Автор: Меер Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Вольский строительный лицей"
Населённый пункт: г. Вольск
Наименование материала: статья
Тема: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Раздел: среднее профессиональное
Меер Татьяна Владимировна
воспитатель ГБПОУ СО «ВСЛ»
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный
процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего
выявить
взаимосвязь
между
основными
факторами,
функциями,
условиями,
структурными
элементами
сложных
саморазвивающихся
систем.
Разрабатывая
способы
моделирования
профессионального
воспитания
конкурентоспособного
специалиста, мы опирались на положения общенаучной теории моделирования.
Согласно этой теории, функция моделирования в процессе познания представлена
следующим
образом:
изучение
феномена
и
накопление
фактов
-
построение
и
изучение модели - использование ее в практической деятельности.
Понятие
«моделирование»
может
быть
использовано
как
в
широком,
общепознавательном, так и в узком, специальном, смыслах. В широком смысле
модлирование
является
всеобщим
аспектом
познавательного
процесса.
В
узком
смысле
-
это
специфический
способ
познания,
при
котором
одна
система
воспроизводится
в
другой.
В
основе
моделирования
лежат
общенаучные
теоретические
положения
о
целенаправленности,
подобии
модели
и
объекта,
о
системности модели, единстве объективного и субъективного, познавательной и
формирующей функций моделирования и др.
Моделирование в познавательном процессе опирается на принципы системного
подхода.
Единство
объективного
и
субъективного
в
модели
достигается
путем
разрешения
противоречий
между
практической
потребностью
(субъективное)
и
объективно
заданной
структурой
модели.
Моделирование
имеет
не
только
познавательную, но и неразрывную с ней формирующую функцию, так как модель -
не только инструмент познания, она несет в себе структуру того, чего нет еще в
объективной реальности.
Приступая
к
моделированию,
необходимо
прежде
всего
представлять
тот
уровень, на котором происходит конкретное исследование. Для этого целесообразно
иметь
в
виду
следующие
основные
структурные
звенья,
связывающие
педагогическую науку и практику:
1)
методологические исследования;
2)
фундаментальные исследования;
3)
прикладные исследования;
4)
опытно-конструкторские разработки;
5)
изобретательская и рационализаторская деятельность передовых педагогов-
практиков;
6)
практическая деятельность преподавателей.
Применяя
данные
положения
к
задачам
воспитания
конкурентоспособного
специалиста, следует учитывать, что на методологическом уровне модель включает
концептуальные положения, отражающие цели моделирования, понятийный аппарат,
аксиоматическое
знание,
научные
факты,
аспектные
модели
воспитания,
интегрированную
педагогическую
модель
профессионального
воспитания.
На
теоретическом
уровне
должна
быть
представлена
педагогическая
модель
профессионального
воспитания
конкурентоспособного
специалиста.
Под
педагогической моделью нами понимается система, которая изоморфно отражает
процессы, их связи и зависимости в той мере их раскрытия, которая обусловлена
целями и задачами исследования. В моделировании профессионального обучения
самое существенное, что характерно для непрерывного образования, - это слияние
воспитания,
обучения,
общественно-практической
деятельности
в
целостный
процесс поступательного развития личности.
Базисом в профессиональном обучении являются принципы. Они влияют на
определение этапов обучения, взаимосвязи с другими звеньями образования, на
включение в него элементов специального характера, обусловливают определенные
требования,
направленные
на
достижение
его
целостности.
Под
принципами
понимается определенная система исходных, основных требований к обучению и
воспитанию,
выполнение
которых
обеспечивает
необходимую
эффективность
гармоничного развития личности.
Таким
образом,
разрабатывая
модель
профессионального
воспитания,
ориентированного
на
формирование
конкурентоспособного
специалиста,
мы
должны выделить такие принципы, соблюдение которых теоретически приводило
бы
к
достижению
необходимого
результата.
На
основе
теории
и
концепции
профессионального воспитания, общего состояния профессионального воспитания в
регионе и конкретных запросов учебных заведений мы выделяем организационно-
педагогические и психолого-педагогические принципы. К первой группе отнесены
принципы
региональности
профессионального
воспитания,
обеспечения
личной
направленности
профессионального
воспитания,
комплексности
воспитательных
воздействий.
Во многих педагогических руководствах до недавнего времени подчеркивалось
значение двух психолого-педагогических принципов: учет возрастных особенностей
воспитанников и воспитание на основе индивидуального подхода. Исследования
последнего десятилетия показали, что первостепенное значение имеет не столько
знание
воспитателем
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
учащихся,
сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Личностный подход
понимается как опора на значимые личностные ценности.
Последние выражают
очень важные для профессионального воспитания характеристики - направленность
личности,
ее
ценностные
ориентации,
жизненные
планы,
сформировавшиеся
установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Реализация данного принципа означает согласование региональной специфики
профессионального
воспитания
с
потребностями
личности
в
самовыражении,
самореализации.
Этому
будет
способствовать
проведение
социологических
исследований
с
целью
выяснения
ценностных
ориентации
молодых
людей
различных
категорий,
мотивов
поведения,
отношения
к
трудовой
деятельности,
потребностей в выборе специальности, а также обеспечение студентов информацией
(радио, печать, профориентационная работа в школах) о конкуренции на рынках
труда,
о
специальностях,
пользующихся
повышенным
спросом,
о
требованиях,
которые
предъявляются
к
претендентам
на
обучение.
Следует
распространять
информацию
о
специальностях,
не
пользующихся
спросом
у
молодежи,
но
необходимых для данного региона, о возможности получения таких специальностей
в вузах, о перспективах профессионального роста в этих профессиях.
Особое
внимание
необходимо
уделять
формированию
главных
личностных
качеств - профессиональной направленности, ценностных ориентации, жизненных
планов.
Важно
одновременно
оперативно
корректировать
п р о ц е с с
профессионального воспитания, направлять его на удовлетворение личностных и
общественных
потребностей
на
основе
реализации
субъект
-
субъектных
отношений, уважения выбора студентов и учета уровня их развития. Одной из задач
педагога
в
связи
с
этим
является
воспитание
студентов
в
соответствии
с
государственной
и
региональной
стратегией
профессионального
развития,
формирование социально необходимого типа личности.