Напоминание

"МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"


Автор: Надымова Надежда Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка – детский сад № 378" г. Перми.
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методические материалы для педагогов
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 378» г. Перми.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(Методические материалы для педагогов)

Пермь, 2016 г.

1

Автор-составитель: Н.Е Надымова, воспитатель МАДОУ «Детский сад

№ 378», г. Пермь.

Рецензент:

В.А.Смирнова,

воспитатель

высшей

квалификационной

категории, МАДОУ «Детский сад № 378 », г. Пермь.

Методические

материалы

по

развитию

речи

детей

старшего

дошкольного возраста через театрализованную деятельность

2

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

Перспективный план по развитию выразительной речи у детей старшего

дошкольного

возраста

через театрализованную

деятельность………....7

Игры и упражнения на речевое дыхание; Артикуляционная гимнастика; Игры

и

упражнения на

свободу

звучания с мягкой атакой………………19

Конспект

занятия

с

элементами

театрализованной

деятельности

по

формированию интонационной выразительности «Волшебный чай»……….21

Конспект

НОД

по

развитию

выразительности

связного

высказывания

на

основе

сказки

В.

Сутеева

«Под грибом»……………………..26

Игры со скороговорками в разных вариантах; скороговорки………………..31

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»…………………33

Двигательно-речевые

миниатюры

(«Мишка»,«Жук»,«Попрыгушки»,«Стирка»)…………………………………34

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка"…….......35

Этюды («Получился снеговик», «Возьми и передай»)……………………….39

Картотека мини-сценок………………………………………………………….39

Сценка «Пирог для мамы»………………………………………………………41

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»………………………………………..45

Психогимнастика Цветок……………………………………………………….46

Библиографический список……………………………………………………..47

3

Пояснительная записка

Дошкольное

возраст

уникальный

период

развития

человека,

обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим

языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения

ребенком

разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи

- фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка

в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в

общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания,

посоветоваться

со

сверстниками,

родителями,

педагогами,

способствует

развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской

деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная

деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая

эмоциональная

передача

образа

героя

вербальными

и

не

вербальными

средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности:

пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной

игрой.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы

и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии — через образы, краски, звуки и музыку, а умело

поставленные

воспитателем

вопросы

побуждают

детей

думать,

анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это

способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

с ним совершенствованию речи.

Театрализованная

деятельность

позволяет

решать

многие

педагогические

задачи,

касающиеся

формирования

выразительности

речи

ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она

— неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает

радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в

себе.

Роль

театрализованной

деятельности

в

расширении

и

закреплении

словарного

запаса

дошкольников

немаловажна.

В

процессе

работы

над

литературными

произведениями

дети

знакомятся

с

новыми

словами,

что

4

способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи

существительных,

прилагательных, местоимений и

глаголов.

Формируется

умение

различать

и

называть

противоположные

по

значению

названия

действий и признаков.

Театрализованные

игры

обогащают

продуктивную

речевую

деятельность

дошкольников

(сочинение

собственных

сюжетов

или

импровизация

заданного)

и

развивают

исполнительское

творчестве

(музыкально – речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной

деятельности

уделяется

развитию

интонационной

выразительности,

позволяющей

каждому

ребенку

передать

эмоции,

чувства,

характерные

особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе

и диалоге, не стесняясь слушателей.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей

проводить

подготовительные

упражнения:

артикуляционная

гимнастика,

упражнения

надыхание,

скороговорки,

чистоговорки

на

развитие

дикции,

логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи,

развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и

речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

В качестве речевого материала используются знакомые и любимые

детям

сказки,

стихи,

небольшие

по

объему

литературные

произведения,

которые

концентрируют

в

себе

всю

совокупность

выразительных

средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного

ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание

сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться

разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев,

мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей,

ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное

и

пережитое

в

самодеятельных

театральных

представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

форме.

В

целом,

использование

театрализованной

деятельности

в

целях

формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического

строя, диалогической и монологической речи, совершенствования звуковой

с т о р о н ы

и социально-эмоционального

развития ребенка

становится

возможным

при

выполнении

ряда

условий:

единства

социально-

5

эмоционального

и

когнитивного

развития;

насыщении

этой

деятельности

интересным

и

эмоционально-значимым

для

детей

содержанием;

постепенности

и

последовательности

ознакомления

с

разнообразными

вербальными

и

невербальными

средствами

выразительности;

наличия

интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного

участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).Таким

образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в

речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании

словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков

связной

речи,

темпа,

выразительности

речи.

А

участие

детей

в

театрализованных

играх

доставляет

им

радость

и

вызывает

активный

интерес.

6

Перспективный план по развитию выразительной речи у детей старшего

дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Сентябрь

Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

1

.

Предварительная работа:

Изготовление различных видов

театров:

пальчиковый

настольный

бибабо

театр из бросового

материала

театр на фланелеграфе

баночковый

Подбор художественной

литературы.

Создать условия для знакомства

детей с различными жанрами

театра и устройством театра

(ширмы, большие и маленькие,

куклы, игрушки, декорации для

различных видов театра) .

Сформировать у детей

представление о видах

театрального искусства:

драматического, кукольного,

музыкального и т. д.

Создать условия для

формирования у детей интереса

к театральному искусству

(маски, атрибуты, персонажей

спектаклей, костюмы)

Создать условия для занятий

детей над образами персонажей

спектакля, посредством

выразительных средств:

интонации, мимики, жестов

(зеркала, грим, парики,

костюмы, маски, атрибуты и т.

д.) .

Родительское

собрание

Театрализованная

и г р а

к а к

с р - в о

р а з в и т и я

р е ч и

де т е й

с т а р ш е г о

возраста

2

.

Обследование детей и

анкетирование родителей.

(Приложение1)

Выявить речевые способности,

умения и навыки у

воспитанников. Выявить

культуру речевого развития

родителей.

Статья в

информационном

стенде:

«Артикуляционная

гимнастика»

3

.

Беседа с детьми «Что такое

театр?»

Показ иллюстраций.

Рассказы детей о

посещении театров.

Дать детям представление о

театре. Познакомить с видами

театров: художественный,

драматический, кукольный и др.

Формировать устойчивый

интерес к разным театральным

жанрам.

7

4

.

Беседа – диалог «Театральные

профессии»

Беседа – диалог с детьми.

Вопросы поискового характера

(Зачем нужны декорации, для

чего нужен театр, для чего

нужен занавес и т. д.)

Активизировать

познавательный интерес к

театральным профессиям:

актер, режиссер, художник,

композитор, декоратор,

костюмер и др. Воспитывать

желание узнавать новое.

Октябрь

№ Мероприятия

Задачи

Р а б о т а

с

родителями

1

.

- Заучивание стихотворения

Н.Егоровой «Листопад».

- Игровая ситуация «Однажды

осенью…»

- Учить детей выразительно

читать стихотворение наизусть,

передавать интонацией

спокойную грусть осенней

природы, чувствовать, понимать

и воспроизводить образный

язык.

- Учить составлять рассказы об

осени, использовать в речи

образные слова и выражения;

развивать творческое

воображение, монологическую

речь.

Статья в

информационном

стенде:

«Использование

пальчиковых игр в

развитии речи

детей»

2

.

- Техника речи

Показ, объяснение,

рассуждение, помощь;

Игры: «Давай поговорим»,

«Сочини предложение», «Фраза

по кругу»

- Настольный театр игрушек и

картинок: «Светофор».

