Автор: Гоголева Майя Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Белая Калитва, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Безударные личные окончания глагола.Закрепление".
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Г.БЕЛАЯ КАЛИТВА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок русского языка в 4классе
Тема: « Безударные личные окончания
глагола. Закрепление.»
«Система Занкова»
Составила учитель начальных классов
Гоголева Майя Фёдоровна
2017г.
Предмет: Русский язык
Класс : 4 , УМК «Система Занкова» Учитель: Гоголева Майя Фёдоровна
Тема урока:
«Безударные личные окончания глагола .Закрепление.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цели урока:
Образовательные
1)Закрепить знания о правописании безударных личных окончаний глагола
настоящего и будущего времени.
2)Формировать знания уч-ся о способах проверки глаголов с безударными гласными
в окончании;
3)Формировать умения применять полученные знания на практике;
4)Совершенствовать умения распознавать Глаголы настоящего и будущего времени с
безударной гласной в окончании;
Развивающие
1)
Развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речь учащихся
Воспитательные
1)
Воспитывать потребность в получении знаний;
2)
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Задачи урока:
Познавательные:
-Уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться
для выполнения задания
Регулятивные :
- формировать у уч-ся умение определять цель урока;
-развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать
предполагаемый результат;
- побуждать уч-ся к самооценке своей деятельности на уроке.
Личностные :
-воспитывать в уч-ся внимательность, самостоятельность,
память, логическое
мышление, речь учащихся.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в паре, проявлять толерантность
Планируемые результаты:
Предметные
знать: - правило написания проверяемой безударной гласной в окончании глаголов ;
- способ проверки написания слов с безударной гласной в окончании глаголов
настоящего и будущего времени.
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой гласной в окончании;
Метапредметные
Личностные:
- познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания
своих достижений.
Регулятивные:
- осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её
решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой
деятельности.
Познавательные:
- наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать
выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения,
слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам
одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого
поведения.
Формы и методы
:
Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа
Основные понятия: орфограмма, безударная гласная
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Оборудование : учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер учителя,
интерактивная доска
Ход урока.
1.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
Прочитайте слова, написанные на доске хором. Слайд1.
/ Включить мыслительный процесс./ Мыслить – работой ума сопоставлять данные и
обобщать. ( Толковый словарь Ожегова.)
-Цепочка, из которой не должно выпасть ни одно звено.
1) Мысл…м, 2) рассужда…м, 3) объясняя…м, 4) отвеча…м,
5) проговарива…м, 6) пиш…м.
Прежде чем написать слово мы должны выполнять эти действия. И весь урок мы им
будем следовать.
-Эти слова являются алгоритмом наших уроков русского языка.
-Что общего в этих словах? ( Назвать общие морфологические признаки.
Глаголы, несов. вид., наст. вр., 1л., мн.ч. )
-Глядя на пропущенную орфограмму ответьте, что сегодня на уроке мы будем
повторять и закреплять? ( Правописание безуд. Личных окончаний глаголов)
-Какое же слово в этой группе лишнее? (Мыслим -// спр.)
-Почему? Как проверить?
-Какие глаголы относятся ко II спр.?
-Как проверить безуд. гласн. в личных окончаниях глагола?
Сейчас минутка чистописания.
Красиво, правильно. Безотрывно пишем цепочку букв.
атятутют ат…
-Посмотрите, что составили эти буквы? ( Окончания глаголов 3л. Мн.ч.)
2.
Актуализация знаний и закрепление изученного материала
- А сейчас проверим вашу внимательность. Я называю глагол в неопределённой
форме. На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.? (Что делать? Что сделать?) А вы
ставите его в форму 3 лица, мн. ч
Колоть 1-ют, клеить 2-ят, гнать (2 искл-ят), грохотать 1-ут, стелить 1 искл.-
ют, побороть 1-ют, сеять 1-ют, держать 2 искл.-ат. (затеять 1-ют, дышать 2
искл.-ат тащить). Хорошо!
Запомните, как правильно произносить слова и старайтесь не ошибаться.
А сейчас под диктовку пишем слова. Будьте внимательны! (К доске 1 ученик)
Счастье, чувство, богатство, медленно, свобода, путешествие.
-Что это за слова? (словарные) Самопроверка с доской.
-Найди лишнее слово! (медленно – нареч., а остальные – сущ.)
-Назовите общие морфологические признаки этих существительных
.
(Нариц., неодуш., в И.п., в ед.ч.)
-А какое слово будет лишним? (свобода- ж.р. (воля)
-Подберите к нему антонимы. (неволя, пленение, заключение)
-К данным словам подберите однокоренные глаголы, которые будут стоять в форме
2лица мн.ч. с безударным окончанием. Записываем под комментирование.
