Автор: Безлепкина Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы"
Раздел: начальное образование
Безлепкина Вера Николаевна
МОУ «СОШ №4» г. Валуйки
Белгородской области
Тема: склонение имен прилагательных женского рода с мягким
согласным на конце основы.
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского
рода с мягкими согласными на конце основы.
Задачи:
Образовательные:
а) сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных
женского рода с мягкими согласными на конце основы;
б) учить видению художественного образа, единства содержания и языка
пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита;
в) обогащать речь и словарный запас детей эмоционально окрашенной
лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
2.Развивающие:
развивать умения в определении падежа имён прилагательных;
развивать умение подбирать заголовки к тексту;
развивать навыки орфографической зоркости;
развивать умения анализа, синтеза, обобщения;
формировать общие способы решения орфографических задач;
развивать внимание, мышление;
развивать устную и письменную речь уч-ся;
3. Воспитательные:
расширение знаний о родном языке;
развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления
природы.
4.Оздоровительные : способствовать укреплению физического здоровья и
профилактике заболеваний .
Формируемые УУД.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать
свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на
основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов); проводить сравнение, сериацию и классификацию по
заданным критериям.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать
вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной
деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,
что партнер знает и видит, а что нет
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к
самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные: ознакомиться с особенностями склонения имен прилагательных
единственного числа женского рода.
Оборудование: компьютер, презентация, газета «Валуйская звезда», гелевые
шары, зрительные метки, сенсорные кресты, видеоролик, фонозапись с
голосами птиц, бейджики, музыка Чайковского «Времена года», фломастеры,
толковый словарь Ожегова, часы
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: создать коллаборативную среду, психологически настроить детей на
интересную плодотворную работу на уроке, формирование групп.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Учитель:
Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
2.Мобилизующий
-Сейчас урок русского языка будет.
- Каким вы хотите видеть урок? (Познавательным, интересным,обучающим)
- Я хочу вас видеть:
Коммуникабельными
Интеллектуальными
Нравственными
Образованными
3. Актуализация опорных знаний.
Цель: Проверка знаний учащихся по теме. Блиц – опрос
- Какой частью речи являются слова: коммуникабельные, интеллектуальные и
т.д. Блиц – опрос связан именно с этой частью речи.
-Если вы не согласны с утверждением, то работаем с тренажёром для
ног, если согласны –в классе полная тишина.
1.Имена прилагательные обозначают предмет.
2.Имена прилагательные связаны с именами существительными.
3.Имена прилагательные согласуются с существительным в числе,
роде, падеже.
4.Имена прилагательные мужского рода имеют окончания –ое, -ее.
5. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания –ый, -ий.
6. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
7. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной.
4. Этап формулировки темы и цели урока.
- О каком родовом окончании прилагательных не говорилось в тесте?
- Какова тема урока?
Работа с толковым словарём
-Ребята, на столах у вас лежит документ. Как он называется? (удостоверение
корреспондента)
Ребята, на столах у вас лежит документ. Как он называется?
(удостоверение корреспондента)
Прочитай, Диана, в толковом словаре, что означает слово корреспондент.
-Где мы можем прочитать подготовленный корреспондентом материал?
-Расскажи, Настя, что означает слово ГАЗЕТА?
Газета – периодическое издание в виде больших листов,обычно ежедневное,
посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
Оно происходит из итальянского языка. Изначально газетой называлась
монета в два сольди (итальянские деньги) с изображением сороки. На неё
можно было купить газету. По-итальянски сорока звучит как газза, отсюда и
слово газета.
-Для чего нам нужны газеты? (быть в курсе событий)
5. Рассматривание местной газеты «Валуйская звезда»
-Какие рубрики газеты вы нашли?(цитата дня, реклама, поздравление, спорт)
Прочтите фамилии корреспондентов.(Гулова, Долгополова, Ёлкин ). Ваша
задача – получить на уроке удостоверение за грамотность, оперативность
выполнения заданий.
Ребята, представьте себе, что наш класс – это редакция газеты. Как вы
думаете, кто выпускает газету, какие специалисты там работают? (бейджик у
каждого из вас) (редактор, художник, корреспондент, дизайнер, и др.)
