Автор: Вахрушева Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Хлебниково Мари-Турекского района РМЭ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся в урочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
«Развитие творческих способностей в урочной
деятельности в условиях реализации ФГОС»
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих
сведений”
Л.Н.Толстой.
Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как
включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность,
чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их
от учителя в готовом виде.
Важность проблемы – развитие творческого потенциала учащихся –
обусловлена двумя основными причинами:
- первая из них – падение интереса к учебе. Уже к концу десятилетнего
обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к
учебе сохраняют от 20 до 40% учащихся,
- вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно
справляются с программой, теряются, как только оказываются в
нестандартной учебной ситуации. Поэтому цель учителя не только и не
столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но
главное – развитие их творческих способностей.
Главным критерием деятельности учителя является конечный результат:
смогли ли мы дать ученику определенную сумму знаний по предмету или
удалось ли нам сформировать личность, готовую к творческой деятельности
и саморазвитию. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на
овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована
на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона.
Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от
того, хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у
каждого ученика. Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление
ребят к творчеству и развитию способностей, изначально заложенных
природой.
Что значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности,
общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и
осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих
самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в
познавательном процессе.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка
ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах,
умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех
ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего
психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в
школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих
способностей.
Учителя, работающие с младшими школьниками, знают, что дети этого
возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они
могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать. Получая
творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или
инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге
обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения,
выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора
делает обучение сознательным, продуктивным и результативным.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.
Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов
действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к
содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос отвечающему
ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать
задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и
обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо
сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых
не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на
изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся
нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с
недостающими (или вообще отсутствующими) данными.
С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать
учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед
ними задачи - не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником,
со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто
догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при
проверке упражнения?
Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами
автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На
уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность
говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о
собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения,
отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев
прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ. Для
развития творческого мышления можно использовать на уроках русского
языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова
сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить
памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со
словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;
распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию
текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать
словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа;
стихотворения и т.д.
На уроках литературного чтения я использую такую работу - рецензирование
детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими
иллюстрациями. Делаю это так: каждый ученик после разбора текста
углубляется в создание своей иллюстрации; школьники обмениваются
рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст,
пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому
месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода,
ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный
рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания
он подкрепляет ссылками на текст.
Особое место среди средств, обеспечивающих развитие творческих
способностей учащихся на уроке, занимают совместные творческие дела.
При изучении сказок мы с учениками создали творческий проект «По
сказочным дорожкам» и выпустили книжку «Сказки нашего класса». Куда
вошли сказки сочиненные детьми и иллюстрации к этим сказкам.
Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность
вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что
является необходимым условием формирования различных творческих
качеств мышления школьников.
Стараюсь развивать творческие способности детей не только на уроках , но и
при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих
способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать
выводы: речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
Возрастает интерес к изучению предметов. Повышается орфографическая
зоркость, улучшается успеваемость. Развиваются познавательные
способности, наблюдательность, мышление, воображение. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть
способности и таланты, которые мы, учителя, должны увидеть, раскрыть и
развивать.
Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с
каждым днем – все крепче и крепче». Американскими психологами была
проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал
толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все
они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не
обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с
областью интересов в зрелом возрасте.