Напоминание

"Семейная гостиная"


Автор: Рыжонкова Мария Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МУ ПСЦ "НАДЕЖДА"
Населённый пункт: г. Заречный, Пензенская область
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Семейная гостиная"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное учреждение

Психолого-социальный центр «НАДЕЖДА»

ПРОЕКТ

СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

«СЕМЕЙНАЯ ГАРМОНИЯ»

Социальный педагог

Рыжонкова Мария Алексеевна

г. Заречный

СОДЕРЖАНИЕ.

1.

Социальная проблема и актуальность семинара-практикума.

2.

Целевая аудитория.

3.

Цель семинара-практикума.

4.

Задачи семинара-практикума.

5.

План реализации семинара-практикума.

6.

Ожидаемые результаты семинара-практикума.

1.

Социальная проблема и актуальность семинара-практикума.

Семинар-практикум разработан социальным педагогом

Муниципальное учреждение Психолого-социальный центр «НАДЕЖДА»

Рыжонковой Марией Алексеевной.

Семинар-практикум

имеет большое

практическое значение, т. к. многие дети

оказываются в асоциальной,

зачастую криминальной среде. В неблагополучных, а иногда и многодетных

семьях

складываются

отношения,

отрицательно

влияющие

на

развитие

личности

ребенка.

В

большинстве

таких

семей

родители

не

уделяют

достаточно

внимания

своим

детям,

не

интересуются

их

проблемами,

не

заботятся об их развитии и не представляют, чем их дети заняты в свободное

время.

Неблагополучные

семьи

в

большинстве

своем

не

могут

самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им

необходима

квалифицированная,

систематическая

и

целенаправленная

помощь.

Потому

что

это

не

только

проблема

детско-родительских

отношений,

но

и

всех

тех,

кто

окружает

семью

ежедневно-

друзья,

родственники, соседи и в первую очередь- воспитатели тех образовательных

учреждений, которые дети посещают. Одним из действенных методов работы

с проблемными семьями является проведение семинара-практикума. Если

своевременно не начать решать проблему общения детей и родителей, можно

упустить ребёнка из виду, спровоцировав его тем самым на совершение

противоправных действий. Оставленная без внимания проблемная семья- это

не

просто

«группа

социального

риска».

Это

чьи-то

судьбы.

Ненужный

ребёнок- это будущий гражданин. И если ему и его родителям не помочь

вовремя повернуться лицом друг к другу- они не станут полноценными

членами нашего общества, а в отдельных случаях могут быть прямой для

него угрозой.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в

семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных

ценностей,

здесь

он

совершает

первые

открытия

на

пути

нравственного,

социального,

творческого

становления.

Социологическими

исследованиями

выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы,

средств

массовой

информации. Следовательно,

от

социального

климата

в

современной

семье,

духовного

и

физического

становления

в

ней

детей

в

наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации

ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они

воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей

и близких.

Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа

жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности,

закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Кроме сознательного,

полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

ребенка

воздействует

вся

внутрисемейная

атмосфера,

причем

эффект

этого

воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или

неполной.

В последние десятилетия растет число малых семей: неполных, материнских.

Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти

одного из супругов. В неполной семье воспитывает детей один из супругов

(чаще мать).

Одним

из

способов

профилактики

предразводной

семейной

ситуации

и

компенсации

отрицательных

последствий

родительского

разрыва

для

детей

является социально–педагогическая работа с семьёй. Анализируя социальные

статусы

семей,

было

выявлено,

что

на

дошкольной

ступени

количество

неполных семей по причине развода родителей, составляет 8% от количества

всех семей дошкольников. Следовательно, профилактическую работу с семьями

в данном направлении необходимо начинать на дошкольной ступени.

Следует отметить, что полная семья также не является гарантом полноценного

развития

и

воспитания,

но

создаёт

более

адекватные

предпосылки

для

успешного

формирования

личности

ребёнка.

Развитие

и

личностное

становление ребёнка зависят не столько от наличия одного или двух родителей,

сколько

от

характера

родительско–детских

отношений,

стиля

семейного

воспитания.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится,

в

среднем,

около

4

х

часов)

по

причине

занятости

или

нежелания,

непонимания

важности

проблемы

-

составляет

основу

педагогической

некомпетентности

родителей.

