Автор: Лебедева Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Петуховская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г. Петухово, Курганская обл.
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Устный журнал "Моя безопасность"
Раздел: начальное образование
Тема занятия: Устный журнал «Моя безопасность» (1 класс)
Интеграция предметов: ОБЖ - обучение грамоте
Цели
урока: закрепить
и
обобщить
знания
детей
по
правилам
пожарной
безопасности, обеспечения безопасности в доме, на улице.
Оборудование: макет журнала (листы бумаги формата А 4, скрепленные так, что их
можно переворачивать), со страницами «Пожар», «Безопасность в доме», «Безопасность
на
улице»,
Безопасность
на
дороге»;
набор
бонусов
(жетонов);
иллюстрации
правил
пожарной безопасности; кукла; катушка со шнуром (3 шт.); набор дорожных знаков (3
комплекта): «Осторожно, дети!», «Въезд запрещен», «Велосипедная дорожка», «Проезд
велосипедистам запрещен», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»,
«Подземный пешеходный переход»; фигура для разрезания.
Ход журнала.
I.
Сообщение темы и целей.
(Учитель показывает детям журнал.)
- Сегодня на уроке мы пролистаем журнал «Моя безопасность».
Как и во всех журналах, в нашем журнале много интересного: рассказы, стихи, загадки,
конкурсы.
Мы
будем
соревноваться
и
узнаем,
кто
лучше
всех
знает
об
опасностях,
которые могут приключиться с детьми, и как их избежать. Команда, набравшая больше
всех бонусов, становится победителем.
(Учитель делит класс на три команды. Дети получают опознавательные знаки:
огнетушитель, палочку регулировщика, милицейский свисток.)
II.
Работа по теме урока.
1.
Вступительная беседа.
(Учитель показывает первую страницу журнала.)
- Кто сможет прочитать название первой страницы журнала? («Пожарная безопасность».)
- Что вы знаете о пожаре? (Пожары чаще всего происходят от беспечного обращения
людей с огнем. Из-за пожаров гибнет много людей. При лесных пожарах погибают
животные, сгорает лес.)
2. Игра «Доскажи словечко».
(Учитель читает задания командам. Дети должны хором досказать слово-отгадку.)
1-я команда:
Упал на пол уголек, деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его… (водой).
Раскалился если вдруг электрический утюг,
Что должны вы делать, детки?
1
Вынуть вилку из… (розетки).
2-я команда:
Если младшие сестрички зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички… (отобрать).
Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить).
3-я команда:
Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.
Дети помните о том, Что нельзя шутить с… (огнем).
Если хочешь ты гулять, вскачь не должен убегать,
Закрывая в доме дверь. Все ли выключил… (проверь).
(Учитель подводит итоги игры, раздает бонусы.)
3.
Игра «Собери номер телефона».
(Учитель предлагает командам собрать номер пожарной части.
Цифры номера разрезаны.)
(Команда,
быстрее
собравшая
номер,
получает
бонус.
Учитель
читает
стихотворение.)
- Итак, запомните.
Знает каждый гражданин этот номер – 01.
Если к вам пришла беда – позвони скорей туда.
Если нету телефона – позови людей с балкона!
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное – могут
погибнуть люди. Что же делать, если в доме начался пожар? ( Звонить в пожарную
часть, выбегать из дома, звать на помощь.)
4. Игра «Озвучь правило».
(Учитель каждой команде раздает по одной картинке. Рассмотрев ее, дети должны
вывести правило.)
1-я
команда. Квартира.
На
полу
что-то
несильно
горит.
Девочка
из
чайника
заливает огонь.
2
(Правило № 1. Если огонь небольшой, можно попробовать самому затушить его,
набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю, чайник воды.)
2-я команда. Квартира. Горят шторы и часть пола. Мальчик выбегает на лестничную
площадку.
(Правило
№
2.
Если
огонь
сразу
не
погас,
немедленно
убегайте
из
дома
в
безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01
или попроси сделать это соседей.)
3-я
команда. Квартира. Большой огонь, много дыма, по полу на четвереньках к
двери ползет ребенок.
(Правило № 3. Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при
пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки
или продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.)
(Учитель оценивает работу команд, раздает бонусы.)
- Какие еще правила поведения при пожаре вы знаете?
(Правило № 4. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони
по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После
этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Правило
№
5.
Если
в
помещение
проник
дым,
надо
смочить
водой
одежду,
покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком.
Правило № 6. Обязательно закройте форточку и дверь в комнате, где начался
пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда
даже погасить огонь.
Правило № 7. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может
отключиться, и ты задохнешься.
Правило № 8. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они
лучше знают, как тебя спасти.)
(За правильные ответы воспитатель награждает детей бонусами.)