Учить пользоваться

интонациями при

произнесении фраз - грустно,

радостно, сердито, удивлённо и

т.д. Воспитывать выдержку,

терпение, соучастие.

Введение в диалогическую речь

детей средств художественной

выразительности (эпитеты,

сравнения); помощь

дошкольникам в овладении

лексической и грамматической

культурой.

Дальнейшее

совершенствование

выразительной речи за счёт

расширение образного словаря,

совершенствования умений

использовать общие речевые

навыки и сложные

предложения.

3

.

Подготовка к НОД с

элементами театрализованной

деятельности по формированию

интонационной

- Учить детей использовать

полученные интонационные

умения в различных ситуациях

(пользоваться высотой, силой

Посещение

открытого

мероприятия

НОД

по

развитию

8

выразительности «Под грибом».

(разучивание стихов)

НОД с элементами

театрализованной деятельности

по формированию

интонационной

выразительности .Драматизация

сказки «Под грибом».

(Приложение№3)

голоса, выделять голосом

ударное слово, изменять темп,

ритм, тембр речи);

- формировать умения и навыки

активно пользоваться мимикой

и жестами;

- правильно пользоваться

речевым дыханием,

отрабатывать длительный

выдох;

- уточнить артикуляцию и

отработать четкое произнесение

гласных звуков;

- развивать зрительно-

пространственную ориентацию,

воображение;

- воспитывать интерес к

речевой деятельности, доброту

и смелость

речи «Под грибом»

4

.

Психогимнастика

Игры и упражнения: «Жадный

медведь», «Разные лица»

Разучивание и обыгрывание

потешек и песенок при их

рассказывании с упражнениями

на изменение силы и высоты

голоса, темпа речи:

«Уж как я ль мою коровушку

люблю», «Как пошёл наш козёл

да по ельничку», «Барашек»,

«Грачи-киричи», «Заря

заряница», «Боровик, боровик»,

«Земелюшка добра»,

«Барашкины кудряшки», «Ел

щенок».

Побуждать детей

экспериментировать со своей

внешностью – мимика, жесты.

Развивать умение

переключаться с одного образа

на другой. Воспитывать

желание у детей помогать

товарищам. Воспитывать

чувство уверенности в себе,

самоконтроль и самооценку.

Дальнейшее

совершенствование

выразительной речи за счёт

расширение образного словаря.

Ноябрь

Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

1

.

Игровой стречинг.

Игры и упражнения: «Мыльные

пузыри», «Весёлый пятачок»,

«Удивлённый бегемот».

Развивать речевое дыхание и

правильную артикуляцию.

Развивать дикцию. Учить

строить диалоги. Воспитывать

терпение и выдержку.

Привлечь

родителей к

изготовлению

театра из бросового

и природного

материала.

«Театр своими

руками»

9

2

.

- Создание декораций,

костюмов и масок для

разыгрывания театрального

произведения «Осенний

праздник в лесу».

- Выпуск афиш к спектаклю

«Осенний праздник в лесу».

- Разыгрывание отдельных

эпизодов спектакля

(индивидуальна работа).

- Показ спектакля для

родителей.

-

Развивать

эмоционально

-

насыщенное общение ребёнка с

взрослыми

и

друг

с

другом.

Развивать воображение детей.

Побуждать детей к выражению

образов

героев

в

движении,

мимике,

эмоциях;

следить

за

п р а в и л ь н ы м

и

ч е т к и м

произношением всех звуков.

- Развивать интерес родителей к

проведению совместных

мероприятий

Статья «Игра, как

средство

воспитания».

3

.

Показ театра на фланелеграфе:

«Кто сказал мяу».

Игры и упражнения на развитие

речевого

дыхания:

«Задуй

свечу»(Приложение№2)

Закрепление

знаний

о

видах

т е а т р а .

Р а с с м а т р и в а н и е

атрибутов.

Анкета для

родителей:

«Любите ли вы

театр?»

4

.

Сказка «Три поросёнка»

Ч т е н и е

с к а з к и .

Театрализованная деятельность

по ролям.

Речевое

творчество

по

сказке

(изменение конца сказки)

Развитие интонационной

выразительности, фантазии,

творчетва.

Домашнее задание:

придумать сказку с

д р у г и м

ко н ц о м

в м е с т е

с

родителями,

нарисовать

героев

сказки.

Декабрь

Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

1

.

«Здравствуй, зимушка - зима!».

Беседа о зимнем настроении.

Прослушать произведение

Вивальди «Зима».

- Дыхательное упражнение

“Как подул Дед Мороз”

Н.Нищева

- Упражнение «Возьмём Мишку

на прогулку».

- Музыкально - ритмическая

композиция «Снежная баба».

- Игра: “Где мы были, мы не

скажем, а что делали –

покажем”.

- Игра - фантазия «В зимнем

лесу».

- Разучивание и выразительное

чтение стихов к новому году.

Развивать способность детей

чувствовать настроение музыки

и рассказывать о нем.

- Развитие сильного

длительного плавного ротового

выдоха.

- Развитие предметно - бытовых

действий. Формирование

сопровождающей речи.

- Вовлечь детей в игровой

сюжет; побуждать детей

действовать в воображаемой

ситуации; способствовать

развитию воображения.

- Воспроизводить стихи

осмысленно, в заданном ритме,

проявляя собственное

отношение к звучащей речи

(ритмодикломация).

Статья в

информационном

стенде:

«Сказка – Как

средство

выразительности

речи у детей»

2

.

Беседа о рифме.

- Игры по развитию языковой

догадки «Рифма», «Наборщик»,

Упражнять детей в подборе

рифм к словам.

Закрепить понятие “рифма”.

Круглый стол: «Как

привить своему

ребёнку интерес к

10

«Ищем вторую половину».

- Упражнения на

выразительность интонации.

Игра - имитация «Догадайся, о

ком я говорю?»

- Двигательно - речевая

миниатюра «Жук».

- Игра «Фантазеры»

(воображение).

- Игра «Сочини продолжение

истории». Рассказывание

детьми историй.

- Самостоятельное

обыгрывание сочиненных

историй

Поощрять совместное

стихосложение.

- Совершенствовать

интонационную окраску речи;

развивают умение пользоваться

выразительными средствами

речи.

- Побуждать детей сочинять

несложные истории героями,

которых являются дети.

- Развивать воображение детей

побуждать к фантазированию

чтению

художественной

литературы»

3

.

Подготовка к Новогоднему

празднику. Разучивание стихов,

хороводов.

- Создание декораций,

костюмов и масок для

разыгрывания театрального

произведения «Новогодние

чудеса».

- Выпуск афиш к спектаклю

«Новогодние чудеса».

- Разыгрывание отдельных

эпизодов спектакля

(индивидуальна работа).

- Показ спектакля для

родителей

- Развивать эмоционально -

насыщенное общение ребёнка с

взрослыми и друг с другом.

Развивать воображение детей.

Побуждать детей к выражению

образов героев в движении,

мимике, эмоциях; следить за

правильным и четким

произношением всех звуков.

- Развивать интерес родителей к

проведению совместных

мероприятий

4

.

«Театр теней»

Познакомить детей с теневым

театром, его происхождением,

техникой.

- Упражнять в координации

речи и движения.

- Развивать чувство ритма,

воображение.

деятельности.

Беседа о теневом театре, его

происхождении.

- Просмотр фрагмента сказки

«Мороз Иванович» (теневой

театр).

- Упражнение «Холодный

день».

- Изготавливать декорации для

теневого театра в форме

рисования, вырезания. –

Январь

№ Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

1

.

«Поиграем с пальчиками»

Беседа о пальчиковом театре.

