Напоминание

Иллюстрирование литературных произведений


Автор: Симонова Елена Илларионовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая рекомендации
Тема: Иллюстрирование литературных произведений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

Дополнительное образование

Центр детского творчества «Юность»

Дзержинского района г.Перми

Методические рекомендации

«Иллюстрирование литературных произведений»

(длядетей от 6 до 14 лет)

Составитель:

Симонова Е.И.

педагог доп. образования

Пермь 2017

« Иллюстратор-переводчик мыслей

писателя на язык красоты»

Теодоров Борис Аркадьевич

«Хорошо учить - значить любя, учить, а любя ничего не скучно делать;

тут, как говорится, дежурить не придется»

Чистяков П.Ф.

Иллюстрация в широком смысле – пояснение словесной информации

наглядными примерами, чертежами и изображениями, а в более

узком – область искусства, связанная с изобразительным истолкованием

литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг

является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно очень

своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода.

Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями

и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны.

Первый интерес ребенка к книге возникает чаще всего благодаря

иллюстрации, этому «волшебному ключику», открывающему перед

читателями дверь в живой и многообразный мир художественной

литературы. Иллюстрация будит воображение, формирует представление о

мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и красок.

Позднее отношение к иллюстрации делается все более осознанным и

оценочным.

Цель иллюстрации-помочь понять, принять литературное произведение,

почувствовать авторские волнения, переживания. А при иллюстрировании –

передать своё отношение, своё понимание изобразительными средствами.

Для достижения поставленной цели предполагаю решение следующих задач:

предварительно ознакомиться с текстами произведений, и их героями;

выделить сюжеты для иллюстрирования, выполните поисковые

наброски и эскизы;

выбрать для работы художественные материалы графики;

выполнить окончательный вариант иллюстраций.

Сам термин происходит от латинского слова «illustratio» - освящение,

наглядное изображении, т.е. это «изобразительное истолкование»

литературного и научного произведения. В строгом значении термина к

иллюстрации следует отнести произведения, предназначенные для

восприятия в определенном единстве с текстом (т.е. как бы непосредственно

участвующие в процессе чтения), - так определяет значение этого слова

«Популярная художественная энциклопедия». По мнению литературоведа

К.В..Пигарева, «художественная иллюстрация является одной из форм

творческого содружества между «изобразительным искусством и

литературой».

Искусствовед Н.О.Дмитриева считает, что – «это та область, где пути

изображения и слова скрещиваются и переплетаются».

Художник-иллюстратор – это активный толкователь литературного

произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем

неожиданный вариант истолкования, он обязан иллюстрировать идеи

произведения, выражать их через пластический язык изобразительного

искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл. Она может

расширить рамки литературного произведения, вызвать интерес к

литературному наследию и пластическим проблемам.

Часто говорят “почерк художника”, или особенности индивидуального стиля.

Что это?

как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого

действия – пространство и время;

как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер

движения;

что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или

свет и цвет;

как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое,

какое значение придает силуэту;

какими композиционными принципами преимущественно пользуется;

как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и

т.д.

Как часть общего оформления книги, иллюстрации бывают следующих

видов:

полосные и полуполосные, то есть занимающие полную страницу или

ее половину; (показ примера в книге)

оборочные - маленькие рисунки, окруженные текстом, заставки и

концовки – небольшие рисунки, не связанные с каким-нибудь конкретным

эпизодом. (показ примера в книге)

Содержание, стиль, образный и изобразительный строй, характер и технику

исполнения, автор иллюстраций для выполнения работы определяет сам.

Прочитав текст, определить сюжет для иллюстрирования, выбрать

художественные материал и технику.

Порядок

подготовки

выполнения

учащимися

рисунка

к

литературному

произведению и последовательности процесса работы над композицией на

заданную тему можно рекомендовать следующие:

1.

в зависимости от вида иллюстраций – полосная, полу полосная,

выберите расположение листа;

2.

выбор сюжета;

3.

компоновка;

4.

наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного

произведения- целенаправленное наблюдение животных, птиц,

деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

5.

наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в

карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

6.

выполнение эскиза ( в карандаше и в цвете) и использование натурного

материала в композиции.

7.

Также прорабатываются отдельные детали композиции. Изучается

народный орнамент, костюмы и быт народа.

8.

выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с

использованием всего подготовительного материала в композиции.

При выполнении самостоятельной творческой работы по необходимости

возникают обсуждения о правилах, приемах и средствах композиции, законах

линейной и воздушной перспективы, последовательности рисования фигуры

человека и его окружающего мира, цветовом или тоновом решении работы,

способах выделения сюжетно – композиционного центра, сочетании жанров

изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, интерьер).

По завершению работы над иллюстрацией ученик, представляющий свою

работу, вывешивает ее на доску:

зачитывает выбранный для иллюстрирования сюжет, поясняет

понимание прочитанного;

раскрывает характер героев;

дает психологический портрет каждого героя;

поясняет правила, приемы и используемые средства композиции в

работе;

знакомит с выбранными способами выделения сюжетно-

композиционного центра работы.

Прежде всего, следует очень вдумчиво относиться к выбору иллюстраций,

которые будут использованы на уроке. Это должны быть хорошие,

талантливо выполненные иллюстрации, обладающие большой силой

воздействия на зрителя. Из этого следует, что, выбирая иллюстрации, надо

учитывать уровень художественного развития учащихся, их «зрительский

опыт», в противном случае предложенный им иллюстративный материал

окажется слишком сложным и непонятным. Вместе с тем учитель должен

развивать у учащихся культуру восприятия иллюстраций, постепенно

усложняя привлекаемый иллюстративный материал и давая в процессе

работы хотя бы самые необходимые пояснения искусствоведческого

характера. Это поможет учащимся научиться понимать язык

изобразительного искусства и оценивать мастерство художника-

иллюстратора

Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями

и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Они имеют большое

значение в литературно-художественной книге, а именно:

с помощью иллюстраций читатель может более полно познать

литературный текст, правильно его истолковать, понять его смысл;

иллюстрации помогают выявить основные идеи литератора;

читатель с помощью графических изображений может яснее

представить себе образы героев книг;

иллюстрации повышают эмоциональное воздействие на

читателя.

Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих

зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли писателя

или поэта. Часто она в отрыве от литературного текста может быть не понята

зрителем. В ряду изобразительных искусств книжная иллюстрация по

массовости повторения и распространения оригинала занимает ведущее

место. Эта особенность иллюстрации подчёркивает её социально-

воспитательную роль и большую ответственность издательств перед

читателями по созданию настоящих, подлинно художественных

иллюстраций. Иллюстрации всегда выступают как составная часть книги,

тесно связанные не только с её содержанием, но и с её способом печати и

брошюровки, техникой её исполнения. Качество иллюстрации в книге

зависит не только от художников, но и от редакторов, работников

типографии, т.е. иллюстрация становится в какой-то мере плодом

коллективного труда.

Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую

эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл

изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как

складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир

персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать

их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в

повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов

произведения.

Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся

уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому

быту или области духовной жизни человека. «Сопоставляя иллюстрацию с

текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи

(повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение

художественного контекста, расширяют свои представления о переносном

значении слов, о богатстве оттенков значения»,- подчеркивает языковед

Н.Я.Мещерякова.

Место иллюстрации на уроке, время, отведенное на работу с ней, методика

работы, конкретные вопросы по анализу иллюстрации, если урок проводится

методом беседы, - все это зависит от темы занятия, специфики изучаемого

литературного произведения, характера отобранной иллюстрации,

методической задачи, которую ставит преподаватель. Важно, чтобы работа с

иллюстрацией была не случайным методическим приемом, а системой,

обладающей своей логикой и динамикой, которая осуществлялась бы в

соответствии с дидактическим принципом систематичности и

последовательности в обучении с учетом возрастных особенностей и уровня

развития учащихся.

