Автор: Адеев Сергей Альбертович
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБУ ФСО СШ по парусному спорту "Оптимист"
Населённый пункт: г. Коломна, Московская область
Наименование материала: тезисы доклада
Тема: Индивидуальный подход в спортивной подготовке
Раздел: среднее профессиональное
Индивидуальный подход в спортивной подготовке
Адеев С.А.
Заместитель директора
МБУ ФСО спортивная школа по парусному спорту «Оптимист»
sadeev@mail
Будучи одним из методов регулирования социально - преобразующей
деятельности человека, принцип индивидуализации имеет большое практиче-
ское значение, являясь одним из важных принципов педагогики вообще и пе-
дагогики высшей школы в частности [1]. Он выступает в качестве важного
организующего начала в области социального управления, образования и во
многих других сферах. Индивидуальный подход необходим повсюду, где осу-
ществляется регуляция деятельности людей, и вне него нельзя понять сущ-
ность и законы регулирования деятельности, а, следовательно, организовать
эффективное управление деятельностью индивидов в различных сферах об-
щественной жизни, в том числе в педагогической [2].
Методологическим
принципом
воспитания
индивидуальный
подход
становится тогда, когда он тесно связан с основными целями воспитания, с
определением путей развития человека, с выбором средств и приемов фор-
мирования личности. Его роль состоит в том, что он требует, во-первых, учи-
тывать уже сложившуюся индивидуальность человека, его индивидуальную
реакцию на то или иное воспитательное воздействие; во-вторых, исходить из
индивидуальности как главной цели воспитания.
Определение смысла и цели воспитания - это лишь один аспект инди-
видуального подхода. Другой, не менее важный аспект, состоит в том, что ин-
дивидуальный подход выступает и как метод воспитательного воздействия,
требующий учитывать уже сложившуюся индивидуальность человека, его
индивидуальные качества (половозрастные, физические, психологические и
др.) [3]. В соответствии с индивидуальными особенностями важно разраба-
тывать учебно-воспитательные программы, использовать те или иные спосо-
бы и средства воспитания.
Типологические
и
стандартизированные
методы,
рассчитанные
на
"усредненного занимающегося", как правило, не дают возможности уделить
должного внимания индивидуальным особенностям студентов. В результате
процесс индивидуализации реализуется стихийно, а зачастую формально,
обучение сводится к механическому освоению материала, не развивается
самостоятельность мышления, способности к творчеству. Это приводит к
пассивности студентов на занятиях, не заинтересованности их в конечной
цели учебного процесса по физическому воспитанию в вузе в целом.
Необходимость
индивидуализации
учебно-воспитательного
процесса
всё больше осознается как ведущая тенденция современного образования [4].
Это требует при создании новых учебных программ разработки и внедрения
методик, направленных на учет и развитие индивидуальных возможностей
студентов, что позволит определить эффективные направления совершен-
ствования учебного процесса.
Список использованной литературы.
1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ Ответ-
ственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. -
544 с
2. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М.: Поли-
тиздат, 1984.- 143 с.
3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. К психологическим основам тру-
да, учения, спорта. Казань, 1969.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. по-
собие для студентов вузов / Л.И. Лубышева. - 2-е изд., стер. - М.: Academia,
2004. – 237 с.