Рассматривание видов

пальчиковых кукол. Знакомство

с навыками владение этой

техникой.

- Пальчиковая игра «Домик».

- Упражнение «Булька».

Знакомство с пальчиковым

театром. Освоение навыков

владения этим видом

театральной деятельности.

- Развивать мелкую моторику

рук в сочетании с речью.

- Формирование чувства

музыкального темпа.

Родительское

собрание

«А

как

речь–то

говорит,

словно

реченька

журчит!»

11

- Игра “Балалайка” И.Лопухина.

- Ритмическая игра “Метелица”

- Разыгрывание детьми

знакомых сказок с помощью

пальчикового театра.

- Развитие чувства ритма и

координации движений.

- Развитие сильного ротового

выдоха.

- Отрабатывать умение детей

разыгрывать сказки с помощью

пальчикового театра.

2

.

«Играем в сказку»

Чтение сказки «Два жадных

медвежонка» и беседа по

содержанию. Характеристика

персонажей сказки.

- Имитационное упражнение

“Танец медвежат”.

- Упражнение «Скажи фразу по-

разному».

- Отработка диалогов:

медвежонок- медвежонок;

медвежонок- лиса.

- Игра:“Звери в гостях у

Снегурочки”.

- Игра- драматизация «Два

жадных медвежонка

Развивать умение детей давать

характеристику персонажам

сказки «Два жадных

медвежонка».

- Развивать у детей

выразительность жестов,

мимики, голоса.

- Учить детей

взаимодействовать друг с

другом в произношении

диалогов; упражнять в

звукоподражании.

- Формировать интонационную

выразительность речи.

- Вызвать желание участвовать

в играх- драматизациях.

С т а т ь я «Развитие

р е ч и

д е т е й

в

условиях

семьи

и

детского сада».

3

.

«В стране скороговорок и

чистоговорок».

Беседа - диалог о

скороговорках, чистоговорках.

- Чистоговорки: “Козлик”

М.Картушина и др.

- Упражнение «Снег идет!»

- Двигательно - речевая

миниатюра «Ванюша».

- Музыкально- ритмическая

композиция: «Песенка о разных

языках».

- Скороговорки «Шла Саша по

шоссе», «Бык - тупогуб» и др.

(Приложение№4)

- Самостоятельное сочинение

чистоговорок.

Продолжать знакомить с

жанровыми особенностями

скороговорок, чистоговорок.

- Отрабатывать у детей дикцию

проговариванием скороговорок,

развивать ее.

- Совершенствовать чистоту

произношения.

- Формирование плавного

длительного выдоха;

активизация губных мышц.

- Учить координировать речь с

движением.

- Проявлять творчество в

сочинении чистоговорок.

4

.

«Кто такой костюмер?»

Беседа - рассуждение: «Кто

такой костюмер».

- Упражнение «Пойми меня».

- Игра - пантомима: “Продолжи

фразу и покажи”.

- Игра «Можно перейти ваш

мост».

- Стихотворение с движением

«Двенадцать месяцев».

Продолжать знакомить детей с

театральными профессиями -

костюмер.

- Развивать умение

выразительно передавать

образы.

- Развивать способность

понимать собеседника по

мимике, жестам.

- Формировать эмоциональное

12

- Игра - соревнование:

«Подбери костюм к герою.

развитие детей, упражняться в

использовании жестов.

- Поощрять творческую

активность детей.

- Развитие навыков

сотрудничества

Февраль

№ Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

1

.

«Наши развлечения»

- Беседа о зимних забавах.

- Этюд «Получился Снеговик».

- Упражнение: «Радость и

грусть».

- Ритмическая

игра «Шаловливые сосульки».

- Игра- упражнение «Едем на

паровозе».

- Работа в мастерской.

Изготовление театра на ложках

Учить детей составлять

небольшие рассказы из личного

опыта и выразительно их

рассказывать.

- Учить понимать

эмоциональное состояние

героев.

- Отрабатывать

выразительность передачи

образа с помощью мимики и

жеста.

- Учить сочетать речь с

движением; развивать

воображение.

- Воспитывать

доброжелательное отношение

друг к другу.

- Привлекать детей к

изготовлению театра на ложках.

Мастер

к л а с с

«Изготовление

пособия

кукла»

из

носка или гольфа.

2

.

«Мои любимцы»

- Беседа о своих питомцах, их

повадках.

- Упражнение «Кто в домике

живет».

- Игра «Медвежонок и ослик

разговаривают по телефону.

- Пантомимический этюд:

«Озорной щенок»

- Танец - имитация

«Зверобика».

- Миниатюра «Котята играют».

- Самостоятельное

придумывание и обыгрывание

смешных историй про

животных (театр на ложках)

Учить составлять небольшие

рассказы о своих питомцах.

- Учить детей

взаимодействовать друг с

другом в произношении

диалогов; упражнять в

звукоподражании.

- Учить образовывать формы

глагола звонить (звонит,

позвонил).

- Развивать интонационную

выразительность речи.

- Побуждать детей к

двигательной импровизации.

- Побуждать сочинять истории

и обыгрывать их с помощью

театра на ложках

С т а т ь я «Развитие

выразительной

р е ч и

у

дошкольников»

3

.

«Незнайка в театре»

- Беседа - игра: «Поможем

Незнайке правильно вести себя

в театре». Игровые,

проблемные ситуации.

Дать детям представление о

культуре поведения в театре,

через решения проблемных

ситуаций.

- Развитие дыхания и свободы

13

- Упражнение «Ветерок».

- Игра «Подбираем рифмы».

- Психогимнастика «Возьми и

передай».

- Разыгрывание мини -

сценки: “Лиса” И.Петрова.

- Самостоятельные игры -

ряжания в театральном уголке

-Подготовка к совместному

детско – родительскому досугу

посвящённому 23 февраля.

речевого аппарата.

- Учить образовывать формы

родительного падежа

множественного числа

существительных.

- Развивать умение

выразительно передавать

образы.

- Упражнять детей в подборе

рифм к словам.

- Побуждать детей

экспериментировать со своей

внешностью.

- Развивать фантазию,

творчество

4

.

«Наши защитники»

- Слушание муз.произведения

«Марш» С.Прокофьева и беседа

по ассоциациям.

- Скороговорка: «Вёз корабль

карамель, наскочил корабль на

мель. И матросы три недели

карамель на мели ели».

- Упражнение «Что слышно».

- Упражнение «Донесение».

- Образно-пластичесий этюд

«Наездники»

(муз.С.Майкапара).

- Обыгрывание придуманных

ситуаций с использованием

настольного театра

Учить детей словесно

фантазировать по музыкальной

композиции.

- Развивать чувство ритма,

динамику музыкального образа

и понимать настроение в

мелодии.

- Отрабатывать четкую дикцию

через скороговорки.

- Учить детей

взаимодействовать друг с

другом в произношении

диалогов.

- Развивать внимание, память,

наблюдательность, образное

мышление детей.

- Практиковаться в

обыгрывании

придуманных ситуаций

Совместный детско

– родительский

досуг

посвящённый Дню

Защитника

Отечества

Март

№ Мероприятия

Задачи

Р а б о т а

с

родителями

1

.

“Весна пришла!”

- Беседы с детьми о народном

фольклоре: заклички, потешки,

прибаутки.

- Русская народная закличка

«Солнышко».

- Игра «Весенние голоса».

- Упражнение на развитие

интонационной

выразительности “Я очень

люблю свою маму”.

- Игра «Как стать

сказочником».

Продолжать знакомить детей с

малыми фольклорными

формами.

- Учить детей проговаривать

заданную фразу с определенной

интонацией в сочетании с

жестами; воспитывать

коммуникативные навыки

общения.

