Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство. Орнамент" 1 общеразвивающий художественный класс


Автор: Мухина Светлана Федоровна
Должность: преподаватель художественного класса
Учебное заведение: МБУ ДО "Борогонская детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Борогонцы, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: План - конспект урока
Тема: "Декоративно-прикладное искусство. Орнамент" 1 общеразвивающий художественный класс
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Борогонская детская школа искусств»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

ОРНАМЕНТ»

1 общеразвивающий художественный класс

Преподаватель Мухина С.Ф.

с. Борогонцы 2016 г.


Урок композиции. 1 общеразвивающий художественный класс.

Тема: «Декоративно – прикладное искусство. Орнамент».

Цель урока.
1. Обучающая: Дать начальные знания о прикладном, декоративном искусствах и орнаменте. 2. Развивающая: Развивать чувство ритма, стиля, гармонии и фантазию. 3. Воспитывающая: Воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к народному творчеству.
Задача урока:
1. Ознакомить с терминами (прикладное искусство, декоративное искусство) 2. Рассказать о якутских и русских орнаментах. 3. Выполнить растительный орнамент в технике мозаика. 4. Настроить детей на творческий поиск в своих работах. Добиться аккуратности при выполнении работы. 5. Формировать общеучебные умения и навыки (планировать работу, контролировать себя).
План урока:
1. Организационная часть. 2. Краткая беседа преподавателя. 3. Практическая работа. 4. Завершение урока.
Используемый материал:
Для учителя: Наглядное пособие, иллюстрации с книги Б.Ф.Неустроева и Г.С.Масловой Для учащихся: Формат А-4, карандаши, линейки, ластик, цветные бумаги, ножницы, клей.
Ход урока.
Ребята, вы любите красивые вещи, украшения? У вас дома есть красивая посуда, сувениры и ковры? У девочек и у ваших мам есть сережки, браслеты, бусы?
Это все оказывается произведения декоративно - прикладного искусства. Что же такое прикладное искусство? С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические предметы отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшения как бы «прикладываются» к предмету и он становится красивее, богаче, наряднее. Он сохраняет свою утилитарную первооснову, свою полезность, но им можно было теперь любоваться. Предметы прикладного искусства служат практическим целям и одновременно украшают наш быт. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга. Помните, мы проходили по истории изобразительного искусства искусство Древнего Египта? И уже в те времена женщины украшали себя разными ожерельем, кольцами, серьгами, подвесками. Появились и предметы украшения одежды, а затем и предметы украшения жилища, например, ковры на которых не возлежали и не сидели, а вешали на стены для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов, и не для вина или воды, а для украшения парадных зал. Это изделия декоративного искусства. Изделия декоративного искусства используются только для украшения помещения, одежды и человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративного изделия – десятками, а то и единицами. В них художники проявляют свой индивидуальный вкус. Даже когда он использует национальные мотивы, то они для него лишь один из источников стимулирования творческой активности. Самое важное в произведениях декоративного искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Как правило, декоративные изделия производятся не на государственных заводах и фабриках, а в мастерских или даже как авторские вещи.
Декоративно – прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д.». К области декоративно - прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно – декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. д. Теперь об орнаменте. Орнамент называют «искусством ритма», один из его главных признаков – ритмическая повторяемость мотивов. Орнаментальные формы отшлифовывались в течении веков народными художниками. Народное изобразительное искусство, и орнамент в частности, тесно связаны с бытовым укладом социальной среды его создателей, отражают их отношение к окружающей действительности, представления их о прекрасном. Орнаментальное искусство каждого народа имеет определенные этнические черты, в большей или меньшей степени отличные или сходные с орнаментикой других народов. Если понаблюдать, то можно заметить, что орнамент всегда симметричен. Орнаменты бывают геометрическими, то есть состоят из геометрических фигур (треугольников, квадратиков, ромбиков и т.д.); также бывают растительными (листочки, цветочки, деревья) и с элементами фигур человека и животных. (В ходе просмотра национальных орнаментов ознакомить с особенностями якутских и русских орнаментов).
Практическая часть:
С помощью мозаики выполняем растительный орнамент, применяя свойства симметрии и ритма.
Конец

урока:
В конце урока просматриваем и обсуждаем результаты работ с учащимися.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Г.С.Маслова. Орнамент русской народной вышивки. М. Издательство «Наука» 1978. 7 стр. Е.В.Шорохов. Основы композиции. М. «Просвещение».1979. 203 стр. Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство в I классе. М. «Просвещение» 1981. 46 стр. Энциклопедический словарь юного художника. Составители: Платонова Н.И., Синюков В.Д. - М. Педагогика, 1983. 101 стр.
Образцы русского орнамента


Образцы якутского орнамета



В раздел образования