Напоминание

"Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки"


Автор: Ракчеева Людмила Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки"
Раздел: полное образование





Назад




Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыке

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования

информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием,

обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Использование

информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом

обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери

времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с

интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с

помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Если

совершить экскурс в историю, то ещё В.А. Сухомлинский писал: «как гимнаст выпрямляет

тело, так музыка выпрямляет душу человека», поэтому для любого школьника нужно

создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга,

удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого.

Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама

по себе не приходит. Ее «горючее» - успех. Главный смысл деятельности учителя музыки в

том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной

работе. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом

достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. А сочетание

традиционных и новых форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать

задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу

спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества.

Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения,

используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму

учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его

психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном

процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более

активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность,

воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление,

запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит

к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у

большинства учащихся к этим занятиям.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают –

совокупность средств программного, информационного, технического и организационного

обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в

сети. Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе

наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного

ресурса; метод демонстрационных примеров.

А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в

цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели,

объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические

материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и

иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта "Образование”

называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные

устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи,

для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

1. Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке.

Огромную помощь в работе мне оказывают компьютерные диски, например такие, как

«Энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа «Музыкальный класс»,

«Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», и т. д.

Все эти обучающие программы содержатхорошо иллюстрированный информационный

материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр. кроссвордов,

различных заданий.

2. Использование «Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения,

в который входят:

· Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов,

концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и

документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных

праздников.

· Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и

исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной

классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки,

нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции

произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство,

скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев

композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

· Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

· Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и

«минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в

процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

· Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты,

раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и

художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы,

созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной

учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика

музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания

композиторов, исполнителей, слушателей и др.

· Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты,

проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие

функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

3. Создание мультимедийных презентаций. Одним из инструментов внедрения

информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую

очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной

программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную

поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу

можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов

создания современного урока - принцип привлекательности.

Благодаря мультимедийным презентациям, учащиеся стали отличаться высокой

активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического

фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится

неоднозначность восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения»)

конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать

разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой,

различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой,

художественной фотографией.

Все созданные мной ЦОРы могут использоваться не только на уроках, но и при подготовке

внеклассных мероприятий, ученических исследовательских проектах.

4. Создание музыкальной фонотеки.

С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной

жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные

телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым

песням.

5. Участие школьников в проектах по предмету.

В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская

деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество

заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном

информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и

адекватно оценивать себя и свои достижения. На современном этапе к числу основных

задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и

инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков

(исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Решению этих задач способствует

педагогическая технология – проектное обучение. Организуя учебно-исследовательскую

работу учащихся, педагог преследует определённые цели:

• сформировать у учащихся исследовательские умения;

• повысить мотивацию к изучению предмета;

• содействовать развитию личности ученика; помочь ему в самоопределении.

На уроках музыки ребята учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё

отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка. 6.

Использование игровых технологий

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы

при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых

использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются

различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов

позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.

Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности:

«Угадай мелодию»

«Мои первые знания о музыке»

«Инструменты симфонического оркестра»

«Разгадай кроссворд»

«Что я знаю о музыке»

«Знатоки музыки»

«Нотная азбука»

Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде

всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация

познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание

активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного

отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.

Используемая литература

1. Г.П.Сергеева Освоение технологий преподавания предмете «Музыка». Москва 2013.

2.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство

Издательский сервис, 2004 г.



В раздел образования