Напоминание

"Методы и приемы работы с книгой как фактор повышения навыков чтения"


Автор: Беляева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы работы с книгой как фактор повышения навыков чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




"Методы

и

приемы

работы

с

книгой

как

фактор

повышения

навыков

чтения"

Чтение - это одно из важнейших средств формирования личности. С одной

стороны чтение является предметом обучения, с другой - средством обучения Из

книг,

в

том

числе

и

учебных

по

различным

предметам,

ребенок

получает

разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняет

познавательную,

эстетическую

и

воспитательную

функции,

формирует

эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения

людей.

Начальная

школа

первая

начинает

реализовывать

общую

основную

цель

обучения, формирование личности учащегося, поэтому так важно именно в этот

период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону

чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом,

обеспечить

полноценное

восприятие

доступного

художе ственного

произведения,

чтобы

оно

оказало

максимальное

воздействие

на

растущего

человека.

В

первом

классе

главное

внимание

обращается

на

навыки

чтения

вслух

и

понимание прочитанного, на формирование сознательного чтения, так как на

этой

ступени

обучения

неизбежен

разрыв

между

техникой

чтения

и

пониманием.

Во

втором

классе

развивается

самостоятельное

чтение.

Его

совершенствование идет по двум направлениям:учащиеся овладевают чтением

про себя и выразительным чтением вслух. Работа с произведением приобретает

самостоятельный

характер,

учащиеся

овладевают

умением

самостоятельной

работы. В первом полугодии второго класса хорошо использовать жужжащее

чтение, где дети самостоятельно в парах читают художественное произведение

шепотом поочередно или вместе(чтение "за ведомым").

В

третьем

и

четвертом

классах

осуществляется

более

глубокое

восприятие

научно -познавательного и художественного произведения, и в связи с этим

совершенствуется

выразительное

чтение,

при

котором

ребенок

может

обоснованно

определить

задачи

чтения,

выразить

свое

отношение

к

прочитанному, дать ему оценку.

Вопрос беглого сознательного и выразительного чтения меня всегда волновал.

Структуру уроков литературного чтения стараюсь построить так, чтобы дети на

них стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им, почувствовали

себя хозяевами и творцами, не боялись бы высказывать свое мнение по поводу

чтения товарища, дать совет.

Настраиваю детей, чтобы они могли в знакомом по первому чтению тексте

открыть для себя новое, ранее не замеченное, сосредотачивали свое внимание на

главном, важном.Это является хорошим средством достижения сознательного

чтения.Почти на каждом уроке использую доску.Работа по совершенствованию

навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему

значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило,

выписываются на доске с графическими пометками, усвоенными детьми.

На уроке литературного чтения часто предлагаю детям придумать и задать

вопрос по содержанию текста:самый интересный, самый умный, самый хитрый

или

трудный

вопрос.

Подобное

задание

вызывает

у

детей

необходимость

внимательно вчитываться в текст, глубже проникать в события, действия и

поступки героев.

При

работе

над

произведениями

использую

формулу

"

3П"(представляй,

переживай,

понимай).

После

прочтения

произведения

прошу

учащихся

представить место действия, героев, определить историческое время событий, о

которых рассказывается в произведении. Для каждого конкретного утверждения

дети находят доказательства в тексте, цитируют отдельные предложения или

отрывки и поэтому вынуждены непрерывно перечитывать произведение.

Формула

"переживай"

выражается

в

сочувственном

отношении

к

героям,

в

стремлении

голосом

передать

настроение,

чувства

героя

при

чтении.

И

последнее "понимай", выясняем с учащимися на сколько смысловых частей

можно

разделить

текст,

о

чем

кратко

говорится

в

каждой

части

и

в

чем

заключается главная мысль всего произведения.

Нам с детьми нравится работать по "3П". Уроки проходят быстро, интересно.

Чтение получается увлекательным, вдумчивым, поисковым, многократным.



В раздел образования