Напоминание

"Рабочая программа ФКГОС по географии"


Автор: Сащенко Ольга Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: станица Спокойная Отрадненского района Краснодарского края
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа ФКГОС по географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Краснодарский край Отрадненский район станица Спокойная Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 УТВЕРЖДЕНО решением педсовета от 31 августа 2015 года протокол №1 председатель педсовета _______ /Дорошко Н.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
Географии
Уровень образования (класс)
основное общее образование 6-9 класс
Количество часов:
238 часов
Учитель:
Сащенко Ольга Александровна

Программа разработана на основе
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 N 164, от 31.08.2009 N 320 и от 19.10.2009 N 427. от 10 ноября 2011 г. N 2643, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ № 11.

1.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ. 2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 N 164, от 31.08.2009 N 320 и от 19.10.2009 N 427. от 10 ноября 2011 г. N 2643. 3. Примерной программы по географии, составленной на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 4. Основной образовательной программы ФКГОС -2004 основного общего, среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ №11, утверждённой протоколом педагогического совета от 31.08.2015г. №1. 5. Авторской программы И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина, М.: Дрофа, 2012 г., составленной с учётом примерной программы. 6. Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования». 7. Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08 2015 года № № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов ». 8. Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; - овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
"языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; - применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2.

Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географи- ческих подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе
комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего

образования
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: - целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; - комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся. 3.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
География в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 238, из них в 6 классе 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). . В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 204 ч.
Оставшиеся 68 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: •
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные

позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, реги- ональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); — осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; — осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; — осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; •
гармонично развитые социальные чувства и качества:
— патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; — любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; — гражданственность, вера в Россию, чувство личной от- ветственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; — уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
4.

Содержание основного общего образования

по учебному предмету.

Источники географической информации
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Природа Земли и человек
Земля как планета. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА О ЗЕМЛЕ. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ, БЫТА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ГОРАХ И НА РАВНИНАХ. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОСФЕРЫ. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГИДРОСФЕРЫ. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и
давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком. Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его
взаимодействия с окружающей средой. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов. Природопользование и геоэкология ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны. Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо- Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ. География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

5. Тематическое планирование

Раздел

программы

Основное содержание

по темам

География. Землеведение. 6 класс, 34 часа

Раздел 1. Источники географической информации 5 ч.
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Практические работы: Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Раздел 2. Природа Земли и человек. 33 ч

Тема 1

Земля как

планета

3 ч.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА О ЗЕМЛЕ. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы: Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 2

Земная кора и

литосфера

11 ч.
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ, БЫТА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ГОРАХ И НА РАВНИНАХ. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОСФЕРЫ.
Практические работы: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Тема 3

Атмосфера

5 ч
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. Практические работы: Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 4

Гидросфера

5 ч
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГИДРОСФЕРЫ. Практические работы: Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 5

Биосфера 6 ч
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Практические работы: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Практические работы: Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Тема 6

Географиче-

ская оболочка

3 ч
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Практические работы: Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс, 68 часов

Тема 1

Современный

облик планеты

Земля 2 ч
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Раздел 1 Главные особенности природы Земли 11 ч.

Тема 1

Литосфера и

рельеф Земли

2 ч.
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Тема 2

Атмосфера и

климаты

Земли 2 ч
Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Тема 3

Гидросфера 2 ч
Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Тема 4

Географиче-

ская оболочка

3 ч
Практические работы: Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Тема 5

Население

Земли 3 ч
Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Практические работы: Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2 Материки и страны 54 ч

Тема. 1

Южные

материки:

Африка 11 ч
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Тема 2

Австралия и

Океания 4 ч

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Практические работы: Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Тема 3 Южная

Америка 7 ч

Тема 4

Антарктида.1ч

Тема 5

Северные

материки:

Северная

Америка 6 ч

Тема 6

Евразия 19 ч

Тема 7

Океаны 4 ч
Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Тема 8

Природопользо

вание и

геоэкология

2 ч
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Практические работы: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
География России. Природа и население. 8 класс, 68 часов

Раздел 1 Особенности географического положения России.9 ч
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Часовые пояса. Практические работы: Анализ карт административно- территориального и политико-административного деления страны. География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее
освоения.
Раздел 2 Природа России 42 ч

Тема 1. Рельеф

6 ч
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. География своей республики (края, области).
Тема 2.