- Учить сочетать напевную речь

с пластическими движениями.

- Развивать воображение детей.

- - Побуждать эмоционально

14

- Этюд на развитие эмоций,

движений, жестов

“Ручеек”.М.Чистякова.

- Самостоятельные игры с

театром из бросового

материала. Разыгрывание

стихов, потешек

отзываться на игру.

2

.

«Праздник наших мам!»

Сценка «Пирог для мамы»

Вечер стихов «Расскажи мне,

дружок, выразительно стишок!»

«Бабушка - загадушка».

- Беседа о загадках.

Загадывание загадок.

- Упражнение «Угадай кого я

загадала».

- Пантомимическая игра «Узнай

героя».

- Двигательно - речевая

миниатюра «Стирка»

- Упражнения: «Угадай, кого

встретил щенок?»

- Сценка «Мастерица».

- Изготовление театральных

фигур из бутылок

Учиться выразительно,

передавать текст, развивать

поэтический слух,

совершенствовать

исполнительское мастерство.

Учить детей отгадывать

загадки; воспитывать

коммуникативные качества; -

Учить сочетать речь с

движением; развивать

воображение.

- Упражняться в интонирование

диалогов.

- Развивать умение

пользоваться выразительными

средствами голоса.

- Учить этюдам с

воображаемыми предметами и

действиями.

- Продолжать привлекать детей

к изготовлению разных видов

театров.

Посещение

открытого

мероприятия

«Праздник наших

мам»

Привлечь внимание

родителей к

проблеме

заучивания

стихотворений.

3

.

«К нам пришел Петрушка!»

- Беседа- диалог с куклой

Петрушкой. Рассматривание

атрибутов кукольного театра.

- Пальчиковая игра «Люди и

пальцы».

- Пантомима « Игра с куклами».

- Упражнение «Повтори за

мной».

- Упражнение «Встреча

друзей».

- Поупражняться в

кукловождении. Советы,

поощрения.

З н а к о м с т в о

с

в и д о м

театральной

деятельности

к у к л а м и

П е т р у ш к а м и ;

развивать творческий интерес.

-

Учить

сочетать

мелкую

моторику рук с речью.

- Развивать моторно- слуховую

память.

-

Учить

детей

представлять

собственную позицию в выборе

способа воплощения действий,

образа персонажа.

-

Отработка

умения

ве сти

д и а л о г

м е ж д у

д в у м я

персонажами.

-

Учить

детей

у п р а в л я т ь

куклами – Петрушками.

Акция:

«Подари

книгу детям»

Пополнить

библиотеку

д л я

д е т е й

с т а р ш е й

группы

4

.

«Непослушная Маша»

- Беседа по содержанию сказки

«Непослушная Маша». Разбор

значений фразеологизмов.

- Упражнение «Скажи по-

Учить доводить до детей

замысел сказки.

Активизировать в речи детей

фразеологизмы (душа в пятки

ушла, задирать нос).

15

другому».

- Упражнение «Что было

потом». Рассказывание детьми

сказки по частям.

- Игра с куклой Машей.

Вспомнить правила

кукловождения.

- Распределение ролей.

- Показ кукольного театр детям

«зрителям» своей группы.

- Обсуждение после

выступления

- Развивать интонационную

выразительность речи.

- Развитие умения

последовательно пересказывать

сказку.

- Развивать желание

участвовать в кукольном

спектакле; умение

взаимодействовать с партнером;

умение создавать образ

персонажа

Апрель

№ Мероприятия

Задачи

Р а б о т а

с

родителями

1

.

«Театральная азбука»

Беседа с детьми о театральных

понятиях - сцена, занавес,

спектакль, аплодисменты,

сценарист, дублер и т.д.

- Речевое упражнение “Кто за

кем идет” М.Картушин.

- Упражнение «Нам грустно»,

«Нам весело».

- Этюд «Ерема».

- Разыгрывание по ролям

стихотворений

А.Тетивкина:“Как по речке по

реке”.

- Самостоятельная театрально -

игровая деятельность

Закрепление знаний о театре.

Активизировать словарь детей:

сцена, занавес, спектакль,

аплодисменты, сценарист,

дублер и т.д.

- Продолжать знакомить детей с

понятиями “мимика”, “жест”.

- Развивать умение передавать

эмоциональное состояние через

создание образов.

- Развивать выразительность

жестов.

- Учить вживаться в

художественный образ;

вступать во взаимодействие с

партнером.

Акция книголюбов

«День чтения

вслух».

2 апреля -

Международный

день детской книги.

2

.

«Пчелки, птички полетели»

Беседа о весенних приметах.

- Упражнение «Лети, бабочка!»

- Речевая игра «Как у бабушки

Наташи».

- Игра «Зеваки».

- Этюд «Поймай комара».

- Танец- фантазия «Дискотека

кузнечиков»

- Распределение ролей на сказку

«Посидим у самовара»

Познакомить детей с весенними

приметами. Отвечать на

вопросы полными

предложениями.

- Развивать речевое дыхание,

интонационную

выразительность.

- Развитие активного внимания.

- Создавать благоприятные

условия для импровизации

детей; развития творческих

способностей.

- Подводить детей к созданию

образа героя, используя для

этого мимику, жест, движения

Консультация

«Театр в детском

саду»

Привлечь

родителей к

активной помощи в

организации и

подготовке

постановок.

3

.

Репетиция досуга «Посидим у

самовара».

Отработка ролей.

Пение частушек

Подбор костюмов.

Побуждать участвовать в

тематическом досуге.

Упражнять в видении

сценического пространства.

Исполнение диалогов с учетом

16

Изготовление атрибутов,

декораций

на зрителя.

4

.

Досуг «Посидим у самовара»

Показ

родителям

г р у п п ы

досуга.(Приложение№5)

Поощрять творческую

активность детей;

поддерживать интерес к

выступлению на публике

Досуг «Посидим у

самовара»

Май

№ Мероприятия

Задачи

Работа с родителями

1

.

«Путешествие»

- Беседа о путешествиях.

Сочинение коллективного рассказа

о путешествии».

- Упражнение «Воздушный

шарик».

- Игра «Где я был?»

- Этюд “Море”.

- Пантомимы: “К речке быстро мы

спустились”.

- Игра «Почта».

- Самостоятельные режиссерские

игры в уголке.

Побуждать сочинять

коллективно истории,

активизировать речевое

общение.

Звукоподражание.

-Учить образовывать

формы винительного

падежа множественного

числа одушевленных

существительных.

-Побуждать детей к

двигательной

импровизации; учить

двигаться в соответствии

с музыкальной

характеристикой образа.

- Совершенствовать

умение соотносить

глагол с действием,

которое он обозначает.

- Воспитывать

партнерские отношения

между детьми

Родительское собрание

«Играем в театр»

Раскрытие значения

театрализованной

деятельности во

всестороннем развитии

личности ребёнка,

содействовать

сплочению

родительского

коллектива,

вовлечению родителей

в жизнедеятельность

детского сада

2

.

«Мы маленькие актёры»

Беседа о качествах, которыми

должен обладать актёр.

- Пантомимическая игра

«Изобрази героя».

- Чистоговорка: “Ах, трава -

мурава”.

- Творческая игра «Что такое

сказка?».

- Упражнение “Пойми меня”.

- Игра «Привет, господин

Автобус».

- Самостоятельная сюжетно -

ролевая игра «Театральные

актеры»

Через решение

проблемных ситуаций,

познакомить детей с

качествами актера.

Развивать связную речь.