4.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
(Воспитатель читает четверостишия. Дети, если считают, что надо поступать именно
так, хором говорят: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если уверены, что действия
неправильны, то молчат.)
- Кто, задорный и веселый, верность правилам храня,
Бережет родную школу от коварного огня?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)
- Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,
3
А сгорел гараж знакомых и строительный забор! (Ребята молчат.)
- Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)
- Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушел! (Ребята молчат.)
- Кто пожарным помогает, правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)
- На привале кто в лесу жег засохшую сосну?
А потом так поспешил, что костер не затушил. (Ребята молчат.)
- Видя, кто сушняк в огне знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает, От пожара лес спасает?
(Это я, это я, это все мои друзья!»)
6.
Викторина «Не шути с огнем»
Учитель предлагает командам по очереди вопросы викторины. За правильный
ответ команда получает бонус. Если дети затрудняются ответить, на вопрос отвечает
другая команда.
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл.)
(Пожарные.)
- Почему пожарных вызывают по телефону 01? (1 балл.)
(Это самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко
набрать даже в темноте на ощупь.)
- Почему пожарная машина красная? (1 балл.)
( Красная, чтобы издалека было видно. Красный цвет виден в тумане, при сильном
дожде.)
- Назовите произведения о пожаре. (По 1 баллу.)
(С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский
«Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «От костра – до котла», «Огонь
– опасная игра».)
4
- Чем опасны пожары? (1 балл.)
(Могут сгореть вещи, квартира, дом. При пожаре могут погибнуть люди.)
- Чем еще опасен пожар кроме огня? (2 балла.)
(Страшнее огня дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти
выход. Трудно дышать.)
- Чем можно тушить начавшийся пожар? (1 балл.)
(Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.)
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла.)
(Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.)
- Что станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2
балла.)
(Смочить
свою
одежду
и
все
вокруг
себя
водой
и
ждать
помощи.
Нельзя
пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа,
можно отравиться продуктами горения.)
- Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (2 балла.)
(Лифт
во
время
пожара
–
настоящая
дымовая
труба,
в
которой
легко
задохнуться. При пожаре лифт может отключиться.)
- Чем опасна печь в деревенском доме или на даче? (2 балла.)
В отсутствии взрослых нельзя подходить к печке и открывать дверцу. От
упавшего уголька может загореться весь дом.)
- Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла.)
Если печную заслонку
или вьюшку закрыть раньше времени, в доме скопится
угарный газ и можно задохнуться.)
- Может ли загореться искусственная елка? (2 балла.)
(Может. Горит не так быстро, как настоящая, но выделяет много ядовитых
веществ.)
- Где будете зажигать новогодние фейерверки и бенгальские огни? (2 балла.)
(Можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки. И только вне
дома.)
(Учитель подводит итоги викторины, оценивает ответы детей.)
7.
Игра «Спаси куклу».
5
(Учитель от каждой команды выбирает по одному игроку-пожарному, завязывает
ему глаза. Задача «пожарного» - найти в задымленной комнате девочку – куклу и вынести
ее из огня.)
8.
Игра «После пожара»
(Учитель от каждой команды выбирает по два игрока – пожарных. Они по сигналу
учителя начинают наматывать на катушки шнур. Задача «пожарных» - как можно быстрее
смотать пожарный шланг.
Игры можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.)
-
Мы
прочитали
с
вами
первую
страницу
нашего
устного
журнала
«Пожарная
безопасность».
- Сосчитайте, сколько бонусов у вашей команды.
(Учитель подводит итоги, называя количество бонусов у каждой команды.)
III.
Физкультминутка
IV.
Продолжение работы по теме урока
1.
Вводная беседа ко второй странице журнала
(Учитель открывает вторую страницу журнала.)
- Прочитайте название второй страницы. («Безопасность в доме».)
- Как вы понимаете название страницы? Разве дома нам может что-то угрожать?
(Может.
Есть
предметы,
с
которыми
надо
правильно
обращаться,
чтобы
не
навредить себе.)
- В доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека,
если с ними неправильно обращаться.
2. Игра «Доскажи словечко».
( Учитель читает стихи, дети хором досказывают фразу.)
- Дома острые ножи ты на полку… (положи).
Если ножницы достал, убери, откуда… (взял).
Не раскладывай иголки. Убери их все на… (полку).
- Если выполнять все эти правила, то
Ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои… (пальчики).
3. Беседа об электричестве.
6
- Но самой главной опасностью в доме является электричество. Давайте поговорим
об электричестве. Мы так привыкли к нему, что перестали ценить. А ведь свет от лампы
нам всегда необходим.
- Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампа? (Нет, не всегда. Сначала
жилище
освещали
костром,
потом
факелами,
потом
плошками,
лучинами,
керосиновыми лампами.)
