Автор: Дементьева Елена Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лежневская СШ № 10
Населённый пункт: п. Лежнево
Наименование материала: Рабочая программа по русскому языку
Тема: "Рабочая программа по русскому языку начального общего образования"
Раздел: начальное образование
Лежневский муниципальный район Ивановской области
(территориальный, административный округ (район)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лежневская средняя общеобразовательная школа №10
(полное наименование образовательного учреждения)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО от
«___»______________ №
,
Руководитель ШМО:
________
__________________
Подпись Инициалы,
фамилия
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ __________________
Подпись Инициалы, фамилия
«____»____________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы__________
Приказ № _______________
«__»_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начального общего образования
Составитель Дементьева Елена Германовна
2014 г.
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
Требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования;
Примерной программы начального общего образования по русскому языку как
инвариантной (обязательной) части учебного курса;
Программы развития универсальных учебных действий;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ Лежневской
СОШ №10
Программы воспитания и социализации
обучающихся на ступени начального
общего образования;
авторской
программы
по
русскому
языку
для
общеобразовательных
школ
Т.Г. Рамзаевой 1-4 кл (7-е изд., перераб.-М: Дрофа-2012)
Структура рабочей программы: пояснительная записка, общая характеристика
учебного предмета, место курса в учебном плане, контроль знаний, личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса русский язык, содержание
курса, планируемые результаты, материально-техническое обеспечение, календарно-
тематическое планирование, оценочные материалы.
Общая
характеристика учебного предмета
«Русский язык» является ведущим предметом в начальном обучении, так как
именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности младшего школьника.
Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той
ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь
важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их
друг на друга. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем
содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем
мире и роли в нем грамотного человека. Установкой, на полноценное овладение обучаю-
щимися коммуникативной функцией языка, обусловлены содержание обучения, его
методы, средства и организационные формы. В программу отобраны те знания из области
фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также
орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы
их использовать) детьми 7—11 лет в процессе речевого, устного и письменного, общения.
Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как
частотноречевой. Наряду с лингвистическими знаниями (см. соответствующие разделы
программы) включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и
основная мысль текста, заголовок, структура текста, виды текста (повествование,
описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства языка.
В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные
подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком
смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспе-
чивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
При этом, знания и умения по языку и речеведению составляют для обучающихся
фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение
2
лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. В этих целях курс
русского языка строится таким образом, чтобы школьники осознали, что изучают они те
самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У
каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать
свои мысли и правильно понимать мысли других людей. Осознание функциональных осо-
бенностей языковых единиц ведет к формированию языковой и коммуникативной
компетентности учащихся.
В начальных классах большое место отводится наблюдениям над лексическим
значением слова; постепенно усваиваются грамматические признаки слова, а также его
морфемный состав, обусловленность лексического значения слова его морфемным
строением. Слово познается как основная номинативная единица языка (называет
предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.).
Работа над этой единицей языка позволяет обеспечить курсу русского языка
познавательную направленность: всякое слово обобщает, любое понятие, в том числе и
языковое, выражается словом. Всесторонняя работа над словом обеспечивает всему курсу
коммуникативную направленность: слово выполняет свои функции в составе предложения
и текста. Начиная с 1 класса и постепенно усложняясь, осуществляется целенаправленное
изучение предложения, которое познается обучающимися как минимальная единица
сообщения (коммуникации). Предложения, объединенные по смыслу и грамматически,
рассматриваются как текст. Текст тоже познается учениками как единица сообщения,
только более крупная, чем предложение. С его помощью можно передать развернутое
сообщение на определенную тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в
чем-либо своего собеседника и т. п.
Применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о
слове, предложении, тексте, что в целом придает курсу познавательно-коммуникативную
направленность, в том числе осознание обучающимися функций единиц языка и языковых
категорий. Изучение каждой части речи во всех классах начинается с выявления ее роли в
общении: для чего в речи служат имена существительные, прилагательные, глаголы,
наречия, числительные, предлоги, союзы. Виды предложений изучаются с учетом цели
высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и эмоциональной
окраски (восклицательные и невосклицательные). Каждая значимая часть слова (корень,
приставка, суффикс, окончание) рассматривается с точки зрения ее функционального
назначения: окончание выполняет формообразующую роль (служит для связи слов в
составе словосочетания и предложения); приставки и суффиксы осуществляют
словообразовательную функцию (с их помощью образуются новые слова); корень слова
является основным носителем лексического значения в слове.
Место курса в учебном плане
Для школьника родной язык — это не только предмет изучения, но и средство
обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающиеся овладевают
общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью.