- Совершенствовать

умения детей

выразительно

изображать героев

сказки.

- Отрабатывать четкую

дикцию и

звукопроизношение

через чистоговорки.

- Отрабатывать умение

сочетать речь с

пластическими

движениями.

- Развитие творческого

потенциала.

Анкетирование

родителей

«По результатам года»

Определение успешных

мероприятий и форм

работы с семьёй в

прошедшем году.

Выявление и анализ

причин

неудовлетворённости

родителей воспитанием

и обучением в детском

саду.

Определение основного

содержания работы с

родителями на

новыйуч.год.

(Приложение№1)

17

- Стимулировать детей

полученные знания

переносить в игру

3

.

Итоговое занятие «В мире

театра»

Беседа о том, что понравилось в

театральных занятиях. Что

хотелось бы еще внести на

следующий год.

- Игра «Здравствуйте!».

- Разгадывание кроссворда:

“Театральные профессии”.

- Упражнение «Волшебный сон».

- Психогимнастика: “Цветок”

М.Чистякова.

- Этюд «Скоро лето»

Совершенствовать

диалогическую форму

речи.

- Вызвать у детей

радостное настроение,

создание дружеской

атмосферы.

- Закрепить название

театральных профессий.

- Развивать внимание,

память, воображение.

- Совершенствовать

исполнительское

мастерство

4

Итоговая диагностика

18

Игры и упражнения на речевое дыхание.

ИГРА СО СВЕЧОЙ

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем

подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том,

чтобы не погасить свечу, а только за ставить плавно «танцевать» пламя.

Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно

сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой,

а потом можно играть с воображаемым пламенем.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель. Та же.

Ход

игры. Дети

распределяются

на

две

команды.

Первая

команда

с

помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные

пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как

можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы

следят

за

их

действиями

и

одновременно

хором

или

по

ролям

читают

стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

---Осторожно — пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри! Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой — со сливу!

Мой — с орех!

Мой — не лопнул дольше всех.

Артикуляционная гимнастика

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

1. Веселый пятачок:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у

поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз,

затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в

другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы

губ, фыркнув, как лошадка.

19

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы

избавиться

от

этих

недостатков,

необходимо

освободить

мышцы

шеи

и

челюсти.

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу. Затем катать ее по спине

и груди;

Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом

открывается широко и свободы:.

Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и

произносить

«вау,

вау,

вау...»,

подражая

голосу

пантеры,

резко

опуская

нижнюю челюсть широк: открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4.Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину

и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань

опущена).

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой.

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они

начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы

свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его

на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон,

на котором ровно и свободно звучит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает

звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм —

БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь

— ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети

воображают,

что

они

укачивают

игрушку,

и

напевают

колыбельную,

сначала

с

закрытым

ртом

на

звук

«м»,

а

потом

ту

же

музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

20

Конспект

занятия

с

элементами

театрализованной

деятельности

по

формированию интонационной выразительности «Волшебный чай».

Цель: развитие выразительной речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

учить

детей

использовать

полученные

интонационные

умения

в

различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, выделять

голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи);

формировать

умения

и

навыки

активно

пользоваться

мимикой

и

жестами;

правильно пользоваться речевым дыханием, отрабатывать длительный

выдох;

уточнить

артикуляцию

и

отработать

четкое

произнесение

гласных

звуков;

Развивающие:

развивать зрительно-пространственную ориентацию, воображение;

Воспитательные:

воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту и смелость.

Словарная работа: справил, пылает, мята.

Материалы:изображениезамка;дерево;варежковый

театр

(змеи);маски

поросят, волков;«мимический додекаэдр»;самовар;магнитофон.

Ход НОД

1 часть:

Воспитатель: Дети, с каких слов начинаются все русские народные сказки?

(Все сказки начинаются со слов: Жили-были…)

2 часть:

Воспитатель: Сегодня, я вас тоже хочу пригласить в сказку, но эта сказка

необычная.

21

В одном сказочном королевстве жил-был король. И звали его - «О». Он был

очень важный и говорил так - «О-О-О» (руки округлить перед грудью - в

форме буквы «О»). Дети, как говорил король? (ответы детей).

У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и ласковая. И звали ее

- «И». Она всем улыбалась и говорила: «И-И-И» (растопыренные ладони

приставить к краям губ). И даже, когда она была строгая, голос у нее все

равно звучал нежно - «И-И-И». Дети, как говорила королева? (ответы детей).

У них были дочка-принцесса и сынок-принц. Принцессу звали - «А», а

принца - «Э». С утра до вечера они бегали в королевском саду и радуясь

кричали:

Принцесса

-

«А-А-А»

(руки

округлить

над

головой),

дети,

как

кричала

принцесса? (ответы детей) принц - «Э-Э-Э» (руки развести в стороны, ладони

округлить), как кричал принц? (ответы детей). Однажды они попали под

холодный, проливной дождь и простудились. Они стали кашлять и чихать и

никто не мог их вылечить. Король издал указ и приказал своим секретарям

свинкам его напечатать: «О-О-О!»

3 часть:

Воспитатель: Кто хочет быть секретарями - свинками? (3-е детей исполняют

роли свинок, имитируя работу на печатной машинке).

Свинки:

Как на пишущей машинке. Три хорошенькие свинки:

Туки - туки - туки - тук! (тихо, медленно)Туки - туки - туки - тук! (тихо,

медленно)

И постукивают, И похрюкивают:

Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк! (громко, быстро)Хрюки - хрюки - хрюки -

хрюк! (громко, быстро)

Воспитатель:

В королевском лесу жили волки.

Они выли - «Ы-Ы-Ы».

Услышали они как хрюкают свинки, и вышли на охоту.

Волки:

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту.

22

Между прочим, говорят

Поросят они едят.

Ы - Ы - Ы……..

(Дети изображают повадки волков и рычат громким, низким голосом.Свинки

визжат высоким голосом, разбегаясь в разные стороны.)

Воспитатель: У короля был верный слуга - филин, он все сообщал королю,

что происходит у него в королевстве. Он говорил - «У-У-У» (вытянуть руки

перед грудью в форме овала). Полетел филин с указом в поисках доктора, а

вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который

живет в дремучем лесу, под волшебным деревом.

Давайте дети сходим к мудрому змею и спросим его совета, как помочь

выздороветь принцу с принцессой.

4 часть:

Воспитатель:

Отправляемся

в

путь.

Перед

нами

волшебное

море,

чтобы

перебраться

на

другой

берег

нужно

преодолеть

«звуковые

волны»

(показывает схемы).

Мы будем произносить первый звук слова змей, глядя на эту схему.

Какой это звук? (З). Сначала мы произносим звук «З» глядя на «волны»

громко, плавно проводя в воздухе указательным пальцем. Затем следя по

схеме взглядом, потом по воображаемой «волне» с разной силой голоса

произносим звук «З» - тихо, громко, тихо (дети выполняют задание).

5 часть:

Воспитатель: Вот мы и преодолели первое препятствие. Посмотрите, какое

дерево.

Дерево: (звучит голос в аудиозаписи) Да, я волшебное дерево, когда на меня

сильно дует ветер, я могу вращаться.

Воспитатель: Давайте дети мы подуем на него сильно, как ветер. Вспомните,

как правильно нужно набирать воздух и выдыхать его (не поднимать плеч, не

надувать щек, тянуть губы трубочкой).

(Дети дуют, дерево начинает вращаться.Слышится шипение змея.)

Змей: Зачем вы разбудили меня?

Дети: Помоги нам вылечить принца и принцессу.

