Автор: Ракчеева Людмила Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки"
Раздел: полное образование
Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыке
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования
информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием,
обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Использование
информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом
обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери
времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с
интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с
помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Если
совершить экскурс в историю, то ещё В.А. Сухомлинский писал: «как гимнаст выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека», поэтому для любого школьника нужно
создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга,
удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого.
Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама
по себе не приходит. Ее «горючее» - успех. Главный смысл деятельности учителя музыки в
том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной
работе. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом
достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. А сочетание
традиционных и новых форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать
задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу
спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества.
Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения,
используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму
учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его
психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном
процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более
активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность,
воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление,
запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит
к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у
большинства учащихся к этим занятиям.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают –
совокупность средств программного, информационного, технического и организационного
обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в
сети. Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного
ресурса; метод демонстрационных примеров.
А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели,
объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические
материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и
иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта "Образование”
называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные
устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи,
для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
1. Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке.
Огромную помощь в работе мне оказывают компьютерные диски, например такие, как
«Энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа «Музыкальный класс»,
«Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», и т. д.
Все эти обучающие программы содержатхорошо иллюстрированный информационный
материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр. кроссвордов,
различных заданий.
2. Использование «Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения,
в который входят:
· Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов,
концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и
документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных
праздников.
· Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и
исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной
классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки,
нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции
произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство,
скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев
композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
· Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
· Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и
«минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в
процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
· Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты,
раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и
художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы,
созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной
учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика
музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания
композиторов, исполнителей, слушателей и др.
· Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты,
проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие
функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
3. Создание мультимедийных презентаций. Одним из инструментов внедрения
информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую
очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной
программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную
поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу
можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов
создания современного урока - принцип привлекательности.
Благодаря мультимедийным презентациям, учащиеся стали отличаться высокой
активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического
фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится
неоднозначность восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения»)
конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать
разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой,
различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой,
художественной фотографией.
Все созданные мной ЦОРы могут использоваться не только на уроках, но и при подготовке
внеклассных мероприятий, ученических исследовательских проектах.
4. Создание музыкальной фонотеки.
С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной
жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные
телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым
песням.
5. Участие школьников в проектах по предмету.
В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская
деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество
заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном
информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и
адекватно оценивать себя и свои достижения. На современном этапе к числу основных
задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и
инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков
(исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Решению этих задач способствует
педагогическая технология – проектное обучение. Организуя учебно-исследовательскую
работу учащихся, педагог преследует определённые цели:
• сформировать у учащихся исследовательские умения;
• повысить мотивацию к изучению предмета;
• содействовать развитию личности ученика; помочь ему в самоопределении.
На уроках музыки ребята учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё
отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка. 6.
Использование игровых технологий
Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы
при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых
использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются
различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов
позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.
Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности:
«Угадай мелодию»
«Мои первые знания о музыке»
«Инструменты симфонического оркестра»
«Разгадай кроссворд»
«Что я знаю о музыке»
«Знатоки музыки»
«Нотная азбука»
Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде
всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация
познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание
активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного
отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.
Используемая литература
1. Г.П.Сергеева Освоение технологий преподавания предмете «Музыка». Москва 2013.
2.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство
Издательский сервис, 2004 г.