- Керосиновая лампа была устроена так: керосин наливали в емкость внизу лампы.
В
нее
опускали
один
конец
фитиля,
а
другой
конец
поджигали.
Чтобы
огонек
предостеречь от ветра, его накрывали стеклом. Стекло покрывалось копотью, такая лампа
давала мало света. Вот об этом написал С. Маршак:
Лампа плакала в углу
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль,
На стекле густая пыль.
Почему – я не пойму –
Не нужна я никому!
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горят свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска.
- Мне не надо керосина,
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
- Значит, когда загорается электрическая лампа? (Когда выключателем соединяют
две нити.)
Да, лампочка не будет гореть, пока к ней не придет электрический ток. Что такое
электрический ток? ( Это энергия, которую нельзя увидеть.)
- Она вырабатывается на электрических станциях и бежит по проводам к нашим
домам, а потом к электрическим приборам. Проводов не видно, так как они спрятаны в
стены.
7
- Какие вы знаете электроприборы? (Телевизор, холодильник, радио, телефон и
т.д.)
Электрические приборы облегчают нашу жизнь, вносят радость и уют в наши дома.
У каждого электрического прибора есть провод с вилкой. Пока вилка не вставлена в
электрическую сеть, прибор не работает. Как только вилка в розетке, она соединяет
провода и ток бежит к прибору. Вилка – это такой же выключатель, который соединяет и
разъединяет провода. Выключить электрический прибор можно и, не отключая его из
розетки. Надо только нажать на клавишу-выключатель.
- Все электроприборы – наши помощники. Это правильно. Но если не соблюдать
технику
безопасности,
то
может
случиться
беда.
Назовите
правила
пользования
электроприборами.
(Команды по очереди называют правила:
Правило № 1. Нельзя трогать провода мокрыми руками.
Правило № 2. Нельзя брать в руки оголенные провода.
Правило № 3. Если прибор неисправен, скажи об этом взрослым.)
(За правильные ответы учитель раздает бонусы.)
5.
Игра Звонок в дверь».
- Я задам командам поочередно три вопроса. Посовещайтесь и дайте ответ.
1- команда:
- Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, что ты будешь делать?
(Звонить по телефону 02 в милицию.)
2-я команда:
- Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, а телефона в доме нет,
что ты будешь делать? (Буду кричать из окна, звать на помощь.)
3-я команда:
-
Ты
один
дома.
Зазвонил
телефон:
«Здравствуйте!
Куда
я
попала,
чья
это
квартира? Как тебя зовут? Ты один дома?», что ты ответишь? ( «Я дома не один. Сейчас
родители заняты. Позвоните позже».)
(Учитель оценивает ответы детей, раздает бонусы, читает стихотворение.)
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе!
Ведь преступник так хитер!
Притворится, что монтер,
Или даже скажет он,
8
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
(Учитель просит детей подсчитать количество бонусов, определяет лидера этой
страницы.)
V.
Физкультминутка.
VI.
Продолжение работы по теме урока.
- Открываем третью страницу журнала. Как она называется?
(Она называется «Безопасность на улице».)
- Вы знаете много сказок. В сказках встречаются персонажи добрые и злые. Кто
совершает в сказках злые поступки? (Баба Яга, Кощей, Серый Волк.)
- В нашей жизни тоже встречаются злые люди – те, которые хотят что-то украсть,
кого-нибудь обидеть. Но у них нет длинных зубов, они не дышат пламенем. Однако
догадаться об их злых намерениях можно. И можно не дать себя обмануть.
- Представим некоторые ситуации и подумаем, как надо действовать.
1-я команда:
- Представьте, что Петя вышел во двор погулять. Там совсем мало народу. Одни
малыши.
Играть
не
с
кем.
Скучно.
Вдруг
к
Пете
подходит
незнакомый
мальчик
и
предлагает поиграть вместе. Сначала они играют вместе, потом мальчик спрашивает:
«Слушай, а какие у тебя дома игрушки? Давай пойдем к тебе домой, поиграем!»
- Как, по-вашему, должен поступить Петя? (Дети обсуждают, разыгрывают диалоги
Пети и мальчика.)
(Пете ничего неизвестно о новом знакомом. Он может оказаться воришкой и
что-нибудь украсть из дома, поэтому его нельзя приводить домой в отсутствие
родителей.)
Правило
№
1.
Никогда
не
приводи
домой
чужих
или
мало
знакомых
людей.
Никому не давай ключ от своей квартиры. Отправляясь гулять, клади ключ в надежное
место, чтобы он не мог случайно выпасть.