23

Змей: Да, вы смелые дети, я вам помогу, не каждый ко мне может добраться.

Но вы должны определить, какое из этих предложений будет правильным.

Лечебный чай поможет вам?

Лечебный чай поможет вам?

Лечебный чай поможет вам!

(ответы детей)

Змей: Вы не только смелые, но и умные. За это, я дарю вам старинный

самовар с чаем из лечебных трав.

(Дети благодарят змея. Звучит музыка, выходят дети, читают стихотворение

«Самовар”0» (расскажи стихи руками).

1 ребенок:

Мы сегодня вам расскажем,

Кто всех старше в доме нашем:

2-ой:

Наш сибирский самовар - он всех старше,

Но не стар!

3-ий:

Знаем мы от бабы Люси, что сто лет тому назад

Самовар - ее бабусе - справил муж ее, Игнат.

4-ый:

Самовар-великан!

И медали - по бокам!

5-ый:

Хоть сто лет уже прошло,

от него светлым-светло!

6-ой:

Протекает река сразу за лесочком.

24

Там мы трем ему бока золотым песочком.

7-ой:

Золотеет самовар,

от боков пылает жар!

8-ой:

Утром, днем и вечерком

угостит он всех чайком -

9-ый:

Вкусным, ароматным,

с запахом мятным!..

10-ый:

Вот на этом, вот на этом

Мы закончим свой рассказ.

Вместе:

Приезжайте в гости летом - чаю хватит и для вас!

(танец «Самоваров»)

Воспитатель: Дети, король с королевой вам очень благодарны за то, что вы

помогли вылечить их детей. В благодарность они дарят вам волшебный

додекаэдр,

который

показывает

их

настроение

(на

гранях

додекаэдра

изображены

различные

мимические

пиктограммы).

Покажите,

какой

был

король? Какой была королева?

Найдите «свое настроение» и покажите, каким оно стало у вас сейчас. Дети

показывают какое у них настроение.

25

Конспект НОД по развитию выразительности связного высказывания

на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»

Цель: формирование выразительной речи у детей через театрализованную

деятельность.

Задачи:

1) Образовательные:

обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам

сказки;

обогащение речи выразительными средствами русского языка;

2) Развивающие:

развитие речевой интонационной выразительности;

развивать произвольное и слуховое внимание;

развивать

зрительную

и

словесно-логическую

память

и

логическое

мышление детей;

развитие общей и мелкой моторики детей;

развитие мимики, жеста, пантомимы.

3) Воспитательные:

воспитание

у

детей

дружбы,

чувства

доброты,

отзывчивости,

готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование:

картинки с изображением героев сказки;

серии сюжетных картин по сказкам;

маски-шапочки героев сказки;

костюмы героев сказки;

фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса;

а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»;

м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа:

чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»;

знакомство с пословицами о дружбе.

Ход НОД:

26

1. Организационный момент.

Приглашение в царство грибов.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно

произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

ЕС-ЕС-ЕС - мы идем в лес.

Су-су-су - тихо осенью в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС - опустел осенний лес.

Су-су-су - грибы берем в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС - листву роняет лес.

Стве-стве-стве -

грибы спрятались в траве

2. Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М.

Пляцковский «Грибы»).

Воспитатель: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать

грибы.

Дети:

Мы идем дорожками

Узкими тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем

За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,

С полными корзинами.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем

Мы грибы домой несем.

27

3. Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали, а потом пересчитали:

1 - лисичка,2 - свинушка,

3 - опята,4 - чернушка,

5 - пузатый боровик,

6 - малышка моховик,

7 - как шляпа, черный груздь,

8 - я назад вернусь.

Подберезовик хорош,

Подосиновик пригож.

А 10 будет белый - Всей корзины нашей гвоздь.

Вы внимательно искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад пойдем

И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

5. Просмотр мультфильма «Под грибом» и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка,

воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Воспитатель: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Воспитатель: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Воспитатель:

Вспомните,

с

чего

начинается

сказка.

Что

случилось

с

муравьем?

Дети: Муравей попал под сильный дождь.

Воспитатель: Кто попросился к муравью под грибок?

28

Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

Воспитатель: Что произошло с зайцем?

Дети: За зайцем гналась лиса.

Воспитатель: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался

из-под гриба?

Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно

было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

Воспитатель: Что помогло героем сказки?

Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому

кто попал в беду.

6. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не

зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в

нужной последовательности.)

Дети:

Муравей первый спрятался под грибом.

Второй спряталась под грибом бабочка.

Третьей спряталась под грибом мышка.

Четвертым спрятался под грибом воробей.

Пятым спрятался под грибом заяц.

Шестой пришла лиса.

Лягушонок был седьмым

«Доскажи и покажи»

Воспитатель: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой

и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до

грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

29

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: - Спрячьте, - кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: - Зайца не видали?

Лягушка: - Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

7. Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».

Воспитатель: Однажды в лесу начался дождь.

Дети:

Капля - раз, капля - два,

Капли медленно сперва:

Кап-кап-кап-кап.

Капли стали поспевать.

Капля каплю догонять.

Кап-кап-кап-кап-Кап-кап-кап-кап.

Зонтик поскорей раскрой.

От дождя себя укрой!

10. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».

Воспитатель: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими

героями в лесу…

11. Знакомство детей с пословицами.

Воспитатель: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Дети:

- В тесноте, да не в обиде.

- Милости прошу к нашему шалашу.

- Вместе жить - все делить.

Воспитатель: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

12. Итог занятия.

30

Воспитатель: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что

учились делать на занятии?

Игры со скороговорками в разных вариантах.

«Испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает

свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего

быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой

лучше и точнее произнесет ее вслух;

«Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо

ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести

скороговорку и т.д.;

Вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре —ведущий с мячом.

Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро

произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог

четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из

игры;

«Змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят

через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед

которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку.

Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в

противном случае ребенок повторяет скороговорку;

«Фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или

скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

«Главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз

выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно

разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

СКОРОГОВОРКИ

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

31

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два

гроша.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать

стали, мышки зубки поломали!

Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо

колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать,

перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки.

32

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

Игра: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять

гла голы

(в р е мя ,

лицо ),

р а зв иват ь

т во рч е с ко е

в о о б р а ж е н и е ,

сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем

в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы

договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы

были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что

д е л а л и ,

п о к а ж е м ! »

В ы б и р а ю т

в о д я щ е г о ,

о н

в ы х о д и т .

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» —

спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить

дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он.

Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети

и

воспитатель

изображают

пилку

дров,

водящий

отгадывает:

«Вы

пилите

дрова».

Для

продолжения

игры

выбирают

другого

водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям

самим

придумать

действие,

которое

они

будут

показывать:

умываться,

танцевать,

рисовать,

рубить

дрова,

играть

на

пианино

и

д р .

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если,

отгадывая,

ребенок

неправильно

употребляет

форму

глагола,

говорит,

например:

«Вы

танцеваете,

рисоваете»,

воспитатель

добивается,

чтобы

ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? —

спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем».

«Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова:

«Они рисуют».

33

Двигательно-речевые миниатюры

Организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его

речью.

Образные

двигательно-речевые

миниатюры,

которые

можно

охарактеризовать

как

ритмические

упражнения,

помогут

преодолеть

недостатки, как в области совершенствования движений, так и в речевой

области.

1. Двигательно-речевая миниатюра «Мишка»

Постираю

мишке

теплые

штанишки,

(изображают

стирку).А

потом

прополощу, (прополаскивают штанишки). Посильнее отожму (отжимают). На

веревке

просушу

(двумя

руками

развешивают

на

веревку).Пусть

гуляет

мишка (переваливаются с ноги на ногу, растопырив «лапы»). В чистеньких

штанишках (дважды проводят руками по штанишкам сверху вниз).

