Больше», окно раскроется и предоставит более подробную

и детализированную информацию.

Палитра в режиме «Больше»

4.

Завершая работу следим за общим колоритом. Сохраняем работу в формате jpg.

4

Примеры работ

5

Работа №3

Контрольная работа «Композиция на сетке»

Цель работы: закрепление навыков работы на тему стилизация.

Задание

Выполнить рисунок стилизованного изображения 2-3 фруктов (овощей) на плоскости в

сетке.

Инструменты: прямая, кривая линии, геометрические фигуры, заливка.

Методические указания

1.

Дети самостоятельно выбирают частоту базовой сетки.

2.

Работают над композицией изображения, обязательно с элементами стилизации.

3.

Самостоятельно выбирают цветовую гамму.

6

Примеры работ

7

Работа №4

Композиционные упражнения «Статика»

Цель работы: освоение методики изображения статичной композиции из геометрических

фигур, работа в теплой (холодной) цветовой гамме.

Задание

Выполнить рисунок статичной композиции из 5 и более фигур в размере 300*300 pх.

Инструменты: геометрические фигуры, заливка.

Методические указания

Статичная композиция -это состояние композиции, при котором сбалансированные между

собой элементы в целом производят впечатление ее устойчивой неподвижности.

Характерные признаки:

1. Композиция, в основе которой можно визуально отчетливо наблюдать

использование оси симметрии.

2. Предметы для статичной композиции выбираются более близкие по форме, по

массе и по фактуре.

Выполнив упражнения, дети должны увидеть, что удалось создать статичную

композицию, по всем правилам:

Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг

друга.

Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе.

Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету.

Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и

гармонии.

Для

выполнения

упражнения

необходимо

использовать

заданные

программой

геометрические фигуры, чтобы их развернуть используйте выделенные области.

Для того,

чтобы повернуть выделенное, кликните правой кнопкой мышки где-либо (кроме «узлов»

границы выделения) на изображении и перетащите её (удерживая правую кнопку мыши)

в направлении

желаемого

поворота.

При

вращении

в центре

области

выделения

появляется индикатор указывающий на этот центр и на угол поворота. Он выглядит как

небольшой кружок с линией проходящей через него. Отметьте также то, что значение угла

поворота также отображается на строке состояния:

Для качественной заливки толщина линий должна быть не меньше 2 рх.

8

Примеры работ

9

Работа №5

Композиционные упражнения «Динамика»

Цель

работы:

освоение

методики

изображения

динамичной

композиции

из

геометрических предметов, работа в теплой (холодной) цветовой гамме.

Задание

Выполнить композицию из 5 и более геометрических фигур на принципе динамичности.

Размер 300*300 pх.

Инструменты: геометрические фигуры, заливка.

Методические указания

Динамика, это полная противоположность статики во всем!

Динамичная композиция - состояние композиции, при котором сбалансированные между

собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики. Детям

будет проще, если придумать девизы для композиции, например «Фейерверк», «Салют» и

т.

д. Используя динамическое построение в работах, дети смогут более ярко передать

настроение,

взрыв

эмоций,

радость,

подчеркнуть

форму

и

цвет

предметов.

Характерные признаки:

1. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется

ассиметричное расположение.

2. Предметы для динамичной композиции выбираются разные по форме, по массе

и по фактуре.

3.

В цветовой гамме все построено на контрастах - контраст цвета и силуэтов,

контраст тона и фактуры. Цвета используются открытые, спектральные

Для

выполнения

упражнения

необходимо

использовать

заданные

программой

геометрические фигуры, чтобы их развернуть используйте выделенные области.

Для

копирования

лучше

пользоваться

горячими

клавишами Ctrl+C-копирование,

Ctrl+V-

вставка.

Для качественной заливки толщина линий должна быть не меньше 2 рх.

10

Примеры работ

11

Работа №6

Композиция «Состояние природы»

Цель работы: закрепление навыков построения композиции на основе статичности и

динамичности, умение передать настроение в композиции.

Задание

Выполнить композицию из геометрических фигур, которая передает состояние природы,

например «Хмурый день», «Звёздная ночь», «Солнечный зайчик». Размер 300*300 pх.

Инструменты: геометрические фигуры, линии, заливка.

Методические указания

Помните,

что

прием

статичной

композиции

вызывает

чувство

покоя,

стабильности,

неподвижности, а динамичные наоборот взрыв эмоций.