Функции изобразительных искусств и технология их использования в

преподавании литературы наиболее полно описаны в методических пособиях

и научных статьях Е.Н.Колокольцева. Большой интерес представляет статья

Е.Н.Колокольцева «Неразлучимы в России живопись, музыка, проза,

поэзия…». В ней автор раскрывает разнообразие средств наглядности в

изучении литературы, называет и рекомендует издания последних лет,

вызывающих интерес у преподавателей-словесников. Сама статья носит

подзаголовок «О классификации средств наглядности в преподавании

литературы». Автор выделяет несколько видов наглядности:

непосредственную,

образно-опосредованную,

словесно-графическую(зрительную),

словесную(слуховую).

К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают

воссоздать облик эпохи, отображенной в литературном произведении. Но это

может быть и их изображение на рисунках, картинах, которые способны

выполнить роль исторического комментария к произведению писателя. К

непосредственной наглядности можно отнести изображения и фотографии

достопримечательных мест, картины, рисунки, как правдивые свидетельства

об эпохе, публикация музейных фондов в печатных изданиях и т.д.

Образно-опосредованная наглядность основана на тесном

взаимопроникновении и взаимосвязи литературы с другими видами

искусства. По характеру отношения произведений смежных искусств к

литературному произведению эту наглядность можно разделить на две

большие группы: средства наглядности, комментирующие литературные

произведения, и средства наглядности, тематически и сюжетно близкие

произведению. Помимо иллюстраций и картин на литературные сюжеты,

зрительная наглядность дополняется эскизами декораций, костюмов,

афишами спектаклей.

К слуховой наглядности целесообразно отнести музыкальные

произведения, написанные на литературные сюжеты, образцы

художественного чтения, звукописи фрагментов спектаклей, а также образцов

художественного чтения или отрывков из произведений в исполнении

актеров.

Словесно-графическая (зрительная) наглядность включает в себя

синхронистические таблицы, карты путешествий писателя, схемы, таблицы

по теории литературы, планы литературных произведений, афиши

выступлений писателей и поэтов и т.п.

Работа с иллюстрацией дает также возможность совершенствовать язык

самих учащихся. Их устную и письменную речь. Подобно картине,

иллюстрация служит прекрасным материалом для сообщений, сочинений.

Поэтому почти на любом этапе изучения литературного произведения работа

с иллюстрацией может сопровождаться наблюдениями над языком и стилем

художественного произведения.

Художник А.Гончаров выделяет три основные формы иллюстраций:

1. Исторически точные иллюстрации, которые можно рассматривать как

своеобразное историческое пособие. В них художник четко следует за

литературным произведением: воспроизводит внешний облик героев,

обстановку действия, «описывает» средствами изобразительного искусства

сюжетно-фабульные взаимодействия. К таким иллюстрациям А.Гончаров

относит работы П.Боклевского, А.Агина, иллюстрировавших «Мертвые

души» Н.В.Гоголя.

2. Иллюстрации, авторы которых ставят целью передачу основной идеи, духа

и стиля произведения. Они расширяют сюжет изображений, усложняют

арсенал изобразительных средств, стремятся к наиболее полному и цельному

истолкованию литературного произведения.

3. Иллюстрации, в которых художник создает «лирический аккомпанемент»,

и, не следуя за авторским сюжетом, представляет изобразительно-

пластическую метафору, возникающую в виде сложно опосредованных

образов произведения. Так работал художник В.Горяев над произведениями

Н.В.Гоголя.

Свою типологию иллюстраций предлагает искусствовед М.Чегодаев:

1. Иллюстрация как «машина времени». В ней художник идет на прямое

общение с натурой, реальностью, составляющей для него жизнь книги. Такая

иллюстрация, как правило, воскрешает прошлое в его полнокровном бытии.

Художники, работая над такой иллюстрацией, обращаются к русской

классике. Таковы работы Н.Куприянова, Д.Кардовского, Д.Шмаринова,

Б.Басова.

2. Иллюстрации романтического плана. Художники-романтики В.Конашевич,

Н.Кузьмин, М.Митурич тяготеют к романтической литературе, поэзии,

фантастике, материализуя литературный образ, останавливаются на грани

мечты, воспоминания.

