Автор: Нощик Инара Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №119" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: методическая разработка Тема: "Музейная педагогика" Раздел: дошкольное образование
проекта .
В
настоящее
время
одним
из
важнейших
приоритетов
современного
образования
является
духовно-нравственное
воспитание
детей,
подростков
и
молодёжи.
Народная
культура
передает
национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания
любви
к
Родине.
Фольклор,
народно-прикладное
творчество
не
только
формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей
об
окружающей
жизни.
Фольклорные
произведения
ярко
выражают
эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы
о б о г а т и т ь
ж и з н ь
ч е л о в е к а ,
с д е л а т ь
е е
с о д е р ж а т е л ь н о й .
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,
необходимо
использовать
не
только
художественную
литературу,
иллюстрации.
Важно
знакомить
детей
с
реальными
предметами
и
материалами
(национальными
костюмами,
старинной
мебелью,
посудой,
орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например,
ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно
эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами,
народными
традициями.
Включение
музея
народного
быта
в
образовательное
пространство
обогащает
развивающую
среду
новым
смыслом.
Не
случайно
его
называют
информационно-коммуникативной
системой,
выполняющей
педагогическую
функцию.
Именно
здесь
для
ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта
родного
края.
Кроме
того,
в
музее
расширяются
возможности
подачи
информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет
в действии).
Исходя
из
педагогической
значимости
работы
в
данном
направлении,
в
нашем
детском
саду
возникла
идея
организации
музея
народного
быта,
которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект
продолжает развиваться.
Цель
проекта:
формирование
у
дошкольников
патриотических
чувств,
знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об
истории и традициях русского народа.
Задачи:
-
создать
пердметно-развивающую
среду,
способствующую
приобщению
детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в
себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,
национальными блюдами;
-
познакомить
детей
с
народными
обычаями,
обрядами,
праздниками,
народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к
народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей
об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
-
пополнять
фонды
музея
путем
совершенствования
взаимодействия
с
родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании
предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных
выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта:
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея,
методическая
литература,
подбирается
материал
для
будущего
музея,
проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие структуры и идейного замысла
экспозиций:
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
- народная игрушка.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми,
родителями.
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы
Мероприятия
Экскурсии-путешествия
- «Путешествие в мир старинных вещей»
- Экскурсия по музею народного быта
- Путешествие по русской избе
Комплексные занятия
- «Путешествие в прошлое утюга»
- «Хлеб всему голова»
- «Былины – кладезь народной мудрости»
Театрализованные
представления
- «Как избушка стала дворцом»
- «В гостях у Морозко»
Кружковая работа
- «Народная культура»
- «Народная игрушка»
Выставки, конкурсы
- «Осень в гости к нам пришла».
- «Мастерская деда Мороза».
- «Глиняные мастера».
- «Декоративное чудо».
Проекты
- «Декоративное чудо» с детьми старшей
группы.
- «Сочинение детьми музейных сказок» с
детьми средних и старших групп.
- «Лучшая экскурсионная программа по
экспозициям музея для детей и родителей».
Презентации
- Рассказывание сказок с опорой на свои
рисунки.
- Инсценировка сказок.
Праздники, развлечения.
- «Посиделки на 8 Марта».
- «Ярмарка».
- «Масленица».
- «Праздник русской берёзки».
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской
народной культуры
Формы работы
Мероприятия
Анкетирование
- «Обычаи и традиции своего народа».
- «Что Вы хотите узнать о нравственно-
патриотическом воспитании детей».
- «Что Вы думаете о работе детского сада?»
Общие родительские
собрания
- «Роль семьи в духовно-нравственном
воспитании детей на основе приобщения их к
народной культуре».
- «Роль русской народной культуры в
развитии связной речи детей.
- Экскурсия в музей народного быта».
Групповые родительские
собрания
- Игра «Мудрость народная» по приобщению
детей к истокам народной культуры.
- Круглый стол «Роль семейных традиций в
нравственном воспитании дошкольников».
Консультации групповые,
подгрупповые,
индивидуальные
- «Фольклор в жизни детей».
- «Читайте детям сказки».
- «Народная сказка в изобразительной
деятельности детей».
- «Игрушки из природного материала и игры с
ними».
Выставки
- Фестиваль детского творчества по мотивам
народных игрушек.
- Выставка поделок «Лесная сказка».
- Выставка рисунков «Декоративное чудо».
- Выставка рисунков «Мой Воронеж».
Конкурсы, викторины
- «Мастерская деда Мороза».
- «Глиняные мастера».
- «Чудеса из снега».
-
Совместная
литературная
викторина
для
детей и взрослых «В тридевятом царстве».
Проекты
- «Сочинение детьми музейных сказок».
- «Лучшая экскурсионная программа по
экспозициям музея для детей и родителей».
Экскурсии
- Экскурсии в музей народного быта.
- Семейные экскурсии по
достопримечательностям города Воронеж
Наглядная информация
- Папки-передвижки: «Пасха», «Новый год и
Рождество», «Народный фольклор для самых
маленьких».
- Информационные стенды.
Праздники, развлечения.
- Совместный досуг «Моя счастливая семья».
- «Посиделки на 8 Марта.
- Спортивный праздник «Богатырская наша
сила».
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая
диагностика),
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в
ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в
практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило
добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания
детей.
Расширились знания детей о русской народной культуре, появился интерес к
коллекционированию предметов старины.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами.
Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ
проведённой
работы
показал
перспективность
развития
данного
направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект
будет продолжаться в текущем учебном году.
Музей народного быта