Которая,

в

свою

очередь,

является

одной

из

причин деформации личностного развития детей. Большую помощь в решении

данной проблемы оказывает социально–педагогическое сопровождение ребёнка

в образовательном учреждении.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на

нравственное здоровье семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода

из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы

«риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

резкое социально-экономическое расслоение общества;

постоянный дефицит в области государственного финансирования

бюджетной сферы;

рост скрытой и явной безработицы;

педагогическая несостоятельность родителей.

В

контексте

ранней

профилактики

семейного

неблагополучия

приоритетным

направлением

представляется

восстановление

функций

современной

семьи,

обращение

к

ее

внутренним

резервам,

оптимизация

супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного

родительства,

тем

самым,

обеспечиваются

предпосылки

для

нормального

воспитания и образования ребенка в семье.

Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия включают в

себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание

этой

работы

заключается

в

обеспечении

эмоциональной,

смысловой

поддержки семье и ее отдельным членам в трудных жизненных, проблемных

ситуациях.

В связи с этим социально значимой является деятельность специалистов

ДОУ

с

семьями

воспитанников

с

целью

сохранения

и

восстановления

утраченных

семейных

связей.

В

рамках

этого

направления

актуальным

и

важным является социально-педагогическое просвещение родителей и работа

по профилактике семейного неблагополучия.

Работа специалистов ДОУ прежде всего направлена на предупреждение

различного

рода

проблем

семей;

сохранение,

поддержание

и

защиту

позитивного

уровня

жизни

и

здоровья

членов

семьи;

содействие

им

в

достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Таким образом, главным в решении проблем семейного неблагополучия

является

системная

работа

с

семьями

воспитанников,

предусматривающая

прежде всего профилактику детского и семейного неблагополучия.

Моя

задача,

как

социального

педагога,

сделать

всё

возможное

для

тех

неблагополучных

семей,

с

которыми

я

сталкиваюсь

в

своей

работе.

И

проведение практикума-семинара - один из наиболее доступных и оптимальных

методов.

2.

3.

Целевая аудитория семинара-практикума.

-Семьи "группы социального риска":

-Неблагополучные семьи.

-Неполные семьи.

-Малообеспеченные семьи.

-Многодетные семьи.

-Опекаемые семьи.

-Семьи с детьми-инвалидами.

-Семьи с родителями-инвалидами.

Родители в этих семьях, как правило, часто оказываются в трудной жизненной

ситуации, больше времени уделяют занятости на работе, нежели своим детям.

Многие папы и мамы склонны к асоциальному поведению. Поэтому именно на

эту категорию я обратила особое внимание и готова работать с родителями,

создавая благоприятную обстановку для их общения. Неблагополучным семьям

необходима активная и продолжительная поддержка со стороны детского сада.

Но в процессе работы семинара-практикума мы не исключаем, что к нам могут

присоединиться родители и дети из вполне благополучных семей.

Адресаты семинара-практикума

родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;

семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

родители воспитанников ДОУ;

родители детей с ограниченными возможностями.

4.

Цель семинара-практикума:

профилактика семейного неблагополучия;

повышение социально-педагогической грамотности родителей;

решение

проблем

неблагополучных

семей,

дети

в

которых

посещают наш детский сад.

4.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

планомерное,

активное

распространение

правовых

знаний

среди

родителей;

вовлечение

семьи

в

единое

образовательное

пространство

и

оказание

необходимой

правовой

и

практической

помощи

семье

в

воспитании детей;

психолого-педагогическое

и

социально-правовое

просвещение

родителей воспитанников и оказание им помощи;

осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

восстановление

и

сохранение

семейных

связей,

оздоровление

межличностных внутрисемейных отношений;

развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

5.

План реализации семинара-практикума.

Условия работы семинара-практикума.

Занятия проходят 1 раз в месяц. Организационной работой семинара-

практикума

занимается

социальный

педагог.

Работа

семинара-практикума

планируется с учётом потребностей родителей по результатам анкетирования,

опросов

на

родительских

собраниях.

Тематическое

разнообразие

встреч

предопределяет

выбор

форм,

используемых

для

проведения

семинара-

практикума.

Родители информируются об очередной встрече на семинаре-практикуме с

помощью объявлений, представленных в привлекательной форме.