2. Двигательно-речевая миниатюра «Жук»

Жук,

жук,

не

жужжи!

(изображаем

жука

с

длинными

усиками).Где

ты

прячешься, скажи! (разводим руками в стороны и пожимаем плечами).Мой

дом под кустом, (изображаем ладонями крышу). Под березовым листом!

(опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и

залезает жук).

3. Двигательно-речевая миниатюра «Попрыгушки»

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Чтобы было веселей, поскакали вместе (совершаем прыжки на месте).

Раз, два, три, четыре, пять — начал заинька скакать (под счет прыгаем 5 раз).

Прыгать серенький горазд — он подпрыгнул десять раз (после слов «он

подпрыгнул десять раз» прыгаем 10 раз).

4. Двигательно-речевая миниатюра «Стирка»

Маме помогаю — я белье стираю (изображают стирку белья).

Постирается белье — буду полоскать (полощут белье).

Постирается тогда — буду отжимать (отжимают).

Отожму, встряхну, повешу (выполняют движения по тексту).

А потом, а потом, я белье это поглажу (как бы тянутся за утюгом и берут его в

правую руку).

Утюгом, утюгом (гладят белье).

34

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка".

Домик – берлога медведей. Внутри домика сидит медведица. Рядом с

домиком – пенёк.

Рассказчик: В одном густом – густом лесу жила старая медведица.

Медведица выходит из домика, в руках у неё корзинка. Она что - то

собирает в неё.

Рассказчик: И было у медведицы два сына – медвежонка. Один был

старший, а другой - младший.

Выбегают два медвежонка и играют в мяч. Медведица ставит корзинку,

садится на пенёк и смотрит, как медвежата играют в мяч.

Рассказчик: Прошло время, и медвежата подросли.

Старший медвежонок отбрасывает мяч в сторону и подходит к медведице.

Старший медвежонок: Мама, мы с братом уже выросли, разреши нам пойти

по белу свету счастья искать!

Младший медвежонок тоже подходит к медведице.

Младший медвежонок: Мама, пожалуйста, разреши!

Медведица: Ну, что ж! Идите! Вот вам корзинка с едой.

(Отдаёт корзинку старшему медвежонку.)

Только помните, никогда не расставайтесь друг с другом!

Старший медвежонок: (Уходит и машет рукой на прощанье.)

Хорошо, мама! До свидания!

Младший медвежонок: До свидания, мама!

(Идёт за старшим медвежонком и машет рукой на прощанье.)

35

Медведица: До свидания, медвежата!

(Машет рукой на прощание.)

Медвежата идут и поют песню на мотив песни «По малину в сад пойдём»

Песня «По малину в лес пойдём».

По малину в лес пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём.

Мы малины наберём,

Наберём, наберём.

Солнышко светит нам,

А в лесу тропинка.

Сладкая ты моя,

ягодка - малинка!

В это время домик убирают и оставляют только «пенёк» на который

кладут «сыр».

Рассказчик: Долго шли медвежата через поля и леса.

Старший медвежонок: (Заглядывает в корзинку.)

Посмотри, братик, в нашей корзинке ничего нет!

Младший медвежонок: (Заглядывает в корзинку.)

Куда же исчезла вся еда?

Старший медвежонок: Мы уже всё, что дала нам мама, съели!

Младший медвежонок: Что же делать? Я есть хочу!

Старший медвежонок: Я тоже голодный!

Младший медвежонок: (Замечает пенёк и показывает на него рукой.)

Смотри, братик, что это там лежит на пеньке?

Медвежата подходят к пеньку.

Старший медвежонок: Да, это - сыр! Давай разделим его поровну!

36

Младший медвежонок: Хорошо! Только как же его разделить поровну?

Старший медвежонок: У меня получится!

(Берёт сыр в руки.)

Младший медвежонок: А если тебе достанется больше чем мне? Нет!

Лучше я буду делить сыр!

(Берётся руками за сыр и изображает, что тянет сыр к себе.)

Старший медвежонок: (кричит) Отдай сыр, братик! Я старший, поэтому

мне делить! (Изображает, что тянет сыр к себе.)

Младший медвежонок: (кричит) Отдай сыр, братик! Я лучше тебя умею

делить поровну! (Изображает, что тянет сыр к себе.)

Выходит Лиса и смотрит как медвежата перетягивают сыр.

Лиса: О чём вы спорите, медвежата?

Старший медвежонок и Младший медвежонок (Замечают Лису и

перестают тянуть сыр. Вместе) :

Мы не можем разделить сыр!

Лиса: Да разве это беда! Давайте я разделю сыр, чтобы каждому было

поровну. Мне, что младший, что старший медвежонок - всё одно.

Старший медвежонок и Младший медвежонок (вместе): Как хорошо!

Дели сыр!

(Отдают сыр Лисе.)

Лиса берёт сыр и ломает его на больший и меньший куски.

Старший медвежонок и Младший медвежонок (Кричат вместе и

показывают на больший кусок):

Этот кусок больше!

Лиса: Тише, медвежата! Это не беда! Сейчас я разделю поровну!

37

Лиса кладёт меньший кусок на пенёк и отламывает от большего куска

столько, что он становится меньшим. Лиса изображает, что ест сыр, а

потом быстро кладёт его в карман.

Старший медвежонок и Младший медвежонок (Кричат вместе и

показывают на больший кусок):

И так неровно!

Лиса: (Изображает, что жуёт и облизывается.)

Сейчас ещё поделю и будет поровну!

Кладёт маленький кусок на пенёк и берёт большой. Отрывает от него

такую часть, чтобы оставшаяся была как та, что лежит на пеньке.

Меньшую часть кладёт на пенёк. Изображает, что ест оторванную часть

и быстро кладёт её в карман. Облизывается и гладит свой живот.

Старший медвежонок и Младший медвежонок (Кричат, показывая на два

кусочка сыра на пеньке):

Это маленькие куски!

Лиса: Ну, и что! Хоть и по малу, но поровну! Приятного вам аппетита,

медвежата!

(Лиса убегает.)

Медвежата берут в руки кусочки сыра и с удивлением смотрят на них, а

потом друг на друга.

Старший медвежонок и Младший медвежонок: Лиса обманула нас!

Выходит рассказчик.

Рассказчик: Вот так бывает с теми, кто жадничает!

38

ЭТЮДЫ

Этюд «Получился снеговик»: Воспитатель предлагает сделать снеговика.

Проводится с воображаемыми предметами. Дети «катают» комки снега. Все

движения однотипны: начинают с маленького комочка, потом он постепенно

растѐт. В движениях должно отразиться то, что все комки будут разные:

сначала скатывают большой ком, потом поменьше, и, наконец, маленький.

Дети «складывают» комки друг на друга, получается снеговик. Дети водят

хоровод.

Этюд «Возьми и передай»

Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий

воображаемый

предмет.

Сбоку,

несмотря

на

движения

детей,

должно

складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Картотека мини-сценок

Мини-сценка «Ёж»

Ребенок: Очень, еж, ты хорош, только в руки (в лапы) не возьмешь!

Ёж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я – не еж!

Эту сценку педагог разучивает с детьми, а затем, меняя персонажей (ребенок,

волк, лиса, медведь),

предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную

выразительность.

Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку,

используя шапочки-маски.

Мини-сценка «Ёж-чистюля»

Ребенок: Ёж пыхтит и морщится:

Ёжик: Что я вам, уборщица?

