Напоминание

"Развиваем речь в игре"


Автор: Конькова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь в игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развиваем речь в игре.

Зачастую перед родителями встает вопрос: «Все ли мы правильно делаем для нашего

малыша?

Мы

его

кормим,

одеваем,

закаливаем,

играем

достаточно

ли

этого?».

Безусловно, всем родителям хочется, чтобы их чадо росло и развивалось гармонично. Но в

этом

списке

недостает

как

минимум

одного

важного

пункта

речи.

Ведь

первые

сказанные ребенком слова – это столь же знаменательная веха, как первая улыбка, и

первые шаги. Но что необходимо для успешного развития речи?

Первый

год

жизни

это

период,

когда

детскую

речь

надо

замечать

и

всячески

стимулировать. Уже в два месяца дети реагируют на голоса и проявляют любопытство к

источнику голоса и звуку. Когда ребёнок бодр и доволен, он и сам будет издавать целую

гамму счастливых звуков. Общение с младенцем можно приравнять к беседе, если давать

ребёнку время на «ответ». Ребёнок внимательно смотрит в лицо взрослому, получая

удовольствие от обмена звуками. Младенцы могут издавать звуки (вокализировать) и

наедине с собой, а нередко выбирают игрушку, с которой «разговаривают». Очень важно

поощрять звуковую активность малыша: взрослому нужно говорить нараспев, мелодично,

находясь на небольшом (до полутора метров) расстоянии от ребёнка. При этом очень

важно помогать малышу сжимать и разжимать кулачки, совершать ими вращательные

движения, слегка пощипывать, поглаживать кисть. Чтобы массаж кистей рук и пальчиков

был увлекательней, ребёнок видел артикуляцию, вашу мимику и слышал рифмованные

строки, сочетайте фольклорные потешки (такие как «Сорока-ворона») и пальчиковые

гимнастики. Если взрослые мало говорят с младенцем или пока неразговаривающим

малышом, то ребёнок может попросту недобрать опыт восприятия речи, необходимый,

чтобы научиться говорить самому.

К году ребёнок произносит до 10 слов, к двум годам должна появиться фраза. А вот

отсутствие речи в два с половиной года должно насторожить родителей.

Основой для развития речи ребенка является его предшествующий опыт. А несложные

игровые занятия помогут ребёнку овладеть речевыми навыками.

Можно побудить ребёнка выучить простые слова, поиграв с ним в игру «Что это?». Для

этого

разложите

перед

ребёнком

5-6

знакомых

предметов

(машинка,

чашка,

ложка,

расческа, кукла, книжка) и спросите: «Что это?», указывая на предмет. Если ребёнок не

отвечает, то можно задать вопрос («Где чашка?»). Указав на предмет или взяв его в руки,

ребёнок покажет вам, что знает ответ. Побудите его к речи, повторив название предмета

несколько раз самостоятельно, а потом и вместе с ребёнком.

Для сопоставления знакомого малышу предмета с нарисованным на картинке, проведите

игру

«Найди

такой

же

предмет».

Разложите

перед

ребёнком

3-4

предмета

и

соответствующие

им

картинки,

и

задайте

вопрос

(«Где

банан?»,

«Найди

банан

на

картинке»).

Для закрепления и знакомства малыша с названием предмета предложите следующие

игры:

«Подарки Мише и Даше»: выложите перед ребёнком 2-3 предмета (машинки, ложки) и

попросите разложить разные предметы по разным коробкам («Положи в эту коробку

машины, а в эту ложки»).

«Составь

картинку»:

разрежьте

2

картинки

с

изображением

предмета

пополам

и

предложите малышу собрать картинки правильно.

«Лото»: на

карточке

изображены

6

предметных

картинок,

а

у

ребёнка

те

же

самые

картинки

разрознены,

необходимо

наложить

разрозненные

картинки

на

карточку

с

множеством картинок. Когда у ребёнка появиться интерес к играм и уверенность в себе,

взрослые могут обмениваться с детьми вопросами и ответами, что расширит словарь

ребёнка.

Создавайте ребёнку ситуации, где ему приходиться сделать выбор, тем самым побуждая к

речи: «Саша будет банан или яблоко? Саша будет играть с кубиками или машиной?»

Ребёнок, начинающий говорить, произносит своеобразные комбинации звуков и слов,

понятные только близким. Если делать вид, что вы понимаете речь своего ребёнка, то он

поверит, что его речь понятна всем окружающим и не будет делать попыток сделать её

внятной.

Каким

бы

потешным

это

не

казалось,

не

повторяйте

за

ребёнком

неточно

воспроизводимые слова, не называйте предметы в уменьшительно-ласкательной форме.

Детям

нужен

от

взрослых

образец

ясной

и

простой

речи,

который

поможет

сосредоточиться на чётких звуках и словах.

У многих детей появляются запинки в речи. Причиной тому неумение правильно набирать

и расходовать воздух при говорении. Поиграйте в игру «Помоги кораблику доплыть до

берега». Поставьте перед ребёнком ёмкость с водой, поместите туда кораблик, сделанный

из скорлупы грецкого ореха или бумаги, и попросите малыша подуть. Следите, чтобы при

вдохе

не

поднимались

плечи,

забор

воздуха

производился

носом,

при

выдохе

губы

округлялись, а щёки не надувались. Можно предложить игру «Ветерок» и покрутить

вертушку, подув на неё. Интересна игра «Весёлый пузырек»: дуйте в пузырёк, бутылочку с

узким горлышком и слушайте мелодичный свист. Для игры «Загони мяч в ворота» нужно

скрутить из бумаги шарик, положить на стол и подуть так, чтобы он вкатился в условные

«ворота».

Необходимо

внимательно

прислушиваться

к

речи

ребёнка,

отмечая

неправильно

произносимые звуки. Например, если в отдельности он произносит звук «К», а в слове

вместо «кот» говорит «тот» и не замечает свою ошибку, то рекомендуется поиграть в игру

«Хлопни, когда скажу правильно». Покажите ребёнку игрушку или картинку предмета, о

котором пойдёт речь (например, кот), дайте установку: «Когда я скажу правильно слово

“кот”, хлопни. Готов? Тот, кот, гот!».

Развитие речи очень тесно взаимосвязано с развитием общей и мелкой моторики. Не

пренебрегайте зарядкой, игрой с большим мячом: ловлей, бросками, катанием, метанием.

Полезна

ходьба

с

удерживанием

равновесия

по

бордюрам,

узким

тропинкам.

Маршируйте вместе с ребёнком под звук бубна, это развивает чувство ритма. Учите

малыша пользоваться карандашами, мелом, восковыми мелками, занимайтесь лепкой,

играйте с мозаикой, перекладывайте мелкие предметы (крупные пуговицы, горошины

фасоль, камушки) – но, конечно, только под присмотром взрослых.

Дети часто спрашивают название одних и тех же предметов, и порой вопрос повторяется

ещё до того, как взрослый ответит на него. Это объясняется тем, что ребёнок получает

удовольствие от самой речи, от практического применения уже освоенного. Главное –

вселить

в

ребёнка

уверенность,

что

его

хотят

слушать,

с

ним

разговаривают.

Использование игр, о которых мы рассказали выше, поможет вашему ребёнку осваивать

речь в увлекательной форме. Желаем успехов!



В раздел образования