Напоминание

ПЕНИЕ В РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИИ


Автор: Игонина Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 2
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЕНИЕ В РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка по теме:

ПЕНИЕ В РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИИ

Игонина Наталья Александровна

Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 2

Г. Ульяновска

Пение в речевой позиции

(Звук рождает мозг)

Правильная речевая позиция создается за счет собирания звука в одну

точку, маску. Здесь необходимо включить образное мышление, которое всегда

очень помогает вокалисту.

Представьте, что слоги, сочетание согласной и гласной, нанизаны на

одно острие, верх которого опирается в твердое небо, а глотка при этом всегда

свободна, как бы распахнута. Например, «Дэ» задействует язык и зубы, «Бэ» -

губы, «Жэ» - кончик языка. Получается, что буквы, слоги и слова крутятся в

передней части рта, все гласные – в одном месте, что очень важно для русского

языка и произношения, где одна гласная, например «а», имеет несколько фонем

и произносится в разных словах по-разному. Мы как бы собираем звуковую

струю

в

центре

опоры

на

твердое

небо,

образуя

из

нее

слог

или

слово,

сформированное в одной точке и очень близкое. Слова звучат разборчиво, легко

произносятся.

Итак, пение гласных вместе с согласными, ясное, четкое произношение

согласных,

даже

немного

утрированное,

способствует

сохранению

чистоты

интонации, экономит дыхание и помогает подаче звука вперед.

Знаменитый американский педагог Сет Риггс утверждает, что пение в

речевой позиции – это основа голосовой свободы. Петь – как разговаривать!

Когда мы разговариваем в удобной манере, наши внешние мышцы не участвуют

в работе гортани, она остается в относительно стабильном речевом положении.

Если

ученик

научится

получать

и

поддерживать

звук

в

таком

удобном

положении,

он

будет

петь

с

такой

же

легкостью,

с

какой

он

обычно

разговаривает. При пении в речевой позиции звук идет над верхними передними

зубами и попадает прямо в головной резонатор, а нижние звуки образуются в

грудной резонатор и ощущаются как вибрации в груди (трахеи). Уголки губ при

пении должен всегда быть подтянуты вверх, особенно при высоких нотах, при

этом максимально открываются верхние зубы (при этом улучшаются чистота

интонации,

не

только

верхних

звуков,

но

и

нижних).

Губы,

их

уголки

приподняты вверх, гортань свободно распахнута, челюсть нижняя без зажима

свободна отброшена вниз, приоткрывая нижние зубы – это наиболее правильная

певческая позиция, высокий импеданс.

При пении в речевой позиции при наименьших затратах расширяется

диапазон одновременно вверх и вниз, но это при наличии здоровых голосовых

связок!

Наиболее важным аспектом в правильном пении является артикуляция

и дикция.

Закон дикции.

Пение называют вокальной речью. Слово в пении несет содержание

того, о чем поется. «Слово в пении – что музыка», - говорил К.С.Станиславский.

Но ввиду невероятно плохой разборчивости вокальной речи многих певцов их

пение превращается в бессловесный вокал.

Существует

несколько

способов

определения

разборчивости

речи:

фразовой,

словесной

и

слоговой. Дикция

в

пении

совершенно

закономерно

зависит

от

высоты

ноты.

При

пении

самых

низких

нот

диапазона

и

на

переходных нотах дикция становится хуже.

На дикцию вокальной речи оказывает влияние тембр голоса, точнее

высокая

певческая

форманта.

Пренебрежение

певца

к

фонетической

индивидуальности

гласных

ведет

к

сильному

ухудшению

дикции

пения.

В

пении, ввиду большой протяженности гласных, роль согласных во много раз

возрастает.

Ошибкой

певцов

является

пренебрежительное

отношение

к

согласным. Поются и некоторые согласные.

В

пении

требуется

особая

организация

всех

резонаторных

систем,

обеспечивающая большую силу, звонкость и полетность голоса, кроме того, в

пении

необходима

необычайно

развитая

внутренняя

чувствительность

(вокальный слух) и совершенно особый режим дыхательной функции (певческая

опора).

Стремление певца обеспечить вокальную функцию только речевыми

артикуляционными приемами приводит лишь к подражанию пения, к имитации

певческого

звука,

но

не

к

естественному

и

надежному

певческому

звукообразованию, которым отличаются лучшие вокалисты.

Упражнения для языка

1). Язык лежит плоско с небольшим углублением и на спинке. Кончик

языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент

зевка. Рот широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было

хорошо рассмотреть горло.

2). Движение кончика к передним зубам.

3). Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней

стороне щек (укладывание – «шпага»).

4). Рот слегка раскрыт, язык из нормального положения (кончик языка у

нижних

зубов,

корень

опущен

(идет

вверху,

совсем

загибаясь

назад

по

направлению к небу, и затем снова ложится обратно). Упражнение расситано

также на тренировку уздечки и укрепления мышц языка. Оно проводится при

неподвижности нижней челюсти, для звуков Т, Д, Л, Р. Наблюдается сильная

вибрация звука Р.

Взрывные согласные Б, П. Определенное движение маленького языка

(небной занавески) при К, Г.

5). Упор к зубам, а затем энергичный отрыв от верхних передних зубов

Т, Д.

6). Нижняя губа должна касаться передних верхних зубов (прикус) В,

Ф и т.д.



В раздел образования