Климат 7 ч
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. География своей республики (края, области).
Тема 3

Внутренние

воды 6 ч
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно- хозяйственные различия морей России. География своей республики (края, области).
Тема 4

Почва - как

особое

природное

образование.

5 ч
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. География своей республики (края, области).
Тема 5

В природе все

взаимосвязано.

4 ч
Растительный и животный мир России. География своей республики (края, области).
Тема 6

Природные

зоны. 11 ч
Природные зоны. Высотная поясность. География своей республики (края, области).
Тема 7

Природопользо

вание и охрана

природы. 3 ч
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. Оценка природных ресурсов и их использования. Практические работы: Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Раздел 3 Население России. 17 ч

Тема 1

Сколько нас –

россиян? 2ч
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Практические работы: Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Тема 2 Кто мы?



Тема 3 Куда и

зачем едут

люди? 3 ч

Тема 4

Человеческий

капитал. 1 ч

География своей республики (края, области ). Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА.
Тема 5 Народы

и религии

России. 4 ч

Тема 6 Где и

как живут

люди? 5 ч

География России. Хозяйство. Географические районы. 9 класс 68 часов

Раздел 1. Хозяйство России 21 ч

Тема 1 Общая

характерис-

тика хозяйства.

Географиче

ское

районирование


Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно- ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Практические работы: Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Тема 2.

Главные

отрасли и

межотраслевые

комплексы.

17 ч

Раздел 2. Природно-хозяйственное районирование. 47 ч

Тема 1

Европейская

часть России.

28 ч
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо- Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Практические работы: Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Тема 2

Азиатская

часть России

17 ч

Тема 3 Россия в

современном

мире. 2 ч
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ.
Перечень практических работ:

5 класс
1. Ориентирование по карте; 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. 3. Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы.
4. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. 5. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. 6. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
6 класс
1. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. 2. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. 3. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. 4. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

5. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. 6. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. 7. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. 8. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
9.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. 10. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. 11. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
7 класс
1. Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов. 2. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. 3. Изучение политической карты мира и отдельных материков. 4. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов. 5. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
8 класс
1 . Анализ карт административно-территориального и политико-
административного деления страны. 2. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. 3. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. 4. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

5. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. 6. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
9 класс
1. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. 2. Группировка отраслей по различным показателям. 3. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. 4. Оценка природных ресурсов и их использования. 5. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Печатные пособия:

1.
Учебник. В.П. Дронов, Л.Е.Савельева). География. Землеведение. 5-6 классы.
2.
Атлас по географии, контурные карты, 5 - 6 класс, М.: Дрофа, 2014 г.
3.
Учебник. И.В.Душина, География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны, М.: Дрофа, 2014 г.
4.
Атлас. География 7 класс, М., Дрофа,2014 г.
5.
Учебник. Алексеев А.И. География 8 класс. Природа и население. М.,Дрофа,2014 г.
6.
Атлас. География 8 класс, М., Дрофа, 2014 г.
7.
И.П.Лотышев. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 1999 г.
8.
Учебник. Алексеев А.И. География 9 класс. Хозяйство и географические районы. М.,Дрофа,2007 г.
9.
Атлас. География 9 класс. М., Дрофа, 2014 г.

Список научно-популярной литературы:
1. Миклухо-Маклай Н.Н. путешествие на Новую Зеландию 2. Америго Веспуччи. Фернан Магеллан 3. Майн Рид. Охотники за растениями 4. Юнкер. Путешествие по Африке 5. Головнин. Путешествие вокруг света 6. Скотт Ф.Р. Путешествие к Южному полюсу 7. Пржевальский. Путешествие к Лобнору 8. Крузенштерн. Первое кругосветное путешествие 9. Семенов Тянь-Шаньский. Путешествие в Тянь-Шань 10.Нансен. «Фрам» в Полярном море 11.Лисянский. Путешествие вокруг света 12.Загоскин. Путешествие к американским берегам 13.Р.Пири. Северный полюс 14.Пржевальский. Путешествие в Уссурийском крае 15.Ж.Верн. Пять недель на воздушном шаре. 16.Фостер. Путешествие вокруг света 17.Обручев. Плутония. Земля Санникова 18.Беллинсгаузен. Двухкратные изыскания вокруг света 19.Невельской. Подвиги русских морских офицеров 20.Литке. Плавание вокруг света
Технические средства обучения:

10.
Компьютер.
11.
Проектор.
12.
Экран с ручным управлением.
13.
Метеостанция.
14.
DVD – диски: 1. Австралия. Социально-экономическая карта 2. Агроклиматические ресурсы 3. Агропромышленный комплекс России 4. Политико-административная карта России 5. Антарктида 6. Арктика 7. Африка. Политическая карта 8. Африка. Физическая карта 9. Великие географические открытия 10.Водные ресурсы России 11.Восточная Сибирь. Физическая карта. 12.Геологическая карта России 13.Дальний Восток. Физическая карта 14.Евразия. Политическая карта. 15.Евразия. Физическая карта 16.Европа. Физическая карта
17.Европейский Север и Северо-Запад. Социально-экономическая карта 18.Европейский Север России. Физическая карта 19.Северо-Запад России. Физическая карта 20.Европейский Юг России. Социально-экономическая карта 21.Европейский Юг России. Физическая карта 22.Западная Сибирь. Социально-экономическая карта 23.Западная Сибирь. Физическая карта 24.Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта 25.Земельные ресурсы России 26.Зоогеографическая карта мира 27.Карта океанов 28.Климатическая карта мира 29.Климатическая карта России 30.Климатические пояса и области мира 31.Лесная промышленность России 32.Машиностроение и металлообработка 33.Народы России 34.Плотность населения России 35.Поволжье. Социально-экономическая карта 36.Поволжье. Физическая карта 37.Политическая карта мира 38.Почвенная карта мира 39.Почвенная карта России 40.Природные зоны и биологические ресурсы России 41.Природные зоны мира 42.Растительность России 43.Северная Америка. Политическая карта 44.Северная Америка. Физическая карта 45.Социально-экономическая карта России 46.Строение земной коры и полезные ископаемые 47.Тектоника и минеральные ресурсы 48.Топливная промышленность 49.Транспорт России 50.Урал. Социально-экономическая карта 51.Урал. Физическая карта 52.Физическая карта мира 53.Физическая карта полушарий 54.Физическая карта России 55.Химическая промышленность России 56.Центральная Россия. Социально-экономическая карта 57.Центральная Россия. Физическая карта 58.Черная и цветная металлургия 59.Экологические проблемы России 60.Южная Америка политическая карта 61.Южная Америка. Физическая карта

15. Комплект мультимедийных средств обучения:
1 Eingana. 3 D-атлас Земли 2 Библиотека наглядных пособий 3 Австралия. Океания 4 Азия 5 Африка 6 Европа 7 Северная и Южная Америка 8 Россия
16. Комплект демонстрационных материалов:
1 Земля во Вселенной 2 План и карта 3 Литосфера 4 Гидросфера 5 Географическое положение России. 6 Комплект видеофильмов. Планета Земля. 7 Интерактивная модель Солнечной системы 8 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. ().
Учебно-практические пособия:

17. Портреты путешественников:
1. Америго Веспуччи 2. Васко да Гама 3. Витус Беринг 4. Джеймс Кук 5. Давид Ливингстон 6. Марко Поло 7. Руаль Амундсен 8. Фернан Магеллан 9. Христофор Колумб 10.Ф.Ф.Беллинсгаузен 11.И.Ф.Крузенштерн 12.М.П.Лазарев 13.Ю.Ф.Лисянский 14.Н.Н.Миклухо-Маклай 15.Н.М.Пржевальский 16.П.П.Семенов Тянь-Шаньский
18. Таблицы:
1. Вулканизм и землетрясения 2. Административно-территориальное устройство России. 3. Факторы размещения промышленного производства. 4. Геохронологическая таблица 5. Человеческие расы 6. Строение Земли и земной коры 7. Распределение солнечного света и тепла на Земле
8. Миграции населения 9. Воспроизводство населения 10.Циклон и антициклон 11.Воздушные массы и климаты Земли 12.Классификация горных пород 13.Международные организации 14.Постоянные ветры Земли 15.Центры происхождения важнейших культурных рас 16.Отраслевая структура хозяйства России
19.Тематические карты:
1. Великие географические открытия 2. Зоогеографическая карта мира 3. Климатическая карта мира 4. Климатические пояса и области мира 5. Природные зоны мира 6. Почвенная карта мира 7. Урбанизация и плотность населения мира 8. Народы мира 9. Строение земной коры. Полезные ископаемые 10.Полезные ископаемые 11.Мировой океан 12.Физическая карта полушарий 13.Физическая карта мира 14.Австралия и Океания. Физическая карта 15.Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта 16.Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта 17.Антарктида. Комплексная карта 18.Арктика. Физическая карта 19.Северная Америка. Социально-экономическая карта 20.Южная Америка. Физическая карта 21.Северная Америка. Физическая карта 22.Южная Америка. Социально-экономическая карта 23.Африка. Физическая карта 24.Европа. Физическая карта 25.Африка. Социально-экономическая карта 26.Агроклиматическая карта 27.Геологическая карта 28.Водные ресурсы России 29.Земельные ресурсы России 30. Климатическая карта России 31.Природные зоны России 32.Карта растительности России 33.Почвенная карта России 34.Тектоника и минеральные ресурсы России 35.Религии народов России
36. Народы России 37.Плотность населения России 38.Агропромышленный комплекс России 39.Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность России 40.Топливная промышленность 41.Черная и цветная металлургия России 42.Химическая и нефтехимическая промышленность 43.Лесной комплекс России 44.Электроэнергетика России 45.Экологические проблемы России 46.Россия. Социальная карта 47.Европейский Северо-Запад. Физическая карта 48.Европейский Северо-Запад. Социально-экономическая карта 49.Центральная Россия. Физическая карта 50.Центральная Россия. Социально-экономическая карта 51.Поволжье. Физическая карта 52.Поволжье. Социально-экономическая карта 53.Европейский Юг России. Физическая карта 54.Европейский Юг России. Социально-экономическая карта 55.Урал. Физическая карта 56.Урал. Социально-экономическая карта 57.Западная Сибирь. Физическая карта 58.Западная Сибирь. Социально-экономическая карта 59.Восточная Сибирь. Физическая карта 60.Дальний Восток. Физическая карта 61.Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта 62.Физическая карта России 63.Карта Звездного неба 64.Политическая карта мира 65.Евразия. Физическая карта 66.Евразия. Политическая карта.
Демонстрационные пособия:
1. Гербарий. 2. Коллекция полезных ископаемых. 3. Компасы, линейки, рулетки.
Система оценки.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик
: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик
: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4. Ответ самостоятельный; 5. Наличие неточностей в изложении географического материала; 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей; 10. Знание карты и умение ей пользоваться; 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик
: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие. 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). 10. Скудные географические представления, преобладают формалистические знания.
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик
: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
.
Оценка "5"
ставится, если ученик: ƒ выполнил работу без ошибок и недочетов; ƒ допустил не более одного недочета.
Оценка "4"
ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: ƒ не более одной негрубой ошибки и одного недочета; ƒ или не более двух недочетов.
Оценка "3"
ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: ƒ не более двух грубых ошибок; ƒ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; ƒ или не более двух-трех негрубых ошибок; ƒ или одной негрубой ошибки и трех недочетов; ƒ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2"
ставится, если ученик: ƒ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; ƒ или если правильно выполнил менее половины работы. Примечание. ƒ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. ƒ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
ƒВремя выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 2.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
ƒВремя выполнения работы: 30-40 мин.
ƒ
Оценка «5»
- 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по

географии.

Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Оценка «5»
- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4»
- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3»
- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2»
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»). 2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации) 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. 6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов). Правила работы с контурной картой. 1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное. 2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие. 3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. 4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 7. Не забудьте подписать работу внизу карты! 8. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено! «Согласовано» на заседании МО протокол № 1 от «31» 08 2015 г. Руководитель МО: __________ Кайзер О.П. «Согласовано» Зам. директора по УВР Гирина М.Н. ___________ «31» 08 2015 г.


В раздел образования