2-я команда:
- Девочка идет мимо заброшенного дома, где никто не живет, ей встречается
незнакомый мужчина с пакетом молока и говорит: «Здравствуй, девочка! Хочешь, я тебе
9
котят
покажу?
Котята
такие
маленькие,
хорошенькие.
Ты
можешь
дать
им
молока.
Пойдем, покажу. Они там, в уголочке лежат».
- Как, по-вашему, должна поступить девочка?
(Дети обсуждают, разыгрывают диалоги девочки и мужчины.)
(Девочка может ничего не ответить незнакомцу и быстро уйти. А может
сказать ему, что она торопится и быстро выбежать на людное место.)
Правило № 2. В заброшенных домах или около них нельзя играть. Нельзя ходить
мимо них, надо выбрать другой путь. Люди, заманивающие вас в такой дом, могут сделать
вам больно.
3-я команда:
-
Девочка
идет
по
улице.
Вдруг
около
нее
останавливается
машина.
Оттуда
выглядывает мужчина: «Девочка! Где тут у вас продуктовый магазин?» Девочка подробно
объясняет, как проехать к магазину. За это мужчина дает девочке конфету.
- Как, по-вашему, должна поступить девочка?
(Дети обсуждают, разыгрывают диалоги девочки и мужчины за рулем.)
(Девочка
не
должна
брать
конфету,
не
должна
даже
близко
подходить
к
машине. Но если все-таки девочка взяла конфету, то ее надо незаметно выбросить.
Если мужчина будет пытаться заманить девочку в машину, она должна изо всех сил
брыкаться, царапаться, звать на помощь.)
Правило № 3. Нельзя близко подходить к незнакомым людям, выглядывающим из
машины, и тем более что-то брать у них из рук.
(Учитель оценивает ответы детей бонусами, читает стихотворение.)
Запомните, ребята,
Ведь преступник для того,
Чтоб ребенка усыпить,
«Фанты» даст ему попить,
В очень вкусные конфетки
Спрячет сонные таблетки,
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку…
Надо помнить: такая еда
Принесет вам немало вреда!
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться
И в кино даже сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо… («нет!»)
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
10
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо… («нет!»)
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ:
Ты ответить должен…(«нет!»)
VII.
Физкультминутка
VIII.
Продолжение работы по теме урока
-
Прочитайте,
как
называется
четвертая
страница
журнала.
(«Безопасность на
дороге».)
- Какие опасности подстерегают вас на дорогах? (Наезд машины, велосипедиста.)
- Проверим, какие дорожные знаки вы знаете.
Игра «Покажи правильно дорожный знак».
Перед
каждой
командой
учитель
кладет
набор
дорожных
знаков
и
читает
стихотворения Н. Пикулевой. По ходу чтения участники команды показывают знак, о
котором идет речь.
В гости к бабушке Сороке
Шли двенадцать сорочат,
Не сердились светофоры
На сорокиных внучат.
Научила их Сорока:
- Загорится КРАСНЫЙ ГЛАЗ,
Значит, занята дорога,
Стоп, дорога не для вас!
Вот проехали машины,
Загорелся ЖЕЛТЫЙ ГЛАЗ.
Это значит, НЕ СПЕШИТЕ,
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ СЕЙЧАС!
Дождались, горит ЗЕЛЕНЫЙ,
Самый добрый ГЛАЗ горит,
Это значит, светофор вам
«ПРОХОДИТЕ» говорит!
В гости к бабушке Сороке
Шли двенадцать сорочат.
Не сердились светофоры
На сорокиных внучат.
***
11
Знак понятен всем на свете:
ОСТОРОЖНО! РЯДОМ – ДЕТИ!
Едет машина? Знак возмущен:
Разве не ясно – ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН!
А этот знак поймет и кошка:
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА!
О ней мы так давно мечтали,
Садись и крути вовсю педали!
Что говорит нам знак-запрет?
- ЗДЕСЬ НЕ ПРОЙДЕТ ВЕЛОСИПЕД!
И вот этот знак, и тот –
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД!
Пусть машины подождут,
Постоят и отдохнут;
По дороге ПЕШЕХОДЫ –
Вы же видите? – ИДУТ!
Куда спускается народ?
А! Здесь – ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД!
Знак волнуется не зря:
НЕ ХОДИТЕ ЗДЕСЬ! НЕЛЬЗЯ!
И не только знак в тревоге:
НЕ ИГРАЙТЕ НА ДОРОГЕ!
(Учитель подводит итоги игры, награждает бонусами.)
IX.
Итог урока
- Закрылась последняя страница нашего журнала. Вы показали хорошие знания
правил
безопасности.
Но
запомните:
их
надо
не
только
знать,
но
и
обязательно
выполнять.
(Учитель награждает членов команды-победительницы медалями «Знаток ОБЖ».)
12
13