Фактически, все специальные речевые умения младшего школьника — умение
анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая
существенное, переходить от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по
результату к контролю по способу действия, умение составлять план прочитанного,
подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст повествование,
описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно
передавать его содержание — эти умения являются для него и обще-учебными
3
интеллектуальными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку
понимается и как установка на овладение средствами познания. Вследствие этого русский
язык занимает главное место в учебном плане начальной школы. В процессе изучения
русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном
общении (в том числе с использованием средств информационно-компьютерной техноло-
гии — ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с
целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения
учебных заданий. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное
развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение
знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с развитием таких качеств
личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие. Таким образом,
языковое образование и речевое развитие детей — это задача, которую можно решать
только на межпредметной основе.
Предмет русский язык в учебном плане входит в предметную область филологию.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение
грамоте». Его продолжительность 115 ч.. Содержание обучения грамоте представлено как
в курсе русского языка (письмо), так и в курсе литературного чтения. В течение этого
времени ведется работа, которая наиболее учитывает возрастные особенности
первоклассников, направлена на то, чтобы научить ребенка писать, уметь выражать свои
мысли письменно, т. е. уметь общаться. При этом письмо должно стать потребностью
самого ребенка, стимулировать в нем желание не только писать, но и сочинять
скороговорки, стихотворения, совершенствовать собственную речь.
Всего с 1-4 класс 675 ч. В 1 классе 165 ч. (из них 115 ч. обучение письму в период
обучения грамоте и 50 ч. систематического курса русский язык) по 5 ч. в неделю
Во 2 классе по 5 часов в неделю. Всего 170 ч.
В 3 классе по 5 часов в неделю. Всего 170 ч.
В 4 классе по 5 часов в неделю. Всего 170 ч.
Контроль знаний
С целью отследить освоение учащимися программы по русскому языку проводится
контроль знаний:
Виды контроля результатов обучения.
Текущий контроль. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений
учащихся.
Текущий
контроль
важен
для
учителя
как
средство
своевременной
корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего
обучения и предупреждения неуспеваемости. Сюда относятся предупредительные,
объяснительные, словарные
диктанты, письменные и устные опросы, обучающие
изложения.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по
каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Тематический
контроль
предполагает
проведение
контрольных
диктантов,
изложений, контрольных списываний, тестовых и
проверочных работ после каждой
темы курса русский язык.
Итоговый контроль:
Итоговый контроль предполагает проведение итоговой работы по русскому языку
после каждого года обучения.
- контрольные работы; (диктанты, списывания)
- тестирование;
- контрольное изложение.
4
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие у
школьников навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре
группы правил:1) обозначение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное написание
слов; 4) написание заглавной буквы.
Примерное количество слов для словарных диктантов: 2 класс — 8—10 слов;
3 класс — 10—12 слов; 4 класс — 12—15 слов. Количество слов в текстах,
предназначенных для контрольных диктантов: 1 класс — в конце года
15—17 слов; 2 класс — в конце первого полугодия 25—30 слов, в конце года 35—45 слов;
3 класс —в конце первого полугодия 45—55 слов, в конце года
55—65 слов; 4 класс — в конце первого полугодия 65—70 слов, в конце года 75—80 слов.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются по сравнению с
диктантами соответственно на 15—20 слов.
Методы и формы организации контроля.
Устный опрос требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного
повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение
текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный
опрос
заключается
в
проведении
различных
самостоятельных
и
контрольных работ.
Самостоятельная работа
– небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка
знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Самостоятельная работа может
проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работа используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с
целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью
изученной теме программы. Проводятся в течение года и преимущественно по тем
предметам,
для
которых
важное
значение
имеют
умения
и
навыки,
связанные
с
письменным
оформлением
и
графическими
навыками
(русский
язык,
математика).
Контрольная работа оценивается отметкой.
Тестовые
задания
дают
точную
количественную
характеристику
не
только
уровня
достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень
общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ
построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных
вариантов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса русский язык.
Стандарт
устанавливает
требования
к
результатам
обучающихся,
освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность
мотивации
к
обучению
и
познанию,
ценностно-
смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетенции,
личностные
качества;
сформированность
основ
гражданской идентичности.
метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу
умения
учиться,
и
межпредметными понятиями.
предметным,
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета
опыт
специфической
для
данной
предметной
области
деятельности
по
получению
нового
знания,
его
преобразованию
и
применению,
а
также
систему
5
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.
Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою
Родину,
российский
народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1)
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
решения
учебных
и
практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ)
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
8)
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
6
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить
свое
выступление
и
выступать
с
аудио-,
видео-
и
графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
соответствии
с
целями
и
задачами;
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
11)
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных
точек
зрения
и
права
каждого
иметь
свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих;
13)
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов сторон и сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной
образовательной
программы
начального общего образования
1)
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового
и
культурного
пространства
России,
о
языке
как
основе
национального
самосознания;
2)
понимание
обучающимися
того,
что
язык
представляет
собой
явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского
языка
как
государственного
языка
Российской
Федерации,
языка
межнационального общения;
3)
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета;
умение
ориентироваться
в
целях,
задачах,
средствах
и
условиях
общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Содержание курса
1 класс (115 ч.) Обучение грамоте (ПИСЬМО)
7
№
п/п
Период
изучения
материала
Кол- во
часов
Содержание темы
1
Подготовите
льный этап
Добукварный
период
20ч
Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка.
Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо
овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо
длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной
длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением внизу
(вправо). Письмо короткой наклонной линии с
закруглением вверху (влево). Письмо длинной
наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование..
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Строчная и заглавная буквы А, а, О, о, И,и, ы, У,У.
2
Букварный этап
(основной)
80ч
Письмо букв по образцу (Строчная и заглавная
буквы Н, н, С,с, К,к, Т,т, Л,л, Р,р, В,в, Е,е, П,п,
М,м, З,з, Б,б, Д,д, Я,я, Г,г, Ч,ч, ь, Ш,ш, Щ,щ
Ж,ж,Ё,ё, Й,й, Х,х, Ю,ю, Ц,ц, Э,э, Ф,ф, ъ), слогов,
слов и предложений с изученными буквами.
Употребление прописной буквы в начале
предложения, в именах собственных. Запись под
диктовку слов. Списывание текста.
3
Послебукварный
этап
(завершающий)
15ч
Алфавит. Запись и анализ предложений. Подбор
проверяемых слов для безударных гласных в корне
слова, парных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-
щу, чк-чн, щн.
Итого
115ч
1 класс (50 ч.)
Название раздела, темы.
Кол-во
часов.
Содержание
Слово.
Предложение. Текст.
8 ч
Слово- единица речи (1 ч.), Наблюдение за
с в я з ь ю
с л о в
п о
с м ы с л у
в
р е ч и
( в
предложениях,
словосочетаниях)
( 1 ч . ) ,
Предложение
и
текст
–единицы
речи
(сопоставление)
(1
ч.),
Основные
функции
предложений
в
речи
(1
ч.),
Связь
слов
в
предложении. Связь предложений в тексте (1
ч.), Главные члены предложения (1 ч.), Текст –
единица речи (1 ч.), Предложение и текст –
единицы речи (1 ч.).
Заглавная буква в словах.
Предлог.
4 ч
Заглавная буква в словах (2 ч.), Предлоги( 1
ч.),
Раздельное
написание
предлогов
со
словами.
Повторение
о
главных
членах
предложения, об оформлении предложения в
письменной речи.(1 ч.)
8
Звуки и буквы. Гласные и
согласные звуки и буквы.
Азбука или алфавит.
5ч
Звуки
и
буквы
( с о п о с т а в л е н и е ) ( 1 ч . ) ,
Согласные
звуки
и
буквы.
Гласные
звуки
в
ударных
слогах.(
1ч.),
Гласные
и
согласные
звуки( 1 ч.), Азбука, или алфавит ( 2ч.)
Слово и слог. Перенос слов.
7 ч
Слово и слог ( 1ч.), Деление слова на слоги с
опорой на количество звуков.( 1ч.), Ударный
слог в слове и его роль в различии смысла
слова(2 ч.), Перенос слов (3 ч.)
Обозначение мягкости
согласных звуков на письме.
Шипящие согласные звуки.
Гласные буквы после
шипящих. Сочетания жи, ши,
ча, ща, чу, щу, чн, чк.
8 ч
Обозначение
мягкости
согласных
звуков
на
письме буквами е, е, и, ю,я ( 1ч.), Обозначение
мягкости
согласных
звуков
на
конце
слова
мягким
знаком(1
ч.),
Шипящие
согласные
звуки. Гласные буквы после шипящих. Слова с
сочетаниями жи, ши.(1 ч.), Гласные буквы в
сочетаниях
ча,
ща,
чу,
щу,
жи,
ши
(2ч.),
Написание слов с сочетаниями чн, чк. ( 3ч.),
Парные звонкие и глухие
согласные звуки. Обозначение
звуков на конце слов.
5 ч
Парные
звонкие
и
глухие
с о гл а с н ы е
звуки(
1ч.),
Обозначение
парных
согласных
звуков на конце слова(4 ч.)
Гласные буквы в ударном и
безударном слогах.
4 ч
Гласные звуки в ударном и безударном слогах
(1 ч.), Обозначение безударных гласных звуков
в двухсложных словах (3 ч.)
Слова
–
названия
предметов,
признаков предметов, действий
предметов.
9 ч
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
(3 ч.), Слова, которые отвечают на вопросы
какой,
какая,
какое?(2
ч.),
Слова,
которые
отвечают на вопрос что делает? (ют) ( 2ч.),
Сопоставление
слов
предметов,
признаков,
действий.( 1ч.), Проверочная работа (1 ч.)
2 класс ( 170 ч.)
