Напоминание

Работа с одарёнными детьми


Автор: Петрова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей № 57
Населённый пункт: г. Ростов-на-дону
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика работы с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее

диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть

объяснено общественными потребностями.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок

обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях,

значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская

Г.В) посвящены рассмотрению понятия – одарённый ребёнок, выявлению

таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее

развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует

Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который

координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей,

организует международные конференции.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в

особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей

такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и

мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше

понимают отношения и связи.

Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть

скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои

преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная

одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на

котором могут вырасти выдающиеся способности. А.Г. Петровский

рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных

способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности, которая может

быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к

напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного

ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к

труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную

потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно

с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота

мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности

анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности».

Л.С. Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей

исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется

лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим является только

такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Развитие

должно осуществлять и с учетом последственных предпосылок. Потому Л.С.

Выготский рассматривает одаренность как генетически обусловленный

компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности

или деградирующий при ее отсутствии.

В приведенной характеристике просматривается деятельностная

направленность одаренности. В деятельности учащиеся заметно отличаются

друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию

достигаемых результатов. Эти различия связаны, прежде всего, с их

индивидуальными особенностями. В ходе жизни, в деятельности развивается

и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень

важную роль в развитии творческих начал.

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность –

это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,

незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по

сравнению с другими людьми.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности,

имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок

увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо

социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции,

студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно

сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу.

По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия

проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу

условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому

ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для

педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности

являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание,

повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут

привести к снижению показателей успешности ребенка.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности,

являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного

ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с

высокими социально-экономическим статусом будет показывать более

высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с

ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и

исследовательская активность. Психофизиологические исследования

показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая

активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и

переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому

ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического

характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать

причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они

особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для

них характерна более быстрая передача нейронной информации, их

внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом

нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на

раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают

способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт,

умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный

запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а

также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением

читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению

выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают

игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на

чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им

интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов

иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а

также берутся за слишком сложные задачи.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими

сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими

трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к

одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние

проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его

способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах

воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка

вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова –

акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же

ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области,

то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя

полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название

«вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это

ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с

чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде

деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких

детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые

дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе

психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех

лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному

желанию.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно

распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному

учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со

стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию

проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на

то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не

спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он

наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится

применять свои открытия на практике.

В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка,

публикуемых в последнее время содержится много самых разных

методических задач, интересных заданий для развития творческого

мышления, памяти, внимания и т.п.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но

высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их

способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и

неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования,

несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут

вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими

явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным

развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста.

Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел

следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не

достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным

достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они

начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая

приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается

гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода

раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание

взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых

раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже

их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих

выражением презрения или замечаниями.



В раздел образования