3. Иллюстрация, синтезирующая остроту, меткость, карикатуру. Этот тип

представляет смешение фантастичности реального и реальности фантастики.

Характерными являются работы Кукрыниксов.

4. Иллюстрация как неотъемлемая часть всей иллюстрационной концепции

книги. Художники этого направления обращаются к ксилографии,

разрабатывают концепцию всего книжного пространства, продумывают

заставки, ритмы текста, чередование текста и изображения. К таким

художникам-конструктивистам относятся В.Фаворский, А.Гончаров, Д.Бисти,

Л.Ильин.

5. Ассоциативно-метафорическая иллюстрация, которую А.Гончаров назвал

«лирическим аккомпанементом». Иллюстрация дает свободную

интерпретацию текста, не исключая привнесения дополнительного значения

в ту или иную изображаемую ситуацию.

Формы и методы работы иллюстрирования литературных произведений на

уроке

направлены

на

поддержание

интереса

к

книге

и

культуре

ее

оформления.

Словесный метод складывается из следующих приемов обучения:

лекция «Художественное оформление книги». (Энциклопедический

словарь юного художника; презентация);

беседа о творчестве известного художника иллюстратора книги,

которую решили оформлять на уроке;

инструктирование ученика по подбору необходимого материала для

передачи характера одежды героев, построек, интерьера, бытовых

деталей и т. д.;

указания к последовательности работы;

сопроводительное пояснение к работе с инструкцией изображения

портрета литературного героя;

индивидуальные указания по ходу работы над заданием.

Наглядный

метод -

«золотое

правило

дидактики».

Он

оказывает

более

эффективное действие, чем словесное объяснение. Поэтому лекцию следует

сопровождать показом книги литературного произведения по теме урока.

Желательно, чтобы иллюстратором был художник, о творчестве которого

будет

идти

речь

в

ознакомительной

беседе,

а

для

сравнения

творческих

подходов

к

иллюстрированию

произведения

можно

продемонстрировать

оформление книги другого художника. На столы следует положить карточки с

ключевыми словами по теме урока и инструкции изображения портрета и его

схемой. На столах или на доске поместить подборку материала об одежде,

постройках и другие свидетельства описываемой эпохи. Следует показать

педагогический рисунок по указанной теме и рисунки школьников прошлых

лет. Такая беседа приучает учащихся к самоанализу собственной работы и

исправлению ошибок. Однако одной наглядности для успешного решения на

практике

законов

рисунка

мало.

Хорошо

сопроводить

рассмотрение

наглядного материала другими приемами, активизирующими мышление и

в о о б р а ж е н и е

у ч е н и к а .

Желательно, в процессе такой работы использовать фрагменты музыкальных

произведений,

написанных

по

мотивам

литературных

произведений,

сравнивая трактовку образов литератора, иллюстратора и композитора.

Практический метод формирует навыки и умения школьника работать над

заданием. Он использует полученные знания о приемах работы с текстом на

уроках

литературы,

делает

анализ

образа,

дает

сравнительные

характеристики героям произведения.

Уроки обучения школьников иллюстрированию литературных произведений

могут проводиться по-разному, с использованием современных технологий.

Не редко учитель обращает внимание учащихся лишь на выполнение трех

основных

задач

графической

грамоты:

перспективу,

пропорциональное

построение и цветовое решение. Недооценка возможностей композиционного

построения сюжета резко снижает качество работы. Практика показывает,

что, чем подробней разъясняется тема и сюжеты, тем лучше будут рисунки

школьников. Однако есть ученики, которые с трудом справляются с заданием.

У них слабо развито пространственное мышление и творческое воображение.

Им

трудно

представить,

а

затем

и

изобразить

при

слабых

навыках

в

рисовании

то

о

чем

они

думают.

Таким

ученикам

необходимо

уделить

большее внимание и возможно яснее раскрыть перед ними сюжет и смысл

того,

что

им

предстоит

изобразить.

Можно

подготовить

для

них

более

простое задание, но дающее им возможность творчески его решить.

