Напоминание

"Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы"


Автор: Безлепкина Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы"
Раздел: начальное образование





Назад




Безлепкина Вера Николаевна

МОУ «СОШ №4» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: склонение имен прилагательных женского рода с мягким

согласным на конце основы.

Цель:

ознакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского

рода с мягкими согласными на конце основы.

Задачи:

Образовательные:

а) сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных

женского рода с мягкими согласными на конце основы;

б) учить видению художественного образа, единства содержания и языка

пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита;

в) обогащать речь и словарный запас детей эмоционально окрашенной

лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

2.Развивающие:

развивать умения в определении падежа имён прилагательных;

развивать умение подбирать заголовки к тексту;

развивать навыки орфографической зоркости;

развивать умения анализа, синтеза, обобщения;

формировать общие способы решения орфографических задач;

развивать внимание, мышление;

развивать устную и письменную речь уч-ся;

3. Воспитательные:

расширение знаний о родном языке;

развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления

природы.

4.Оздоровительные : способствовать укреплению физического здоровья и

профилактике заболеваний .

Формируемые УУД.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать

свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с

поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на

основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую

очередь текстов); проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать

вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной

деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,

что партнер знает и видит, а что нет

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и

оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к

самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные: ознакомиться с особенностями склонения имен прилагательных

единственного числа женского рода.

Оборудование: компьютер, презентация, газета «Валуйская звезда», гелевые

шары, зрительные метки, сенсорные кресты, видеоролик, фонозапись с

голосами птиц, бейджики, музыка Чайковского «Времена года», фломастеры,

толковый словарь Ожегова, часы

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: создать коллаборативную среду, психологически настроить детей на

интересную плодотворную работу на уроке, формирование групп.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Учитель:

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

2.Мобилизующий

-Сейчас урок русского языка будет.

- Каким вы хотите видеть урок? (Познавательным, интересным,обучающим)

- Я хочу вас видеть:

Коммуникабельными

Интеллектуальными

Нравственными

Образованными

3. Актуализация опорных знаний.

Цель: Проверка знаний учащихся по теме. Блиц – опрос

- Какой частью речи являются слова: коммуникабельные, интеллектуальные и

т.д. Блиц – опрос связан именно с этой частью речи.

-Если вы не согласны с утверждением, то работаем с тренажёром для

ног, если согласны –в классе полная тишина.

1.Имена прилагательные обозначают предмет.

2.Имена прилагательные связаны с именами существительными.

3.Имена прилагательные согласуются с существительным в числе,

роде, падеже.

4.Имена прилагательные мужского рода имеют окончания –ое, -ее.

5. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания –ый, -ий.

6. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.

7. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной.

4. Этап формулировки темы и цели урока.

- О каком родовом окончании прилагательных не говорилось в тесте?

- Какова тема урока?

Работа с толковым словарём

-Ребята, на столах у вас лежит документ. Как он называется? (удостоверение

корреспондента)

Ребята, на столах у вас лежит документ. Как он называется?

(удостоверение корреспондента)

Прочитай, Диана, в толковом словаре, что означает слово корреспондент.

-Где мы можем прочитать подготовленный корреспондентом материал?

-Расскажи, Настя, что означает слово ГАЗЕТА?

Газета – периодическое издание в виде больших листов,обычно ежедневное,

посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

Оно происходит из итальянского языка. Изначально газетой называлась

монета в два сольди (итальянские деньги) с изображением сороки. На неё

можно было купить газету. По-итальянски сорока звучит как газза, отсюда и

слово газета.

-Для чего нам нужны газеты? (быть в курсе событий)

5. Рассматривание местной газеты «Валуйская звезда»

-Какие рубрики газеты вы нашли?(цитата дня, реклама, поздравление, спорт)

Прочтите фамилии корреспондентов.(Гулова, Долгополова, Ёлкин ). Ваша

задача – получить на уроке удостоверение за грамотность, оперативность

выполнения заданий.

Ребята, представьте себе, что наш класс – это редакция газеты. Как вы

думаете, кто выпускает газету, какие специалисты там работают? (бейджик у

каждого из вас) (редактор, художник, корреспондент, дизайнер, и др.)