Название раздела, темы.
Кол-во
часов
Содержание.
Повторение
5 ч.
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и
буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь
4 ч.
Язык как средство общения людей (общее понятие).
Роль
речи
в
жизни
человека.
Речь
устная
и
письменная. Слово, предложение, текст – единицы
речи (наблюдение в процессе общения
Звуки и буквы
9 ч.
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла
слов.
Звуки
гласные
и
согласные
(их
признаки).
Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё",
"Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и
гласный звук [И].
Ш и п я щ и е
с о гл а с н ы е
звуки
12 ч.
Шипящие
согласные
звуки
[Ж],
[Ш],
[Ч],
[Щ].
Буквы "И", "А","У"в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит
2 ч.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление
9
произношения звука и названия буквы.
Слово
и
слог.
Перенос
слов
7 ч.
Слог, количество слогов в слове, правила переноса
слов.
Предложение и текст
10 ч.
Предложение
–
единица
языка
и
речи.
Роль
предложения
в
общении.
Главные
чл е н ы
предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов
в
предложении
(по
вопросам).
Наблюдения
за
интонацией предложения. Точка, вопросительный и
восклицательный
знаки
на
конце
предложения.
Логическое ударение в предложении. Тема текста.
Сопоставление
текста
и
набора
отдельных
предложений, не объединенных общей темой. Связь
по
смыслу
предложений
в
тексте.
Заголовок.
Опорные
слова
в
тексте.
Текст
–
повествование,
описание,
рассуждение
(ознакомление).
Части
повествовательного текста: начало, основная часть,
концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
М я г к и е
и
т в е р д ы е
согласные
звуки
и
их
обозначение на письме.
9 ч.
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение
твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У",
"Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков
буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для
обозначения мягкости согласных в конце и середине
слова.
З в о н к и е
и
г л у х и е
согласные звуки
5 ч.
Особенности
произношения
звонких
и
глухих
согласных.
Парные
звонкие
и
глухие
согласные.
Обозначение
их
буквами.
Буква,
которую
перед
записью
нужно
проверять
(общее
понятие
об
орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Обозначение
гласных
з ву ко в
в
уд а р н ы х
и
безударных слогах.
10 ч.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов.
Ударные и безударные гласные. Умение правильно
выделять
в
слове
ударный
слог.
Обозначение
гласных
звуков
в
ударных
и
безударных
слогах.
Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный "Ь"
7 ч.
Разделительный
"Ь".
Сопоставление
"Ь"
–
показателя мягкости согласных и разделительного
"Ь"
Двойные согласные
3 ч.
Двойные
согласные
в
словах.
Перенос
слов
с
двойными согласными
Слово
и
предложение.
Имя существительное
14 ч.
Слова
как
названия
предметов,
признаков
предметов,
действий
предметов
(сопоставление).
Имя
существительное
(ознакомление).
Общее
значение. Вопросы. Роль имен существительных в
речи.
Заглавная
буква
в
собственных
именах
с у щ е с т в и т е л ь н ы х .
И з м е н е н и е
и м е н
с у щ е с т в и т е л ь н ы х
п о
ч и с л а м .
И м е н а
существительные, близкие и противоположные по
смыслу
Глагол
9 ч.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы.
Изменение
глаголов
по
числам.
Роль
глаголов
в
речи.
Наблюдения
за
употреблением
глаголов
в
различных временных формах. Глаголы, близкие и
10
противоположные по смыслу
Имя прилагательное
8 ч.
Имя
прилагательное
(ознакомление).
Общее
значение.
Вопросы.
Роль
имен
прилагательных
в
речи. Изменение имен прилагательных по числам.
И м е н а
п р и л а г а т е л ь н ы е ,
б л и з к и е
и
противоположные
по
смыслу.
Наблюдения
за
согласованием в числе имени существительного и
глагола, имени существительного и прилагательного
( п р а к т и ч е с к и ,
в
п р о ц е с с е
с о с т а в л е н и я
предложений).
Предлог
7 ч.
Предлоги.
Раздельное
написание
со
словами
наиболее распространенных предлогов.
Родственные
(однокоренные слова) (9 ч
9 ч.
Корень
слова.
Однокоренные
слова
(общее
понятие).
Признаки
однокоренных
слов.
Подбор
однокоренных
слов
и
выделение
ко р н я .
Наблюдение за единообразным написанием корней
в однокоренных словах.
Безударные
гласные
в
корне.
5 ч.
Способы
проверки
безударных
гласных
в
корне.
Проверка
безударных
гласных
путем
изменения
формы
слова
или
подбора
однокоренных
слов.
Правопис ание
непроверяемых
гласных
в
однокоренных словах.
Парные
согласные
в
корне
6 ч.
Способы
проверки
парных
глухих
и
звонких
согласных.