- Я буду главным редактором. И назначаю моими помощниками Будко Д.,
Корева А, Попову, Биткову, Дубовик, Петренко.
-Каждая газета имеет своё название, которое отражает общее содержание
газеты и тему данного номера. Как бы вы назвали свою газету?
- Подберите прилагательные к слову газета. Подсказки есть на сенсорных
крестах:
- вечерняя газета, утренняя газета;
- местная, заводская, школьная, зарубежная и т.д.
- -У нас выпускают старшеклассники школьную газету. Многие рубрики
посвящены здоровому образу жизни школьника: разговор о
правильном питании, о пользе молока мы писали мини-сочинения, о
прививках, закаливании и т.д.
- Что общего в словосочетаниях на сенсорных крестах?
- На какие две группы можно разделить?
6. Работа над новым материалом.
Наш спецкор вёл репортаж с места события. Где и какие события
происходили, вам предстоит узнать.
А) Деформированный текст
Выберете по одному корреспонденту от каждой группы, чтобы найти
зрительные метки, соответствующие вашему номеру группы и собрать из
деформированного текста связный текст как можно быстрее. Тайммеккеры
следят за временем. За столом можно работать стоя.
Крылатые гости.
1) Наступила весна.
2) Прилетели скворцы.
3) Папа с Андреем решили смастерить для них скворечник.
4) Они пробрались к яблоне, которая росла в саду, и прикрутили проволокой
к стволу яблони.
5) Скворцы поселились в домике.
6) Мальчик был доволен.
-Прочитайте получившийся текст.
-Вы не считаете, что текст получился «сухим», не образным. Прошу устно
подкорректировать.
Поисково-творческий этап
1) Наступила ранняя весна.
2) Прилетели говорливые скворцы.
3) Папа с Андреем решили смастерить для них уютный скворечник.
4) Они пробрались к старой яблоне, которая росла в саду, и прикрутили
проволокой к стволу яблони.
5) Скворцы поселились в домике, который сделали для них Андрей с папой.
6) Мальчик был очень доволен.
- А вы готовы к встрече скворцов?
Б) Минутка чистописания.
1.-Перед тем как мы начнем писать, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Большой палец –способствует работе мозга
Указательный палец – работе желудка.
Средний палец – работе кишечника.
Безымянный палец – работе печени.
Мизинец – работе сердца.
-Ребята, на столе у каждого находится страничка будущей газеты.
- Нам предложили назвать газету: ПЕРКАПВЕСЕННЯЯЛУЖП
- Как вы думаете, почему решили так назвать?
- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-
своему. Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности!
Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы –
музыку, художники – свои картины
- Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, они так или иначе будут
связаны с темой весны.
В) Повторить гигиенические навыки письма.(посадка, положение
тетради)
-Назовите окончание в названии газеты.
- Запишите эти окончания в тетради. Яя
Теперь напишем название газеты. Весенняя
Г) Словарная работа. Слово газета
-Это словарное слово, которое пишется с непроверяемой гласной – а.
Подберите прилагательные, оканчивающиеся на согласный с мягкой основой.
Запишите словосочетания с вопросом.
( Какая?) Вчерашняя газета, сегодняшняя.
- Ребята, произошло ЧП (чрезвычайное происшествие) в нашей передовице
(статье) пропали окончания. Нам нужно провести журналистское
расследование и вернуть окончания.
- Определите род и падеж прилагательных.
- Как вы определите род и падеж прилагательных?
Коллективная работа
Нет ничего красивее этой утренн… поры. Высоко в небе слышна
утренн… песня жаворонка. Каждый рад услышать эту утренн… трель. Мы
стояли на крыльце и любовались последн… утренн… звездой. По звонк…
утренн…песне соловья легко определить приход весны. Все восхищаются
утренн… природой.
- Что вы заметили? Какого рода прилагательные? С какими согласными на
конце основы?
- Какое окончание в И.п.? Р.п.? Д.п.? В.п.? Т.п.? П.п.?
- Какой вывод можем сделать?
- Как схематически можете изобразить? Допишите названия падежей в
рубрике «Секреты прилагательных»
Рассматривание опорной таблицы на доске
- Найдите в тексте предложение с однородными членами. Какой частью речи
они выражены? Какими членами предложения являются?