После консультаций с воспитателями дошкольных групп, социальный педагог

составляет

именные

приглашения

на

тематические

встречи

семинара-

практикума для семей, которым необходима помощь

по

воспитанию и

развитию детей. Объявления и приглашения распространяются не менее чем за

неделю до запланированной встречи.

К

каждому

заседанию

семинара-практикума

мною

разрабатываются

тематические памятки для родителей, которые раздаются по окончании встречи.

Это делается для того, чтобы родители дома могли самостоятельно закрепить

деятельность, которой занимались.

Работа семинара-практикума проводится согласно плана мероприятий.

Занятия семинара-практикума предусматривают теоретическую и практическую

части, имеют место нетрадиционные формы проведения занятий: деловая игра,

КВНы,

круглый

стол,

тренинговые

занятия,

обсуждение

опыта

семейного

воспитания и др. Общая продолжительность - 1 час.

Надеемся, что работа семинара-практикума принесет много

полезной

информации взрослым.

Предлагаем следующую структуру заседаний семинара-практикума:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога , родители

в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы,

формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2 . Практическая часть – предполагает реализацию приёмов, подходов,

методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное

взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях

(игровых, тренинговых).

4 . Обратная

связь

момент

рефлексии,

тот

этап,

на

котором

все

участники

семинара-практикума

могут

проанализировать

полученную

информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На

этапе

«обратной

связи»

родители

могут

получить

небольшое

«домашнее

задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями

и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе

воспитания ребёнка.

Механизм реализации семинара-практикума

1.

Подготовительный: определение

социального

запроса

родителей,

сбор

социального

анамнеза

семьи,

диагностика

особенностей

семейных

взаимоотношений.

2

. Аналитический:

выбор

социального

маршрута

индивидуального

сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.

3. Основной: Поэтапная реализация задач семинара в зависимости социального

запроса и данных диагностики.

4.

Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг

эффективности семинара.

6.

Ожидаемые результаты семинара-практикума.

В процессе реализации семинара-практикума мы планируем привлечь к работе

как можно больше семей «группы риска».

В работе семинара-практикума

будут задействованы специалисты

других организаций (Центр Семья, Дома

детства, ОВД и др.).

В итоге хотелось бы прийти к следующим конкретным результатам:

- Осознание взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни.

- Закрепление приемов взаимодействия с неблагополучной семьёй.

- Накопление

опыта в работе с социально-опасными семьями и

семьями

"группы риска".

-Развитие навыков общения между членами семьи, укрепление связи между

поколениями в каждой конкретной семье через совместное творчество и досуг.

-Проинформировать как можно больше родителей по вопросам прав детей,

помочь разобраться в каждой проблемной ситуации.

-По итогам работы семинара-практикума провести анкетирование и выяснить

эффективность работы семинара-практикума, на сколько важна и полезна для

них полученная информация.

Механизм оценки результатов.

Семинар-практикум оценивается прежде всего по результатам уменьшения

количества

неблагополучных

семей.

Еще

один

показатель

успешности

улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей,

которым не безразлична судьба собственных детей. Дальнейшее вовлечение

детей из неблагополучных семей в работу не только семинара-практикума, но и

учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в

семинаре-практикуме, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты

семинара-практикума оценивает администрация ОУ по итогам заключительного

анкетирования, а так же по численности участников, принимавших участие в

работе семинара-практикума.

Дальнейшее развитие семинара-практикума.

В детском саду накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными

семьями.

Это

и

выявление

семьи,

и

диагностика,

и

регулярная

профилактическая

работа,

и

обращение

в

различные

учреждения,

занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями. Но, к

сожалению,

ежегодно

списки

неблагополучных

семей

пополняются

новыми

именами. Поэтому семинар-практикум будет актуален и после его завершения.

Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые

приемы работы, но основа семинара-практикума остается.

План работы

семинара-практикума по правовому воспитанию «Семейная гармония».

Мероприятия

Способы проведения

Ответственный

1

Влияние

внутрисемейных

о т н о ш е н и й

н а

эмоциональное

состояние

р е б ё н к а

( н е д о с т а т о к

внимания,

ласки)-семинар-

тренинг.

а) выступление;

б) упражнения:

- знакомство,

-нарисуй страх,

-руганые овощи,

-сломанные куклы.