Проверка
парных
глухих
и
звонких
согласных
путем
изменения
формы
слова
или
подбора однокоренных слов.
Предложение
5 ч.
Предложение – единица языка и речи. Роль
предложения в общении. Главные члены
предложения – подлежащее и сказуемое.
Распространенные и нераспространенные
предложения. Связь слов в предложении (по
вопросам).
П о вто р е н и е
в
ко н ц е
учебного года
24 ч.
3 класс ( 170 ч.)
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Содержание.
Повторение
16 ч.
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
слогообразующая роль гласных звуков;
ударные и безударные гласные звуки;
согласные звуки звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие; обозначение мягкости согласных с
помощью букв ё, е, ю, я, ь; правописание слов
ссочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
разделительный ь. Однокоренные слова. Имя
существительное, собственные и
нарицательные имена существительные; имя
прилагательное, глагол. Слово, предложение,
11
текст-единицы языка и речи. Главные члены
предложения. Текст, структурные части текста,
связь между структурными частями текста.
Предложение.
12 ч.
Виды предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске. Главные члены
предложения – подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения. Связь
слов в предложении. Простые и сложные
предложения. Знаки препинания в конце
предложения. Простое распространённое и
сложное предложение, состоящее из двух
простых. Словосочетание. Связь слов в
словосочетании. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Текст
3 ч.
Тема и основная мысль текста. Заголовок.
Связь предложений в тексте с помощью
личных местоимений, союзов и, а, но,
текстовых синонимов. Виды текстов:
повествование, описание, рассуждение.
Опорные слова в тексте.
Состав слова
15 ч.
Форма слова. Основа и окончание слова.
Окончание и предлог как средства связи слов в
предложении. Корень слова, однокоренные
слова. Общее понятие о значимых частях
слова. Нулевое окончание. Наблюдение за
изменением формы слова. Однокоренные слова
и формы одного и того же слова.
Словообразовательная роль приставок и
суффиксов.
Правопис ание
слов
с о
з в о н к и м и
и
г л у х и м и
согласными в корне.
10 ч.
Парные глухие и звонкие согласные в корне.
Единообразное написание корня. Распознание
орфограмм
в
разных
частях
слова
и
особенности проверки их написания.
Безударные гласные в корне
слова.
16 ч.
Безударные
гласные
в
разных
частях
слова.
Правописание проверяемых и непроверяемых
безударных
гласных
в
корне.
Формо-
и
словоизменение
как
способы
проверки
безударных гласных в корне , слова с буквой е,
проверяемой
буквой ё,
с л о ва
с
д ву м я
безударными гласными.
П р а в о п и с а н и е
с л о в
с
непроизносимым согласным
звуком.
6 ч.
Правописание непроизносимых
согласных
в
корне слова.
О б о б щ е н и е
п р а в и л о
правописании корня.
5 ч.
Три правила единообразного написания корня,
правописание
безударных
гласных,
парных
звонких и глухих согласных и непроизносимых
согласных.
Правописание
приставок
и
бе зударны х
гласны х
в
корнях слов с приставками.
7 ч.
Приставка как значимая часть слова.
Правописание гласных и согласных в
приставках. Употребление в речи слов с
приставками. Сопоставление приставок и
предлогов. Написание предлогов и приставок
12
со словами.
Разделительный
твёрдый
знак.
5 ч.
Правило
употребления
разделительного
твёрдого знака.
Части речи.
5 ч.
Части речи в русском языке, самостоятельные
части
речи(имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол,
наречие,
имя
числительное
и
служебные
части
речи:
предлог. Различение самостоятельных частей
речи. Синтаксическая роль частей речи.
Имя существительное
20 ч.
Общее значение, вопросы, роль в
предложении. Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые,
собственные и нарицательные. Заглавная буква
в именах собственных. Род имён
существительных. Склонение имён
существительных с ударными окончаниями.
Распознание падежей. Мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных
женского рода и его отсутствие на конце имён
существительных мужского рода. Имена
существительные, которые употребляются
только в единственном числе или только во
множественном числе.
Имя прилагательное
15 ч.
Общее значение, вопросы, роль в
предложении. Имена прилагательные близкие
или противоположные по смыслу.
Употребление в речи прилагательных –
антонимов. Изменение имён прилагательных
по родам и числам при сочетании с именами
существительными. Правописание окончаний
имён прилагательных.
Глагол
25 ч.
Общее значение, вопросы, роль в
предложении. Начальная форма. Глаголы
совершенного и несовершенного вида.
Изменение глаголов по числам и временам.
Окончание глаголов в прошедшем времени.
Правописание глаголов с частицей не. Глаголы
– антонимы и синонимы. Глаголы близкие и
противоположные по смыслу. Многозначность
глаголов. Употребление глаголов в прямом и
переносном смысле.
Повторение
изученного
за
год
10 ч.
4 класс (170 ч.)