В процессе практической работы, учащиеся могут допустить логические,

конструктивные,

композиционные

и

технические

ошибки.

Логические

ошибки заключаются в неверном перспективном построении изображаемых

объектов - ученик не знает законов линейной перспективы. Так называемые

конструктивные ошибки в рисунках возникают из-за незнания учениками

сущности построения того или иного предмета, механизма и т. д. Причиной

этих ошибок является недостаточность знаний о предметах реального мира.

Композиционные ошибки вызываются недостаточным умением рационально

располагать изображаемые предметы на листе бумаги вследствие незнания

законов композиции.

Технические

ошибки

связаны

с

отсутствием

навыков

и

не

достаточной

аккуратности исполнения.

Чтобы свести к минимуму разнообразные ошибки учащихся, необходимо

организовывать

учебный

процесс

в

форме

единой

системы.

Только

при

условии

успешного

усвоения

учениками

всех

основных

понятий

и

приобретения

ими

нужных

навыков

по

всем

разделам

предмета

можно

успешно

обучать

их

технике

и

грамотному

исполнению

рисунка

к

литературному произведению. Развитие технических навыков играет очень

важную

роль

в

процесс

обучения

учащихся

рисованию.

Не

обладая

достаточными

навыками,

школьники

испытывают

большие

трудности

в

исполнении

рисунков,

из-за

чего

у

них

может

пропасть

и

интерес

к

рисованию.

При объяснении новой темы необходимо углублять знания учеников по

основным разделам, связанным с грамотным выполнением сюжетной

композиции. Раскрывая тему, обязательно следует обратить внимание

учащихся на идейный смысл литературного произведения, подвести ребят к

тому, что основной их задачей в данной работе является передача

характерных черт героев и их окружения.

Называя в каждой теме несколько сюжетов, уточняются моменты и эпизоды,

которые хотят изобразить учащиеся, конкретизируется круг задач, стоящие

перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность им яснее

представить себе то, что они хотят изобразить, удачнее составить

композицию.

Важнейшим и более сложным этапом в работе школьников над

иллюстрированием литературного произведения является компоновка

изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу

сюжетного решения рисунка школьника. Выбрав сюжет, они должны

продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Необходимо напомнить о том, что эскиз строится с общего наброска

размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом

раскрытия содержания. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке

должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать

все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять

перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести индивидуальную и

фронтальную работу с учащимися.

Цветовое решение эскиза должно быть замышлено учениками еще до начала

работы во взаимосвязи с содержанием произведения. Когда композиция

намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой

вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, без

лепки объемов предметов и без деталей, однако передать их освещение, т. к.

оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации.

Исходя из тематической заданности, художник может передаваемое действие

помещать в залитое ровным светом пространство или лучом света

избирательно освещать нужные участки и группы. Падающие тени -

дополнительный элемент для организации цельного цветового решения. При

работе над освещенностью, обращаю внимание учащихся на силуэты

композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные объекты

помещать на светлом фоне и наоборот.

Книга становится более привлекательной для читателя, если она красочна.

Однако

иллюстратор

должен

внимательно

перечитывать

литературное

произведение, обращать внимание на эмоциональную окраску того или иного

сюжета,

эпитеты

и

цветовые

картины.

Например:

Пушкин

очень

любил

поражать читателя эффектами света - «...озарена мгновенным блеском тьма

ночная», « блистая в латах, как в огне», «копье сияет как звезда» и другие.

Напрашивается вывод, что в поэтическом воображении Пушкина возникали в

основном

не

цветные

картины,

а

световые,

тональные.

Художник

Л.

Владимирский, иллюстрируя его поэму «Руслан и Людмила» после долгих

раздумий решил рисовать иллюстрации тональными с подкраской в один

цвет. Картинки добрые - желто-золотистые, а тревожные-синие.

Давно замечено, что дети любят рассматривать лица героев, определять его

характер и настроение. Поэтому, многие иллюстраторы изображают большие

портреты героев, особенно если писатель их ярко и четко обрисовал. Работа

эта не простая, но как учебное задание на уроке при иллюстрировании

литературного

произведения

более

приемлема

с

точки

зрения

оценки

рисунка. За все рисунки, выполненные учащимися, педагог, как правило,

должен

ставить

им

оценку.