II I I II I I
Осчастливим, чувствуем, обогащаем, медлим, освобождаем, путешествуем.
. Итак продолжаем путешествовать по страницам нашей темы. А теперь
внимание! Слайд 2.
-Прочитайте слова: Расцв..та…т, осв…жа…т, наполн…тся, появ…тся, дыш…т,
пр…п..ка…т, ра..пускается, гон..т.
- Что общего в этих словах? ( глаголы, весна, 3л.,ед.ч.)
- По каким признакам можно распределить эти слова на две группы.
1) глаголы I и II спр.
2) глаголы наст. и будущ. Времени
3) глаголы соверш. и несоверш. Вида
4) глаголы исключ. и неисключ.
5) глаголы с приставками и без приставок (объясните правописание приставок)
I вариант запишет гл. I спр., а II вариант – II спр.
Выделяем окончания. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями.
- Используя различные формы этих глаголов, другие глаголы, составьте предложения
о весенней природе.( О первых весенних цветах Ростовской области, об их охране)
Физминутка о глаголах II спряжения.
Если глаголы исключения – хлопаем, если не исключения – топаем.
Посмотрим, заходим, выполним, гоним, дышим, заклеим, увидим, держим,
полюбим, услышим, зависим, построим, вытерпим.
- А в каком лице были названы глаголы?
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
А теперь запишем предложение под диктовку.
Утренний туман плавно поднимается с лугов и тает в лучах яркого солнца.
-Выполнить синтаксический разбор его .(У интерактивной доски 1уч-ся)
Морфологический разбор слова поднимается.
1.
Поднимается – гл., туман (что делает?) поднимается. Обозначает действие
предмета.
2.
Н.Ф. – подниматься
3.
Несов.вид., I спр.
4.
Ед.ч., наст. вр., 3лицо.
5.
Сказуемое. Проверка. Слайд 3.
--Мы продолжаем говорить о богатстве, красоте, точности, образности русского
языка – о фразеологических оборотах.
- На доске написаны начало фразеологизмов. Вам нужно их продолжить,
вставляя слова нос и глаза. ( Работаем в парах) Слайд 4.
I вариант выписывают фразеологизмы со словом нос.
II вариант выписывают фразеологизмы со словом глаза.
( Вставляем пропущенные окончания глаголов, определяем спряжение.)
Хлопа..шь …. (глазами- незнание, неуверенность, растерянность),
Задира..шь ….( нос – хвастаться)
Веша..шь …..( нос – унывать)
Мозол…шь ….(глаза – надоедать)
Пуска…шь пыль в ….( глаза - обманывать)
Заруб…т на ….( носу – запомнить)
Смотр…т чужими ….( глазами – не имеет собственного мнения)
Вод…т за…. ( нос – обманывает)
(Проверили свои работы. Фразеологизмы на интерактивной доске.
- Объясните значение фразеологизмов. Какие ещё фразеологизмы вы знаете?
Что общего в данных глаголах? Назовите глаголы I спр. и II спр. В какой речи
употребляются фразеологизмы? ( в разговорной, книжной литературной)
--А сейчас задание на внимательность. Выборочный диктант.
Из предложений текста вы выписываете глаголы 2 лица, ед.ч. Что опасного в
этих глаголах?
Хорошо весной в берёзовой роще. Походишь по лесу, потрогаешь белые
стволы и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь
скворца. Станет тебе легко и радостно. И ты широко улыбаешься и
дышишь полной грудью!
Сверяем свои работы. Назовите , какие глаголы соответствуют схеме
( приставка, корень, окончание.) Слайд 4.
4.ИТОГ урока. -Над какой темой мы работали с вами на уроке?
-Как вы научились проверять безударные окончания глаголов настоящего и будущего
времени?
5.Информация о домашнем задании. А вы попробуйте пофантазировать и составить
текст из пяти предложений о весеннем пробуждении природы.
-На столе у каждого конверт
.
Откройте его. Перед вами карточка с домашним заданием
– 3 уровня. Предлагаю вам выбрать тот уровень, к которому, по-вашему мнению, вы
готовы. 1 ур. – лёгкий, 2 ур. – средний, 3 ур. – повышенной сложности
6.Рефлексия.Весна - это время первых цветов. Давайте сделаем из них букет.
Если вам было интересно на уроке и всё понятно - поднимите голубой подснежник.
Если затруднялись и ещё надо поработать над темой - белый подснежник.
Если вам было скучно и не понятно - поднимите нераскрывшийся цветок.
Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.