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Содержание
Повторение
20
Обобщение сведений о слове, предложении,
13
тексте.
Предложения по цели высказывания и по
интонации. Знаки
препинания в конце
предложений. Связь слов в предложении.
Словосочетание. Текст — повествование,
описание, рассуждение.
Связь предложений в
тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс,
окончание — значимые части слова.
Однокоренные слова. Способы проверки
орфограмм в корне слова. Правописание
приставок и
предлогов (сопоставление).
Разделительные ь и ъ (сопоставление).
Части речи. Обобщение
признаков имен
существительных, имен прилагательных,
глаголов: общее значение, вопросы,
постоянные и изменяемые категории, роль в
предложении. Правописание родовых
окончаний имен существительных, имен
прилагательных,
глаголов (в прошедшем
времени).
Ь после шипящих на конце существительных
женского
рода
и
глаголов,
отвечающих
на
вопросы
ч т о
д е л а е ш ь ?
ч т о
с д е л а е ш ь ?
О д н о р о д н ы е
ч л е н ы
предложения
10
Главные
и
второстепенные
члены
предложения (общее понятие). Предложение с
однородными
членами,
соединенными
союзами
и,
а,
но и
без
союзов;
интонация
перечисления,
запятая
в
предложениях
с
однородными
членами.
С о п о с т а в л е н и е
предложений
с
однородными
членами
без
союзов и с союзами и, а, но. Знаки
препинания
в предложениях.
Текст
4
Обобщение
сведений
о
тексте
как
связном
высказывании:
тема
и
основная
мысль;
заголовок
с
опорой
на
тему
или
основную
мысль; части текста, связь между ними; связь
между предложениями в каждой части текста;
план
текста.
Виды
текстов
(повествование,
описание,
рассуждение).
Изобразительно-
выразительные средства текста.
Имя существительное
41
Склонение имен существительных в
единственном числе. Особенности падежей и
способы их распознавания. Несклоняемые
имена существительные.
Три типа склонения имен существительных.
П р а в о п и с а н и е
бе зуд а р н ы х
падежных
окончаний имен существительных 1, 2 и
3-го
склонения в единственном числе (кроме имен
существительных
на
-мя,
-ий,
-ие,
-ия ).
14
Употребление
предлогов
с
именами
существительными
в
различных
падежах:
пришел
и з школы,
и з магазина,
уехал
на
Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки,
и
з Крыма
и
т.
п.
Склонение
имен
существительных
во
множественном
числе.
Умение
правильно
образовывать
формы
именительного
и
родительного
падежей
множественного числа имен существительных:
учителя,
инженеры;
урожай
помидоров,
яблок
Имя прилагательное
33
Имя прилагательное как часть речи: общее
значение, вопросы, изменения по родам,
числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имен прилагательных в
мужском, среднем, женском роде в
единственном числе. Связь имен
прилагательных с
именами
существительными.
Правописание гласных в
безударных окончаниях (кроме имен
прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Склонение имен прилагательных в
мужском, среднем, женском роде в
единственном числе. Связь имен
прилагательных с
именами
существительными.
Правописание гласных в
безударных окончаниях (кроме имен
прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Склонение и правописание имен
прилагательных во множественном числе.
Употребление имен прилагательных в прямом
и переносном
смысле. Прилагательные-
синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение
7
Местоимение как часть речи. Местоимения 1,
2 и 3-го лица
единственного и
множественного числа. Употребление личных,
притяжательных и указательных местоимений
в речи (наблюдения).
Склонение
личных
местоимений
с
предлогами
и
без
предлогов.
Использование
личных
местоимений
как
средства
связи
предложений
в
тексте
(текстообразующая
роль
местоимений).
Раздельное
написание
предлогов
с
ме стоимениями.
Глагол
37
Особенности
глаголов
как
части
речи
по
сравнению
с
именами
существительными
и
именами
прилагательными.
Прошедшее
время
глагола:
употребление
в
речи,
изменение
по
числам
и
родам,
15
правописание
родовых
окончаний.
Общее
понятие
о
неопределенной
форме
глагола
как
начальной.
Изменение
глаголов
по
лицам
и
числам
в
настоящем
и
будущем
времени
(спряжение).
Глаголы I и I I спряжения.
Ь
после
шипящих
в
окончаниях
глаголов
2-го
лица
единственного
числа.
Правописание
безударных
личных
окончании
глаголов.
Глаголы-исключения.
Правописание
безударных
личных
окончании
глаголов-
исключений.
Правописание
суффиксов
глаголов
в
прошедшем
времени: слышать — слышал,
увидеть — увидел.
В о з в р а т н ы е
гл а г о л ы
( о з н а к о м л е н и е ) .
Р а с п о з н а в а н и е
гл а го л о в
в
3 - м
л и ц е
и
гл а гол о в
в
н е о п р ед е л е н н о й
ф о рм е
с
п о м о щ ь ю
в о п р о с о в ч т о
д е л а ю т ?
