Автор: Курыхалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: город Володарск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию".
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики рук через
нетрадиционную аппликацию.
В. А. Сухомлинский считал
«Истоки творческих способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и
руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом.
С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры
речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,
развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры,
что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные
способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и
нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как
принято говорить, мелкой моторики.
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей
интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день,
проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму
остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации
движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи
и письма. В дошкольном возрасте дети очень активны, они интересуются окружающем
миром, наблюдают, сравнивают, осознают поставленные перед ними цели.
Художественная деятельность с использованием нетрадиционной аппликации даёт детям
возможность развить творческие способности, способствует развитию у ребёнка мелкой
моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги,
умения бережно и экономно использовать материал, зрительного восприятия и глазомера.
Именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию
движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить
ребёнка к школе.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной
деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный
скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих
способностей детей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и
традиционных способов передачи полученной информации.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей в процессе
занятия, мы используем нетрадиционные материалы в аппликации. Аппликация —
наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ,
сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Она может быть
предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей
совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры,
которыми можно украсить различные предметы.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и
наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики
деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих
предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать
различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“утенок
плавает в воде”, “заяц ест морковку”…). Декоративная аппликация вид орнаментальной
деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять
различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные
фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие
цветовые сопоставления. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание
бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих
сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.
Аппликация — один из любимых видов деятельности детей: их радуют яркий цвет
бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника
вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя задания, приобретают новые знания,
закрепляют представления, полученные на других занятиях, узнают разные материалы,
знакомятся с их свойствами (разнообразные виды бумаги, крупа, ракушки и др.). Дети
приобретают опыт работы с карандашом, клеем, кистью, красками, ножницами. Работа с
материалами в нетрадиционных техниках развивает творческие способности ребенка,
чувство цвета, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют
кругозор, познавательные способности; воспитывает усидчивость, аккуратность,
внимательность. Дети испытывают положительные эмоции от результата своей работы. В
работе по аппликации мы используем не только разнообразные материалы
( различные виды бумаги, ткани; нитки, бусины, бисер, пуговицы, соломку, мех, скорлупу,
высушенные листья, семена…), но и нетрадиционные техники, такие как ниткография,
обрисовывание ладошек, аппликация из пуговиц, обрывная, модульная (мозаика) и др.
- Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной
бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее. Нитки — прекрасный материал
для аппликаций. С ними можно придумать много всего интересного.
- Аппликация из ладошек. Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и
создают аппликации своими руками. Им интересно делать аппликацию при помощи своей
ладошки. Фантазии нет предела - это может быть ёжик, огромный цветок, снеговик и т.д.
-Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять
важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и
вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц,
заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не
успевает уставать.
-Техника «Отрывание бумаги». Дети украшают картинку с помощью произвольного
отрывания кусочков цветной бумаги («Домашние и дикие животные», «Облака»,
«Вода»).Дети 5–7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится,
а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для
развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем
наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации
могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные
бумажки.
- Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги,
сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим
ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или
воображаемому контуру.
- Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение —
искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки
длинных и узких полосок бумаги.
- Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно
создавать удивительные объёмные картины, панно, открытки. Эта техника довольно
популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким
способом её исполнения.
- Бисерография. Выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок.
Бисерография
развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук,
воспитывает у ребёнка усидчивость, внимание.
- Коллаж (приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве,
заключающийся в создании живописных или графических произведений путём
наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по
цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой
технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от
сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и
остроты произведения.
- Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства;
древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается
из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без
применения клея и ножниц.
- Складывание «гармошкой. Гармошка — одна из разновидностей ленточной
аппликации. Складывая лист бумаги гармошкой, и перегнув его пополам, получается веер.
- Пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании
пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря
которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Работать с
пластилином всегда доставляет детям огромное удовольствие.
- Аппликация из салфеток. Особенно положительное влияние на развитие мелкой
моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной
салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для
заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации, отличаются красочностью,
художественным вкусом.
- Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По
сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая,
нежная и приятная на ощупь. Яркие цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием
работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный
материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные
гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к
празднику.
- Аппликация из крупы. С крупой можно создавать разные поделки . Для этого манку,
рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
- Аппликации из соломы — необычайно привлекательны, они отливают золотом.
Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно
расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном
положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к
свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть
картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
- Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность
приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с
природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста.
Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество,
мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом
способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на
воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети
испытывают положительные эмоции. Нетрадиционные техники аппликации благотворно
влияют на нервную систему: учат концентрироваться, сосредотачиваться, способствуют
развитию усидчивости, стимулируют нервную систему, дают возможность детям
проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. У ребят развивается вкус к познанию
нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с
нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ,
которая является стимулом для развития речи ребёнка.