Автор: Петрова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей № 57
Населённый пункт: г. Ростов-на-дону
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: дошкольное образование
Специфика работы с одаренными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская
одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее
диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть
объяснено общественными потребностями.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок
обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях,
значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская
Г.В) посвящены рассмотрению понятия – одарённый ребёнок, выявлению
таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее
развитие? Что можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует
Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который
координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей,
организует международные конференции.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в
особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей
такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и
мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше
понимают отношения и связи.
Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть
скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои
преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная
одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на
котором могут вырасти выдающиеся способности. А.Г. Петровский
рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных
способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности, которая может
быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к
напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного
ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к
труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную
потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно
с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота
мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности
анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности».
Л.С. Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей
исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется
лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим является только
такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Развитие
должно осуществлять и с учетом последственных предпосылок. Потому Л.С.
Выготский рассматривает одаренность как генетически обусловленный
компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности
или деградирующий при ее отсутствии.
В приведенной характеристике просматривается деятельностная
направленность одаренности. В деятельности учащиеся заметно отличаются
друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию
достигаемых результатов. Эти различия связаны, прежде всего, с их
индивидуальными особенностями. В ходе жизни, в деятельности развивается
и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень
важную роль в развитии творческих начал.
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность –
это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности,
имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок
увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо
социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции,
студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно
сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу.
По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия
проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу
условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому
ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для
педагога.
В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности
являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание,
повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут
привести к снижению показателей успешности ребенка.
С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности,
являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного
ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с
высокими социально-экономическим статусом будет показывать более
высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с
ребенком, для которого не были созданы такие условия.
Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и
исследовательская активность. Психофизиологические исследования
показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая
активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и
переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому
ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического
характера.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать
причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они
особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для
них характерна более быстрая передача нейронной информации, их
внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом
нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на
раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают
способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт,
умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный
запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а
также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением
читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению
выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на
чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им
интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов
иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а
также берутся за слишком сложные задачи.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими
сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими
трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к
одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние
проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его
способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах
воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка
вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова –
акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же
ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области,
то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя
полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название
«вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это
ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с
чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде
деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких
детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые
дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе
психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех
лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному
желанию.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно
распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному
учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со
стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию
проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на
то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не
спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он
наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится
применять свои открытия на практике.
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка,
публикуемых в последнее время содержится много самых разных
методических задач, интересных заданий для развития творческого
мышления, памяти, внимания и т.п.
Проблемы одаренных детей
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но
высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их
способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и
неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования,
несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут
вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими
явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным
развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста.
Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел
следующие факторы:
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не
достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным
достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они
начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая
приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается
гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода
раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание
взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых
раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже
их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих
выражением презрения или замечаниями.