(учатся), ч т о д е л а т ь ? (учиться).
П о вто р е н и е
в
ко н ц е
учебного года
18
Текст
и
предложение
как
единицы
языка
и
р е ч и .
В и д ы
п р е д л о ж е н и й
п о
ц е л и
высказывания.
Виды
текстов.
Слово
—
ед и н и ц а
я з ы ка
и
р еч и .
Л е кс и ч е с ко е
и
г р а м м а т и ч е с к о е
з н а ч е н и е
с л о в а .
Г р а м м а т и ч е с к и е
п р и з н а к и
и м е н
существительных,
имен
п р и л а г ате л ь н ы х ,
глаголов
(обобщение).
П равопис ание
в
корне
слова
безударных
гласных,
парных
з в о н к и х
и
г л у х и х
с о г л а с н ы х ,
непроизносимых
согласных.
Правописание
б е з у д а р н ы х
г л а с н ы х
в
п а д е ж н ы х
окончаниях
имен
существительных
и
имен
п р и л а г ат е л ь н ы х ,
в
л и ч н ы х
о ко н ч а н и я х
гл а г о л о в .
П р а в о п и с а н и е
с у ф ф и к с о в
и
окончаний
глаголов
прошедшего
времени.
Тематическое планирование
РАЗДЕЛ
(тема)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 класс
2 класс
3
класс
4
класс
итого
О.г.
пись
все
го
в т.
ч.
всег
о
в т.
ч.
все
го
в т.
ч.
все
го
в т.
ч.
все
го
в т.
ч.
16
мо
к/р
к/р
к/р
к/р
к/р
Слово.
Предложение. Текст.
9
10+5
14
4
47
Заглавная буква в словах.
2
2
Звуки и буквы. Гласные и
согласные звуки и буквы.
Азбука или алфавит.
5
9+2
1 к/с
16
1
Слово и слог. Перенос слов.
7
7
1 к/д
13
1
Обозначение мягкости согласных
звуков на письме. Шипящие
согласные звуки. Гласные буквы
после шипящих. Сочетания жи,
ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.
8
12
1 к/д
20
1
Слова
–
названия
предметов,
признаков
предметов,
действий
предметов. Части речи.
9
1
к/д
5
14
1
Повторение в начале года
5
16
1к/
д
20
1
к/д
41
2
Речь
4
4
Мягкие и твердые согласные
звуки и их обозначение на
письме.
9
1к/с
1к/д
8
2
Звонкие и глухие согласные
звуки
5
5+6
1к/д
10
1к/
д
29
2
Обозначение гласных звуков в
ударных и безударных слогах.
4
10+5
1к/д
18
1к/
д
41
2
Разделительный Ъ
5
5
Разделительный "Ь"
7
6
Правописание приставок и
безударных гласных в корнях
слов с приставками.
7
7
Правописание слов с
непроизносимым согласным
звуком
9
9
Двойные согласные
3
4
Слово и предложение. Имя
существительное
14
1к/д
20
1к/
д
41
3
76
5
Глагол
9
1к/с
25
1к/
д
37
2
71
4
Имя прилагательное
8
15
1к/
д
33
3
56
4
Местоимение
7
7
Предлог
1
7
8
Однородные члены предложения
10
10
Родственные (однокоренные
слова) Состав слова
9
1к/д
15
1к/
д
24
2
Повторение в конце учебного
года
24
1к/д
1к/с
11
1к/
д
18
3
42
6
ИТОГО
115
50
1
170
12
170
8
170
12
560
33
Ведущие виды учебной деятельности уч-ся при изучении разделов (тем)
конкретизируются в КТП.
Планируемые результаты обучения.
К концу 1 года изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:
17
под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
различать слово и предложение;
правильно
называть
буквы
алфавита,
располагать
буквы
и
слова
в
алфавитном
порядке;
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук й;
обнаруживать в словах изученные орфограммы;
правильно оформлять границы предложений;
обозначать пробелами границы слов;
писать большую букву в именах собственных;
соблюдать основное правило переноса слов;
правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн. нщ и др.;
списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу 1 года изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность
научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или
небольшого текста);
обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально
предложенных и собственных записях;
правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
составлять небольшой текст на заданную тему, по картинке и записывать его с
помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев;
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между
их произношением и написанием;
писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
К концу 2 года изучения курса «Русский язык» учащиеся научатся:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию,
работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством
учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать
заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять
последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно
их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам,
по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и
по его концу.
18
К концу 2 года изучения курса «Русский язык» учащиеся получат возможность
научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при
ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном
высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в
словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его
выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую
жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения,
синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и
явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в
учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и
оформлении.
