Напоминание

"Преимущества методики развиваюшего обучения по сравнению с традиционным в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов СПО медицинского профиля"


Автор: Шептунова Кира Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский техникум № 2"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Преимущества методики развиваюшего обучения по сравнению с традиционным в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов СПО медицинского профиля"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преимущества методики развиваюшего обучения по

сравнению с традиционным в формировании общих и

профессиональных компетенций у студентов СПО

медицинского профиля

Теория

развивающего

обучения

берет

свое

начало

в

работах

И.

Г.

Песталоцци,

А.

Дистервега,

К.

Д.

Ушинского,

Л.

С.

Выготского,

Л.

В.

Занкова, В. В. Давыдова и др. Термин «развивающее обучение» введен в

педагогическую теорию и практику В.В. Давыдовым. Развивающее обучение

это

ориентация

учебного

процесса

на

потенциальные

возможности

человека

и

на

их

реализацию.

Обучение

ведущая

движущая

сила

психического

развития

личности,

становления

у

человека

новых

качеств

мышления,

внимания,

памяти

и

других

способностей.

Продвижение

в

развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Под

развивающим

обучением

понимается

новый,

активно-деятельностный

способ

обучения,

идущий

на

смену

объяснительно-иллюстративному

способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не

на эксплуатации памяти. Изначально методика развивающего обучения была

разработана

и

усовершенствована

Д.Б.

Элькониным,

В.В.Давыдовым,

академиком

Л.В.Занковым

применительно

к

детям

младшего

и

среднего

школьного возраста, но в наши дни она может быть успешно применена к

студентам

СПО

в

целях

подготовки

всесторонне

развитых,

грамотных

и

компетентных специалистов.

Что

же

касается

классического

традиционного

обучения,

то

оно

в

большей

степени

направлено

не

на

понимание

сути

проблемы,

а

на

запоминание и зазубривание получаемой от преподавателей и из учебников

информации.

Главным

методом

обучения

является

объяснительно-

иллюстративный

метод,

в

то

время

как

при

использовании

технологии

1

развивающего

обучения

в

основу

положен

проблемный

метод,

который

реализуется посредством решения учебных задач.

Отличительными

чертами

системы

Л.В.

Занкова

являются:

направленность на высокое общее развитие обучающихся (это стержневая

характеристика системы); высокий уровень трудности, на котором ведется

обучение;

быстрый

темп

прохождения

учебного

материала,

резкое

повышение удельного веса теоретических знаний. Данная система обучения

развивает

мышление,

эмоциональную

сферу

учащихся,

учит

понимать

и

выявлять общий смысл, основное содержание читаемого. Она имела целью

достичь

более

интенсивного,

по

сравнению

с

традиционной

системой

образования, развития учащихся. С точки зрения академика Л.В. Занкова, при

использовании

классического

традиционного

обучения,

осваиваемый

материал излишне облегчен, а темп его изучения неоправданно замедлен.

Сам

учебный

материал

характеризуется

Л.В.

Занковым

«скудностью

теоретических

знаний,

их

поверхностным

характером,

подчинением

привитию навыков». Развивающее обучение направленно, прежде всего, на

преодоление этих недостатков.

Система Л.В. Занкова предусматривает систематическую работу над

развитием

всех

учащихся

и

индивидуальный

подход,

сущность

которого

заключается в признании индивидуальных отличий между студентами. От

преподавателя требуется изучать особенности учащихся и учитывать их в

процессе обучения. Основная идея Л. В. Занкова в том, что успехи в общем

развитии учащихся являются основой сознательного и прочного усвоения

знаний. Прогресс общего развития зависит от того, в какой мере учащиеся

объединят в общую систему следующие три линии развития: деятельность

наблюдения,

деятельность

мышления,

практические

действия.

Принцип

работы

над

развитием

всех

учащихся

предполагает,

что

педагог

должен

работать над развитием всех студентов, а не только самых способных. Особая

роль данного принципа, по мнению Л. В. Занкова, обусловлена тем, что в

2

практике

отстающие получают

гораздо меньше возможностей для ин-

теллектуального

развития.

Между

тем

неуспевающие

учащиеся

больше

других

нуждаются в систематической работе педагога над их развитием.

Данный

принцип

предполагает

необходимость

учета

индивидуальных

особенностей

студентов. Только в развивающем обучении вырабатываются

навыки критического мышления (способность ставить новые вопросы, делать

выводы,

принимать

независимые

продуманные

решения).

Практика

показывает,

что

люди,

у

которых

выработана

такая

установка,

легко

преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают

ничего слепо, подходят к вопросу творчески.

Таким образом, методика развивающего обучения включает в себя

проблемное

изложение

учебного

материала,

частично-поисковую

деятельность

и

самостоятельную

проектную

исследовательскую

деятельность. Личностно-ориентированный подход

предполагает:

обязательную

опору

на

знание

того,

как

обучающиеся

выполняют

творческие работы;

умеют

ли

они

проверять

правильность

собственной

работы,

корректировать её;

какие умственные операции они должны выполнить для этого.