Выстраивая композицию, учитывайте подбор цветовой гаммы, для светлых эмоций берем

цвета теплой палитры и светлоты. Холодные и темные цвета для передачи пасмурных

настроений. Цветовая гамма выбирается самостоятельно в соответствии с выбранной

темой.

В работе использую инструменты: «геометрические фигур» и «линий», для сильных

учащихся можно добавить элементы фактуры в изображении.

12

Примеры работ

13

Работа №7

Композиция «Стилизация»

Цель

работы:

изучение

принципов

стилизации

растений

с

помощью

инструментов

компьютерной графики.

Задание

Выполнить стилизацию листа растения. Провести трансформацию с помощью основных

фильтров. Размер работы 300*300 pх.

Инструменты: линия, заливка, фильтры.

Методические указания

Внимательно рассмотрите природную форму листа. Порисуйте, проанализировав ее.

Затем посредством трансформации и стилизации выразите через форму стилизованный

образ.

Работая

над

конфигурацией

форм

создавая

необходимый

силуэт

пятна,

не

забывайте о выразительности линии, сочетайте то и другое. Количество эскизов и их

размер определите самостоятельно.

Лучший

эскиз

оцифровывается

и

дорабатывается

в

программе Paint

Net.

Цветовое

решение листьев должно быть гармоничным и выполняется инструментом заливка.

Для дальнейшей трансформации листа используем встроенные фильтры программы Paint

Net. Находятся они во вкладке эффекты и обычно применяются для фотографий, но в

нашем случае они будут тоже полезны. Вот лишь некоторые из них:

Искажение-группа

эффектов

предназначена

для

искажения

или

скручивания

изображения, часто до неузнаваемости.

Размытие-эта

группа

эффектов

предназначена

для

размытия

изображения

различными способами.

Стилизация-эта

группа

эффектов

полезна

для

поиска

границ

объектов,

или

получения специальной текстуры при разработке игр.

Узоры-группа

эффектов

обычно

перезаписывающая

любое

изображение,

присутствующее на «холсте».

Художественные-эта группа эффектов предназначена для придания изображению

вида,

характерного

для

традиционных

техник

исполнения

(набросок

пером,

рисунок карандашом или картина маслом).

Шум-группа

эффектов

предназначена

для

добавления

или

удаления

шумов

в

изображении

В

результате

проделанной

работы

должен

последовать

вывод,

что

одновременное

сочетание

таких

художественных

приемов,

как

стилизация

и

трансформация,

дает

наиболее интересные решения.

14

Примеры работ

15

Работа №8

Композиция «Витраж»

Цель работы: закрепление принципов стилизации растений с помощью инструментов

компьютерной

графики.

Создание

проекта

витража

из орнаментальных

мотивов

(геометрический и растительный), изучение характерных особенностей использования и

построения орнаментальных композиций.

Задание

Выполнить стилизацию растительного мотива и на его основе создать проект витража.

Размер 300*300 pх.

Инструменты: линия, заливка, фильтры.

Методические указания

Провести знакомство с историческими образцами, объяснить детям структуру орнамента.

Обратить внимание на структуру и композицию мотивов флоры и фауны в орнаментах.

При

работе

над

витражом

композиция

строится

на

осях

симметрии,

поэтому

понадобиться копировать и дублировать элементы, выполнять их разворот в пространстве,

для этого используйте входящую в меню «Слои» команда «Поворот и масштаб» позволяет

свободно поворачивать изображение по всем трем осям (X, Y, и Z).

После создания общей композиции, нужно выбрать образ и заложить цветовую гамму,

следует помнить, что контур внутри витража должен быть черным и широким не менее

3рх. Промежутки между контуром заливаем яркими красками.

При создании композиции следует помнить, что каждый фрагмент должен быть единым

целым со всей композицией.

16

Примеры работ

17

Работа №9

Композиция «Цифры»

Цель работы: отработка навыков композиции в квадрате, знакомство с инструментом

текст (цифры), изучение понятия начертание шрифта, размер, кегль и т.д. Закрепление

навыков работы с цветом и положения объектов в пространстве.

Задание

Выполнить композицию из цифр в квадрате 100*100 рх.

Инструменты: текст, гарнитура, шрифт, размер, заливка.

Методические указания

Перед детьми ставится задача за компоновать от 6 до 10 цифр в квадрате 100*100 рх.

Учащимся необходимо подобрать шрифт, размер и стилистику шрифта. Шрифт таит в

себе большие изобразительные возможности. Его графический стиль зависит от характера

и содержания текста. Размер цифр подбираем с учетом, что должны быть большие,

средние и маленькие элементы.