Этот

момент

во

всем

процессе

обучения

и

воспитания

имеет

огромное

значение

в

смысле

конкретного

разъяснения

учащимся тех целей задач, которые ставит перед ними учитель. Поэтому

необходима правильная организация системы оценивания работ учащихся.

Должен быть определенный критерий рисунков. Что же является основным в

оценке рисунков учащихся? Прежде всего, всегда надо иметь в виду цели и

задачи, поставленные на каждом этапе обучения учебной программы. Кроме

того, учитель преследует определенные цели и задачи на каждом уроке, и

оценка должна отражать, насколько успешно эти задачи были выполнены.

Педагог

должен

учитывать

применение

в

рисунках

знаний,

полученных

учащимися

раньше.

Оценка

рисунков

всегда

происходит

по

нескольким

направлениям, кроме тех отдельных случаев, где перед учащимися ставятся

узкие

задачи,

не

затрагивающие

другие

стороны

дела.

В

сюжетном

карандашном

рисунке

учитывается

перспективное,

пропорционально

-

конструктивное, тональное и композиционное построение, выразительность

рисунка, а также передача содержания отрывка, и пр. Если работа выполнена

в цвете, то ко всем перечисленным задачам прибавляется оценка цветового

решения.

Здесь

учитель

сообразуется

с

программными

установками

для

данного класса. Учитель должен также видеть индивидуальные особенности

каждого ученика и принимать их во внимание при оценке рисунка. Это ведет

к

дифференцированию

процесса

обучения

и

стимулирует

повышение

качества работ учащихся. При оценке необходимо обращать внимание и на

общее эстетическое впечатление от работы.

Эстетическая

функция

иллюстрации

обусловлена

ее

ценностью

как

самостоятельного

произведения

искусства

и

является

основополагающей.

Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а

затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть

признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но

не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов. Задача

иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать

идейное

и

образно-эстетическое

содержание

одного

вида

искусства

(литературы)

средствами

и

приемами

другого

(графики).

Велика

роль

книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия

литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку

художник-иллюстратор

в

детской

книге

выступает

как

творец

и

соавтор

писателя,

он

не

просто

отражает

в

своих

рисунках

мир

литературного

произведения,

но

и

дает

трактовку,

зрительную

интерпретацию,

свое

понимание событий и образов. В библиотечной работе с читателем-ребенком

важно

знать,

какими

средствами

раскрытия

литературного

произведения

пользуется

художник-иллюстратор,

для

того

чтобы

способствовать

углубленному

эстетическому

восприятию

литературного

произведения

маленькими читателями.

Интересным

средством

раскрытия,

например,

идеи

литературного

произведения,

является

художественный

вымысел.

Суть

художественного

вымысла

-

в

изменении,

усилении,

развитии,

через

несуществующие

в

литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении

воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей.

Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее

общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом

начале

книги,

против

титульного

листа.

В

русле

этой

идеи,

как

бы

вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все

дальнейшее

восприятие

книги

читателем.

В

тесной

связи

с

раскрытием

идейного

смысла

литературного

произведения

находится

характеристика

образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически

в каждой книге.

К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение

героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а

также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.

Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-

образного

содержания

литературного

произведения,

в

их

понимании

-

большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития

детей.

Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только

постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных

особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация

своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно

выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения

стихотворных

произведений.

Ритмиче ская

организация

с т и ха

характеризуется

повторяющимися

элементами,

что

определяет

присущую

этим

произведениям

стройность,

легкость

движения.

Восприятие

юным

читателем

ритмической

структуры

стихотворного

произведения

-

важное

условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед

детскими библиотекарями.

Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией

композиционного

приема,

положенного

в

основу

литературного

произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного

построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное

произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

И

наконец

последнее

средство

-

это

отражение

иллюстрацией

языка

литературного

произведения.