Мы

работаем

в

медицинском

техникуме,

то

есть

нашей

задачей

является

подготовка

компетентных

специалистов

именно

в

области

медицины. Нашим выпускникам люди будут доверять самое дорогое – свою

жизнь и свое здоровье, поэтому очень важно развивать у наших студентов

мышление,

способность

творчески

подходить

к

проблемам

и

умение

принимать решение в нестандартных ситуациях.

3

В

настоящее

время

в

системе

образования

переосмысливаются

подходы

к

критериям

оценивания

результативности

обучения.

Компетентностный подход к образованию принципиальным образом меняет

структурирование образовательного процесса. При таком подходе учебная

деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный

характер, и сама становится предметом усвоения. «Компетентность, выступая

результатом

обучения,

не

прямо

вытекает

из

него,

а

является

средством

саморазвития индивида, обобщением личностного и деятельного опыта», --

отмечают Болотов В.А. и Сериков В.В. [1].

Недопустимо,

чтобы

в

медицину

попадали

«случайные

люди»,

поэтому

самая

первая

компетенция

звучит:

«Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии,

проявлять

к

ней

устойчивый интерес». Другие общие компетенции направлены на развитие

личности в целом – уметь общаться с пациентами, с коллегами по работе,

соблюдать

этику

и

деонтологию.

Мы

стараемся

формировать

у

наших

студентов такие качества, как умение работать в команде, брать на себя

ответственность за свои поступки и поступки других членов команды. В

условиях современного общества необходимо быть всесторонне развитым

человеком, поэтому мы учим студентов работать с литературой и не только

сами используем в процессе обучения новые современные технологии, но и

обучаем этому своих воспитанников.

Что

касается

профессиональных

компетенций,

то

они

направлены

прежде

всего

на

формирование

профессиональных

знаний,

умений

и

практических

навыков.

И

именно

здесь

мы

используем

технологию

развивающего обучения как педагогическую основу. Используя проблемно-

ориентированный

подход

к

обучению,

педагог

может

сфокусировать

внимание

студентов

на

анализе

и

разрешении

какой-либо

конкретной

проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения.

Проблемная

ситуация

максимально

мотивирует

студентов

осознанно

4

получать знания, необходимые для ее решения.[4]. Например, студенты на

занятиях

решают

проблемные

задачи,

в

которых

описана

определенная

медицинская

ситуация.

Учащимся

предлагается,

исходя

из

условий,

предположить

диагноз,

построить

план

решения

проблем

данного

«пациента».

При

решении

этих

задач

построение

процесса

обучения

опирается

на

пути

самостоятельного

поиска

новых

знаний

на

основе

наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений; проявляется активность

учащихся: на занятиях студенты не боятся, что ответ будет неправильным,

принимается и обсуждается любой ответ, который может перейти в спор,

помогающий дойти до истины. По мнению В.В. Серикова, личностный опыт

может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных

отношений,

затрагивающих

его

личностные

ценности.

В

связи

с

этим

ситуационный

подход

позволяет

осуществить

процесс

обучения

через

создание

личностно-развивающей

ситуации,

которая

делает

процесс

обучения

сферой

самоутверждения

личности,

актуализации

силы

ее

самовыражения. [3].

Как говорилось выше, методика развивающего обучения включает в

себя также и самостоятельную проектную исследовательскую деятельность.

В медицинских СПО сейчас широко развита практика защиты студентами

курсовых и дипломных работ.

Это также способствует формированию у

обучающихся

профессиональных

компетенций,

так

как

в

процессе

подготовки этих работ студенты самостоятельно собирают теоретический и

практический

материал

для

проекта,

проводят

исследовательскую

деятельность и делают выводы. Способность к самообразованию является

ключевой для творческой индивидуальности специалиста и включает в себя

повышение уровня профессиональной компетентности. В идеях личностно-

ориентированного подхода целью преподавателя является создание условий,

способствующих

тому,

чтобы

студент

сознательно

и

мотивированно

совершал

учебные

действия,

осуществлял

самоорганизацию

и

самонастраивание на деятельность. Совместная деятельность преподавателя

5

и

студента

по

выполнению

намеченной

цели

с

высоким

результатом,

личностный

рост

обоих

участников

процесса

становится

доминантой

в

развитии самообразовательной деятельности студента.

Что

касается

классического

традиционного

обучения,

то

его

преимуществом является возможность за короткое время передать большой

объем

информации.

Кроме

того,

оно

предполагает

усвоение

и

воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, поэтому

может быть использовано для получения базовых знаний, на основе которых

затем

студенты

могут

совершенствоваться

по

методикам

развивающего

обучения.

Таким образом, если сравнивать методики традиционного обучения и

развивающего, то мы, безусловно, отдаем предпочтение развивающему, так

как

именно

оно

способствует

наиболее

полному

формированию

как

компетенций, так и личности в целом.

Библиография:

1.

Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи

к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.

2.

Котикова О.П., Клышевич П.Ю.

Педагогическая психология/ Мн., Аверсэв. 2007. – с 105-115.

3.

Сериков В.В.

Образование и личность. Теория и практика проектирования

образовательных систем/ М., Педагогика. 1999. – 272 с.

4.

Шухов В.С., Володин Н.Н., Чучалин А.Г.

Вопросы непрерывного медицинского образования/ М Лечащий

врач. -- № 3. –с 5-13.

6

7



В раздел образования