Напоминание

"Музейная педагогика"


Автор: Нощик Инара Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №119"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музейная педагогика"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Музейная педагогика»

Актуальность

проекта
. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы о б о г а т и т ь ж и з н ь ч е л о в е к а , с д е л а т ь е е с о д е р ж а т е л ь н о й . В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии). Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель

проекта:
формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре; - повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; - познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; - привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем совершенствования взаимодействия с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями; - проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников; - изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение; - осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок; - проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта:

I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие структуры и идейного замысла экспозиций: - устройство русской избы, - утварь, - орудия труда,
- русская народная одежда, - народная игрушка.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.


Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы

Мероприятия
Экскурсии-путешествия - «Путешествие в мир старинных вещей» - Экскурсия по музею народного быта - Путешествие по русской избе Комплексные занятия - «Путешествие в прошлое утюга» - «Хлеб всему голова» - «Былины – кладезь народной мудрости» Театрализованные представления - «Как избушка стала дворцом» - «В гостях у Морозко» Кружковая работа - «Народная культура» - «Народная игрушка» Выставки, конкурсы - «Осень в гости к нам пришла». - «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Декоративное чудо».
Проекты - «Декоративное чудо» с детьми старшей группы. - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». Презентации - Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Инсценировка сказок. Праздники, развлечения. - «Посиделки на 8 Марта». - «Ярмарка». - «Масленица». - «Праздник русской берёзки».


Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской

народной культуры

Формы работы

Мероприятия
Анкетирование - «Обычаи и традиции своего народа». - «Что Вы хотите узнать о нравственно- патриотическом воспитании детей». - «Что Вы думаете о работе детского сада?» Общие родительские собрания - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре». - «Роль русской народной культуры в
развитии связной речи детей. - Экскурсия в музей народного быта». Групповые родительские собрания - Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры. - Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников». Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные - «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям сказки». - «Народная сказка в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними». Выставки - Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек. - Выставка поделок «Лесная сказка». - Выставка рисунков «Декоративное чудо». - Выставка рисунков «Мой Воронеж». Конкурсы, викторины - «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Чудеса из снега». - Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве». Проекты - «Сочинение детьми музейных сказок».
- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». Экскурсии - Экскурсии в музей народного быта. - Семейные экскурсии по достопримечательностям города Воронеж Наглядная информация - Папки-передвижки: «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких». - Информационные стенды. Праздники, развлечения. - Совместный досуг «Моя счастливая семья». - «Посиделки на 8 Марта. - Спортивный праздник «Богатырская наша сила».
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика), - передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы.
Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей. Расширились знания детей о русской народной культуре, появился интерес к коллекционированию предметов старины. Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Музей народного быта



Наши праздники, развлечения



В раздел образования