- Я буду главным редактором. И назначаю моими помощниками Будко Д.,

Корева А, Попову, Биткову, Дубовик, Петренко.

-Каждая газета имеет своё название, которое отражает общее содержание

газеты и тему данного номера. Как бы вы назвали свою газету?

- Подберите прилагательные к слову газета. Подсказки есть на сенсорных

крестах:

- вечерняя газета, утренняя газета;

- местная, заводская, школьная, зарубежная и т.д.

- -У нас выпускают старшеклассники школьную газету. Многие рубрики

посвящены здоровому образу жизни школьника: разговор о

правильном питании, о пользе молока мы писали мини-сочинения, о

прививках, закаливании и т.д.

- Что общего в словосочетаниях на сенсорных крестах?

- На какие две группы можно разделить?

6. Работа над новым материалом.

Наш спецкор вёл репортаж с места события. Где и какие события

происходили, вам предстоит узнать.

А) Деформированный текст

Выберете по одному корреспонденту от каждой группы, чтобы найти

зрительные метки, соответствующие вашему номеру группы и собрать из

деформированного текста связный текст как можно быстрее. Тайммеккеры

следят за временем. За столом можно работать стоя.

Крылатые гости.

1) Наступила весна.

2) Прилетели скворцы.

3) Папа с Андреем решили смастерить для них скворечник.

4) Они пробрались к яблоне, которая росла в саду, и прикрутили проволокой

к стволу яблони.

5) Скворцы поселились в домике.

6) Мальчик был доволен.

-Прочитайте получившийся текст.

-Вы не считаете, что текст получился «сухим», не образным. Прошу устно

подкорректировать.

Поисково-творческий этап

1) Наступила ранняя весна.

2) Прилетели говорливые скворцы.

3) Папа с Андреем решили смастерить для них уютный скворечник.

4) Они пробрались к старой яблоне, которая росла в саду, и прикрутили

проволокой к стволу яблони.

5) Скворцы поселились в домике, который сделали для них Андрей с папой.

6) Мальчик был очень доволен.

- А вы готовы к встрече скворцов?

Б) Минутка чистописания.

1.-Перед тем как мы начнем писать, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Большой палец –способствует работе мозга

Указательный палец – работе желудка.

Средний палец – работе кишечника.

Безымянный палец – работе печени.

Мизинец – работе сердца.

-Ребята, на столе у каждого находится страничка будущей газеты.

- Нам предложили назвать газету: ПЕРКАПВЕСЕННЯЯЛУЖП

- Как вы думаете, почему решили так назвать?

- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-

своему. Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности!

Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы –

музыку, художники – свои картины

- Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, они так или иначе будут

связаны с темой весны.

В) Повторить гигиенические навыки письма.(посадка, положение

тетради)

-Назовите окончание в названии газеты.

- Запишите эти окончания в тетради. Яя

Теперь напишем название газеты. Весенняя

Г) Словарная работа. Слово газета

-Это словарное слово, которое пишется с непроверяемой гласной – а.

Подберите прилагательные, оканчивающиеся на согласный с мягкой основой.

Запишите словосочетания с вопросом.

( Какая?) Вчерашняя газета, сегодняшняя.

- Ребята, произошло ЧП (чрезвычайное происшествие) в нашей передовице

(статье) пропали окончания. Нам нужно провести журналистское

расследование и вернуть окончания.

- Определите род и падеж прилагательных.

- Как вы определите род и падеж прилагательных?

Коллективная работа

Нет ничего красивее этой утренн… поры. Высоко в небе слышна

утренн… песня жаворонка. Каждый рад услышать эту утренн… трель. Мы

стояли на крыльце и любовались последн… утренн… звездой. По звонк…

утренн…песне соловья легко определить приход весны. Все восхищаются

утренн… природой.

- Что вы заметили? Какого рода прилагательные? С какими согласными на

конце основы?

- Какое окончание в И.п.? Р.п.? Д.п.? В.п.? Т.п.? П.п.?

- Какой вывод можем сделать?

- Как схематически можете изобразить? Допишите названия падежей в

рубрике «Секреты прилагательных»

Рассматривание опорной таблицы на доске

- Найдите в тексте предложение с однородными членами. Какой частью речи

они выражены? Какими членами предложения являются?