Лес никак не уберу!

Соблюдайте чистоту!

Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку,

используя шапочки-маски.

Мини-сценка «Жук»

педагог (или ребенок): На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

39

Низко-низко наклоняюсь.

Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении

слов жука.

Мини-сценка «Великан и мышь» (А.Фронденберг)

с использованием кукол театра би-ба-бо.

Педагог: Тсс... Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил...

Бедняга побежал к врачу.

Великан: Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Педагог: Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век...

Врач: Откройте рот, скажите: А-а-а. Живую мышь? Зачем? Когда?

Великан: Сейчас!

Врач: Так что же вы сидите? Идите, кошку проглотите!

Педагог: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Мини-сценка «Хозяйка и кот»

Хозяйка: Почему ты черен, кот?

Кот: Лазил ночью в дымоход.

Хозяйка: Почему сейчас ты бел?

Кот: Из горшка сметану ел.

Хозяйка: Почему ты серым стал?

Кот: Меня пес в пыли валял.

Хозяйка: Так какого же ты цвета?

Кот: Я и сам не знаю это.

После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски —

детали костюмов,

разыгрывают мини-сценку.

Мини-сценка «Брусничка»

Цель. Развивать интонационную выразительность речи;

развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки.

Ведущий: Брусничка возле пня

Всем сказала:

Брусничка: Нет меня!

Ведущий: Оглянулась и потом

Притаилась под листом.

Солнца луч ее нашел,

Закричал:

Луч: Нехорошо!

Обманула! Ай-ай-ай!

Эй, брусничка, вылезай!

40

Ведущий: Покраснела ягода и сказала:

Брусничка: Ябеда!

(Дети разучивают мини-сценку в процессе игры. Затем предлагает разучить и

разыграть

стихотворение-мини-сценку по ролям. При этом необходимо обратить

внимание на интонационную и

мимическую выразительность.)

Мини-сценка «Листопад» (Н.Егоров)

Цель. Развивать творческую фантазию

Ведущий: Листопад?

Лес: Листопад.

Ведущий: Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

Ветер: Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Сценка «Пирог для мамы»

Папа. Я пришел с работы, дети,

Поскорее папу встретьте!

Дети. Почему сегодня рано?

Папа. Завтра праздник нашей мамы,

Наших бабушек – старушек,

Женщин, девушек, подружек.

Отпросился я с работы,

Чтоб взять мамины заботы.

Дети. Что нам делать, как нам быть?

Что же маме подарить?

Папа. Мы гадать не будем с вами:

Испечем пирог для мамы.

1 ребенок. Мы сегодня станем сами

На часочек поварами.

41

2 ребенок. Фартуки оденем смело,

Примемся скорей за дело.

Папа. Нам нужны для пирога

Соль, сметана и мука,

Сахар, дрожжи и яйцо,

И, конечно, молоко.

Дети ставят продукты на стол.

Песенка поварят.

Мы для мамы в день весенний

Приготовим угощенье.

Мы пирог испечем

И поздравим с женским днем!

Фартуки скорей оденем,

Принимаемся за дело.

Все продукты есть у нас,

Печь пирог начнем сейчас.

Папа. Стойте! Я совсем забыл!

Цветов для мамы не купил!

Вы пока здесь посидите

И меня с букетом ждите.

1 ребенок. Так сидеть мне надоело.

2 ребенок. А давай займемся делом.

Мы для бабушки и мамы

Коврик нарисуем сами.

1 ребенок. А по коврику – цветы

Небывалой красоты!

Дети убегают рисовать.

Звучит медленная музыка, в кухню входит Кот.

Кот. Мяу! Вкусно пахнет тут!

Что – то к празднику пекут!

42

Вот сметана на столе.

Повезло, представьте, мне.

Я сметану утащу

И Мурлыке подарю

Ведь Мурлыка, хоть и кошка,

Тоже женщина немножко.

И к тому ж моя подружка!

Почешу ее за ушком,

Сладко песенку спою

И сметану подарю.

Сам же выпью молочка.

Ох, какая вкуснота!

Кот пьет, вытирает усы, берет сметану и уходит.

Выбегает Мышка.

Мышка. Пи – пи – пи! Как пахнет тут!

Что – то к празднику пекут!

Здесь продуктов прям, не счесть!

Для меня яичко есть.

Завтра праздник у меня,

Утащу яичко я.

Всех подружек позову

И яичком угощу.

Мышка берет яичко и убегает. Выходят Кот и Кошка.

Кот. Мурлыка, я в тебя влюблен!

Я потерял покой и сон.

Всех кошек ты красивее!

Я всех котов счастливее!

Кошка. Ах, Мурзик! Льстишь ты мне опять.

Устала праздника я ждать.

Что ты мне к празднику подаришь?

43

Как кошечку свою поздравишь?

Кот. Я для своей любимой кошки

Сметану баночку достал.

(кот дарит банку сметаны)

Кошка. Уже люблю тебя немножко…

Кот. Немножко? Ну, я так и знал.

Кот и кошка уходят. Выходят Папа и дети.

Папа. Я цветов купил, друзья.

Печь пирог уже пора.

Дети. Посмотрите! кто здесь был?

Кто все это натворил?

1 ребенок. Вся рассыпана мука,

Нет яйца, нет молока!

Аня. И сметаны след простыл.

Кто все это утащил?

2 ребенок. Догадался я, друзья,

Кто заглядывал сюда.

Мурзик – кот, сюда иди

Да всю правду расскажи

(выходит кот)

Кот. Я на кухню заходил,

Я сметану утащил!

С праздником поздравил кошку,

Подкормил её немножко.

Да и сам поел слегка:

Выпел банку молока.

Ребенок. А яйцо ты тоже взял?

Кот. Нет, яичко я не брал.

(выбегает мышка)

Мышка. Я на кухне здесь была,

44

Я яичко унесла.

К празднику своих подружек

Всех я в норку позвала.

Не сердитесь вы друзья,

Праздник есть и у меня.

Хоть я Мышка и мала,

Я, ведь, тоже женщина!

Папа. Что ж, пирог не получился,

Наш подарок развалился.

(стук в дверь)

Это мама с бабушкой.

Ой, как неприятно:

Нет у нас подарка,

Это так досадно!

Входят Мама и Бабушка.

Они несу большой пирог.

Мама. Все скорее к нам бегите,

Нам с Бабулей помогите!

Папа. Что за чудо! Прямо в срок…

Все. ЭТО ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ.

Папа. (с цветами) Что бы стол красивым был,

Я цветов для вас купил!

(дарит цветы)

Дети. (с ковриком). А вот и наш подарок:

Ковер красив и ярок!

(Дарят коврик.)

Мама и Бабушка. Ах, как приятно нам, родные!

Заботливые вы какие!

(Целуют всех)

45

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову,

говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку»,

показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»;

указательным пальцем правой руки рисуют

воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх,

поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой -

«тарелка»,

с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони

вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают

вверх иразводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой»

едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока-зывают ее всем, стоящим

справа ислева.

У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка,

говорят

по-старушечьи.

Психогимнастика Цветок.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка

проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на

солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою

голову вслед солнцу.

Выразительные

движения.

Сесть

на

корточки,

голову

и

руки

опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в

стороны

цветок

расцвел.

Голова

слегка

откидывается

назад,

медленно

поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

46

Библиографический список

1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры.

Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.

2.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6

лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных

учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.

3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения

для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развитие

выразительности речи //Дошкольное воспитание №8, 2006.стр.13-17.

47



В раздел образования