Язык

-

важнейшее

выразительное

средство.

Язык

иллюстрации

-

это

язык

изобразительного

искусства.

Поэтому

так

важно

научить

ребенка

чувствовать

язык

искусства,

соответствие

между

стилем

(языком)

иллюстрации

и

стилем

(языком)

литературного

произведения.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного

искусства

оказывает

громадное

влияние

на

формирование

чувственного

восприятия

мира,

развивает

в

ребенке

эстетическую

восприимчивость,

выражающуюся,

прежде

всего,

в

стремлении

к

красоте

во

всех

ее

проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром

изобразительного

искусства.

Дополняя

и

углубляя

содержание

книги,

пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно

художественное

произведение,

и,

наконец,

обогащая

и

развивая

его

зрительное

восприятие,

книжная

иллюстрация

выполняет

эстетическую

функцию.

Методика обучения школьников иллюстрированию

литературныхпроизведений требует от педагога живого, эмоционального,

творческогоподхода к делу. Даже тогда, когда найден удачный педагогический

прием,его нужно разнообразить. Методика как искусство преподавания

состоит втом, чтобы вовремя оказать помощь ученику, объяснить материал

просто ипонятно, наладить с ним психологический контакт.

Вывод: как бы глубоко ученик не прочувствовал литературное произведение,

как бы ясно не представлял себе литературных персонажей, он не сможет

правильно изобразить героев, если у него нет навыков рисования с натуры,

если он не освоил законов перспективы, светотени, цвета, элементарные

правила изображения человека. Определенных успехов ученик может

достичь, лишь в том случае, если учитель правильно выстроит свою работу

на принципах учебнойпрограммы «Изобразительное искусство».

Последовательно организуя выполнение тем и указанных в них задач уроков

мы, обеспечиваем художественное поступательное развитие ребенка.

Формируем умение использовать полученные знания и навыки на практике:

самостоятельно иллюстрировать и выражать глубинные смыслы

литературного произведения. Учим понимать стиль автора, настроение и

атмосферу произведения.

Автор работы призывает «творчески мыслящего учителя» работать с

иллюстрациями разных типов, что обогатит знания учащихся, углубит их

представления об искусстве.

Использованная литература:

1.Глушенко Е.Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы. М.

Просвещение.1985

2.Колокольцев Е.Н. О классификации средств наглядности в преподавании

литературы. ЛШ№4, Просвещение.1989

3.Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М. 1972

Популярная художественная энциклопедия. М. 1986

4.Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы.

М.Просвещение.1970

5.Шкаруба Л.М. Иллюстрация на уроке. Русский язык и литература в

средних учебных

заведениях №6.Киев. 1988

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

Спб.:СОЮЗ, 1997.

7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:

Учебное

пособие

для

студентов

высших

учебных

заведений.

М.:

Академия, 2000.

8. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская

литература. – 1980. - № 4.

9. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. –

1990. - № 3.

10. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1998.

11. Шорохов, Е.В. Тематическое рисование в школе. М. Просвещение,

1970 г. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Под руководством Неменского Б.М. М., «Просвещение», 2007 г.

12. Колякина,В.И. Матодика организации уроков коллективного

творчества. М., Владос 2004 г.

13. Панов, В.П. Работа над иллюстрацией. Ж., «Юный художник» №11 1988

г.

14. А.Алехин, А.Н. Иллюстрируем книгу. Ж., «Юный художник» №3 1988

г.

Она звалась Татьяной... (иллюстрации Лидии Тимошенко к роману А.С.

Пушкина

Иллюстрация Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899г,

акварель

Приложение

Альбом иллюстраций рассказов о Великой Отечественной Войне

«Рисуют правнуки войну»

Эти работы являются иллюстрациями рассказов, которые написали

художники слова – С. Алексеев, Л. Кассиль, Н. Внуков, А. Митяев, В. Осеева и др.

И помогали нам художники – С. Калачёв, Е. Чернятин, В. Колесников,

ЮРебров, Н. Цейтлин . и др.. Спасибо всем.



В раздел образования