Автор: Дробышева Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №55"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка детей к школе: совместная работа педагогов и родителей"
Раздел: дошкольное образование
Подготовка детей к школе: совместная работа
педагогов и родителей.
Подготовка ребёнка к школе предполагает комплексное развитие
его
интеллектуальной,
личностно
–
эмоциональной
сферы
с
одновременным достижением определённого уровня физической зрелости.
Однако
кратковременные
или
однократные
(даже
интенсивные)
мероприятия
по
социальному,
эмоционально
–
личностному
и
физическому
развитию не
могут
дать
должного
результата. Именно
поэтому
зачастую
дети
приходят
в
школу,
не
готовые
к
систематическому обучению. Таким детям непросто найти своё место в
коллективе, включиться в учебный процесс. Как правило, у них не
сформирована учебно - познавательная мотивация – обучение, усвоение
нового не является для них значимой целью.
Результаты опросов первоклассников показывают, что от школы
ребята ждут в первую очередь возможность приобрести новых друзей,
«надеть красивый рюкзак», « понравиться учительнице», « не спать
днём». Детям нравятся «занавески в классе», « вкусные булочки»,
«перемены, где бегают», «что все вещи новые», а также новый, более
«взрослый» статус – «другие ещё не пошли в школу и остались в
саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми
6 – 7 лет далеко от ожидания их родителей, и по сути своей они по –
прежнему являются дошколятами.
Очень важно, чтобы воспитатель объяснил детям, зачем ходят в
школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадай, что делают только в
школе») или в форме доверительной беседы. Родители также должны
быть подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В родительском
уголке желательно вывесить список тем бесед с малышом, сценарии
игры в «школу» (с игрушками и с детьми – партнёрами), а также
перечень картин из школьной жизни для их обсуждения.
Необходимо
стимулировать
познавательные
интересы
дошкольников, их
познавательную
мотивацию. Можно
разложить
на
отдельном столике в группе книги и даже учебники для первого класса
и
написать « Эти
интересные
книги
мы
прочтём в
школе». Можно
придумать
вопросы, которые
наверняка заинтересуют
детей: «Почему
светят звёзды? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Всё
это
вы
узнаете
в
школе». Обстановка
на
занятиях
должна
быть
спокойной и доброжелательной, тон педагога - ровным, спокойным,
любые замечания поддерживающими, конструктивными.
Важно помочь ребёнку разобраться в каждом задании и при
необходимости - подробно объяснить его или несколько раз повторить
инструкцию. Прежде чем требовать выполнения задания, разберите его
совместно, предложите дошкольнику рассказать, что он должен сделать,
затем покажите это действие сами, а ребёнок пусть
понаблюдает, и только потом дайте ему возможность приступить к
работе.
Научите дошкольника задавать вопросы, если что – то непонятно,
и объяснять, что именно вызывает у него затруднение. Не торопите
ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать и
сформировать оптимальный темп деятельности. Ориентировать стоит не
на скорость, а на качество. Если в ходе работы необходимо внести
коррективы,
сделайте
это
сразу, т.к.
ребёнок
может
непроизвольно
заучить ошибку. Старайтесь избегать слов «неправильно», «не так»:
вместо
них
используйте
«давайте
внимательно
посмотрим»,
«попробуем сделать ещё раз» и т.п.
Оценивая работу, обязательно отметьте ошибки и объясните, как
их нужно исправить. Если необходимо, предложите повторное задание.
При
выполнении
графических
заданий
следите
за
соблюдением
правильной посадки, положением ручки и тетради, учитывая их различия
у праворуких и леворуких детей. В ходе каждого занятия найдите повод
(даже
незначительный)
для
того,
чтобы
похвалить
ребёнка.
Не
акцентируйте внимание своего подопечного на неудаче: он должен быть
уверен, что все трудности преодолимы и успех достижим.
В
процессе
занятий
старайтесь не
допускать
чрезмерного
напряжения,
утомления
ребёнка,
признаками
которого
являются
двигательное
беспокойство,
покраснение
лица,
потливость,
задержка
дыхания, жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции
и т.д. Паузу в занятиях нужно сделать сразу, как только ребёнок начал
отвлекаться.
Следует помнить, что одной познавательной мотивации для
успешного обучения в школе недостаточно – необходима психологическая
готовность. Простейшую проверку психологической готовности ребёнка к
школе могут провести воспитатель, психолог или сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник:
- заниматься одним делом (необязательно интересным) в течение 20 –
30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания (например,
нарисовать мужчину, а не просто человека, принцессу, робота или что
захочется);
-
действовать
точно
по
образцу (например, срисовать
простой
рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении
4 – 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в
клеточку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а
потом самостоятельно, но с той же скоростью);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не
путать понятия «верх – низ», «над – под», «направо – налево», уметь
нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «Три клеточки
вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три
вниз» и т.д.);
- ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже»,
«сначала – потом», «одинаково – разное»;
- запоминать короткие стихотворения.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу
по
раскрашиванию
рисунков
(штриховку).
Выполняя
работу
по
штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, ребёнок не
чувствует усталости, делает это свободно, хотя его рука проделывает те
же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет
ребёнка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнение
гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических
правил рисования. Коротко их можно сформулировать так.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь
грудью стола. Ноги всей ступнёй стоят на полу или на подставке, голова
немного наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на
столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола,
правая рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и
снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей
частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками
опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца
и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладётся на средний палец правой руки,
на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца
придерживает
ручку,
а
указательного
–
легко
кладётся
сверху
(на
расстоянии 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при
письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево,
так чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере
заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом
середина тетради по – прежнему направлена к середине груди ребёнка.
Важно! Для детей, пишущих левой рукой, гигиенические правила
необходимо соотносить с левой рукой как с ведущей.
Методика
работы
над
каждым гигиеническим
правилом
заключается в следующем. Сначала взрослый объясняет правила, например
посадку
при
письме. Ребёнок
смотрит на
посадку
взрослого
и
обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем
пробует
сам
принять правильную
посадку, взрослый
помогает
ему.
Заключительный шаг – самостоятельные пробы и контроль за своей
посадкой.
Гигиенические правила изучаются в такой последовательности:
посадка, положение тетради, рук, ручки, ведение руки по строке слева
направо. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму,
ребёнок
и
обучающий
должны
постоянно
помнить
и
соблюдать
гигиенические правила письма, доводя их выполнение до привычного
автоматизма.
Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его
умении
контактировать
с
другими
людьми (детьми
и
взрослыми),
соблюдать принятые в обществе правила поведения, играть в игры с
правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими
участниками. Социально
компетентный
ребёнок
способен
наладить
отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться
своего, никого не обижая, уметь уступить в чем – то собеседнику или
партнеру.
Взрослым, как педагогам, так и родителям, необходимо помнить,
что независимо от уровня умственного, физического и эмоционального
развития
ребёнка
важно
поддерживать
его
уверенность
в
себе,
обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся,
более
восприимчивы
к
познавательному
процессу,
быстрее
приспосабливаются к новым условиям социализации.