Автор: Конькова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь в игре"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем речь в игре.
Зачастую перед родителями встает вопрос: «Все ли мы правильно делаем для нашего
малыша?
Мы
его
кормим,
одеваем,
закаливаем,
играем
–
достаточно
ли
этого?».
Безусловно, всем родителям хочется, чтобы их чадо росло и развивалось гармонично. Но в
этом
списке
недостает
как
минимум
одного
важного
пункта
–
речи.
Ведь
первые
сказанные ребенком слова – это столь же знаменательная веха, как первая улыбка, и
первые шаги. Но что необходимо для успешного развития речи?
Первый
год
жизни
–
это
период,
когда
детскую
речь
надо
замечать
и
всячески
стимулировать. Уже в два месяца дети реагируют на голоса и проявляют любопытство к
источнику голоса и звуку. Когда ребёнок бодр и доволен, он и сам будет издавать целую
гамму счастливых звуков. Общение с младенцем можно приравнять к беседе, если давать
ребёнку время на «ответ». Ребёнок внимательно смотрит в лицо взрослому, получая
удовольствие от обмена звуками. Младенцы могут издавать звуки (вокализировать) и
наедине с собой, а нередко выбирают игрушку, с которой «разговаривают». Очень важно
поощрять звуковую активность малыша: взрослому нужно говорить нараспев, мелодично,
находясь на небольшом (до полутора метров) расстоянии от ребёнка. При этом очень
важно помогать малышу сжимать и разжимать кулачки, совершать ими вращательные
движения, слегка пощипывать, поглаживать кисть. Чтобы массаж кистей рук и пальчиков
был увлекательней, ребёнок видел артикуляцию, вашу мимику и слышал рифмованные
строки, сочетайте фольклорные потешки (такие как «Сорока-ворона») и пальчиковые
гимнастики. Если взрослые мало говорят с младенцем или пока неразговаривающим
малышом, то ребёнок может попросту недобрать опыт восприятия речи, необходимый,
чтобы научиться говорить самому.
К году ребёнок произносит до 10 слов, к двум годам должна появиться фраза. А вот
отсутствие речи в два с половиной года должно насторожить родителей.
Основой для развития речи ребенка является его предшествующий опыт. А несложные
игровые занятия помогут ребёнку овладеть речевыми навыками.
Можно побудить ребёнка выучить простые слова, поиграв с ним в игру «Что это?». Для
этого
разложите
перед
ребёнком
5-6
знакомых
предметов
(машинка,
чашка,
ложка,
расческа, кукла, книжка) и спросите: «Что это?», указывая на предмет. Если ребёнок не
отвечает, то можно задать вопрос («Где чашка?»). Указав на предмет или взяв его в руки,
ребёнок покажет вам, что знает ответ. Побудите его к речи, повторив название предмета
несколько раз самостоятельно, а потом и вместе с ребёнком.
Для сопоставления знакомого малышу предмета с нарисованным на картинке, проведите
игру
«Найди
такой
же
предмет».
Разложите
перед
ребёнком
3-4
предмета
и
соответствующие
им
картинки,
и
задайте
вопрос
(«Где
банан?»,
«Найди
банан
на
картинке»).
Для закрепления и знакомства малыша с названием предмета предложите следующие
игры:
«Подарки Мише и Даше»: выложите перед ребёнком 2-3 предмета (машинки, ложки) и
попросите разложить разные предметы по разным коробкам («Положи в эту коробку
машины, а в эту ложки»).
«Составь
картинку»:
разрежьте
2
картинки
с
изображением
предмета
пополам
и
предложите малышу собрать картинки правильно.
«Лото»: на
карточке
изображены
6
предметных
картинок,
а
у
ребёнка
те
же
самые
картинки
разрознены,
необходимо
наложить
разрозненные
картинки
на
карточку
с
множеством картинок. Когда у ребёнка появиться интерес к играм и уверенность в себе,
взрослые могут обмениваться с детьми вопросами и ответами, что расширит словарь
ребёнка.
Создавайте ребёнку ситуации, где ему приходиться сделать выбор, тем самым побуждая к
речи: «Саша будет банан или яблоко? Саша будет играть с кубиками или машиной?»
Ребёнок, начинающий говорить, произносит своеобразные комбинации звуков и слов,
понятные только близким. Если делать вид, что вы понимаете речь своего ребёнка, то он
поверит, что его речь понятна всем окружающим и не будет делать попыток сделать её
внятной.
Каким
бы
потешным
это
не
казалось,
не
повторяйте
за
ребёнком
неточно
воспроизводимые слова, не называйте предметы в уменьшительно-ласкательной форме.
Детям
нужен
от
взрослых
образец
ясной
и
простой
речи,
который
поможет
сосредоточиться на чётких звуках и словах.
У многих детей появляются запинки в речи. Причиной тому неумение правильно набирать
и расходовать воздух при говорении. Поиграйте в игру «Помоги кораблику доплыть до
берега». Поставьте перед ребёнком ёмкость с водой, поместите туда кораблик, сделанный
из скорлупы грецкого ореха или бумаги, и попросите малыша подуть. Следите, чтобы при
вдохе
не
поднимались
плечи,
забор
воздуха
производился
носом,
при
выдохе
губы
округлялись, а щёки не надувались. Можно предложить игру «Ветерок» и покрутить
вертушку, подув на неё. Интересна игра «Весёлый пузырек»: дуйте в пузырёк, бутылочку с
узким горлышком и слушайте мелодичный свист. Для игры «Загони мяч в ворота» нужно
скрутить из бумаги шарик, положить на стол и подуть так, чтобы он вкатился в условные
«ворота».
Необходимо
внимательно
прислушиваться
к
речи
ребёнка,
отмечая
неправильно
произносимые звуки. Например, если в отдельности он произносит звук «К», а в слове
вместо «кот» говорит «тот» и не замечает свою ошибку, то рекомендуется поиграть в игру
«Хлопни, когда скажу правильно». Покажите ребёнку игрушку или картинку предмета, о
котором пойдёт речь (например, кот), дайте установку: «Когда я скажу правильно слово
“кот”, хлопни. Готов? Тот, кот, гот!».
Развитие речи очень тесно взаимосвязано с развитием общей и мелкой моторики. Не
пренебрегайте зарядкой, игрой с большим мячом: ловлей, бросками, катанием, метанием.
Полезна
ходьба
с
удерживанием
равновесия
–
по
бордюрам,
узким
тропинкам.
Маршируйте вместе с ребёнком под звук бубна, это развивает чувство ритма. Учите
малыша пользоваться карандашами, мелом, восковыми мелками, занимайтесь лепкой,
играйте с мозаикой, перекладывайте мелкие предметы (крупные пуговицы, горошины
фасоль, камушки) – но, конечно, только под присмотром взрослых.
Дети часто спрашивают название одних и тех же предметов, и порой вопрос повторяется
ещё до того, как взрослый ответит на него. Это объясняется тем, что ребёнок получает
удовольствие от самой речи, от практического применения уже освоенного. Главное –
вселить
в
ребёнка
уверенность,
что
его
хотят
слушать,
с
ним
разговаривают.
Использование игр, о которых мы рассказали выше, поможет вашему ребёнку осваивать
речь в увлекательной форме. Желаем успехов!