В процессе набора текста ниже и правее курсора можно увидеть медленно мерцающий

квадрат с четырьмя стрелками внутри него. Этот квадрат выполняет роль «рукоятки»,

за которую можно «ухватиться» мышкой и использовать для настройки точного положения

текста. Если «ухватить» и перетащите «рукоятку», то и текст переместится вслед за ней.

При работе над композицией понадобиться копировать и дублировать элементы,

выполнять их разворот в пространстве, для этого используйте входящую в меню «Слои»

команда «Поворот и масштаб» позволяет свободно поворачивать изображение по всем

трем осям (X, Y, и Z).

При работе с цветом придерживаемся ахроматической цветовой палитры (серый, черный,

белый), чтобы легче выстраивать композицию. Для придания большей выразительности

можно добавить один акцентный цвет. Управлять цветом текста, можно выбирая

соответствующий первичный цвет в окне «Палитра». Также инструмент «Текст»

использует текущий стиль заливки,

18

Примеры работ

19

Работа №10

Композиция «Буквы»

Цель работы: Научиться работать с инструментами выделения, переноса, копирования

объектов. Создание композиции в форме букв.

Задание

Выполнить композицию «Буквица» размер 100*200 pх.

Инструменты: область выделения

Методические указания

На первоначальном этапе делаем несколько эскизов букв.

Используя

фотобанк

школы

или

сеть

Интернет,

найти

изображения

подходящие

для

работы. Выбирая изображения следите, чтобы фон был светлым и однородным, так его

будет легче выделить. В данном примере, использовали фото с инструментами художника

(кисти, краски, карандаши, фломастеры, линейки и т.д.).

Изображения, которые подходят для вашей буквы открываем в программе Paint Net.

Работаем с помощью группы инструментов «Выделение». Все изображения копируем в

один файл на разные слои, это позволит вам в дальнейшем легко редактировать каждое

изображения отдельно.

Окно слоев

Составляем готовую композицию «Буквицы» из наших элементов. Закрепление навыков

масштабирования объектов их копирование и поворот.

Завершая работу можно воспользоваться готовыми фильтрами программы.

Главным итогом данного упражнения является отработка навыков работы с выделенной

областью и закрепление знаний по композиции.

20

Примеры работ

21

Работа №11

Композиция «Поздравительная открытка»

Цель работы: Научиться выполнять композицию с включением текстового наполнения.

Научиться работать с принтером.

Задание

Выполнить композицию открытки размер 100*400 pх. Готовый вариант распечатать.

Инструменты: область

выделения,

линия

прямая/кривая,

геометрические

фигуры,

заливка, текст

Методические указания

Начинаем работу с подготовки эскизов и композиционных вариантов. Здесь надо

продумать

сюжет

композиции,

выбрать

цветовую

гамму

и

продумать

расположение

заголовка с поздравлением.

Работа над основным изображением ведется с помощью любых средств, предоставляемых

программой Paint.Net.

Работа с текстом. Заголовок подбираем в соответствии со стилистикой основного

изображения, установить необходимый размер надписи, потянув за маркеры; Обращайте

внимание, что текст должен быть читаемым. Размер заголовка преобладать над основной

текстовой частью.

Для того чтобы начать набор текста, щелкните (при активном инструменте «Текст»)

в каком-либо месте холста, чтобы поместить туда курсор. Пока курсор мерцает, вы можете

набирать текст. Для того чтобы поменять шрифт, размер, стиль и выравнивание,

набираемого текста используйте соответствующие настройки на панели инструментов.

Управлять цветом текста, можно выбирая соответствующий первичный цвет в окне

«Палитра». Также инструмент «Текст» использует текущий стиль заливки, сглаживания

и режим смешивания:

После полного набора и установки параметров текста нажмите клавишу Esc. Это приведет

к окончательному завершению операции и вставке текста в слой. Но, имейте в виду —

после этого текст будет невозможно модифицировать, кроме как отменить его и набрать

снова. Это ограничение существует потому, что после того как текст будет вставлен в слой

он фактически уже не является текстом, а представляет собой набор пикселей.

Для того чтобы вставить текст поздравления, необходимо в выбранное текстовое поле

вставить необходимое содержание с помощью команд копировать и вставить.

Для того чтобы распечатать нужное количество экземпляров открытки, необходимо в

меню файл выбрать пункт печать и, нажав подтверждение, обозначить параметры печати.

22

Примеры работ

23



В раздел образования