Расследование провели успешно. Молодцы!

-Утром, просыпаясь, вы выполняете утреннюю зарядку.

Физкультминутка. Офтальмотренажёр Базарного.

Д) Просклонять словосочетание «утренняя зарядка» в рубрике «Спорт»

Взаимопроверка. Поменялись газетами.

-У кого замечания? Молодцы!

7. Беседа о спорте

-Президент Путин огромное внимание уделяет развитию спорта среди

взрослых и детей.

-Каким видом спорта занимаетесь вы?

-Прочтите первые буквы каждого слова.

Коммуникабельными

Интеллектуальными

Нравственными

Образованными

2016год объявлен годом КИНО

8. Просмотр видеоролика о футболе.

-Какой ЧМ пройдёт в Москве в мае этого года? (по хоккею)

Я думаю, что весна будет уже цветущей и поющей.

-Какое окончание в И.П. ЦВЕТУЩАЯ и ПОЮЩАЯ?

Фонозапись- голоса птиц.

- Ребята, к нам в редакцию пришло письмо в номер.

-В какой рубрике оно напечатано? (проба пера)

В лес пришла ранняя весна. Лес наполняется новыми звуками. Звонко

поют

птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. На краю болота токует

глухарь.

Радостна, шумна и пахуча весна. Деревья досматривают свои последние

сны.

Что снится дереву?

9. Мини- сочинение.

- Придумайте сказку, используя прилагательные в разных падежах. Запишите

4-5 предложений. Укажите падежи выделенных вами окончаний имён

прилагательных.

-Сдайте работы помощникам редактора. Совещание помощников редактора

по определению написания лучшей сказки.( Выключить фонозапись голоса

птиц)

- Сядьте прямо, расслабьте плечи, положите руки на колени, закройте глаза,

послушайте музыку Чайковского «Времена года»

- Что художники наши представили, слушая музыку?

- Как вы почувствовали наступление весны в музыкальном произведении?

Рассматривание репродукции на слайде №1

-Как Саврасов Алексей Кондратьевич в своей картине «Грачи прилетели»

передал наступление весны?

-Я вижу, что помощники хотят зачитать лучшую сказку. Давайте послушаем.

Спасибо, мы продолжим работать над репродукцией.

1группа составляет предложение о берёзе.

2группа составляет предложение о грачах

3группа составляет предложение о солнце.

4группа составляет предложение о талом снеге, луже.

5группа составляет предложение о церквушке.

6группа составляет предложение о зелёной листве.

10. Проверка. Составление проекта «Весна» у доски. (Каждая группа

зачитывает составленное предложение и прикрепляют рисунки берёзы, грача,

проталины и т.д.)

11. Обобщение новых знаний и способов действий.

- Поместить в газете можем только ту работу, которая выполнена

каллиграфическим почерком и без грамматических ошибок, т.к. газеты

читают много людей, поэтому проверьте все орфограммы, подобрав

проверочные слова в тексте с заданием разного уровня. Найдите рубрику

«Оцени себя»

1 уровень сложности

Определи к какому существительному относится прилагательное, поставь

вопрос и определи род и число имён прилагательных, подбери верное

окончание.

Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило

ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок

заиграл ветками высок… деревьев.

2 уровень сложности.

Согласуй прилагательное с существительным в тексте, укажи род и число

прилагательных.

(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе

засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный)

травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи

их род и число, выдели окончание.

……… весна пришла в наш ……… городок. В ……… небе засветило ………

солнышко. На ……… земле показалась ……… травка. ……… ветерок заиграл

ветками ……… деревьев.

Проверка выполнения задания дифференцированного 1 и 2 уровня

помощниками.

3уровень зачитывает 1 обуч-ся

Итог урока. Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

- Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

-Где пригодятся вам знания в жизни, полученные на уроке?

Прошу помощников определить, кто же достоин звания «корреспондента»?

Вручение удостоверений.

Рефлексия

-Ребята, прошу вас встать и взяться за ленточку шарика, если на уроке вы

чувствовали себя комфортно и уверенно.

-Благодарю за урок.



В раздел образования