в) тест с ключом

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

2

Защита

прав

и

достоинств

маленького ребёнка в семье.

а )

в ы с т у п л е н и е «Основные

направления

по

реализации

прав ребёнка в семье»

б) выставка литературы

в)

выставка

рисунков «Моя

семья»

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

3

В еч е р

д руж н о й

с е м ь и .

(семейный досуг)

а) выступление;

б) рассказы детей (зачитать) о

счастливовом выходном дне;

в) игровая программа:

- «Семейные обязанности»;

-«Собери мужа»;

-«Вспомни пословицу о семье»

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

4

Ребёнок имеет право.

а)

деловая

игра «Знаем ли мы

права детей?»

б) нормативные документы по

з а щ и т е

п р а в

р е б ё н к а -

выступление педагога;

в)

те ст

«Хорошие

ли

вы

родители?»-обмен мнениями;

г) памятки родителям

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

5

Встреча на тему «Ребёнок в

детском саду»

а )

у п р а ж н е н и я «Моё

настроение», «Ситуация»;

б)

игры «По дороге в детский

сад»;

в)

обратная

с вя з ь «Закончи

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

фразу».

6

«Как

научить

ребёнка

жить

среди людей»

а)

выступление «Социально-

нравственное развитие детей»;

б) шпаргалки для родителей с

объяснениями:

-упрямство;

-воровство;

-истерики

в)

разбор

п ед а го г и ч е с к и х

с и т у а ц и й

и з

с е м е й н о г о

воспитания;

г)словарик нравственности

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

7

Стиль семейных отношений

и

э м о ц и о н а л ь н о е

благополучие ребёнка.

а )

д и с к у с с и я «Что

т а ко е

семейные отношения?»;

в) разбор конкретных ситуаций

семейного воспитания;

г)моделирование

педагогиче ских

с и т у а ц и й

родителями;

д ) с о в е т ы

р о д и т е л я м «Как

управлять своим настроением»

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

8

Право имею.

а)

выступление

«Знакомство

с

правовыми

документами

в

области защиты прав детей»;

б) игра (разбивка на 4 группы):

- права на выживание,

-права на развитие,

-права на защиту,

-права

на

участие

в

жизни

общества.

в) вопросы по сказкам

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

9

«Отец-воспитатель»

а )

д о к л а д «Р о л ь

о т ц а

в

воспитании ребёнка»;

б )

д и с к у с с и я «Можно

л и

воспитывать без наказаний»;

в )

и г р о во е

п р а к т и ч е с ко е

занятие «Вместе с папой».

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

10

Особенности

общения

в

семье.

а) анализ анкетирования «Стиль

воспитания ребёнка в семье»;

б) выступление «Семья и как в

ней

уцелеть:

стили

семейного

воспитания».

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

в)

папка-передвижка «Заповеди

для родителей»;

г ) и г р а «Воспитан

ли

ваш

ребёнок»

11

З н а е м

л и

м ы

п р а в а

и

о б я з а н н о с т и

д е т е й

( о

наказании и поощрении).

Анализ

анкетирования

н а

в ы я в л е н и е

с о ц и а л ь н о -

п е д а го г и ч е с к и х

у с л о в и й

воспитания в семье;

б)

диспут

с

родителями

по

Конвенции

о

правах

ребёнка

«Защитим права детей»;

в)

оформление

н а гл я д н о й

агитации;

г)

выступление «Можно

ли

наказывать

и

как

поощрять

дошкольника»

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

12

Мы-просвещённые родители

-КВН

а) разделить на команды;

б)

нарисовать

настроение

от

встречи

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

13

Конфликты в семье.

а)

выступление «Особенности

семейного общения»;

б)

выступление

психолога

из

центра «Семья»;.

в) тренинг

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

14

Любить ребёнка. Как?

а) сообщение;

б )

т е с т «На

какой

основе

строится

отношение

отца

и

матери к ребёнку;

в) портрет моего ребёнка;

г)обсуждение памятки;

д)

ответы

р од и т е л е й «Как

любить детей»

Соц.педагог

Рыжонкова М.А

15

Защищаем

права

ребёнка

в

детском саду.

а) создание игровой ситуации;

б) развёртывание сюжета;

в) подведение итогов

Соц.педагог

Рыжонкова М.А



В раздел образования