Расследование провели успешно. Молодцы!
-Утром, просыпаясь, вы выполняете утреннюю зарядку.
Физкультминутка. Офтальмотренажёр Базарного.
Д) Просклонять словосочетание «утренняя зарядка» в рубрике «Спорт»
Взаимопроверка. Поменялись газетами.
-У кого замечания? Молодцы!
7. Беседа о спорте
-Президент Путин огромное внимание уделяет развитию спорта среди
взрослых и детей.
-Каким видом спорта занимаетесь вы?
-Прочтите первые буквы каждого слова.
Коммуникабельными
Интеллектуальными
Нравственными
Образованными
2016год объявлен годом КИНО
8. Просмотр видеоролика о футболе.
-Какой ЧМ пройдёт в Москве в мае этого года? (по хоккею)
Я думаю, что весна будет уже цветущей и поющей.
-Какое окончание в И.П. ЦВЕТУЩАЯ и ПОЮЩАЯ?
Фонозапись- голоса птиц.
- Ребята, к нам в редакцию пришло письмо в номер.
-В какой рубрике оно напечатано? (проба пера)
В лес пришла ранняя весна. Лес наполняется новыми звуками. Звонко
поют
птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. На краю болота токует
глухарь.
Радостна, шумна и пахуча весна. Деревья досматривают свои последние
сны.
Что снится дереву?
9. Мини- сочинение.
- Придумайте сказку, используя прилагательные в разных падежах. Запишите
4-5 предложений. Укажите падежи выделенных вами окончаний имён
прилагательных.
-Сдайте работы помощникам редактора. Совещание помощников редактора
по определению написания лучшей сказки.( Выключить фонозапись голоса
птиц)
- Сядьте прямо, расслабьте плечи, положите руки на колени, закройте глаза,
послушайте музыку Чайковского «Времена года»
- Что художники наши представили, слушая музыку?
- Как вы почувствовали наступление весны в музыкальном произведении?
Рассматривание репродукции на слайде №1
-Как Саврасов Алексей Кондратьевич в своей картине «Грачи прилетели»
передал наступление весны?
-Я вижу, что помощники хотят зачитать лучшую сказку. Давайте послушаем.
Спасибо, мы продолжим работать над репродукцией.
1группа составляет предложение о берёзе.
2группа составляет предложение о грачах
3группа составляет предложение о солнце.
4группа составляет предложение о талом снеге, луже.
5группа составляет предложение о церквушке.
6группа составляет предложение о зелёной листве.
10. Проверка. Составление проекта «Весна» у доски. (Каждая группа
зачитывает составленное предложение и прикрепляют рисунки берёзы, грача,
проталины и т.д.)
11. Обобщение новых знаний и способов действий.
- Поместить в газете можем только ту работу, которая выполнена
каллиграфическим почерком и без грамматических ошибок, т.к. газеты
читают много людей, поэтому проверьте все орфограммы, подобрав
проверочные слова в тексте с заданием разного уровня. Найдите рубрику
«Оцени себя»
1 уровень сложности
Определи к какому существительному относится прилагательное, поставь
вопрос и определи род и число имён прилагательных, подбери верное
окончание.
Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило
ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок
заиграл ветками высок… деревьев.
2 уровень сложности.
Согласуй прилагательное с существительным в тексте, укажи род и число
прилагательных.
(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе
засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный)
травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи
их род и число, выдели окончание.
……… весна пришла в наш ……… городок. В ……… небе засветило ………
солнышко. На ……… земле показалась ……… травка. ……… ветерок заиграл
ветками ……… деревьев.
Проверка выполнения задания дифференцированного 1 и 2 уровня
помощниками.
3уровень зачитывает 1 обуч-ся
Итог урока. Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
- Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
-Где пригодятся вам знания в жизни, полученные на уроке?
Прошу помощников определить, кто же достоин звания «корреспондента»?
Вручение удостоверений.
Рефлексия
-Ребята, прошу вас встать и взяться за ленточку шарика, если на уроке вы
чувствовали себя комфортно и уверенно.
-Благодарю за урок.