К концу 3
года изучения курса «Русский язык»
учащиеся научатся:
распознавать звуки и буквы; сопоставлять звуки и обозначать их на письме; делить
слова на слоги и для переноса; определять в словах наличие изученных орфограмм;
учащиеся научатся классифицировать предложения по цели высказывания и по
интонации; определять грамматическую основу и находить второстепенные члены
предложения; выделять из предложения словосочетания; оформлять предложения
на письме;
учащиеся научатся определять тему текста и основную мысль; озаглавливать и
списывать тексты;
учащиеся научатся группировать однокоренные слова; разбирать слова по составу;
сопоставлять словоформы и однокоренные слова; образовывать новые слова;
учащиеся
научатся
определять
наличие
орфограмм
в
корне
слова;
объяснять
написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине
слова; объяснять написание слов с проверяемыми безударными гласными в корне;
объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне; применять
способы проверки;
учащиеся
научатся
группировать
слова
с
общим
корнем,
с
одинаковыми
приставками;
образовывать
слова
с
помощью
приставок;
объяснять
случаи
расхождения
произношения
и
написания
приставок;
определять
наличие
орфограмм в корнях и приставках; различать предлоги и приставки;
19
учащиеся
научатся
группировать
слова
с
разделительным
твёрдым
и
мягким
знаками;
сравнивать
и
различать
слова
с
разделительным
твёрдым
и
мягким
знаками; определять наличие орфограмм в словах; обосновывать написание слов с
разделительным твёрдым и мягким знаками;
учащиеся
научатся
распознавать
части
речи;
классифицировать
слова
по
принадлежности к частям речи;
учащиеся
научатся
распознавать
имена
существительные;
классифицировать
и
группировать
имена
существительные
по
признаку
одушевлённости
и
неодушевлённости, по родам; определять число и падеж имён существительных;
изменять имена существительные по числам и падежам; видеть орфограммы в
словах;
учащиеся научатся распознавать имена прилагательные в тексте; определять число
и
в
единственном
числе
–
род
имён
прилагательных;
изменять
имена
прилагательные по числам и по родам; составлять словосочетания «прил. + сущ.»;
видеть орфограммы в словах;
учащиеся научатся находить глаголы в тексте; распознавать форму настоящего
времени
и
неопределённую
форму
глагола;
определять
время,
число
и
в
прошедшем времени – род глаголов; изменять глаголы по числам, временам и в
прошедшем времени – по родам; отличать предлог от приставки; правильно писать
глаголы с частицей не; видеть орфограммы в словах;
различать
члены
предложения:
главные
(подлежащее
и
сказуемое)
и
второстепенные.
Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(55-65 слов).
учащиеся научатся грамотно писать не с глаголами, раздельное написание
предлогов с словами) и знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знаки);
Производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс
Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
Изменять имена существительные по числам;
Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
Изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом
существительного;
Изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по
родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
К концу 3 года изучения курса «Русский язык» учащиеся получат
возможность научиться:
20
Производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Писать изложение в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
Определять тему и основную мысль текста;
Делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между
частями текста;
Устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; .
Озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
Распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по
сюжетной картинке, личным наблюдениям;
Составлять текст – рассуждение
Различать прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные
слова, синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи.
В результате изучения русского языка на ступени начального общего образования
выпускник научится:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-
буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью
к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
21
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики
предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность про-
ведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе
с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные
/побудительные/ вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
22
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение и аргументировать его;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-
сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
В результате изучения русского языка на ступени начального общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа
умения учиться
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
23
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта
позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы
и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей
и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия;
24
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной
и письменной форме;
25
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из ча-
стей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
26
Материально-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение, материально-техническая база.
Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «ДРОФА»-2014.
Методическое пособие для учителя и справочник «Русский язык»1-4 классы
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.
Мультимедиа оборудование.
Базовый учебник
Т.Г. Рамзаева «Русский язык»
Методическое обеспечение
1 классс
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник.
Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. Тетрадь для
упражнений по русскому языку и речи.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Методическое пособие.
2 класс
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник. В 2-х частях
Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. Тетрадь для
упражнений по русскому языку и речи.
Рамзаева Т.Г. , Щеголева Г.С. Русский язык. Методическое
пособие.
3 класс
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник. В 2-х частях
Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. Тетрадь для
упражнений по русскому языку и речи. В 2-х частях.
Рамзаева Т.Г. , Щеголева Г.С. Русский язык. Методическое
пособие.
4 класс
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник. В 2-х частях
Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык. Тетрадь для
упражнений по русскому языку и речи. В 2-х частях
Рамзаева Т.Г. , Щеголева Г.С. Русский язык. Методическое
пособие.
Рамзаева Т.Г. Русский язык 1-4 классы Справочник.
Дидактическое обеспечение
Таблицы по русскому языку.
Карточки, тесты, раздаточный материал, наглядный
материал.
ТСО
Проектор, экран, компьютер.
27