Автор: Садовникова Лилия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ласточка" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменской области Наименование материала: Статья Тема: "Этапы коммуникации у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем практики
развития умений и навыков в системе дошкольного образования.
Необходимый
уровень
сформированности
коммуникативных
умений
обеспечивается путем поэтапного их формирования.
На
этапе
создания
мотивации
на
общение
и
приобретение
коммуникативных
умений воспитатель выявляет у детей имеющийся опыт, доводит до их понимания роли
общения
в
жизни
и
развитии
человека
и
создает
интерес
к
процессу
овладения
коммуникативными умениями. На этом этапе используются модель круга общения детей,
специально
подобранные
коммуникативные
ситуации,
анализ
художественных
произведений
с
точки
зрения
определения
коммуникативных
умений,
идентификация
ребенка с каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному
общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.
На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования
коммуникативных умений в репродуктивной деятельности основное внимание уделяется
знакомству детей со средствами и способами общения, со структурой коммуникативной
деятельности и упражнению коммуникативных умений в репродуктивной деятельности.
Широко используются формы совместной взросло-детской деятельности - занятия кружка
«В стране волшебных слов и интересных собеседников» и специально направленные на
формирование коммуникативных умений дидактические игры. Модель партнеров.
На этапе творческого применения коммуникативных умений создаются условия для
свободного
оперирования
коммуникативными
умениями
в
разнообразной
творческой
деятельности
и
для
творческого
их
использования
в
самостоятельном,
свободном
общении. Детей широко вовлекают в творческие задания - сочинение рассказов из личного
коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми
различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок
в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами творческого
оперирования
коммуникативными
умениями
в
самостоятельном,
свободном
общении
выступают
совместные
со
взрослыми
традиционные
мероприятия,
имеющие
неформальный
личностный
характер
(чаепития,
беседы
при
свечах,
спортивные
праздники), самостоятельные дидактические игры.